Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответы для упражнений 15, 17 темы сложное суждение




Упражнение 15.

1. Суждение «Все юристы изучают логику, и все философы изучают логику» является (неопределенно) конъюнктивным. Результатом отрицания конъюнктивного суждения является дизъюнктивное суждение, в котором составляющие суждения являются отрицаниями составляющих суждений исходного конъюнктивного суждения, то есть отрицая суждение формы А В, получаем суждение формы A B. Иначе: В) ( А В).

Результатом отрицания исходного суждения является суждение «Некоторые юристы не изучают логику или некоторые философы не изучают логику».

2. Суждение «Иванов вошел в автобус, и ему стало плохо» является по следовательно-конъюнктивным. Это суждение отрицается по следующей схеме: . Результатом отрицания исходного суждения является суждение «Иванов не входил в автобус или ему не было плохо, или сначала ему стало плохо, а затем он вошел в автобус».

3. Суждение «Потребитель получает изделие и (одновременно) расплачивается наличными» является последовательно-конъюнктивным. Оно отрицается по следующей схеме:

Отрицанием исходного суждения является суждение «Потребитель не получает изделия или не расплачивается наличными, или он сначала получает изделие, а потом расплачивается наличными, или же он сначала расплачивается наличными, а потом получает изделие».

4. Суждение «Идет дождь или идет снег» — (нестрого) дизъюнктивное. Результатом отрицания (нестрого) дизъюнктивного суждения является конъюнктивное суждение, в котором составляющие суждения являются отрицаниями составляющих суждений дизъюнктивного суждения. Результатом отрицания исходного суждения является суждение «Нет дождя, и нет снега». То есть, отрицая суждение формы A В, получаем суждение формы . Иначе: .

5. Суждение «Либо Петров совершил это преступление, либо Сидоров» является строго-дизъюнктивным. Строго-дизъюнктивные суждения отрицаются в соответствии со следующими схемами: ;

и т. д.

Результатом отрицания исходного суждения является суждение «Это преступление совершили Петров и Сидоров совместно или ни тот, ни другой не совершали этого преступления».

10. Суждение «Если Иванов имеет высшее образование, то он знает какой-нибудь иностранный язык» является импликативным. Результатом отрицания импликативного суждения является конъюнктивное суждение, в котором одним из составляющих суждений является антецедент исходного суждения, а вторым — отрицание консеквента исходного суждения. Отрицая суждение «Если Иванов имеет высшее образование, то он знает какой-нибудь иностранный язык», получим конъюнктивное суждение «Иванов имеет высшее образование и не знает ни одного иностранного языка», т. е., отрицая суждение формы А В, получаем суждение формы А В. Иначе: .

12. Суждение «Если человек закаляется, то он здоров» является условным. Условное суждение отрицается по следующей схеме: . Здесь «» — знак условного союза «если..., то...». Результатом отрицания исходного суждения является суждение «Возможно, что человек закаляется, но не является здоровым».

Упражнение 17.

1. Является ППФ. 2. Является ППФ. 3. Является ППФ. 4. Является ППФ.5. Не является ППФ. 6. Не является ППФ. 7. Является ППФ. 8. Являестя ППФ.

 

 

9 неделя семестра

Тема 5. Умозаключение как форма мышления.

2. Понятие умозаключения. Его структура. Виды умозаключений.

 

Занятие 8. Дедуктивные умозаключения.

7. Непосредственные умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату, умозаключения по логическому квадрату.

8. опосредованные умозаключения. Понятие силлогизма. Простой категорический силлогизм, его структура, фигуры и модусы. Правила терминов и посылок простого категорического силлогизма.

9. Энтимема. Восстановление силлогизма из энтимемы.

10 неделя семестра

Занятие 9. Дедуктивные умозаключения.

10. Полисиллогизмы: прогрессивные и регрессивные. Сорит. Эпихейрема.

11. Условные, условно-категорические силлогизмы.

12. Разделительно-категорические, условно-разделительные силлогизмы.

 

11 неделя семестра

Занятие 10: Контрольная работа по теме «Умозаключение»

 

Литература:

Иванов Е.А. Логика.М., 1996.

