Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды, конструкция стальных канатов, применяемых на кранах и предъявляемые к ним требования




Порядок проведения технического освидетельствования крана и предъявляемые к ним требования.

Техническое освидетельствование устанавливает, что:

а) грузоподъемная машина и ее установка соответствуют Правилам и представленной при регистрации документации;

б) грузоподъемная машина находится в исправном состоя- нии, обеспечивающем ее безопасную работу;

в) обслуживание машины отвечает требованиям Правил.

Установлены следующие сроки, объем и порядок технического освидетельствования.

Все вновь установленные краны и съемные грузозахватные приспособления, на которые распространяются Правила, до пуска в работу должны быть технически освидетествованы.

Грузоподъемные краны, находящиеся в эксплуатации, обязательно подвергаются периодическому техническому освидетельствованию:

а) частичному — не реже одного раза в 12 месяцев;

б) полному — не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых (краны, обслуживающие машинные залы электрических и насосных станций, компрессорные установки и другие грузоподъемные машины, применяемые только прн ремонте оборудования). Эти краны подвергаются полному техническому освидетельствованию не реже одного раза в пять лет.

В н е о ч е р е д н о е полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины должно проводиться после:

а) монтажа, вызванного установкой грузоподъемной машины на новое место;

б) реконструкции кранов, в том числе: изменения привода, переоборудования крюковых кранов на грейферные или магнитные, увеличения пролета, высоты подъема груза, усиления крана для повышения грузоподъемности, а также другого переоборудования, вызывающего повышение или перераспределение нагрузок в узлах и рабочих элементах крана;

в) ремонта металлических конструкций грузоподъемной машины с заменой расчетных элементов или-узлов;

г) смены крюка (крюковой подвески);

д) капитального ремонта или смены механизма подъема.

Техническое освидетельствование не проводится после замены изношенных грузовых или других канатов, а также при перeпасовках канатов (установка вместо крюка грейфера, установка вставок стрелы и др.). В этих случаях тщательно проверяется правильность запасовки и надежность крепления концов каната, делается обтяжка канатов с помощью рабочего груза.

Полное первичное техническое освидетельствование грузоподъемных машин, которые выпускаются с завода и перевозятся на место эксплуатации в собранном виде, а также стреловых кранов производит отдел технического контроля завода-изготовителя, а прошедших ремонт на специализированных ремонтных предприятиях — отдел технического контроля предприятия. И в первом, и во втором случае — перед отправкой крана владельцу. Дата и результаты освидетельствования должны быть записаны в паспорт. На предприятиях, эксплуатирующих краны, техническое освидетельствование проводит бюро (отдел) по надзору, при этом обязательно участвуют лица, ответственные за исправное состояние кранов.

При полном техническом освидетельствовании машина подвергается осмотру, статическому и динамическому испытаниям.

При частичном техническом освидетельствовании статическое и динамическое испытания не проводятся.

При техническом освидетельствовании должны быть тщательно осмотрены и проверены в работе механизмы и электрооборудование, приборы безопасности, тормоза и аппараты управления, освещение, сигнализация. Кроме того, проверяется состояние металлоконструкций кабин, лестниц, площадок, orраждений, крюков, канатов и их креплений, блоков, заземления (зануления) подкрановых путей.

Статическим испытанием проверяют прочность крана и его отдельных элементов. Пробная нагрузка при этом должна превышать грузоподъемность крана на 25%.

На время испытания мостовой кран устанавливается над опорами подкрановых путей, а его тележка — в положение, отвечающее максимальному прогибу фермы. Крюком или заменяющим его устройством груз захватывается и поднимается на высоту 200 — 300 мм с последующей выдержкой в таком положении в течение 10 мин. По истечении этого времени груз опускается и проверяется отсутствие остаточной деформации моста крана. Если появилась остаточная деформация, работа на нем не допускается до выяснения причин деформации.

