Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика методов исследования 2 страница




Весьма интересны и вопросы, которые содержат набор отве­тов, позволяющих выразить интенсивность мнения респондента. Например: «Довольны ли вы тем, что для продолжения обучения выбрали педагогический факультет физической культуры?» Варианты ответов:

очень доволен;

доволен;

безразличен;

недоволен;

очень недоволен. Нетрудно заметить, что приводимые ответы расположены по Убывающей, что позволяет отнести полученные результаты к по-


 




рядковым измерениям и производить соответствующую статисти­ческую обработку.

В методике анкетирования могут использоваться также и ком­бинированные анкеты, в которых часть вопросов может быть от­крытого типа, часть — закрытого. В проведении анкетного опроса целесообразно соблюдать следующие правила:

— опрашиваемым необходимо разъяснить цели и практическое значение опроса;

— необходимо сохранить возможность анонимных ответов, т. е. не указывать фамилию и другие данные, если этого не требуют задачи исследования;

— помимо кратких ответов на уже сформулированные в анкете вопросы опрашиваемые должны иметь возможность вписывать до­полнительные данные и сведения;

— количество вопросов в анкете должно быть не очень большим.

В исследованиях, проводимых студентами факультета, анкети­рование может быть направлено на изучение опыта учебно-вос­питательной работы учителей физической культуры, специалис­тов по физической культуре в детских садах, инструкторов по оз­доровительной работе или тренеров по видам спорта по самым различным вопросам: содержание и методы проведения занятий, методы и формы воспитательной работы с коллективом, наибо­лее трудные для освоения элементы и т. п.

Контрольные испытания. Успешное решение задач физического воспитания и спортивной тренировки во многом зависит от воз­можностей осуществления своевременного и правильного контро­ля за подготовленностью занимающихся. В связи с этим в после­дние годы особенно широкое распространение получила методика контрольных испытаний, проводимых с помощью различных нор­мативов, проб, упражнений и тестов. Их применение позволяет преподавателям, тренерам и научным работникам определить со­стояние тренированности у занимающихся, уровень развития фи­зических качеств и других показателей, позволяет в конечном ито­ге судить об эффективности учебно-тренировочного процесса. Ис­пользование контрольных нормативов и тестов в области физиче­ского воспитания и спорта может решить следующие задачи:

— выявить общую тренированность с помощью комплексных методов тестирования, которые включают оценку функциональ­ного состояния внутренних органов, антропометрические изме­рения, определение уровня развития психических и двигательных качеств;

— выявить специальную тренированность спортсмена с помо­щью комплексных методов тестирования, включающих оценку функционального состояния внутренних органов, определение уровня развития двигательных и психических качеств, а также степени овладения техническими и тактическими навыками;


 

— выявить динамику развития спортивных результатов в про­цессе тренировки (в том числе и многолетней);

— изучить систему планирования процесса тренировки;

— изучить методы отбора талантливых спортсменов;

— рационализировать существующие системы тренировки;

— воспитывать у спортсменов самостоятельность и сознатель­ность в упражнениях и самоконтроле;

— проверить теоретические положения на практике и подтвер­дить единство и совпадение положений теории и практики;

— установить контрольные нормативы для различных этапов и периодов учебно-тренировочного процесса;

— разработать контрольные нормативы по отдельным видам спорта и для спортсменов различного возраста, пола и квалифи­кации [1, 2, 4, 5, 7].

В зависимости от того, какую задачу предполагается решить с помощью тестов, можно различить следующие их разновидности:

— тесты для функционального исследования сердечно-сосуди­стой системы;

— антропометрические измерения для определения зависимо­сти спортивных достижений от телосложения;

— тесты для исследования двигательной работоспособности;

— тесты для исследования физических качеств;

— тесты для определения технических и тактических навы­ков;

— тесты для определения психологической и морально-воле­вой подготовленности [10, 12, 13, 14, 15, 21, 23].

Эффективность применения контрольных испытаний зависит от многих факторов: от уровня развития методики тестирования в смежных науках (в спортивной медицине, психологии, педагоги­ке и др.); от возможности использования методики этих наук в физическом воспитании и спорте; от уровня развития методики тестирования в области физического воспитания и спорта; от ма­териальных возможностей; от технической оснащенности; от уров­ня теоретической обоснованности методов тестирования, а также от уровня подготовленности тренеров, преподавателей и научных работников, использующих эту методику.