Гетманова А.Д. Логика. М., 2000. гл. 5.

Горский Д.П. Логика. М., 1963. стр. 154-177.

Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. М., 1991.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1982. гл. 8,9

Кондаков Н.И. Логический словарь справочник. М., 1975

Формальная логика. Л., 1977, Ч.1, гл. 7

Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 1994

Ивлев Ю.А. Логика. М., 1994, гл.5

Малахов В.П. Основы формальной логики. М., 2000, гл.5

Свинцов В.И. Логика. М., 1998, гл.6

 

Дополнительная литература

Серебрянников О.Ф., Бродский И.Н. Дедуктивные умозаключения. Л., 1969, ч.2.

Бочаров В.Н. Аристотель и традиционная логика. М., 1984, гл. 1.

Суботин А.Л. Традиционная и современная формальная логика. М., 1969, пар. 1,2,14,18

 

12 неделя семестра

Занятие 11 Индуктивные умозаключения

4. Понятие индуктивных умозаключений, их виды.

5. Общая схема индуктивного умозаключения. Понятие полной и математической индукции. Неполная индукция и ее виды. Условия повышения вероятности вывода. Статистическая индукция.

6. Индуктивное определение причинной связи между явлениями. Методы установления причинной связи: метод единственного сходства, метод единственного различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков.

Умозаключения по аналогии

2. Умозаключение по аналогии, его виды. Условия повышения степени правдоподобия выводов по аналогии. Аналогическое моделирование.

 

Литература:

Иванов Е.А. Логика.М., 1996.

Гетманова А.Д. Логика. М., 2000. гл. 6,7.

Горский Д.П. Логика. М., 1963. стр. 180-220

Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. М., 1991.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1982. гл. 10,11

Кондаков Н.И. Логический словарь справочник. М., 1975

Формальная логика. Л., 1977, Ч.1, гл.4

Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 1994

Ивлев Ю.А. Логика. М., 1994, гл.5

Малахов В.П. Основы формальной логики. М., 2000, гл. 5

Свинцов В.И. Логика. М., 1998, гл.6,7

 

Дополнительная литература

Воробьев Н.В. Умозаключения по аналогии. Лекция. М., 1963.

Генкин Л. О математической индукции/ Пер. с англ. М., 1962.

Канберг Г. Вероятность и индуктивная логика. М.,1978, с.141- 298.

Пятницын Б.Н. К проблеме соотношения индукции и дедукции // Методы логического анализа. М.,1977, с.176-193.

Индуктивная логика и формирование научного знания [Сб. статей/ АН СССР, Институт философии]. М., 1987.

Индукция и дедукция // Логические ментолы и формы научного познания. Киев, 1984, гл. 4.

Уемов А.Л, Логические основы метода моделирования. М.,1971.

Философская энциклопедия. М.,1960, т.1; 1964, т,3, 1967, т.4. Статьи: Вероятностная логика; Логика индуктивная; Методы ис­следования причинных связей. Неполная индукция.

 

ЗАДАЧИ к теме 4:

«непосредственные умозаключения»

Упражнение 1. Установите посылки и заключения в следующих умозаключениях, проверьте, являются ли эти умозаключения дедуктивными, т.е. удовлетворяют ли они закону логического следования: например:

Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он является потерпевшим (большая посылка).

Судья Н. — потерпевший (меньшая посылка).

Значит, он не может участвовать в рассмотрении дела (заключение).

Умозаключение является дедуктивным, так как между посылками есть логическое следование, понятие потерпевший в большей посылке выступает признаком родового понятия, а в меньшей посылке видового понятия, тем самым связывая родовое и видовое понятия.

- Некоторые животные в ярости страшны для человека. Мышь животное. Значит, она страшна в ярости для человека.

- Вы не то, что я. Я - человек. Значит, вы не человек.

- Все граждане России несут уголовную ответственность за преступления. В.В. Путин – гражданин России. Следовательно, В.В. Путин несет уголовную ответственность за преступление.

- Некоторые студенты списывают на экзамене. А.Иванов – студент. Значит, он списывает на экзамене.