Динамическое испытание проводится только при положи. тельных результатах статического испытания грузом, превышающим на 10% грузоподъемность крана. Заключается оно в неоднократном подъеме, опускании и перемещении груза для проверки действия механизмов и тормозов. Динамическое испытание разрешается проводить рабочим грузом. У кранов, имеющих два механизма подъема и более, испытывается каждый из них.

Динамическим испытанием заканчивается техническое освидетельствование, результаты которого заносят в паспорт крана.

Здесь же записывают разрешение на дальнейшую эксплуатацию (при удовлетворительных результатах испытаний) и срок следующего освидетельствования.

Если во время технического освидетельствования выявлены опасные дефекты, кран должен быть остановлен, а в паспорт крана внесена соответствующая обоснованная запись.

Органами Госгортехнадзора рекомендуется следующий порядок; определяющий этапы и практические пути технического освидетельствования применительно к мостовым кранам.

Контроль организации надзора за кранами. Проверяются:

а) содержание паспорта и наличие в нем записей о регистрации крана и подписи ответственного (на время проверки) за исправное состояние крана. Работа незарегистрированного крана должна быть запрещена, а кран опломбирован, о чем делается соответствующая запись в паспорте. Об этих мерах принудительной остановки уведомляют администрацию;

б) есть ли журнал периодических осмотров крана, а также содержание записей: выполнение графика осмотров крана и подкрановых путей;

в) есть ли на кране вахтенный журнал; содержание записей крановщиков и администрации;

г) по документам и путем опроса — знания обслуживающсro персонала (крановщиков, машинистов и их помощников строиальщиков, зацепщиков, слесарей, электромонтеров), удостоверения и производственные инструкции, а также соответствие этих инструкций Правилам;

д) соответствие материалов, примененных для ремонта кранов, требованиям Правил;

е) сертификаты на канаты и цепи, соблюдение правил о сроках осмотра чалочных приспособлений и тары (по журналу учета), которые выборочно осматриваются; фактическое состояние, маркировка и пригодность для выполняемых работ.

Контроль соблюдения правил при работе кранов. Проверяется соблюдение администрацией предприятия, цеха или участка и обслуживающим краны персоналом выполнения требований Правил, в частности:

а) обеспечены ли меры, исключающие управление краном необученными лицами, перегрузку кранов, выход рабочих на подкрановые пути во время работы кранов;

б) наличие сигнальщика, если зона, обслуживаемая краном, не обозревается;

в) безопасность при подъеме и перемещении грузов; исключение пребывания людей в опасной зоне, косого натяжения канатов, запрет поддерживать грузы руками и др.;

г) безопасность при необходимости выхода людей на подкрановые пути во время ремонтных работ;

д) способы правильной обвязки и зацепки грузов, транспортируемых кранами;

е) наличие в цехе или на участке схем обвязки (зацепки) грузов; плакатов по безопасному выполнению работ кранами.

Осмотр места установки крана. Осмотр крана следует начать (при отключенном рубильнике) с осмотра места его установки (в цехе или на площадке).

При этом необходимо:

а) проверить наличие на кране надписей, указывающих его грузоподъемность, регистрационный номер и дату назначенного освидетельствования. Эти надписи должны быть хорошо видны с пола (земли) и строго соответствовать данным, внесенным в паспорт;

б) осмотреть рубильник, подающий напряжение на главные троллейные провода (гибкий кабель), обратив внимание на то, свободен ли подход к нему, имеются ли ограждения токоведущих частей, а также устройства для закрывания рубильника на замок в отключенном положении;

в) проверить правильность расположения главных троллейных проводов относительно кабины крана, посадочной площадки, лестниц, переходов и др. и убедиться в, невозможности случайного прикосновения к ним. В соответствии с «Правилами устройства электроустановок» главные троллейные провода должны находиться от уровня пола или земли на расстоянии: при напряжении до 500 В — не меньше 3,5 м, а в проезжей чести — не меньше 6 м; при напряжении выше 500 В — во всех случаях не меньше 7 м. Уменьшать указанные расстояния допускается только тогда, если троллейные провода ограждены от случайного прикосновения;

г) убедиться, что кран, передвигающийся по рельсам, установлен с соблюдением размеров, указанных в Правилах;

д) убедиться; что место работы крана хорошо освещено;

е) проверить, имеется ли свободный проход по цеху для лиц управляющих кранами с пола, и не загромождены ли места, где обвязывают и укладывают грузы.