Само собой разумеется, в исследовательских целях могут ис­пользоваться только точные и надежные нормативы и тесты.

В методике проведения контрольных упражнений и тестов сле­дует руководствоваться следующими общими положениями:

— условия проведения тестирования должны быть одинаковы­ми для всех занимающихся, испытуемых (например, время дня, время приема пищи, объем нагрузок и т.п.);

— контрольные упражнения должны быть доступны для всех исследуемых, независимо от их технической и физической подго­товленности;


 




— в сравнительных исследованиях контрольные упражнения должны характеризоваться индифферентностью (независимостью) по отношению к изучаемым педагогическим факторам;

— контрольное упражнение должно измеряться в объективных величинах (во времени, пространстве, числе повторений и т.п.);

— желательно, чтобы контрольные упражнения отличались про­стотой измерения и оценки, наглядностью результатов испыта­ний для исследуемых. Общей рекомендацией следует считать про­ведение контрольных испытаний в сроки, которые зависят от це­лей исследования и задач учебно-тренировочного процесса.

Экспертное оценивание. Большинство педагогических явлений не имеет количественного выражения (качество выполнения гим­настических упражнений, артистизм в фигурном катании, уро­вень воспитанности личности и т.д.). В этом случае используется метод экспертных оценок с привлечением специалистов-экспер­тов. Существует несколько способов проведения экспертных оце­нок. Наиболее простой способ экспертизы — ранжирование — определение относительной значимости объектов экспертизы на основе упорядочения [24].

Хронометрирование. Хронометрирование можно рассматривать как составную часть педагогического наблюдения. Однако в от­дельных случаях оно может использоваться и как самостоятель­ный метод. Основное содержание хронометрирования — опреде­ление времени, затрачиваемого на выполнение каких-либо дей­ствий. Графическое изображение распределения времени называ­ется хронографированием. В практике работы наибольшее распро­странение получило хронометрирование различных видов заня­тий физической культурой и спортом для определения общей и моторной (двигательной) плотности. С этой целью во время заня­тий фиксируются следующие виды деятельности:

выполнение физических упражнений;

слушание объяснений и наблюдение за показом упражнений;

отдых, ожидание занимающимися очередного выполнения уп­ражнения;

действия по организации занятий, упражнений;

простои.

Следует подчеркнуть, что такое распределение видов деятель­ности весьма условно. Например, перестроения перед выполне­нием очередного упражнения, переход от одного гимнастическо­го снаряда к другому могут не только носить организационный характер, но и решать образовательные и воспитательные задачи. Можно также допустить, что весь урок занимающиеся будут хо­дить и бегать (моторная плотность 100 %), но в то же время основ­ные задачи урока не будут решены.

Хронометрирование занятия осуществляется путем наблюдения за деятельностью какого-либо занимающегося. Для большей объек-


тивности под наблюдение следует брать наиболее типичного для данного коллектива ученика, спортсмена. Результаты хронометри­рования записываются в специальных протоколах (приложение 4). Непосредственно на месте хронометрирования в протоколе запол­няются только первые три колонки: части урока; содержание заня­тия; время окончания деятельности. Остальные пять колонок (вы­полнение физических упражнений; слушание и наблюдение; отдых и ожидание; действия по организации и простои) заполняются после соответствующего расчета времени. Обработку результатов хро­нометрирования необходимо делать в следующем порядке. Вначале рассчитывается время по видам деятельности. Вычисление осуще­ствляется путем определения разности показаний секундомера, за­фиксированных с окончанием предыдущей деятельности, и пока­заний секундомера с завершением последующей деятельности за­нимающегося. Эти данные разносятся в соответствующие графы. Для получения общей продолжительности занятия и отдельных его ча­стей показатели столбика 3 суммируются. Таким же образом можно рассчитать общую продолжительность каждого вида деятельности.

