Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тезисы лекций 2 страница




- проводить митинги, шествия, демонстрации,

- учреждать средства массовой информации,

- защищать сои интересы, интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государства. и др.

В своей деятельности общественные объединения обязаны:

- ежегодно информировать о продолжении своей деятельности,

- публиковать отчет об использовании своего имущества,

- представлять в регистрирующий орган копии решений, принимаемых руководящим органом,

- соблюдать законы Российской Федерации и др.

При нарушении законодательства общественные объединения несут ответственность в соответствии с административным законодательством. Зарегистрированные объединения могут быть привлечены к ответственности как юридические лица. При совершении правонарушения незарегистрированным общественным объединением ответственность несут их руководители.

.Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей – не менее трех физических лиц. Административная правосубъектность общественных объединений возникает с момента принятия решений о его создании, об утвержден7ии устава и формировании руководящих и контрольных органов съездом или общим собранием.После принятия названных решений объединение приобретает полномочия, предусмотренные законодательством, кроме права юридического лица, которое приобретается с момента регистрации в органах юстиции.

Учредителями общественного объединения могут быть лица, достигшие 18 лет. Членами и участниками молодежных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, детских – 8 лет.

Ликвидация общественного объединения осуществляется либо по решению съезда или общего собрания в соответствии с уставом данного объединения либо в судебном порядке.

 

11. Особое место в системе негосударственных формирований занимают политические партии и религиозные объединения.

Политические партии создаются и функционируют в соответствии с федеральным законом «О политических партиях» от 11 июля 2001г. с последующими изменениями. Основной целью политической партии является, выдвижение кандидатов в процессе выборов в органы государственной власти России и ее субъектов, а также в представительные органы местного самоуправления. Порядок внутриорганизациооной деятельности партии регулируется уставом, который подлежит обязательной регистрации в министерстве юстиции РФ или его территориальных органах.

Религиозные организации создаются и функционируют в соответствии с федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» от 29 сентября 1997г. Закон гарантирует гражданам России свободу исповедовать любую религию либо не исповедовать ни какой религии. В этой связи могут создаваться религиозные группы численностью не менее 10 совершеннолетних членов либо религиозные организации. Религиозные организации подлежат государственной регистрации в органах министерства юстиции

В законе определены основы правового статуса религиозных объединений: права,обязанности, формы ответственности и порядок организации и прекращения деятельности.

 

 

Раздел 3 Формы и методы управленческой деятельности органов исполнительной власти

План лекции.

 

1. Понятие и сущность форм управленческой деятельности органов исполнительной власти

2. Методы деятельности органов исполнительной власти.

3. Административное принуждение

4.Административно-правовые режиму: сущность и виды

5. Паспортный режим

6. Лицензионно-разрешительные режимы

7. Административный процесс.

8. Законность в государственном управлении

9.Контроль в государственном управлении.

10.Надзор в государственном управлении.

 

1. Форма управления – внешнее выражение конкретных управленческих действий, совершаемых органом исполнительной власти.

По юридическим свойствам формы управленческой деятельности различают правовые и неправовые. Правовой считается деятельность, которая непосредственно влечет определенные правовые последствия и осуществляется на основе довольно полной Вовой базы. Среди правовых выделяют принятие административных актов (решений), заключение договоров, юридическое признание актов, совершение иных юридически значимых действий.

Юридическое (официальное) признание фактов в административном порядке осуществляется достаточно часто. Это, например, экзамены, составление актов проверки и т.п.

К иным юридически значимым действиям органов исполнительной власти можно отнести выдачу справок, паспортов, составление протоколов об административных правонарушениях т.п. Не будучи административными актами, они непосредственно влияют на права и обязанности других участников управленческой деятельности.

Неправовые формы подразделяются на организационные действия и материально-технические операции. Главная их особенность в том, что часто такая деятельность правом регламентируется лишь в общем и непосредственно юридических последствий не влекут. К таким действиям можно отнести проведение совещаний, обсуждений, проверок, разработку программ, методических рекомендаций и др.

Выполнение материально-технических операций связано с делопроизводством(регистрация, оформление, рассылка документов), обработкой информации и т.д.

По способу принятия формы управленческой деятельности подразделяются на коллегиальные и единоличные, по способу выражения на словесные (письменные и устные) и совершаемые в виде конклюдентных действий.