Осмотр галерей, площадок и лестниц. При осмотре галерей, площадок и лестниц, расположенных вне крана, следует установить:

а) соответствуют ли устройство и ограждение посадочных площадок и галерей, расположенных, вдоль подкранового пути, требованиям Правил;

б) исключен ли как с пола цеха, так и через балконы, окна, проемы в стенах и т. п. доступ на подкрановый путь, не имеющий галерей, отвечающих требованиям Правил;

в) установлен ли безопасный спуск крановщиков при вынужденной остановке крана не у посадочной площадки в цехе, где работают краны и отсутствуют проходные галереи вдоль подкранового пути.

Осмотр крана. Все основные (расчетные) элементы-металлоконструкций крана осматриваются, чтобы выяснить, нет ли трещин и других повреждений.

У кранов мостового типа трещины могут появиться в нижних (растянутых) поясах ферм, в местах перехода пояса от одного сечения к другому, в местах сопряжения ферм с концевыми балками, в сварных швах.

При проверке состояния металлоконструкций особо ответственных кранов, например, кранов большой грузоподъемности, кранов, транспортирующих расплавленный металл, может быть применен метод магнитной и ультразвуковой дефектоскопии.

Если в металлоконструкциях обнаружены трещины,следует установить и устранить их причину, уведомить об этом управление округа (инспекцию) Госгортехнадзора, где кран зарегистрирован.

Если причина. трещин — недостатки конструкции или изготовления крана, администрация предприятия, помимо уведомления управления округа (ннспекции) Госгортехнадзора, представляет рекламацию заводу-изготовителю.

Обязательна проверка надежности крепления кабины.

Блочная подвеска крюка разбирается, крюк и все детали его крепления, а также оси блоков очищаются от грязи, пыли и масла и тщательно осматриваются.

При осмотре кованых и штампованных крюков следует убедиться в наличии клейма завода-изготовителя с указанием грузоподъемности, в отсутствии трещин и волосовин на поверхности зева и нарезной части; проверить величину износа зева крюка. Вновь установленные крюки к работе без клейма не допускаются. Учитывая, что крюки обрываются, главным образом, в местах перехода шейки в нарезную часть (по первым ниткам резьбы), следует осмотреть эти места очень тщательно в лупу.

Осматривая подвеску крюка в собранном виде, нужно проверить, есть ли стопорное устройство крюка и надежно ли оно, а также опробовать вращение крюка на шариковой опоре.

При осмотре пластинчатых крюков -следует убедиться в отсутствии трещин на пластинах и деталях подвески, особенно на серьгах.

У клещей и захватов для груза проверяется состояние осей шарниров, надежность их, крепления и состояние насечки на губках.

У грейферных кранов проверяется соответствие веса и емкости грейфера (с учетом насыпного веса переваливаемого материала) грузоподъемности крана. Грейферы с ручным устройством для замыкания челюстей к работе не допускаются.

Осматриваются установленные на кране канаты:

а) нет ли повреждений; для этого канат осматривается участками по 1 — 1,5 м. Если обнаружены оборванные проволоки или поверхностный износ, то пригодность каната к дальнейшей работе определяется в соответствии с «Нормами браковки стальных канатов». Проверяется также участок, огибающий уравнительный блок;

б) надежен ли канал и не поврежден ли он в местах крепления;

в) есть ли запасные витки каната на барабане, для чего крюк опускается в нижнее рабочее положение;

г) убедиться, что канат не перетирается;

д) имеется ли у кранов, транспортирующих расплавленный или раскаленный металл и жидкий шлак, защита канатов от непосредственного действия лучистого тепла и брызг металла.