После этого вычисляется плотность занятия в целом и его отдель­ных частей. Для расчета моторной плотности занятия необходимо:

суммировать все числа графы 4 (выполнение физических уп­ражнений);

проставить полученные значения в формулу:

где МП — моторная плотность; Тфу — время выполнения физи­ческих упражнений; Го6щ — общая продолжительность занятия или его части; время проведения всего урока принимается за 100 %;

определить показатель моторной плотности. Например, время, затраченное на выполнение физических упражнений на уроке физической культуры продолжительностью 45 мин, равняется 25 мин. Проставив известные значения в формулу, определим мо­торную плотность данного урока:

[

Аналогично рассчитывается моторная плотность по каждой от­ельной части урока. Для определения общей плотности урока сум-[ируются показатели граф 4, 5 и 7, кроме времени на отдых, жидание и простои (графы 6 и 8), после чего эти значения про-тавляются в следующую формулу:


где ОП — общая плотность; Тш время активной деятельности; Го6щ — общая продолжительность занятия; время всего занятия также принимается за 100 %. Например, время, затраченное на выполнение физических упражнений, равно 25 мин; слушание и наблюдение — 8 мин; действия по организации — 7 мин. Тогда Т = 25 + 8 + 7 = 40. Проставив это значение в формулу, получим:

Следовательно, моторная плотность проведенного урока рав­няется 55,5 %, а общая — 88,9 %.

Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент — это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки. В отличие от изучения сложившегося опыта с приме­нением методов, регистрирующих лишь то, что уже существует в практике, эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль должно играть проверяемое нововведе­ние. Педагогическая наука широко использует эксперимент. Со­вершенствуется и получает дальнейшее развитие методика его про­ведения, приобретают новое содержание применяемые методыАДля большей объективности выражения результатов педагогического эксперимента в последние годы при обработке его показателей стали широко использоваться некоторые математические мето­ды, и прежде всего методы математической статистики и теории вероятностей [16, 20J. Проведение педагогического эксперимента представляет большую сложность, и, что особенно существенно, его содержание, используемые методы ни в коем случае не долж­ны противоречить общим принципам. Каковы бы ни были резуль­таты экперимента, знания занимающихся, приобретаемые навы­ки и умения, уровень здоровья не должны в итоге исследований снижаться или ухудшаться. Поэтому одним из основных мотивов педагогического эксперимента всегда является введение каких-то усовершенствований в учебно-тренировочный процесс, повыша­ющих его качество.

Необходимость проведения педагогического эксперимента мо­жет возникнуть в следующих случаях:

— когда учеными выдвигаются новые идеи или предположе­ния, требующие проверки;

— когда необходимо научно проверить интересный опыт, пе­дагогические находки практиков, подмеченные и выделенные ис­следователями, дать им обоснованную оценку;

— когда нужно проверить разные точки зрения или суждения по поводу одного и того же педагогического явления, уже под­вергшегося проверке;


— когда необходимо найти рациональный и эффективный путь
внедрения в практику обязательного и признанного положения.

Виды педагогических экспериментов. Многие авторы в основу группировки педагогических экспериментов кладут различные признаки, зависящие, например, от цели, условий проведения, способа комплектования учебных групп, схемы построения экс­перимента и т. п., что в какой-то степени вносит некоторую пу­таницу в терминологию и затрудняет понятие сущности вопроса. Поэтому мы посчитали необходимым в основу своей группиров­ки положить направленность педагогического эксперимента и вы­делить в первую очередь сравнительный и независимый экспери­мент (абсолютный).

Независимый эксперимент проводится на основе изучения ли­нейной цепи ряда экспериментальный групп, без сравнения их с контрольными, путем накопления и сопоставления данных в об­ласти проверки поставленной гипотезы.

В случае, когда в одной группе работа (обучение, тренировка) проводится с применением новой методики, а в другой — по общепринятой или иной, чем в экспериментальной группе, и ставится задача выявления наибольшей эффективности различ­ных методик, можно говорить о сравнительном эксперименте. Та­кой эксперимент всегда проводится на основе сравнения двух сход­ных параллельных групп, классов, потоков — эксперименталь­ных и контрольных.

В зависимости от принятой схемы построения сравнительные эксперименты могут быть прямыми, перекрестными и много­факторными с несколькими уровнями. Наиболее простой и до­ступной формой является прямой эксперимент, когда занятия в экспериментальных и контрольных группах проводятся парал­лельно и после проведения серии занятий определяется резуль­тативность изучаемых факторов. В методике проведения такого эксперимента с целью получения объективных и достоверных результатов немаловажное значение приобретают оценка и пра­вильный отбор уравниваемых и варьируемых условий.

