Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периоды Чжоу и Чжаньго




Бронзовые сосуды. II тысячелетие до н. э.

которого стоял правитель — ван, бывший одновременно и верхов­ным жрецом. В то время во всех об­ластях жизни обитателей Китая про­изошли значительные перемены: были изобретены шёлкопрядение, бронзолитейное дело, иероглифиче­ская письменность, зародились ос­новы градостроительства.

Столица государства — великий город Шан, расположенный недале­ко от современного города Аньян, — в отличие от древнейших поселений имела отчётливый план. Среди других построек выделялся дворец правителя, возведённый на прямоугольной платформе, обло­женной морской галькой. Высокая соломенная крыша дворца опира­лась на три ряда деревянных ко­лонн, основаниями которых служи­ли бронзовые диски.

Многие изделия художествен­ных ремёсел периода Шан-Инь предназначались для ритуальных церемоний в честь духов предков и божеств, управляющих силами при­роды. Подземные захоронения зна­ти представляли собой две располо­женные друг над другом глубокие подземные камеры крестообразной или прямоугольной формы. Их пло­щадь достигала иногда четырёхсот квадратных метров, степы и по­толок были расписаны красными, чёрными и белыми красками или инкрустированы, т. е. украшены ку­сочками камня, металла и т. д. Вхо­ды в погребения охраняли камен­ные фигуры фантастических зверей. Узоры, украшавшие статуи, и все предметы, которые клали в захоро­нение, имели магический смысл и были связаны единой символикой.

В XI в. до н. э. государство Шан-Инь было завоёвано племенем чжо'у (XI—III вв. до н. э.). Победители, основавшие династию Чжо'у, быстро переняли многие технические и культурные навыки побеждённых.

Государство Чжоу существовало многие века, однако его процвета­ние было недолгим. На политиче­ской арене появилось много новых государств, и Китай уже к VIII в. до н. э. вступил в полосу междоусобных войн. Период с V по III в. до н. э. в китайской истории полу­чил наименование Чжаньго' (Бо­рющиеся Царства).

КОНФУЦИАНСТВО И ДАОСИЗМ

Конфуцианство, стремившееся сохра­нить порядок и равновесие в государ­стве, обращалось к традициям прошло­го. Основатель учения Конфуций (около 551—479 до н. з.) считал веч­ным установленный Небом порядок отношений в семье и обществе, между государем и подданными, между отцом и сыном. Полагая себя хранителем и толкователем мудрости древних, кото­рые служили образцом для подража­ния, он разработал целую систему пра­вил и норм поведения человека — Ритуал. Согласно Ритуалу, надо почи­тать предков, уважать старших, стре­миться к внутреннему совершенствова­нию. Он создал также правила для всех духовных проявлений жизни, ут­вердил строгие законы в музыке, лите­ратуре и живописи.

В отличие от конфуцианства дао­сизм сосредоточивал внимание на ос­новополагающих законах Вселенной. Главное место в этом учении занима­ла теория о Дао — Пути Вселенной, или вечной изменчивости мира, подчи­нённого естественной необходимости самой природы, равновесие которой возможно благодаря взаимодействию мужского и женского начал — ян и инь. Основатель учения Лаоцзы счи­тал, что поведение человека должно направляться естественными законами Вселенной, нарушать которые нельзя, иначе в мире нарушится гармония, на­ступят хаос и гибель. Созерцатель­ный, поэтический подход к миру, зало­женный в учении Лаоцзы, проявился во всех областях художественной жиз­ни древнего Китая.

Образовавшиеся новые царства вовлекли в орбиту китайской циви­лизации обширные области. Актив­но стала развиваться торговля меж­ду отдалёнными районами Китая, чему способствовало строительство каналов. Древние китайцы открыли месторождения железа, что позволи­ло им перейти к железным орудиям труда и улучшить технику земледе­лия. В обращение вошли одинаковые по форме круглые монеты, заме­нившие деньги в форме суживаю­щейся лопаты — заступа, меча или раковины. Значительно расширился круг ремёсел, вошедших в обиход.

Города Китая стали центрами не только торговли, но и науки. Так, в столице царства Ци было создано первое в Китае высшее учебное за­ведение — Академия Цзися. Огром­ную роль во всей последующей ху­дожественной жизни Китая сыграли возникшие в середине I тысячелетия до н. э. два учения — конфуцианст­во и даосизм.

В период Чжаньго появилось множество предметов декоративно-прикладного искусства, служивших ритуальным целям: бронзовые зер­кала, разнообразные предметы из священного камня нефрита. Полу­прозрачный, всегда холодный неф­рит символизировал чистоту и счи­тался охранителем от яда и порчи. Обнаруженная в погребениях рас­писная лаковая утварь — столики, подносы, шкатулки, музыкальные инструменты, богато украшенные орнаментами, — также служила ри­туальным целям. Производство лака, как и шёлкоткачество, в то время было известно только в Китае. Окра­шенный в разные цвета натураль­ный сок лакового дерева много­кратно наносили на поверхность изделия, что придавало ему блеск, прочность и предохраняло от влаги. В погребениях недалеко от города Чанша (Центральный Китай, про­винция Хуань) археологи обнаружи­ли много предметов лаковой утвари. В гибких переплетениях узоров, на­несённых на чаши, блюда, подносы, отразилось стремление уловить и за­печатлеть движение Вселенной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-24; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.