Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль гри у соціальному розвитку дитини




В настоящее время игра рассматривается как основное условие развития дошкольника. В ней он может проявить способности, раскрывающие уровень его социального развития. Однако создавать «зону ближайшего развития» может лишь полноценная игровая деятельность. Работы Н.П. Белопольской (1976), И.Ф. Морковской (1977), Л.В. Кузнецовой (1981, 1985), Е.С. Сленович (1983, 1985), свидетельствуют о том, что у детей с задержкой психического развития (ЗПР) имеется значительное отставание в развитие ролевой игры,

В трудах отечественных и зарубежных ученых (Л.С. Выготский, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, М. Монтессори и др.). Отмечается, что игра направлена на формирование его социальной компетентности, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Особое значение игра приобретает в коррекционно педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования социальной действительности и для их полноценного развития. В игре дети отражают свои представления и знания об окружающем мире.

Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является создание воображаемой ситуации и возникновении действий в «смысловом поле» (Л.С. Выготский). По словам Л.С. Выготского, играя, ребенок учится «осознавать свои собственные действия, осознавать, что каждая вещь имеет значение». В сюжетно-ролевой игре между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создает благоприятные условия социально-речевого развития детей.

Ведущим направлением в руководстве игрой как одно из средств социализации является формирование обобщенных игровых действий и ролевого поведения в постепенно усложняющихся сюжетах, индивидуализацию активизирующего общения педагога с детьми в процессе игры, организацию совместной игровой деятельностью дошкольников.

Таким образом, игра оказывает высокое развивающее воздействие на все психические процессы ребенка – дошкольника. Это и служит основанием для доказательства необходимости специальной работы по ее формированию.

Первые попытки разработать теорию игры были предприняты К. Гроссом, Г. Сперсером, К. Бюлером, Ф. Бойтендайком и др. Несмотря на множество принципиальных отличий, их теории сходились в одном: они рассматривали игры детей вместе с играми детенышей животных. Понимание игры исходило из представлений о том, что игра относится к унаследованным инстинктам. В основе этих тенденций лежит представление о тождественности процессов психического развития у детенышей животных и у ребенка человека. Такие теории не дают объяснения природе игры – как и «глубинные» теории, в которых игра считается выходом

из реального мира в мир грез (К. Левин, Ж. Пиаже и др.), так и натуралистические теории, авторы которых видели в игре стремление «приспособиться к среде обитания человека» (Ж. Шато, Дж. Дьюи и др.).

Теории игры, преувеличивающие роль природного, биологического в человеке, является несостоятельными.

Отечественные психологи избрали другой путь исследования игры и рассматривали ее как деятельность ребенка по ориентации в мире человеческих действий, человеческих отношений, задач и мотивов человеческой деятельности.

Наиболее точное определение игре дает Ю.Б. Эльконин: «Человеческая игра – эта такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности».

Анализируя становление игры при переходе общества с одной формы различия на другую, более высокую, Д.Б. Эльконин установил следующее.

На ранних этапах развития человеческого общества, когда производственные силы находились еще на примитивном уровне и общество не могло прокормить своих детей, а орудия труда позволяли непосредственно, без всякой специальной подготовки включать детей в труд взрослых, не было не специальных упражнений в овладении орудиями труда и всеми отношениями, ни тем более, ролевой игры. Дети входили в жизнь взрослых, овладевали орудиями труда и всеми отношениями, принимая непосредственное участие в труде взрослых.

Для примера Д.Б. Эльконин приводит ряд этнографических и географических описаний путешественников. В записях Н.Н. Миклухо-Маклая о папуасах, М. Мид о примитивных рыболовах в Меланезии, Л. Я. Штернберга о народах Северо-Восточной Азии и многих других имеются указания на то, что дети в первобытном обществе не играли, а уже в 3-4 года принимали участие в несложном бытовом труде (собирали съедобные растения, корни, личинки, улитки и т.п., ловили рыбу корзинами и руками, охотились на мелких зверей и птиц).

Непосредственная связь детей со всем обществом, осуществляемая в процессе общего труда, исключила всякие формы связи ребенка и общества. На этой ступени развития и при таком положении ребенка в обществе как равноправного, нет никакой необходимости в воспроизведении труда и отношений между взрослыми, нет необходимости в ролевой игре.