Уравниваемыми условиями проведения эксперимента на­зываются условия, обеспечивающие сходство и неизменчивость протекания эксперимента в контрольных и экспериментальных группах. Сравниваемые группы требуют выполнения некоторых условий идентичности:

— они должны иметь полное равенство начальных данных (со­став испытуемых в экспериментальных и контрольных группах примерно одинаковый по количеству, подготовке, разряду, воз­расту, полу и т. п.);

— иметь равенство условий работы (одна и та же смена, исполь­зование одинакового, стандартного инвентаря, типовых залов, ста­дионов, бассейнов и т.д.);


 


Таблица 3

— быть независимыми от личности преподавателя, тренера. При этом допускается, что в экспериментальных и контрольных группах занятия может вести один и тот же преподаватель или разные.

Варьируемыми условиями называются точно определяе­мые и сопоставимые условия, подлежащие изменению с целью экспериментального сравнения с аналогичными условиями в кон­трольных группах. Следовательно, это то, что подлежит экспе­риментальной проверке и сравнению. Например, если вы выяв­ляете эффективность использования специальных упражнений на воспитание быстроты, то именно подбор этих упражнений, интенсивность и их объем в занятиях экспериментальных групп должны и будут отличаться от контрольных групп. Однако ряд авторов считает, что полностью уравнять условия фактически невозможно (например, не может быть, чтобы у всех занимаю­щихся было одинаковое настроение, уровень интеллектуального развития и др.). Поэтому с данной точки зрения наиболее эф­фективно проведение перекрестного эксперимента, когда конт­рольная и экспериментальные группы поочередно меняются ме­стами. Схематично его можно изобразить следующим образом (см. табл. 2):

Т а б л и ц*а 2

В перекрестном эксперименте отпадает необходимость в созда­нии специальных контрольных групп, так как каждая из пары групп поочередно бывает то контрольной, то экспериментальной, что повышает достоверность получаемых результатов, снижает воз­можность влияния случайных факторов. При необходимости срав­нения не двух вариантов, а трех-четырех и более применяют по­строение эксперимента по схеме латинского квадрата. Объясним это на конкретном примере. Так, например, вы желаете исследо­вать сравнительную эффективность занятий по общей физической подготовке с преобладанием в первом случае — упражнений на быстроту, во втором — на силу и в третьем — на выносливость. Чтобы решить поставленную задачу с помощью перекрестного эк­сперимента, исследования можно построить по следующей схеме (см. табл. 3):


По этой схеме три одинаковые группы поочередно на каждом из этапов занимаются по одному из вариантов. Так, группа «А» на первом этапе занимается преимущественно упражнениями на бы­строту, на втором этапе — на силу и на третьем — на выносли­вость. В результате подобного эксперимента можно выявить наи­большую эффективность одного из трех предполагаемых вариан­тов общей физической подготовки. Если сравнительному анализу подвергаются четыре варианта методик, то применяется латин­ский квадрат, схема которого имеет следующий вид:

1-2-3-4

2-3-4-1

3-4-1-2

4-1-2-3. Таким же образом можно строить схемы перекрестного экспе­римента для 5, 6 и более вариантов различных методик. Следует отметить, что количество групп, участвующих в эксперименте, в данном случае зависит от того, сколько вариантов методик иссле­дуется в эксперименте. Недостатком перекрестных экспериментов является то, что каждая группа занимается в различной последо­вательности, что, естественно, может отразиться на конечных ре­зультатах исследования. Для более точного исследования, способ­ного дать наибольший объем информации, в последние годы все шире стали использоваться многофакторные эксперименты. В про­ведении таких экспериментов условного выравнивания отдельных факторов не производится, они исследуются все вместе, варьиру­ясь на разных уровнях. Так, например, требуется установить вли­яние тренировочных занятий по гимнастике на состояние спорт­сменов какой-либо определенной группы (например, гимнастов II разряда) в зависимости от числа тренировочных занятий в не­делю (первый фактор), числа элементов на одном занятии (вто­рой фактор) и длительности интервалов отдыха между подходами к снаряду (третий фактор). Допустим, что каждый из факторов имеет два сравниваемых уровня (варианта), например число тре­нировочных занятий в неделю — 3 или 5; число элементов на одном занятии — 150 или 200; длительность интервалов отдыха между подходами к снаряду — 4 или 6 мин. Схематично построе­ние такого эксперимента может быть следующим (см. табл. 4):



