Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Василий II Болгаробойца. Миниатюра. Псалтирь. XI—XII вв




Заставка в византийской рукописной книге. XI в. Государственный Исторический музей, Москва.

жаясь, любовались мифологически­ми героями и даже богами, вырезан­ными на стенках и крышке ларцов. Зевс в облике быка похищал Европу, Беллерофонт поил из источника крылатого Пегаса, водили хороводы кентавры... Трудно сказать, как моло­дая христианка должна была воспри­нимать, например, изображение три­умфа Диониса, ведь дионисийские игры и таинства давно были сурово осуждены Церковью за кощунственность и непристойность. Но, очевид­но, в сознании образованного знат­ного человека греческие мифы оставались лишь культурным симво­лом, а не живой религией, противо­стоящей христианству.

В архитектуре в это время был со­здан один из наиболее изысканных образцов крестово-купольного хра­ма, получивший название храма «на четырёх колонках». Его примером может служить северная церковь константинопольского монастыря, построенного сановником Констан­тином Липса (908 г.), вероятно по­священная Богоматери. Величест­венность Софии сменилась в ней хрупкой миниатюрностью, создаю­щей иной, но не менее совершенный архитектурный образ. Подкупольные арки опираются на довольно тонкие, отдельно стоящие колонны. Пространство свободно обтекает их, словно изливаясь из купола и запол­няя собой всё здание. Более того, кажется, будто здание и есть про­странство: стены, прорезанные ги­гантскими окнами, элементы внут­ренней конструкции, тонкие и лёгкие, не столько формируют или расчленяют пространственный объ­ём, сколько деликатно обозначают его границы. Пожалуй, ни в какой другой архитектуре зодчим не уда­лось добиться такого полного отра­жения в материи духовного начала. Может быть, даже сама София Кон­стантинопольская уступает в этом отношении храмам «на четырёх ко­лонках»: в интерьере Софии масса просто скрыта, а в церкви монасты­ря Липса она преображена.

Материальная оболочка транс­формируется, растворяется благодаря обилию света, проникающего через широкие проёмы в стенах и окнах в куполе. Сол­нечные лучи играют на степах, освещая удиви­тельную по тонкости исполнения мрамор­ную резьбу: пальмет­ты (франц. palmett; украшения в виде пальмового листа), кресты, кружево капителей... Благода­ря ей внутреннее пространство храма напоминает драгоцен­ный балдахин, возне­сённый над молящимися, а точнее над амвоном — небольшим возвышением в центре здания храма. Амвон, символизирующий собой горы, с которых проповедовал Христос, на­ходился прямо под главным купо­лом. Он имел важное значение при богослужении: с него произносили проповеди, читали Евангелие, пели псалмы. Большой амвон в Софии Константинопольской был окружён восемью колоннами, несущими кры­шу — киворий; по размеру он, по­жалуй, был сопоставим со всей цер­ковью монастыря Липса.

Миниатюрность форм монас­тырского храма отражает не только аристократическую любовь визан­тийцев к ювелирным предметам. Сама Византийская империя в этот период сжалась под ударами воин­ственных соседей, из огромной дер­жавы превратившись в государство средних размеров. Строительство больших храмов уже требовало чрезмерного напряжения сил. Од­нако став рядовой по величине, Ви­зантия отнюдь не стала заурядной: наоборот, отпадение провинций, всегда склонных к архаичным фор­мам, способствовало кристаллиза­ции величайшего искусства.

Конечно, в Македонский период речь не шла о настоящем возрож­дении античности: духовное ис­кусство христианства должно было утверждать свои идеалы. Разновре­менные мозаики Софии Константи-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-24; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.