Переход к более высоким формам производства – земледелию и скотоводству, усложнение способов рыболовства и охоты и привело к разделению труда в обществе. Включение детей в наиболее важные области трудовой деятельности требовало специальной подготовки в форме овладения простейшими орудиями труда. Такое овладение орудиями труда начиналось в очень раннем возрасте и проходило на уменьшенных по своим формам орудиях. Описывая этот этап становления игры в процессе разделения форм общественного строя, Д.Б. Эльконин ссылается на материалы Н.Г. Богорад-Тана, А.Н. Рейнсон-Правдина, С.Н. Стебницкого и др. об образе жизни народов Крайнего-Севера. Например, дети кочевников не расстаются с арканом и тренируются в меткости, набрасывая его сначала на колышки, пеньки, кусты, а потом на подвижные цели: собак, телят – оленей. У охотничьих народов дети не выпускают из рук маленькие лук и нож, упражняются в стрельбе, учатся пользоваться ножом.

В этих упражнениях с уменьшенными орудиями есть некоторые элементы игровой ситуации. Пенек, торчащий в тундре, - не настоящий олень, а цель, в которую стреляют мальчишки из лука – не настоящие птицы и звери. Таким образом, в этих упражнениях могут содержаться элементы ролевой игры, но играли их можно называть очень условно, так как дети видели непосредственную связь этих упражнений с реальной трудовой деятельностью. После периода овладения этими орудиями дети включались в производственный труд взрослых.

Дальнейшее развитие производства, усложнений орудий труда появление элементов домашнего ремесла, возникновение на этой основе более сложных форм разделения труда и новых производственных отношений приводит к тому, что возможность включения детей в производственный труд становится еще более проблематичной. Упражнения с уменьшенными орудиями труда становится бессмысленными, и овладение усложнившимися орудиями отодвигается на более поздний возраст.

На I этапе развития одновременно возникают два изменения в характере воспитания и процессе формирования ребенка как члена общества. Первое из них заключается в том, для овладения любыми орудиями необходимо (развитие зрительно-двигательной координации, мелких и точных движений, ловкости и т.п.) Общество создает для упражнений этих качеств особые предметы - игрушки.

Общее между современными игрушками и предметами, с которыми функционировали дети в условиях первобытного общества, только одно - способ действия с ними детям показывали взрослые.

Второе изменение в характере воспитания заключается в появлении символической игрушки. С ее помощью дети воссоздают те сферы жизни и производства, в которые они еще не включены, но к которым стремятся.

Культивирование игры в современном обществе происходит, прежде всего, через игрушку.

Игрушка с самого раннего детства представляется в самостоятельное пользование ребенка. Однако в самостоятельной деятельности ребенка (если с ним никто не играет или он не видит игр других) она является лишь объектом специфических манипуляций, обусловленных ее функциональными свойствами. Эти манипуляции, т.е. действия с игровыми предметами, ребенок производит самостоятельно, но это не значит, что он играет. Игрушка и действия с ней должны быть осмыслены, включены в смысловой контекст. Папы и мамы могут обыгрывать новые игрушки, которые они покупают своему ребенку (т.е. показать, как с ними играть), стимулировать детей к имитации действий взрослых. Но при таких стихийных неосознанных воздействиях в лучшем положении оказывается игра с правилами, нежели сюжетная игра.

В сюжетные игры взрослые не играют. Временного отрезка в 20 лет достаточно, чтобы забыть, что это такое. Взрослые если и играют с детьми, то предпочитают игры с правилами, а сюжетная игра остается без внимания. А наибольшее развивающее значение в дошкольном возрасте все же имеет сюжетная игра. Если вернуться к вопросу, который возникает у взрослых: а учили ли нас играть? Если и не учили целенаправленно, то это происходило в общении со старшими детьми, с разными играющими группами. В естественно складывающие игровые группы входят дети разного возраста (от подростков до дошкольников) с различным игровым опытом. Обновление состава таких групп происходит постоянно: малыши втягиваются и набираются игрового опыта, а старшие дети, подрастая, все меньше участвуют в жизни игровой группы.

Таким образом, игра действительно социальна по своему происхождению как в филогенезе человечества, так и в онтогенезе отдельного ребенка.

А игрой считается не та деятельность, в которой моделируются социальные отношения.

Почти все авторы, описывающие или исследовавшие ролевую игру, единодушно отмечают, что на ее сюжеты решающее влияние оказывает окружающая ребенка действительность. Ребенок отражает в игре ни действия, ни отношения между людьми, которые наблюдает в жизни. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка, изменяясь вместе с расширением его кругозора.

Содержание игры – то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни.

В силу занятости взрослого населения (ведь большинство мам, бабушек и дедушек работает) дети рано попадают

в условия общественного воспитания, строящегося по принципу одновозрастных групп. Поэтому они общаются, как правило, только со сверстниками, имеющими такой же игровой опыт. Тенденция к упразднению двора в современном городе приводит к исчезновению дворовых играющих групп, которые являются основным носителем игры.

