Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тезисы лекций 3 страница




Обстоятельства, смягчающие ответственность:

- раскаяние лица, добровольное сообщение совершенном правонарушении;

- предотвращение виновным вредных последствий правонарушения;

- добровольное возмещение ущерба или устранение последствий причиненного вреда;

- совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

- совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Обстоятельства, отягчающие ответственность:

- продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченного лица прекратить его;

- повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию;

- вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

- совершение правонарушения группой лиц;

- совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

- совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Важное значение имеют также правила, определяющие порядок назначения наказания при совершении нескольких правонарушений (ст.4.4 КоАП РФ).

В целях повышения эффективности административной ответственности законом установлены сроки давности назначения наказаний (ст.4.5 КоАП РФ).

Законодательством установлен также порядок возмещения материального ущерба, причиненного в результате совершения правонарушения.

 

4. Производство по делам об административных правонарушениях – урегулированный нормами права порядок рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях. Правовую основу названного производства составляет Кодекс РФ об административных правонарушениях (разделы 4 и 5).

Задачами производства являются всестороннее, объективное выяснение всех обстоятельств дела; разрешение дела в соответствии с законом; обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Существует два вида производства – обычное и упрощенное.

Принципы производства по делам об административных правонарушениях:

- законность;

- объективной истины;

- презумпции невиновности;

- права на защиту;

- родного языка;

- равенства;

- открытости;

- состязательности;

- оперативности.

 

5.Участников производства по делам об административных правонарушениях можно подразделить на три группы:

Первую группу составляют субъекты, наделенные властными полномочиями по разрешению дела. К ним относятся судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и их территориальные органы и др. Перечень названных органов и их должностных определен в разделе 3 КоАП РФ. К этой группе можно отнести также прокурора, полномочия, которого определены ст. 25.11 КоАП РФ.

Вторую группу составляют субъекты, имеющие личный интерес в деле. Это - лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физических лиц; законный представитель юридического лица; защитник и представитель. Их правовое положение регулируется статьями 25.1 – 25.5 КоАП РФ. Особенностью их статуса является то, что им в основном предоставлены права для защиты собственных интересов, а какие-либо обязанности не налагаются.

Третью группу составляют лица, которые призваны оказать помощь представителям органов государства в осуществлении процессуальных действий. В эту группу входят свидетель, понятой, переводчик, эксперт и специалист. Их правовое положение регулируется статьями 25.6 -25.10 КоАП РФ. Особенностью правового положения участников данной группы является то, что они (кроме понятого) могут быть привлечены к административной ответственности за неисполнение возложенных на них обязанностей.

 

. 6. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются в целях обеспечения объективного и своевременного рассмотрения дела, а также обеспечения полного исполнения вынесенного по делу постановления о назначении наказания.

Названные меры предусмотрены главой 27 КоАП РФ. К их числу относятся: доставление, административное задержание граждан, личный досмотр правонарушителя, досмотр вещей, находящихся при правонарушителе, досмотр транспортных средств, осмотр территорий и помещений, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, изъятие вещей и документов, освидетельствование водителей транспортных средств на состояние опьянения, арест товаров. Транспортных средств и других вещей, привод.

 

7.Производство по делу об административном правонарушении развивается во времени как ряд последовательно совершаемых действий, при этом производство проходит несколько сменяющих друг друга этапов или стадий.

Каждая стадия характеризуется наличием собственных задач, вытекающих из общих задач производства, и кругом участников. Решение задач каждой стадии оформляется специальным процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности на данном этапе. После принятия такого акта начинается новая стадия.

Производство включает четыре стадии:

- возбуждение дела об административном правонарушении (гл.28 КоАП РФ);

- рассмотрение дела об административном правонарушении (гл.29 КоАП РФ);

- пересмотр постановлений и решений по делам об административных (гл.30 КоАП РФ);

- исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (гл.31, гл.32).

 

 

Раздел 5. Государственное управление в социально-политической сфере деятельности

План лекции

 

1.Административно - правовые основы обеспечения безопасности в России.

2. Режим чрезвычайного положения

3. Государственное управление обороной

4. Управление в сфере государственной безопасности.

5. Управление внутренними делами.

6.Государственное управление юстицией и иностранными делами.