 

. Правовые акты органов исполнительной власти – это основанные на законе властные предписания (решения),издаваемые в сфере исполнительно-распорядительной деятельности и порождающие юридические последствия.

Признаки административных актов управления:

- государственно – властный характер;

- подзаконность;

- издаются в одностороннем порядке;

- влекут юридические последствия;

- принимаются в определенном порядке.

Правовые акты подразделяются:

- по правовым свойствам на нормативные и индивидуальные, смешанные;

- по способу воздействия на субъектов права на запрещающие, обязывающие, уполномачивающие, рекомендательные, поощряющие;

- по юридической силе на акты Правительства РФ, акты центральных органов исполнительной власти специальной компетенции, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты исполнительных органов местного самоуправления.

Акты органов исполнительной власти не соответствующие требованиям законности признаются ничтожными либо оспоримыми.

Отличие актов управления от иных правовых актов:

- от законов;

- от актов судебных органов;

- от актов общественных объединений.

Порядок опубликования и вступления в силу правовых актов органов исполнительной власти регулируется указом Президента РФ от 23 мая 1996г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти

Административный договор – соглашение, заключаемое органов исполнительной власти с иными субъектами об осуществлении деятельности, имеющей значение для государства по вопросам входящим во властную компетенцию органа исполнительной власти. Особенности административных договоров:

- является разновидность публично – правовых соглашений;

- участниками договоров могут быть как субъекты, обладающие властными полномочиями, так и субъекты такими полномочиями, не обладающие, например, граждане, предприятия, учреждения;

- административные договоры в качестве обязательных условий их заключения могут содержать удовлетворение общественных (публичных) либо государственных интересов, определение административного режима реализации определенных задач и функций;

- возможность разрешения возникающих споров, как в административном, так и в судебном порядке;

- отсутствие возможности требовать принудительного исполнения условий договора.

Порядок заключения административных договоров регулируется актами органов исполнительной власти. Например, приказом министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010г. №2094 определен порядок заключения соглашений между названным министерством и субъектами РФ по вопросам предоставления субсидий из федерального бюджета для приобретения школьных автобусов.

 

2. Методы управления – это приемы, способы, применяемые органами исполнительной власти в целях оказания воздействия на иных участников управленческой деятельности.

Среди методов административно- правового воздействия по содержанию можно выделить:

- нормативно-правовое воздействие;

- оперативно-распорядительную деятельность (учет, контроль, поощрение, структуризация, распределение);

- легализацию (регистрация, нострификация;

- правонаделение (прием на службу, выдача разрешений, лицензирование);

- юрисдикционную деятельность (разрешение споров, принуждение).

В административной практике одновременно используются разные способы. Их выбор зависит от конкретных обстоятельств объективного (например, возникновение чрезвычайной ситуации природного характера) и субъективного характера.(например, субъективных качеств руководителя).

По способу воздействия методы управления можно подразделить на методы косвенного и прямого воздействия.

Методам косвенного воздействия присущи такие признаки:

- руководящее воздействие на волю осуществляется косвенно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении, через интересы, потребности исполнителей;

- акты органов власти управомачивают на определенные действия;

- наличие возможности выбора одного из нескольких вариантов поведения;

- наличие развитого механизма решения споров, обеспечивающего защиту законных интересов граждан и их коллективов.

Среди методов косвенного воздействия выделяют методы экономические (налоги, тарифы, кредитование) и организационные (нормативное регулирование, координация, легализация, регистрация, убеждение).

Для методов прямого воздействия характерно:

- прямое воздействие на волю, сознание субъекта;

- директивность, приказной характер;

- однозначность команд, которые, как правило, не оставляют исполнителям возможности выбора вариантов поведения;

- широкое использование актов исполнительной власти и сужение применения законно;

- наличие большого административного аппарата, контролирующего выполнение команд и применяющего принудительные меры за их нарушение.

К методам прямого воздействия относится оперативное распорядительство, установление плановых и иных заданий, распределение. Административный надзор, принуждение.