Осматривать канат мостового крана удобнее всего из кабины крановщика.

Осмотр крепления каната и проверку наличия запасных витков следует совмещать с осмотром механизма. Если со времени последнего освидетельствования крана канат был заменен, то проверяется, имеется ли сертификат и соответствует ли запас прочности каната указанному в Правилах: диаметр каната не должен превышать величины, поставленной в паспорте данного крана.

Кабина крановщика и расположенное в ней оборудование осматриваются при отключенном рубильнике. При этом проверяется:

а) соответствие установки и оборудования кабины требованиям Правил: видимость из кабины, расположение относительно троллейных проводов; устройство двери и наличие блокирующего устройства, наличие диэлектрического коврика, конструкция и присоединение отопительного прибора;

б) действие сигнала и надежность его крепления;

в) наличие и исправность ограждения неизолированных токоведущих частей электрооборудования;

r) имеются ли надписи,а также приспособления, фиксирующие положение рычагов, рукояток и маховиков аппаратов управления;

д) состояние механизмов и приборов безопасности, а также наличие и исправность нулевой блокировки у электрических кранов;

е) соответствие Правилам расстояний между кабиной и посадочной площадкой;

ж) наличие в кабине предметов, не относящихся к эксплуатации крана, или легко воспламеняющихся материалов (следует потребовать их немедленно убрать);

з) состояние ограждения кабины. Расстояние между задней стенкой кабины и предметами, относительно которых перемещается кабина, должно быть не менее 400 мм.

Состояние заземления металлических нетоковедущих частей электрооборудования электрических кранов (корпусов электродвигателей, контроллеров, щитов, сопротивлений и др.) проверяется замером и осмотром.

При проверке заземления следует иметь в виду, что сопротивление заземления не должно превышать 4 Ом. Освидетельствующее лицо должно ознакомиться с результатами замера сопротивления.

При осмотре галерей, лестниц и площадок, расположенных на самом кране, следует убедиться, что:

а) их устройство и ограждение соответствует. Правилам они находятся в исправном состоянии, а проходы около механизмов и электрооборудования безопасны;

б) перила галерей, лестниц и площадок надежно укреплены, ноги не скользят по настилу;

в) исключена возможность случайного прикосновения к троллейным проводам с галерей, лестниц и площадок.

У кранов мостового типа следует опробовать действие устройств для автоматического отключения питания троллеев на мосту крана. С этой целью все контроллеры в кабине крановщика устанавливаются в нулевое положение, закрывается крышка люка выхода на галерею, включаются главный и аварийный рубильники и линейный контактор.

Затем при выходе на настил крышку люка открывают и оставляют в открытом положении, при этом троллеи на мосту крана должны обесточиться. Отсутствие напряжения на троллеях электрик проверяет токоискателем или контрольной лампой, если напряжение не превышает 220 В. Если при открытой крышке люка будет установлено отсутствие напряжения на всех троллеях, крышку закрывают, что не должно вызывать включения линейного контактора или появления напряжения на троллеях,

Аналогичным образом проверяется действие блокировочных устройств.

На кранах, оборудованных противоугонными устройствами, осматривается состояние этих устройств.

Находясь на галерее моста, следует проверить состояние рельсового пути для тележки и крепление тупиковых упоров.

Проверяют состояние механизмов крана опробованием их в работе и осмотром: Осматриваются все механизмы крана, при этом особое внимание уделяется механизмам подъема груза как наиболее ответственным.

При осмотре проверяется:

а) соответствие устройства и установки механизмов и их тормозов Правилам;

б) состояние механизмов (отсутствие повреждений, износ деталей, состояние креплений);

в) наличие и состояние ограждений;

r) состояние и исправность тормозов проверяются даже если до освидетельствования они осматривались, при этом проверяетcя запас хода якоря электромагнита, который должен составлять не менее 10% от общего хода якоря. У колодочных тормозов проверяется надежность крепления колодок;

д) состояние концевых выключателей крана проверяется внешним осмотром и опробованием их в действии. Проверяя действие концевых выключателей магнитного крана, необходимо убедиться, что при срабатывании любого концевого выключателя магнит не обесточивается.