 

1.Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства. Правовое регулирование системы безопасности осуществляется посредством

федерального закона «О безопасности», принятого в 2011г., который определяет, какие внутренние и внешние факторы могут влиять на состояние безопасности, а также какие силы и средства могут быть использованы для ее обеспечения.

В системе обеспечения безопасности важное место занимает Совет Безопасности РФ, основными задачами которого являются прогнозирование внутренних и внешних угроз интересам России, подготовка проектов решений Президента России по вопросам внутренней и внешней политики, координация деятельности иных органов государства в рассматриваемой сфере.

Совет Безопасности формируется Президентом и включает постоянных членов Совета Безопасности и членов Совета Безопасности. Для обеспечения подготовки решений по вопросам, отнесенным к компетенции Совета Безопасности создаются межведомственные комиссии.

 

2.Чрезвычайное положение - особый порядок деятельности органов государства и местного самоуправления, предприятий и учреждений, который предусматривает возможность ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Чрезвычайное положение может быть введено указом Президента России, когда нормальная жизнедеятельность нарушена в результате экстремальных ситуаций, например, при стихийных бедствиях, попытках насильственного изменения конституционного строя и т.п. Срок на который может быть введен данный правовой режим не может превышать 30 дней – на всей территории страны и 60 дней – на территории отдельных регионов.

Законодательство устанавливает ряд ограничений, которые могут быть введены в условиях чрезвычайного положения. Они подразделяются на основные и дополнительные.

 

 

3 .Оборона – система политических, экономических, военных, социальных и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории.

Основными правовыми актами, закрепляющими основы управления обороной являются федеральные законы «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ».

Организация обороны включает правовое регулирование вопросов обороны. Прогнозирование и оценку военной угрозы, военную политику и доктрину, строительство. подготовку и поддержание в необходимой боевой готовности Вооруженных Сил, проведение мероприятий гражданской обороны, совершенствование военной техники и вооружений, координацию деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в области обороны..

Общее руководство в области обороны осуществляет Президент РФ, который является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской федерации.

К органам военного управления относятся министерство обороны РФ, командование военными округами и флотами, военные комиссариаты, отдельные функции в этой сфере выполняют Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Федеральное агентство специального строительства, Федеральное агентство по поставкам вооружений, военной, специальной техники и материальных средств.

 

4. В целях непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности государства создаются специальные органы. Согласно Конституции РФ общее руководство органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ. Он контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности, принимает в случае необходимости оперативные решения в этой сфере.

В систему специальных органов обеспечения безопасности входит Федеральная служба безопасности РФ, которая обеспечивает осуществление контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом,.информационной безопасности, защиту и охрану государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа РФ.

Государственная граница – линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории(суши, вод, недр и воздушного пространства).

Государственной границей на море является линия внешней границы территориального моря РФ. К территориальным морям относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль.

Защита государственной границы осуществляется пограничными войсками, входящими в состав ФСБ РФ, в целяхнедопущения изменения противоправного изменения прохождения границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.

Режим Государственной границы – представляет собой совокупность правил, устанавливающих порядок и содержание Государственной границы, пересечения ее лицами и транспортными средствами, перемещения через границу грузов, товаров и животных, ведения на ней или вблизи ее на территории РФ хозяйственной. Промысловой и иной деятельности, разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением перечисленных правил.

Пограничный режим - совокупность правил, определяющих порядок въезда, временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне, осуществления хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и иных мероприятий. Пограничная полоса устанавливается ФСБ РФ в пределах населенных пунктов и межселенных территорий шириной 5 километров.

 

5. Управление внутренними делами направлено на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, борьбу с преступностью, охрану прав и свобод граждан, собственности.

Общее руководство в сфере внутренних дел осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

Непосредственное управление названной сферой осуществляет Министерство внутренних дел РФ, основными задачами которого являются: разработка стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности, а также совершенствование нормативно-правового регулирования, организация предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследование преступлений, предупреждение и пресечение административных правонарушений, обеспечение охраны общественного порядка и безопасности дорожного движения, организация государственной охраны имущества собственников, управление органами внутренних дел и внутренними войсками

- Основными направлениями деятельности органов внутренних дел являются:

- административная;

- оперативно – розыскная;

- уголовно-процессуальная.

Реализация названных направлений деятельности возлагается на подразделения полиции, внутренней службы и следственные подразделения.

