Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практические занятия. Правила формулировки вопроса и ответа




Правила формулировки вопроса и ответа

Правило предметности вопроса: в логической структуре вопроса его предмет должен быть достаточно определен для понимания отвечающего. Нарушение данного правила влечет ошибку «беспредметного разговора».

Правило определенности вопроса: в логической структуре вопроса его содержание должно быть строго и ясно определенным. Нарушение данного правила влечет ошибку «размытого содержания» вопроса.

Правило корректности вопроса: в логической структуре вопроса его пресуппозиция должна быть истинным утверждением. Нарушение данного правила влечет ошибку «безответного вопроса». Так как при ложной пресуппозиции объем истинных ответов на вопрос является пустым множеством.

Правило непротиворечивости вопроса: в логической структуре вопроса его пресуппозиция не должна содержать противоречивых утверждений. Нарушение данного правила влечет ошибку «тривиального вопроса», так как из противоречивости пресуппозиции с логической необходимостью следует тривиальная полнота ответа на вопрос: любой ответ, как и его отрицание, является истинным ответом на вопрос.

Правило конкретности вопроса: в логической структуре вопроса его объем должен определять конечное непустое множество альтернатив для ответа. Нарушение данного правила влечет ошибку «размытого объема» вопроса.

Правило нейтральности вопроса: в логической структуре вопроса его содержание не должно предвосхищать предполагаемый спрашивающим ответ. Нарушение данного правила влечет ошибку «наводящего вопроса».

Правило последовательности вопроса: каждый вопрос, ответ на который возможен лишь при определенных обстоятельствах, может быть сформулирован только после истинной верификации ответа на главный вопрос (о данных обстоятельствах). Нарушение данного правила влечет ошибку «предвосхищения основания» вопроса.

Правило соответствия ответа содержанию вопроса: в логической структуре правильно сформулированного ответа на вопрос его истинность логически обусловлена истинностью соответствующей пресуппозиции вопроса, и наоборот. Нарушение данного правила влечет ошибку «ответа не по существу».

Правило соразмерности объема ответа объему вопроса: объем ответа должен определяться подмножеством множества утверждений, образующих объем вопроса. Нарушение данного правила влечет ошибку широкой или узкой трактовки вопроса.


Рекомендации по подготовке студентам

Готовясь к практическим занятиям, следует обратить внимание на следующие особенности предмета:

– темы учебного курса взаимосвязаны, и рассмотрение основных форм теоретического мышления идет от наиболее простой формы к наиболее сложной, а именно – от понятия к умозаключениям различных видов, поэтому успешное усвоение курса предполагает последовательное и систематическое изучение его теоретической части;

– основные определения формальной (классической) логики практически неизменны и являются традиционными, поэтому попытки пересказать их «своими словами» излишни; в то же время простое заучивание определений не способствует качественному усвоению курса; для того чтобы использовать основные категории и термины логики именно как средства правильного построения рассуждения, необходимо понять их значение;

– можно мыслить и рассуждать логически правильно, не имея представления о логике, но знание логических законов и принципов построения основных мыслительных форм позволяет фиксировать собственные и чужие логические ошибки и мыслить осознанно правильно;

– при возникновении проблем с пониманием той или иной темы курса не стоит откладывать их решение до конца семестра (до зачета), поскольку, в силу особенностей дисциплины, эти проблемы будут накапливаться и препятствовать усвоению последующих тем;

– помимо знания теоретической части, усвоение курса предполагает также отработку навыков обращения с основными формами мышления, и одной из основных особенностей изучения логики является то, что овладение практическими навыками возможно только при условии качественного усвоения теоретической части каждой темы; другими словами, не зная или не понимая значения основных определений той иной темы курса, невозможно правильно выполнить практические задания к ней;

– в изучении логики, как и любой другой учебной дисциплины, основой знания являются понимание и умение применить это знание к своей профессиональной деятельности.

При подготовке к практическим занятиям, следует также обратить внимание на следующее:

– важен не объем запоминаемой информации, а качество ее усвоения, то есть степень понимания прочитанного и осознанности воспроизводимого при ответе на семинарском занятии;

– несмотря на унифицированность содержания большинства учебников логики, желательно использовать учебники предназначенные для юридических факультетов;

– не следует пренебрегать дополнительной литературой, особенно изданиями, относящимися к разряду «занимательная (популярная) логика», в которых некоторые сложные моменты излагаются в более удобной для усвоения форме, чем в стандартном вузовском учебнике;

– каждая тема курса снабжена перечнем контрольных вопросов, которые будут рассматриваться на семинарском занятии в первую очередь, поэтому изучение темы и подготовку к занятию удобнее начинать именно с этих вопросов.

При выполнении практических заданий рекомендуется:

– сначала внимательно прочитать само задание и методические указания по его выполнению и соотнести задание с пройденным материалом;

– повторить необходимые определения и правила;

– проанализировать готовые примеры выполнения задания (см. учебник или лекции);

– при анализе содержания задания или готовых примеров обращать внимание на структуру высказывания или умозаключения, а не на их содержание (поэтому некоторые суждения и умозаключения в заданиях имеют заведомо абсурдное содержание, что не является нормой в обычной практике применения логических законов и правил);

– максимально объективно оценить правильность выполненного задания (как если бы это был готовый пример для проверки).

При выполнении заданий, в которых требуется привести пример той или иной мыслительной формы, категорически не рекомендуется использовать готовые примеры из учебников или задачников (в том числе в переделанном виде) – только самостоятельные попытки позволяют выработать практические навыки работы с мыслительными формами

На практические занятия выносятся следующие темы и вопросы:

2 неделя семестра




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.