 

3. Административное принуждение – применение органами исполнительной власти мер принудительного воздействия к субъектам, совершившим противоправные действия. Признаки принуждения:

- это правоприменительная деятельность, которая призвана обеспечить защиту правопорядка;

- реализуется в рамках охранительных правоотношений;

- применяется в связи с антиобщественными деяниями (как правило административными проступками), нарушающими нормы многих отраслей права, охраняемые административно-принудительными средствами.;

- осуществляется в рамках внеслужебного подчинения, при отсутствии организационного, линейного подчинения между сторонами этого охранительного отношения;

- наличие множественности субъектов, осуществляющих применение админитстративно-принудительных мер;

- применяется как индивидуальным, так и к коллективным субъектам;

- в отдельных случаях может применяться и при отсутствии конкретных противоправных деяний.

 

3. По целевому назначению меры административного принуждения подразделяются на четыре группы: предупредительные, пресекательные, наказания и обеспечительные.

Меры административно – предупредительные – применяются с целью предупреждения возможного противоправного деяния либо для предотвращения вредных последствий, которые могут наступить в результате объективных обстоятельств, например, стихийных сил природы. К их числу относятся проверка документов, досмотр авиапассажиров и их багажа, медицинское освидетельствование, изъятие огнестрельного оружия у лиц, состоящих на учете в органах здравоохранения по поводу алкоголизма, наркомании либо психического заболевания,

Основания и порядок применения данных мер регулируется правовыми актами федерального, регионального и местного уровня.

Меры административного пресечения – применяются с целью пресечения конкретного противоправного деяния. Таковыми являются принудительное лечение, требование прекратить противоправное поведение, запрещение эксплуатации транспортных средств, приостановление деятельности общественных объединений, приостановление действия лицензии, применение специальных средств,. применение оружия.

Меры пресечения во многих случаях применяются непосредственно на основании факта нарушения без составления процессуального документа.

Административные наказания – применяются с целью предупреждения новых правонарушений и наказания правонарушителя. Перечень административных наказаний определен КоАП РФ (гл.3): предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, дисквалификация, административное приостановление деятельности.

Меры административно – обеспечительные -применяются с целью обеспечения своевременного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении и полного исполнения назначенного по делу наказания. Правовую основу данной группы мер составляет КоАП РФ (гл.27). к их числу относятся доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и транспортных средств, осмотр, медицинское освидетельствование на состояние опьянения водителей транспортных средств, изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, привод,временное приостановление деятельности

4. Административно-правовой режим – официально установленный особый порядок правового регулирования, отражающий совокупность юридических и организационных средств, используемых для закрепления социально-правового состояния объектов воздействия, направленный на обеспечение их устойчивого функционирования.

К признакам специальных административно-правовых режимов относятся:

- сфера применения, связанная с деятельностью органов исполнительной власти в связи с выполнением ими обязанностей по обеспечению безопасности, защиты прав и интересов граждан;

- наличие режимных правил, состоящих из запрещающих и обязывающих административно-правовых норм, ограничивающих правосубъектность физических и юридических лиц;

- административно-правовой метод воздействия, применяемый при регулировании правоотношений, возникающих между населением и органами исполнительной власти;

- меры дисциплинарного и административного принуждения, применяемые в случаях нарушения режимных правил.

Административно-правовые режимы могут быть ординарными (паспортный, закрытого административно – территориального образования, пограничный) и экстраординарные (чрезвычайного положения, военного положения, режим контртеррористической операции). По сроку действия режимы подразделяются на постоянные (режим секретности, режим пограничной зоны) и временные (режим чрезвычайной ситуации и др.).

 

5. Паспортный режим. – совокупность общественных отношений, возникающих в связи с выдачей гражданам паспортов и регистрацией их по месту пребывания и месту жительства.

Задачи паспортного режима – обеспечить граждан основным документом, который позволяет им реализовать основные конституционные права; обеспечить персональный и статистический учет граждан; способствовать борьбе с преступностью.

Правовой основой паспортного режима являются федеральные законы «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах РФ», «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», Положение о паспорте гражданина РФ и Правила регистрации и снятия граждан с регистрационного учета, утвержденные Правительством России. и др.

Основными элементами паспортного режима являются порядок выдачи, обмена и изъятия паспортов как общегражданских, так и заграничных, а также порядок регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства.

6. Лицензионные режимы – совокупность правовых норм, определяющих особый порядок осуществления отдельных видов деятельности. Целью названных режимов является обеспечение безопасности при осуществлении предпринимательской деятельности.

Правовую основу всех лицензионных режимов составляет федеральный закон от 4 мая 2011г. «О лицензирование отдельных видов деятельности».