 

6. Юстиция как отрасль управления выполняет важные задачи по укреплению законности, организации защиты прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, общественных объединений.

Систему органов управления юстицией составляют: Министерство юстиции РФ, а также подведомственные ему Федеральная Служба исполнения наказаний РФ, Федеральная служба судебных приставов.

Министерство юстиции РФ -осуществляет функции по правовому обеспечению правотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ. Содержанием данных функций является разработка проектов нормативных актов, которые вносятся Президентом в порядке законодательной инициативы; проведение юридической экспертизы проектов законодательных и нормативных актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти, вносимых на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ.

Основными направлениями деятельности Минюста являются:

- координация работы федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений в планы законопроектной деятельности Правительства РФ;

- государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и интересы граждан или имеющих межведомственный интерес;

- регистрация общественных объединений, политических партий и религиозных организаций;

- методическое руководство деятельностью адвокатуры и нотариата;

- ведение государственного реестра муниципальных образований и регистрация их уставов.

 

.Согласно Конституции РФ основные направления внешней политики государства определяет Президент РФ.

Повседневное управление в этой сфере деятельности осуществляет Министерство иностранных дел РФ, основными задачами которого являются:

- разработка общей стратегии внешней политики РФ и подготовка предложений Президенту РФ;

- обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, территориальной целостности;

- координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти международных связей органов исполнительной власти субъектов РФ;

- защита прав и интересов граждан и юридических лиц, находящихся за пределами РФ.

Министерство иностранных дел осуществляет руководство деятельностью дипломатических представительств (посольств) и консульских учреждений Российской Федерации, созданных за рубежом.

 

 

Раздел 6. Государственное регулирование в социально-культурной сфере деятельности

 

План лекции

 

1.Государственное регулирование в сфере образования и науки.

2. Правовые основы управления культурой.

3.Правовые основы управления здравоохранением и социальным обеспечением граждан.

 

1. Образование - целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней. Российской Федерации устанавливаются следующие уровни образования

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни образования: основное общее образование, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование (бакалавриат, специалитет, магистратура), послевузовское профессиональное образование.

Данные уровни образования могут быть достигнуты в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях..

Федеральным органом

Исполнительной власти, осуществляющим организацию управления в рассматриваемой сфере деятельности является Министерство образования и науки РФ. Оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а именно:

- разрабатывает федеральные государственные образовательные стандарты для всех уровней образования;

- устанавливает перечень профессий (специальностей), по которым осуществляется профессиональное образование;

- утверждает федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при осуществлении образовательного процесса;

- определяет порядок приема во все образовательные учреждения и т.д.

Министерство координирует деятельность Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, которая выполняет комплекс функций по контролю за организацией образовательного процесса во всех образовательных учреждениях независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.

Существенную роль в управлении образованием играют другие федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых имеются образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования (Минобороны, МВД, Минздравсоцразвития, МИД и др.).

К органам управления в сфере образования относятся также органы исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований, которым в соответствии с Конституцией РФ переданы некоторые полномочия в данной области.

 

2. Культура – как особый вид творческой деятельности включает сохранение, создание, распространение, освоение культурных ценностей. Согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет право на участие в культурной жизни общества и пользование культурными учреждениями. Государство при этом гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества.

Конституция РФ вопросы культуры отнесены к совместному ведению России и ее субъектов.

Важное место в системе органов управления культурой занимает Министерство культуры РФ, которое осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия, кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав.

К компетенции министерства относятся:

- разработка и реализация федеральных целевых программ развития культуры и искусства, в том числе кинематографии;

- определяет порядок формирования музейного фонда РФ, а также порядок деятельности музеев, перечень перемещенных культурных ценностей, не подлежащих передаче иностранным государствам, международным организациям и вывозу их из РФ;

- ведет единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории культуры народов) РФ;

- осуществляет функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии.

Министерство координирует деятельность Федерального архивного агентства.

В субъектах РФ действуют органы управления различных организационно-правовых форм (министерства, департаменты, управления), к ведению которых относятся осуществление федеральной политики в области культуры, разработка на ее основе и реализация региональных программ сохранения и развития культуры, финансовое и материально -техническое обеспечение, создание, реорганизация и ликвидация учреждений культуры, информационное обеспечение культурной деятельности и т.д.