Испытание крана. Статическое и динамическое испытания кранов проводятся в порядке, указанном выше в этом разделе.

Все работы в ходе освидетельствования крана, связанные с приведением в движение его механизмов, должны выполняться с соблюдением установленной на предприятии "Бирочной системы" и других требований в зависимости от местных условий, обеспечивающих безопасную работу.

Оформление результатов технического освидетельствования. Результаты технического освидетельствования записываются лицом, производившим его, в паспорт крана. При первичном освидетельствовании этой записью должно быть подтверждено, что кран установлен (смонтирован) в соответствии с Правилами и инструкцией и находится в исправном состоянии. При удовлетворительных результатах технического освидетельствования лицо, производившее его, записывает в паспорт разрешение на работу крана и дату следующего освидетельствования, кроме тех случаев, когда разрешение на пуск в работу крана дает инспектор Госгортехнадзора.

Если есть опасные дефекты, работа крана не разрешается, о чем. в паспорте должна быть сделана обоснованная запись.

В частности, кран не должен допускаться к работе:

а) еслиобнаружены трещины в ответственных узлах металлоконструкций;

б) при обрыве пряди каната, обрыве или износе проволок каната, достигших значений, указанных в «Нормах браковки стальных канатов» (см стр. 28, табл. 1 и 2);

в) при неисправности ограничителя высоты подъема крюка; если на кране имеется несколько механизмов подъема и если хотя бы один нз ограничителей механизмов подъема неисправен;

г) если неисправны тормоза механизма подъема груза;

д) при неисправности или отсутствии ограничителя грузоподъемности на кранах, где его установка предусмотрена Правилами;

е) если отсутствует или неисправен сигнальный прибор;

ж) если отсутствуют ограждения механизмов и изоляция токоведущих частей электрооборудования;

з) если отсутствуют или неисправны противоугонные средства, в том случае, когда они должны быть установлены;

и) при других неисправностях, могущих послужить причиной аварии или несчастного случая.

По конструкции различаются канаты:

одинарной свивки (спиральные) — состоящие из одного, двух или трех слоев проволоки, свитых в концентрические спирали. Канаты одинарной свивки, скрученные только из круглой проволоки, называют обыкновенными спиральными канатами. Спиральные канаты, имеющие в наружном слое фасонные проволоки, называются канатами закрытой (рис.1,ж) и полузакрытой конструкции; при обрыве каждая фасонная проволока удерживается в канате соседними проволоками. Канаты одинарной свивки, предназначенные для последующего плетения в канат, называют прядями;

двойной свивки (рис.2,а) — состоящие из шести и более прядей, свитых в один концентрический слой. Эти канаты могут быть однослойными или многослойными. Многослойная свивка отличается повышенной гибкостью и большой опорной поверхностью, а кроме того, может придавать канату некрутящиеся свойства. Широкое распространение получили однослойные шестипрядные канаты двойной свивки. Канаты двойной свивки, предназначенные для последующей свивки, называют стренгами;

тройной свивки (рис.2,б) - состоящие из стренг, свитых по спирали в один концентрический слой.

Промышленностью выпускаются канаты односторонней и крестовой свивки (рис. 3). При односторонней свивке отдельные проволоки в прядях и сами пряди свиты в одном направлении. При крестовой — направление проволок в прядях обратное направлению пряди в канате. Пряди навиты вокруг сердечника из органического волокна, пропитанного специальной смазкой. Сердечник служит источником смазки внутренних проволок каната при его изгибах на барабанах и блоках.

Канаты односторонней свивки обладают большой гибкостью, но легко раскручиваются, сплющиваются и быстро изнашиваются. На кранах применяются канаты крестовой свивки, так как они меньше раскручиваются. Они изготовляются из стальной проволоки диаметром 0,2—2 мм с временным сопротивлением разрыву 160—200 МПа.