Разрешительные режимы определяют порядок приобретения, хранения, использования отдельных предметов и веществ, представляющих повышенную опасность для интересов общества, личности и государства. К таким объектам относятся оружие, взрывчатые вещества, наркотические средства и психотропные вещества, сильнодействующие ядовитые вещества и др.

В отличие от лицензионных режимов, основным критерием, которых является соблюдение общеобязательных требований, для разрешительных режимов характерен учет субъективных качеств, присущих лицам допущенным к владению, использованию опасных предметов и веществ.

Среди разрешительных режимов особое место занимает режим оружия, правовую основу которого составляет федеральный закон от 13 декабря 1996г «Об оружии».

 

7. Административный процесс – урегулированный нормами административного права порядок рассмотрения индивидуальных конкретных дел, возникающих в сфере государственного управления. Признаки административного процесса:

- процессуальная деятельность, реализуемая субъектами административной (исполни тельной) власти;

- деятельность правоприменительная;

- направлена на достижение определенного юридического результата (решение конкретных индивидуальных дел);

- сопровождается составлением ряда процессуальных документов, отражающих промежуточные и окончательные итоги процесса;

- осуществляется в особой процессуальной форме, т.е. имеется регламентация этой деятельности юридическими нормами.

Административно-процессуальные нормы регулируют следующие основные моменты властной деятельности:

- цели и деятельности;

- круг участников процессуальных отношений и их правовое положение;

- подведомственность дел, отдельных вопросов, действий;

-систему процессуальных действий и их последовательность;

- виды и форму процессуальных документов;

- сроки совершения процессуальных действий;

- правила возмещения расходов, связанных с процессуальной деятельностью.

Административный процесс осуществляется на основе следующих принципов:

- законность;

- объективность;

- состязательность;

- процессуального равенства;

- экономичности;

- ответственности должностных лиц за результаты процессуальной деятельности;

- многоступенчатости.

Административное производство – урегулированная нормами права система процессуальных действий, используемых в разрешении административных дел, имеющих единый предмет и содержание.

Административный процесс и административное производство соотносятся между собой как целое и частное. Структура административного процесса включает:

- правотворческие производства (по принятию правовых актов органов исполнительной власти);

- правонаделительные производства (административно-распорядительные) по принятию и исполнению распорядительных и иных правоприменительных актов. К ним относятся регистрационное производство, лицензионно-разрешительные производства, производство по сертификации, стандартизации товаров и услуг, аккредитации учреждений и т.д.;

- производство по заявлениям и предложениям граждан;

- производство по применению мер поощрения;

- административно – юрисдикционные производства (по делам об административных правонарушениях, по жалобам граждан, дисциплинарное производство, исполнительное производство, контрольно-надзорное производство и др).

Административный процесс развивается во времени как ряд последовательно совершаемых действий. Группа действий объеденяемых единой целью, составом участников именуется стадией. Каждая стадия завершается принятием процессуального документа.

Административные производства включают следующие стадии: возбуждение производства по административному делу, установление обстоятельств дела, рассмотрение дела, принятие решения по делу, пересмотр решения по делу, исполнение принятого решения. Не все стадии характерны для каждого вида производств.

 

8. Законность является основополагающим принципом государственного управления. Ее сущность заключается в неукоснительном и единообразном соблюдении законов всеми органами государства, их должностными лицами, а также гражданами, предприятиями и учреждениями.

Необходимость обеспечения законности в государственном управлении обусловлена тем, что:

- органы исполнительной власти являются наиболее многочисленными, с ними граждане контактируют намного чаще, чем с иными органами государства;

- субъекты публичной власти осуществляют законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, их должностными лицами, правоприменение и издают большое количество нормативных актов, они обладают большими властными полномочиями, распоряжаются материальными, финансовыми ресурсами;

- Органы исполнительной власти и их должностные лица вправе применять внесудебное принуждение, в их распоряжении находится механизм физического принуждения (армия, полиция и др.).

Основные способы обеспечения законности – контроль, надзор, обжалование неправомерных действий органов государства и должностных лиц.

 

9. Контроль – анализ деятельности объектов, охватывающий все вопросы организации управления. Контрольные полномочия предполагают, как правило. применение мер государственного принуждения (дисциплинарного).

Основные задачи контроля:

- наблюдение за функционированием соответствующего подконтрольного объекта;

- получение объективной информации о состоянии законности на нем;

- принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности.

