Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Діагностика визначення рівня соціальної компетентності дитини




Соціальна компетентність дошкільників трактується як полікомпонентне утворення особистості, її інтегральну якість, яка складається з комплексу емоційних, мотиваційних, характерологічних особливостей і виявляється в соціальній активності та гуманістичній спрямованості особистості (І.П.Рогальська).

Социально-личностное развитие ребенка является одним из наиболее сложных и значимых направлений для проектирования педагогического процесса современного дошкольного учреждения.

В исследованиях последних лет все большее внимание уделяется педагогической диагностике как основе конструирования образовательного процесса, в том числе и в направлении социально-нравственного развития дошкольника. В этом аспекте педагогическая диагностика рассматривается, как комплекс специально разработанных методик позволяющих воспитателю в повседневной жизни детского сада диагностировать реальные особенности развития ребенка, находить пути помощи ребенку в его развитии (Бабаева Т.И., Крулехт М.В., Полякова М.Н.).

Многообразие социальных проявлений ребенка, его чувств и отношений в различных ситуациях, личностных качеств и проблем дошкольника способствовало появлению в психолого-педагогической литературе многообразия понятий, характеризующих аспекты социально-личностного развития дошкольников и его результаты: социальная компетентность, социально-личностная компетентность, социально-коммуникативная компетентность, социально-нравственное развитие, социально-эмоциональное развитие, нравственная воспитанность. Каждый из этих подходов предполагает свою, достаточно трудоемкую и сложную для педагога дошкольного учреждения систему диагностических методик.

Перед диагностикой особенностей социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, перед педагогом ставятся задачи:

· Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка.

· Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил.

· Изучить особенности понимания старшими дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятельности.

Особенности диагностики социально-личностного развития дошкольника связана с многообразием его проявлений в различных видах детской деятельности и общения. Это определяет комплексный характер диагностики, в которой наблюдение будет являться одним из ведущих методов, позволяющих определить характер социально-нравственной воспитанности ребенка.

Представленная система диагностики отличается определенной вариативностью, в ней нет строго (жестко) определенных методов, через которые должен пройти каждый ребенок. На основании данных наблюдений, бесед воспитатель сам определяет какие диагностические методики включить дополнительно в обследование каждого ребенка, чтобы на основании их результатов лучше понять ребенка, увидеть его достижения и проблемы, помочь, каждому ребенку реализовать себя в деятельности, общении со взрослыми и сверстниками.

Методики наблюдения и беседы для всех возрастных групп, на последующих этапах - диагностические методики для детей старшего дошкольного возраста. Это связано как с объемом представляемого материала, так и с большей разработанностью диагностических методов, ориентированных на детей 5-7 лет.

На первом этапе, при первичной диагностике, педагогу удобно воспользоваться методом наблюдения, в том числе включенного наблюдения, когда воспитатель в играх, совместных делах разговорах с детьми оценивает:

· Эмоциональные проявления детей: с каким настроением ребенок чаще всего приходите в группу, как часто бывает весел, печален, сердит, с чем связаны такие проявления ребенка, как часто и по какому поводу вступает в конфликт со взрослым и сверстниками, проявляет упрямство, негативизм агрессивность.

· Умения общения и взаимодействия дошкольников со сверстниками и взрослыми:

· Проявления инициативности, активности в общении, (в т.ч. и речевой), застенчивости, робости, нерешительности, с чем обычно связаны.

· Умения взаимодействия со сверениками - умения разрешать конфликты, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.

· Умения культуры общения - вежливо общаться, вступать в контакт, принимать предложения сверстников и взрослых

· Умения ориентироваться при общении на чувства и переживания других,

· Проявления познавательного интереса к людям, их внутреннему миру.

· Проявления детей в различных видах деятельности (умения самостоятельно выдвинуть идею, план действий, умения действовать в соответствии с планом, исправлять ошибки, оценивать свою деятельность, отношения к указаниям взрослого, советам сверстников и т.д.)

Свои наблюдения за детьми группы обобщает в таблице, составленной на основе модификации методики Т.А. Репиной"Изучение особенностей социально-нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников".