Таблица 4

При подобном построении экспериментов, когда предлагается три фактора, каждый из которых имеет два уровня, м ожно на одной группе исследовать влияние 8 различных сочетаний факто­ров с предлагаемыми уровнями (см. табл. 5):

Таблица 5

Проведение такого эксперимента может дать ответ, какое имен­но из 8 сочетаний числа тренировочных занятий в неделю, числа элементов на одном занятии и длительности отдыха между подхо­дами к снаряду окажется наиболее эффективным для гимнастов данной группы. В практике проведения научно-исследовательских работ число исследуемых факторов и возможные уровни могут быть и больше, кроме того, возможны и такие случаи, когда каж­дый фактор предполагает различное число уровней. Пример, рас­смотренный выше, где все факторы имеют одинаковое количе­ство уровней, считается простейшим вариантом проведения мно­гофакторного эксперимента.

В зависимости от условий проведения педагогические экспери­менты можно подразделить на естественные и лабораторные. При


этом проведение эксперимента без нарушения хода учебно-тре­нировочного процесса в обычных для занимающихся условиях, с обычным контингентом занимающихся и т. п. можно назвать ес­тественным, т. е. все происходит в естественных, в обыденных ус­ловиях. В лабораторном эксперименте допускается искусственная изоляция одного или нескольких спортсменов, учеников от ос­новной массы, постановка их в особые, специально создаваемые условия, значительно отличающиеся от обычных.

Методика проведения педагогического эксперимента. Организация педагогического эксперимента связана с планированием его про­ведения, которое определяет последовательность всех этапов рабо­ты, а также с подготовкой всех условий, обеспечивающих полно­ценное исследование. Сюда входит подготовка соответствующей обстановки, приборов, средств, инструктаж помощников, плани­рование наблюдения, выбор экспериментальных и контрольных групп, оценка всех особенностей экспериментальной базы и т. д.

Рассмотрим последовательно основные действия исследовате­ля, приступающего к разработке программы экспериментальной части своей работы.

1. Прежде всего нужно решить вопрос о необходимости экспе­риментальной части исследования. Известно, что под педагоги­ческим экспериментом понимается научно поставленная провер­ка каких-либо организационных форм, средств, методов и при­емов обучения, тренировки и оздоровительной работы.

2. Далее решается вопрос о выдвижении научной гипотезы, ко­торая должна быть положена в основу эксперимента. Гипотеза на­зывается научной и должна быть научной потому, что, хотя она и может содержать элемент догадки, интуитивной веры в возмож­ный положительный эффект, она должна базироваться на опре­деленных научных данных, подкрепляться теоретическими дово­дами или умозаключениями. При организации каждого конкрет­ного эксперимента по проверке более узкого и частного вопроса помимо общей гипотезы, естественно, могут разрабатываться и частные (рабочие) гипотезы, в отношении которых справедливы предположения общей гипотезы о возможном и ожидаемом по­ложительном воздействии и учитывается специфический эффект, связанный с особенностями экспериментально проверяемого кон­кретного аспекта проблемы.

3. После того как на основании общей гипотезы в связи с кон­кретной исследуемой задачей сформулированы и частные рабо­чие гипотезы, исследователь может продумать вопрос о том, ка­кие потребуется применять виды эксперимента. Решение вопроса о видах и типах эксперимента зависит от ряда моментов: от цели и конкретной задачи исследования, этапа работы исследователя над проблемой, средств, используемых для проведения эксперимен­та, и т. п.


4. Планирование эксперимента далее включает в себя также вы­
бор и оценку общих условий его проведения, к которым прежде
всего относятся:

средства для проведения педагогического эксперимента;

место проведения;

контингент испытуемых;

преподаватели, тренеры, принимающие участие в экспери­менте.