По касанию проволок в прядях различают три типа канатов: с точечным касанием (ТК), линейным (ЛК) к с точечным и линейным (ТЛК). На кранах рекомендуется применять канаты типов Л К и ТЛК, так как они обладают повышенной прочностью и более износоустойчивы по сравнению с канатами типа ТК. Обозначения ЛК и ТЛК указывают на наличие в канате проволок разного диаметра. Если проволоки в отдельных слоях пряди одинакового диаметра, то к обозначению ЛК ТЛК добавляют букву. О, например Л К О., ТЛК-О. Если же в наружном слое пряди проволоки разных диаметров, то к обозначению добавляют букву Р (например, ЛК-Р, ТЛК-Р).

Для характеристики стальных канатов принято обозначение, где на первом месте указывается диаметр каната, на втором — его назначение, на третьем — механические свойства проволоки, на четвертом— условие работы, на пятом — направление свивки каната, на шестом — способ свивки, на седьмом — маркировочная группа по временному сопротивлению разрыву.

Например, канат 24-Г-В-ЛС-Н-160 ГОСТ 307.7-80 обозначает: диаметр-24 мм, грузовой, из светлой проволоки, марка В, правая свивка, для легких условий работы, из оцинкованной проволоки, нераскручивающийся, с маркировочной группой по временному сопротивлению разрыву 160 МПа. Стальные канаты бывают разной конструкции, но в основном применяются канаты конструкции 6Х 19-j-lo.c, 6X37+Io.c. Эти цифры указывают, что канаты шестипрядные, а в каждой пряди 19 или 37 проволок плюс один органический сердечник.

На грузоподъемных кранах применяют канаты конструкции -6x19+lo.c., 6x37+lo.c. типов ЛКиТЛК крестовой свивки. Такие канаты износоустойчивее и обладают повышенной прочностью по сравнению с канатами типа ТК.

Канаты конструкции 6X19+lo.c. рекомендуется применять для расчалок и вант, то есть в тех случаях, если они не подвергаются многократному перегибу, канаты 6x37+lo.c. — для полиспастов механизма подъема груза, стрелы и в качестве тягового каната.

Стальной канат должен соответствовать действующему государственному стандарту, иметь сертификат (свидетельство) с указанием завода-изготовителя, заводского номера, его конструкции (типа), вида покрытия проволоки, диаметра, длины и массы, даты изготовления, результатов механических испытаний (суммарное разрывное усилие всех проволок в канате или разрывное усилие каната в целом), номера стандарта, в соответствии с которым канат изготовлен.

Канаты без сертификата (свидетельства) обязательно подвергаются лабораторным испытаниям в соответствии с ГОСТ 3241-80 и только после этого они пригодны к установке на кранах. Применение на кране канатов другой, отличной от указанной в паспорте характеристики, может быть допущено только с разрешения администрации после предварительного проверочного расчета и внесения в паспорт крана данных о произведенной замене и результатах расчета за подписью ответственного лица.

Канаты, не снабженные сертификатом (свидетельством) об их испытании, к использованию не допускаются.

2.7.2. Крепление и расположение канатов на кранах должны исключать возможность спадания их с барабанов или блоков и перетирания вследствие соприкосновения с элементами металлоконструкций или с канатами других полиспастов.

Марка, тип и конструкция каната должны соответствовать нормативным документам.

2.7.3. Петля на конце каната при креплении его на кране, а также петля стропа, сопряженная с кольцами, крюками или другими деталями, должны быть выполнены:

а) с применением коуша с заплеткой свободного конца каната или установкой зажимов;

б) с применением стальной кованой, штампованной, литой втулки с закреплением клином;

в) путем заливки легкоплавким сплавом;

г) другим способом в соответствии с нормативными документами.

Применение сварных втулок не допускается (кроме крепления конца каната во втулке электрической тали).

2.7.4. Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетираться канат. Клиновая втулка и клин должны иметь маркировку, соответствующую диаметру каната.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 4375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.