Между тем в игре могут отражаться лишь внешние стороны человеческой деятельности – то, с чем действует человек, или отношения человека к своей деятельности и другим людям, или, наконец, общественный «результат» человеческого труда. Поэтому изменяется и смысловая нагрузка игр современных детей. В настоящее время, к сожалению основным средством передачи игровой культуры становится телевизор.

Сегодня никто не отрицает, что рост влияния телевидения на детей связан с тем, что оно наиболее полно и эффективно удовлетворяет потребности подрастающего поколения в приобретении к ценностным ориентациям взрослых. Это происходит благодаря использованию «эффекта присутствия» («действия») ребенка в воображаемой ситуации и идентификации с героем.

Телевидение зачастую использует утилитарную цель: повысить спрос на информацию как продукт деятельности ребенка. При этом упускаются из вида цели формирования личностных новообразований. Дети увлекаются конкретным сюжетом, а взрослым – педагог или родитель – не играют в процессе просмотра фильма или мультфильма никакой роли: не помогают развертыванию сюжета и удерживанию принятой роли, не объясняют сложные для детей понятия и т.п.

Психологические исследования подтвердили, что даже после просмотра мультфильмов о Томе и Джерри, дети становятся менее терпимыми, более агрессивными в общении с другими детьми. В результате подобных исследований было доказано: это происходит потому, что дети, идентифицируясь с персонажами, начинают признавать агрессию эффективным и вполне приемлемым средством разрешения конфликтов. Те же исследования показали, что подражание телегероям может иметь и положительный (хотя и кратковременный эффект), уменьшенная агрессивность дошкольников. Просмотр сериала про Мистера Роджерса способствовал тому, что дети стали проще относиться к неудачам, пунктуальнее соблюдать правила поведения на улице и среди сверстников, проще относиться к другим людям.

Из приведенных исследований был таков вывод: взрослые должны принимать активное участие в выборе подходящих телепрограмм для детей. И, по возможности, устраивать последующее обсуждение содержания и формы увиденного.

Что касается игры, то ее воспитательное значение во многом зависит от профессионального мастерства педагога от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Изучение детских игр позволяют выделить несколько этапов их становления у дошкольников; ознакомительная игра, сюжетно-ролевая игра, собственно ролевая игра.

Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.

В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. Существует несколько классификаций игр.

Так, Ф. Фребель первым из педагогов выдвинул тезис основу своей классификации принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр получила развитие в работах Н.К. Крупской.

П.Ф.Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).

В работах Н.К. Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и П.Ф. Лесгафта, но называется немного иначе: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская назвала творческими, подчеркивая их главную особенность – самостоятельный характер. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами.

Современная отечественная педагогика к творческим играм относит сюжетно-ролевые игры, строительные игры и игры драматизации. К группе игр с правилами относится дидактические и подвижные игры.

Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель особое значение придает формированию доброжелательных отношений между ними.

Уточнение знаний детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, помогут определить содержание игровых задач, тему сюжета. От умелого усложнения способов и средств решения игровых задач зависит формирование самой игры.

Накопление детьми знаний фиксируется на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются при планировании воспитательной работы по руководству игрой.

Благодаря действиям замещения и создания воображаемой ситуации в сюжетно-ролевой игре ребенок усваивает все векторы человеческих взаимоотношений.

1) взрослый – ребенок;

2) взрослый – взрослый;

3) ребенок – взрослый;

4) ребенок – ребенок.

Именно в этом и состоит основное специфическое развивающее значение игры. Она способствует усвоению разнообразных знаний (знаний о явлениях общественной жизни, о действиях и взаимоотношениях взрослых и др.), реализация их в практической деятельности. В игре развиваются многие психические процессы, формируются навыки произвольного управления поведением, многие качества личности (активность, организованность

и т.д). Все это ведет к активной социализации ребенка.

Содержанием первых сюжетных игр детей является деятельность людей, с которыми он непосредственно встречается.

Переход к ролевому взаимодействию детей в игре осуществляется медленно. Крайне неравномерно, стихийно.

Экспериментально доказано, что переходу детей к совместной ролевой игре будут способствовать следующие условия:

1) совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в его наиболее специфическом виде – в виде ролевого диалога:

2) выделение в игре с помощью предметных опор (специфического игрового материала – такого, как белый халат для доктора, бескозырка для моряка, фартук для мамы и др.) не отдельных ролей, а целостной ситуации ролевого взаимодействия.