Выделите среди детей группы: Фамилии, имена детей
1.Самых общительных со взрослыми. Самых необщительных замкнутых детей.  
2.Самых общительных с детьми, самых нерешительных, замкнутых  
3.Вожаков, организаторов в группе, выполняющих, в основном, ведущие роли в играх: не проявляющих организаторских способностей детей, склонных к подчинению:  
4.Самых доброжелательных, спокойных детей самых недружелюбных, часто ссорящихся, дерущихся.  
5.Самых добрых (делятся игрушками, гостинцами с детьми, угощают воспитателя) неохотно делящихся гостинцами и игрушками с другими  
6.Самых отзывчивых (стараются помочь другому, утешить) равнодушных к огорчению и неудаче другого.  
7.Самых честных, правдолюбивых детей детей, которые часто говорят неправду, поступают нечесно детей, которые могут сказать неправду, не отличаются честностью  
8.Самых вежливых детей, невежливых детей, редко употребляющих "волшебные слова"  
9.Самых послушных,покладистых детей непослушных, упрямых детей  
10.Самых самостоятельных детей, несамостоятельных, часто обращающихся за помощью.  
11. Настойчивых, организованных детей Детей, не умеющих довести ни одного дела до конца  
12. Уверенных в себе детей неуверенных, робких детей.  
13.Самых трудолюбивых, охотно выполняющих трудовые поручения взрослых ленивых детей, которые не любят трудиться.  
14.Самых веселых, жизнерадостных детей детей грустных, угрюмых, плаксивых.  

Анализируя результаты таблицы педагог может опираться на следующие рекомендации.

Рассмотрите полученные результаты таблицы. Вы видите, что почти у всех детей есть свои достоинства и недостатки. Учитывайте их в своей работе с детьми.

Подчеркните красной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых вы выделили только достоинства. Очевидно, это ваша опора в группе, дети, которые помогут вам заинтересовать, увлечь, организовать других. Но приглядывайтесь к ним внимательнее – всегда ли мы объективны в нашей оценке? Каковы задачи социально- эмоционального развития этих детей?

Подчеркните черной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых вы выделили преимущественно негативные особенности. Это дети, которым в первую очередь требуется ваше понимание и помощь. Постарайтесь понять, в чем причины таких проявлений детей. Для этого можно воспользоваться анкетой для родителей и вопросником для беседы с ребенком, представленными в статье по изучению особенностей семейного воспитания (статья Березиной Т.А., Ворониной О.И.), методиками диагностики взаимоотношений детей со сверстниками (статья Бабаевой Т.И.), используйте и другие знакомые вам методы. Определите положительные качества, увлечения, интересы таких детей, опирайтесь на них в ходе работы с ними. Подумайте, какие методы социально-нравственного воспитания могли бы помочь решить проблемы этих детей.

Возьмите список детей группы и выпишите имена и фамилии тех детей, которых нет в вашей таблице. Подумайте, почему так получилось – эти дети незаметны, "забыты" взрослыми, они не проявляют себя или у них нет ярких личностных особенностей. В процессе педагогического взаимодействия вам надо узнать этих детей лучше, помочь им более активно проявлять свою индивидуальность и преодолевать личностные проблемы.

Обобщения результатов наблюдения по данной методике позволит педагогу увидеть индивидуальные особенности социально-личностного развития детей группы, их сильные стороны и поведенческие проблемы, а также учесть их в ходе дальнейшего взаимодействия с каждым ребенком.

Для изучения особенностей понимания детьми норм и правил поведения, отношения к ним, понимания отдельных эмоциональных состояний с детьми проводиться индивидуальная беседа. Чтобы получить представления о понимании правил поведения детьми группы и спланировать дальнейшую работу по социально-нравственному воспитанию необходимо побеседовать с 6-8 детьми из разных по "благополучию" групп, выделенных на основе первой методики. Для этого используются две методики - "Сюжетные картинки" и "Закончи историю" (для детей старшего дошкольного возраста).

Диагностическая методика "Сюжетные картинки"

(модифицированный вариант Р.М. Калининой)

Стимульный материал:

В картинках для детей младшей группы представлены следующие полярные по своим характеристикам нравственные нормы:

доброта-жадность (Содержание картинок: 1) мальчик угощает всех конфетами из коробки, улыбается, 2) девочка закрывает руками все игрушки от окруживших ее детей),

отзывчивость-равнодушие (Содержание картинок: 1) маленькая девочка плачет, другая - ее утешает, выражение лица второй девочки сочувствствующее, 2) один мальчик плачет над сломанной машинкой, другой показывая на него пальцем смеется),

дружелюбие-конфликтность (Содержание картинок: 1) дети вместе дружно играют на ковре, 2) два ребенка отбирают друг у друга игрушечную лошадку),

аккуратность – неаккуратность (Содержание картинок:1) девочка причесывается перед зеркалом, 2) девочка в грязном платье, непричесанная вырывает листы из книги.)

Предъявление задания для детей младшей группы:

Инструкция воспитателя: "Я буду показывать тебе разные картинки про детей. Выбери картинки, на которых дети ведут себя хорошо, и на которых плохо". Картинки предъявляются детям попарно. После того, как ребенок разложил картинки, воспитатель снова раскладывает их все перед ним и просит показать, кто на картинках радуется, а кто грустит.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 999; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.