Органы местного самоуправления организуют на своей территории библиотечное обслуживание населения, создают условия для организации досуга обеспечения жителей услугами организаций культуры, формируют фонды развития культуры и принимают нормативы финансирования культуры и т.д.

 

3. Охрана здоровья граждан – важнейшая задача государства. Охрана здоровья представляет собой совокупность мер политического, экономического, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья человека, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Федеральным органом исполнительной власти в данной сфере является Министерство здравоохранения и социального развития РФ, которое. Призвано обеспечить разработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области здравоохранения, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, санитарно-эпидемиологического благополучия, медико-биологической оценки воздействия на организм человека опасных факторов физической и химической природы, курортного дела.

Министерство координирует и контролирует деятельность:

- Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения;

-Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

-Федеральная служба по труду и занятости;

- Федерального медико-биологического агентства;

-Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Общие вопросы здравоохранения находятся в совместном ведении России и ее субъектов. В этой связи в регионах создана своя система органов управления данной сферой деятельности, которая отличается многообразием. Аналогичным образом построена данная деятельность на уровне органов местного самоуправления.

 

Раздел 7. Основы государственного управления в сфере экономической деятельности

План лекции

 

1.Государственное регулирование в сфере экономики

2.Административно - правовое регулирование отдельными отраслями экономики

3.Административно-правовое регулирование в сфере прогнозирования, стандартизации, учета и статистики.

4.Административно-правовое регулирование в сфере финансовой деятельности, кредитования и управления валютными ресурсами.

 

1. Реформирование экономической и политической системы общества свидетельствует, что без участия государства их реализация невозможна. В то же время на современном этапе более правильно говорить не о государственном управлении в сфере экономики, а о государственном регулировании, которое включает:

- нормативное регулирование путем установления общих правил;

- контроль за исполнением правовых норм, регулирующих определенные отношения в различных отраслях экономики;

- координацию участников экономической деятельности;

- определение приоритетных направлений в структурной политики в сфере экономики;

- содействие успешному ее осуществлению;

- развитие государственной контрактной системы) государственных заказов);

- регистрацию;

- лицензирование, сертификации, аккредитацию

Таким образом, государственное. регулирование направлено на создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий деятельности предприятий и организаций различных форм собственности. Оно не предполагает вмешательства государственных органов в производственную и финансово-хозяйственную деятельность предприятий, кроме случает прямо предусмотренных законодательством.

 

2. В осуществлении государственного регулирования отдельными отраслями экономики принимают участие органы законодательной власти, органы исполнительной власти общей компетенции (Правительство РФ, Министерство экономического развития РФ), федеральные органы исполнительной власти отраслевой и межотраслевой компетенции.

В сфере промышленности и энергетики функции государственного регулирования осуществляют Министерство промышленности и торговли, Министерство энергетики, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральное космическое агентство, Федеральная служба по тарифам, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, государственная корпорация «Росатом».

В сфере сельского хозяйства функции регулирования осуществляют Министерство сельского хозяйства, Федеральная служба по ветеринарии и фитосанитарному надзору, Государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и иных видов техники, входящий в состав Минсельхоза РФ, Федеральное агентство по рыболовству.

Государственное регулирование в сфере транспорта осуществляют Министерство транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Управление использованием природных ресурсов осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии, федеральная служба гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и экологии, федеральное агентство водных ресурсов, федеральное агентство по недропользованию, а также Федеральное агентство лесного хозяйства, которое непосредственно подчиненно Правительству РФ.

Функции межотраслевого регулирования в сфере финансовой деятельности осуществляют Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, федеральная служба финансово-бюджетного контроля, Федеральное казначейство. Определенные функции в данной сфере реализуют Центральный банк РФ и Счетная палата РФ.

 

. Развитие внешнеэкономических связей является одним из приоритетных направлений экономической деятельности государства.

Согласно Конституции РФ к предметам ведения РФ относятся внешнеэкономические отношения нашей страны, определение порядка продажи и покупки оружия, военной техники. К совместному ведению РФ и ее субъектов относится координация внешнеэкономических связей субъектов РФ.

Правительство РФ разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического сотрудничества, осуществляет общее руководство таможенным делом, руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами, осуществляет регулирование и контроль в сфере внешнеэкономической деятельности.

Отдельные функции в рассматриваемой сфере деятельности осуществляют Министерство промышленности и торговли, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю.

 

 

II. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.