Для содержательной связи игровых ролей взрослый должен включить в сюжет персонажи, представляющие собой некоторое смысловое единство (мама – дочка, врач – пациент и т.п.) и определяющие взаимодействие участников игры. Такие персонажи (роли) могут быть условно названы взаимодополняющими. Они «задают» содержание взаимодействия участников игры, но не выделяют его специфическую форму – ролевой диалог. Выделение ролевого диалога требует создание игровой ситуации, смещающей акцент игры с предметных действий персонажа на их речевое общение. Например, можно использовать такую предметную опору коммуникации, как телефон.

Первоначальный ролевой диалог со взрослыми служит для ребенка образцом обозначения связки ролей, этот образец переносится ребенком и на взаимодействие с партнером сверстником. после того, как взрослый подсказал обозначение ролей и ролевой диалог, детям нужно предложение поиграть самостоятельно, исключив использование игрушечных персонажей (куклы, мишки и т.п.). Таким образом, дети не смогут вернуться к привычной форме совместной игры – обмену предметными действиями друг с другом – или к индивидуальной ролевой игре. Фиксированная форма ролевого поведения как действий, направленных на партнера – игрушку, затрудняет переориентацию ролевых действий ребенка на сверстника.

К пятому году жизни детей, когда роль становится центром их игры, возникает задача формирования таких форм поведения, которые бы позволяли ребенку использовать роль как средство совместно развертывания сюжета игры.

Формирование способов согласования замыслов в совместной сюжетно-ролевой игре может быть связано с такой организацией совместной деятельности, когда собственно «сюжетно-событийная» сторона отделена от предметно-игровых и ролевых действий и становится предметом осознания детей.

Овладение согласованным сюжетным действием происходит за счет осознания ребенком расхождений собственного замысла с замыслом партнера и предупреждения этих расхождений посредством планируемых действий. В качестве такой деятельности можно использовать совместную деятельность по преобразованию знакомого сюжета.

В качестве нормативной схемы, регулирующей деятельность детей по совместному построению сюжета, большое значение имеет использование литературного сюжета.

Литературное произведение сближает ребенка с его героем и активизирует процесс формирования таких чувств, как сопереживание, сочувствие, содействие. «Со» означает вместе, а это значит, что формируя эти качества личности, мы учим детей взаимодействию, основной черте взаимоотношений, и способствуем формированию нравственных мотивов поведения.

Содержание игр влияет на нравственное развитие и в первую очередь, на овладение этическими нормами (являясь своеобразным тренингом в усвоении этикета).

Тематика и содержание игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, в каждом литературном произведении и должна найти место в постановках детей. Любимые герои становятся образцами для подражания. Дети, перевоплощаясь в любимого героя, добровольно перенимают и присваивают свойственные ему черты. Поэтому разыгрывание роли детьми помогает формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, развивать желание подражать положительным персонажам.

В играх-драматизациях дети объединены общими переживаниями, учатся согласовывать свои действия, подчинять желания интересам коллектива, то есть происходит развитие дипломатических качеств общения.

Этот вид игр дает возможность охватить всех детей группы. Дети – зрители не являются пассивными созерцателями, уровень их активности достаточно высок. По мнению известного детского писателя С.В. Михалкова, хороший зритель, как хороший актер, полностью перевоплощается в героя. Так что, воспринимая сценическое действие, дети сопереживают героям, ищут пути решения сложных ситуаций, сочувствуют обиженным, а значит, учатся общению, взаимоотношениям, усваивая готовые модели поведения и различные ситуации которые могут им встретиться на жизненном пути.

Для режиссерской игры нужен соответствующий материал, с помощью которого ребенок сможет разыгрывать сюжет. Взрослый участвует в такой игре не в качестве равного партнера, а становятся ее зрителем, наблюдателем, который по ходу игры задает ребенку разные вопросы. Они стимулируют режиссерскую игру, направляют ее, уводят ребенка от простого манипулирования предметами. «Например: «А что это у тебя?», «Куда едет машина?», «Что будет дальше в игре?» и т.д.

Удачным приемом формирования режиссерской игры может служить задание придумывать и показать сказку. Для этого ребенку дают набор одномасштабных небольших игрушек, которые он может уместить на плоскости. Если ребенок затрудняется выполнить это задание, взрослый сам начинает показывать придуманную сказку, а затем, прервав действие, просит ребенка продолжить его. Можно изменить задание: нарушить расположение игрушек и попросить ребенка «угадать», почему игрушки расположены на плоскости не так, как раньше. Для этого ребенок должен придумать оправдательный сюжет. Можно предложить ребенку самому придумывать и загадать такую загадку сверстнику.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 2715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.