Для успешного проведения педагогического эксперимента не­обходимы определенные средства, условия: это и наличие спортив­ной базы (спортзал, бассейн, стадион), и соответствующий ин­вентарь (гимнастические снаряды, мячи, лыжи, коньки и т.д.). Вопрос о месте проведения эксперимента на практике, особенно на начальном этапе, чаще всего решается на основе личной дого­воренности экспериментатора с преподавателями или тренерами соответствующих организаций (ДЮСШ, средняя школа, ПТУ, вуз и т. п.), в которых может быть поставлен педагогический экс­перимент. Во всех случаях для проведения эксперимента должно быть получено разрешение руководителя организации, в которой предполагается проведение эксперимента. После этого очень важ­но познакомиться с теми, кто будет объектом эксперимента, т. е. с составом занимающихся, выяснить их отношение к занятиям, к тренировкам, к преподавателю, тренеру, изучить общую картину их физической и технической подготовленности. Весьма ценным может быть и предварительное личное знакомство с занимающи­мися на основе посещения занятий, проведения с ними бесед. Эти виды непосредственного общения дадут возможность более пра­вильно выделить тех обучаемых, которые могут стать объектом спе­циального наблюдения во время эксперимента. Не менее важно также и предварительное изучение особенностей педагогической систе­мы каждого преподавателя-тренера, давшего согласие участвовать в проведении педагогического эксперимента. Конечно, для успеха эксперимента очень важно, чтобы в нем принимал участие препо­даватель или тренер, хорошо владеющий методикой обучения и тренировки, добивающийся хорошей дисциплины.

5. Особо следует выделить оценку и правильный отбор уравни­ваемых условий. Для оценки результатов педагогического экспе­римента немаловажную роль играет правильность отбора испыту­емых для комплектования экспериментальных и контрольных групп. Эти группы должны быть максимально идентичными по своим характеристикам. Только в этом случае можно утверждать, что эффективность учебно-тренировочного процесса достигнута бла­годаря экспериментальной методике.

6. В зависимости от общей цели и частных задач эксперимента решается вопрос о том, какие экспериментальные данные иссле­дователь должен получить в процессе эксперимента. Несмотря на


громное разнообразие исследовательских задач по разным на-равлениям исследования проблемы в разных областях, в прове-ении самого эксперимента во всех случаях имеется много общего, то общее заключается в том, что какой бы аспект новой методи-и ни проверялся, эксперимент совпадает с учебно-тренировоч-ьгм процессом, в котором принимают участие тренер и спорт-мены или преподаватели и ученики, работающие по той или ной методике. Поэтому объектом наблюдения по ходу учебно-енировочного процесса всегда являются занимающиеся и пре-одаватель (тренер). Методы, применяемые для изучения объекта исследования, в этом случае можно подразделить на две группы:

— методы, используемые непосредственно в процессе осуще--вления эксперимента;

— методы, используемые по завершении эксперимента или ка-ой-то его части.

К первой группе методов можно отнести наблюдение по ходу анятий с использованием всех возможных средств и частных ме-одик для сбора необходимых данных. Ко второй группе методов, роверяющих уже результаты учебно-тренировочного процесса, тносятся различного рода контрольные испытания, пробы, ан-етирования, беседы, письменные отзывы и т. п.

7. На основе указанных выше операций можно приступать к оставлению программы эксперимента, в которой указываются одержание и последовательность всех действий (что, где, когда и ак будет проводиться, наблюдаться, проверяться, сопоставлять-я и измеряться; какой будет установлен порядок измерения по-азателей, их регистрации; какие при этом будут применяться тех-ика, инструментарий и другие средства, кто будет выполнять аботу и какую). Существенно важно установление критериев и истемы показателей, путей их накопления и обработки, порядка формы проведения контроля. Основными критериями оценки равнительной эффективности применяемых средств, форм и ме-одов обучения и тренировки могут служить качественные показа-ели результатов педагогического эксперимента, объем приобре-аемых умений и навыков и затраченное время.

Таким образом, планирование эксперимента — это весьма слож-ый и многоступенчатый процесс, включающий в себя ряд обя-ательных действий экспериментатора, в число которых входят ледующие:

— определение целей и задач эксперимента, обоснование его еобходимости;

— формулировка научной гипотезы;

— выбор типа эксперимента;

— выбор и оценка общих условий проведения эксперимента;

— оценка и отбор уравниваемых данных, их показателей в ме-одике сбора этих данных;


 




— составление общей программы эксперимента, программ ве­
дения занятий в экспериментальных и контрольных группах, а
также программы ведения наблюдений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.