Принципы контроля: систематичность, объективность, действенность, гласность.

Виды государственного контроля:

- парламентский;

- президентский;

- контроль органов исполнительной власти (ведомственный и надведомственный);

- контроль Счетной палаты РФ,

- контроль Уполномоченного по правам человека в РФ;

- судебный контроль.

К общественному контролю относится контроль Общественной палаты РФ.

 

10. Н адзор -специфический вид государственной деятельности, распространяется на всю территорию страны, на все отношения. урегулированные правом.

Различают надзор органов прокуратуры и административный надзор.

Предметом прокурорского надзора является исполнение законов, соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, их должностными лицами, администрациями негосударственных предприятий и учреждений.
Надзор за деятельности органов исполнительной власти – основной вид прокурорского надзора. Основания и порядок его реализации регулируются федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Основными формами прокурорского реагирования являются протест, представление, предостережение, постановление.

Административный надзор осуществляется органами исполнительной власти в отношении неподчиненных им предприятий, учреждений и организаций, Правовую основу административного надзора составляет федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008г.


Раздел 4. Административное правонарушение и административная ответственность

План лекции

1. Понятие и основание административной ответственности.

2. Понятие и состав административного правонарушения.

3. Административные наказания

4. Производство по делам об административных правонарушениях: общая характеристика.

5. Правовое положение участников производства по делам об административных правонарушениях

6. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

7. Стадии производства по делам об административных правонарушениях

1. Административная ответственность – вид юридической ответственности, который выражается в применении органами государства административных наказаний к субъектам, совершившим административные правонарушения.

Административной ответственности присущи все признаки юридической ответственности: она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении лица, применении к нему санкций правовых норм, осуществляется в процессуальной форме. Вместе с тем их реализация характеризуется определенным своеобразием.

- административная ответственность наступает, как правило, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение административных норм;

- представляет собой особый вид государственного принуждения в виде применения административных наказаний;

- оказывает воспитательное воздействие на правонарушителя и других лиц, направлена на предупреждение новых правонарушений;

- наступает независимо от наличия вредных последствий, совершенного проступка;

- субъектами ответственности могут быть физические и юридические лица;

- применяется в основном во внесудебном порядке;

- законодательством установлен особый порядок привлечения к административной ответственности - производство по делам об административных правонарушениях;

- правовую основу административной ответственности составляют федеральные законы (КоАП РФ) и законы субъектов РФ.

 

2. Административное правонарушение - противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.

Правонарушение как правовое явление характеризуется определенными признаками, представляющими определенные стороны данного явления. Ими являются противоправность, общественная вредность, виновность, наказуемость.

Состав правонарушения – совокупность установленных правом элементов, при наличии которых общественно вредное деяние признается административным правонарушением. Такими элементами являются:

- объект правонарушения;

- объективная сторона;

- субъект правонарушения;

- субъективная сторона.

 

3. Административное наказание - выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения. Карательная сущность наказания состоит в предусмотренных КоАП РФ ограничениях прав и свобод физического или юридического лица. Кара – сущность, а не цель наказания, Целью является предупреждение новых правонарушений.

Основания и порядок применения административных наказаний могут быть установлены только законом (федеральным, законом субъекта РФ).

Административные наказания налагаются широким кругом органов государства и должностных лиц, (раздел 3 КоАП РФ).

Административное наказание являясь мерой ответственности, влечет особое состояние административной ответственности, которое продолжается в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания.

Административные наказания налагаются, как правило, должностными лицами органов исполнительной власти путем вынесения специального правового акта – постановления.

Виды административных наказаний: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, дисквалификация, административное приостановление деятельности.

 

Основные положения и требования, которые обязаны соблюдать должностные лица при назначении наказаний, определены в КоАП РФ. Общими правилами назначения наказаний являются законность, справедливость и индивидуализация,

Законность предполагает назначение наказания в пределах санкции, предусмотренной конкретной статьей КоАП РФ. Необходимо также учитывать, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и тоже правонарушение.

Справедливость наказания заключается в том, что более строгое наказание из числа предусмотренных за совершенное правонарушение назначается только в тех случаях, когда менее строгий вид наказания недостаточно для достижения целей наказания.

Индивидуализация наказания - это определение меры наказания с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, обстоятельств смягчающих и отягчающих обстоятельств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.105 сек.