Упражнение 2. Сделайте все возможные непосредственные умозаключения / по логическому квадрату, обращение, превращение, противопоставление предикату, противопоставление субъекту / из следующих суждений:

например: Превращение выполняется по схеме S есть P → S не есть не-P; Схема обращения S есть P P есть S; Противопоставление предикату: S есть P не-P не есть S.

- Все люди умеют лгать; - Все сдавшие логику будут учиться дальше; - Женщины - не ангелы; - Никто не обнимет необъятное; - Счастливые часов не наблюдают; - Некоторые крокодилы не любят морковку; - Цветет черемуха к похолоданию.

Упражнение 3. Проверьте правильность и вид следующих непосредственных умозаключений: например: «Все студенты нашей группы (S) сдали экзамены (Р). Следовательно, некоторые сдавшие экзамены (Р) — студенты нашей группы (S)». Это обращение: общеутвердительное суждение (А) обращается в частноутвердительное (I) с ограничением.

- Государство существовало не всегда, значит, государство не существовало всегда.

- Совершеннолетние отвечают за свои поступки, значит несовершеннолетние не отвечают за свои поступки.

- Все, чьи преступления доказаны привлекаются к уголовной ответственности, значит те, чьи преступления не доказаны свободны.

- Мы хотим мира, следовательно не мира хотим не мы.

- Верно, что все жители России живут по конституции РФ 1993г. Значит не верно, что некоторые жители России не подчиняются конституции РФ 1993г.

Упражнение 4. Установите являются ли высказывания обращением? Определите вид обращения, установив распределенность терминов исходной посылки.

например: «Все студенты нашей группы (S) сдали экзамены (Р). Следовательно, некоторые сдавшие экзамены (Р) — студенты нашей группы (S)».

Здесь общеутвердительное суждение (А) обращается в частноутвердительное (I), с ограничением. Объем предиката ограничивается («некоторые сдавшие экзамены»). Схема обращения: Все S суть Р → Некоторые Р суть S.

1) Все рецидивисты – преступники. Значит, некоторые преступники являются рецидивистами.2) Некоторые студенты заочники работают. Следовательно, некоторые работающие являются студентами. 3) Все женщины хотят быть богатыми. Значит, все желающие быть богатыми - женщины. 5) Некоторые преступники являются с повинной в милицию, значит, некоторые не явившиеся с повинной в милицию не преступники. 6) Некоторые граждане ограниченны в дееспособности. Значит некоторые обладающие дееспособностью есть граждане.

Упражнение 5. Постройте суждения вида А, Е, I, О при известном наличии субъекта и предиката, по логическому квадрату для каждого примера определите значение истинности и ложности по отношениям суждений по логическому квадрату.

например: S- студент, P- любит логику. Суждение вида А: Все студенты любят логику; Суждение вида Е: Ни один студент не любит логику, Суждение вида I: Некоторые студенты любят логику, Суждение вида О: Некоторые студенты не любят логику. По логическому квадрату истинными будут суждения вида I и вида О, из их истинности подчиняющие их общие суждения могут быть как истинными, так и ложными, соответственно по закону исключенного третьего если суждение вида I истинно, то противоречивое ему суждение Е ложно, а третьего не дано (аналогично противоречивые суждения вида О и А). Поскольку суждения вида I и вида О частично совпадают, то они могут быть одновременно ложными, но не могут быть одновременно истинными, так же как О- ложно и I- истинно, и наоборот.

1. S - совершеннолетние, Р –совершение тяжкого преступления. 2. S - женщины, P – дают ложные показания. 3. S – эмансипация несовершеннолетних, P – право осуществлять коммерческую деятельность.4. S – граждане РФ, P – равенство перед законом.

Упражнение 6. Выведите заключение путем противопоставления предикату из данных посылок: например: е го схема: S есть P не-P не есть S. «Все адвокаты имеют юридическое образование.» Это о бщеутвердительное суждение (А) преобразуется в общеотрицательное (Е). «Следовательно, ни один, не имеющий юридического образования, не является адвокатом». Его схема: Все S суть Р Ни одно не-Р не есть S.

1) Государственным обвинителем в уголовном процессе является прокурор. 2) Право собственности на недвижимость обретается по достижении совершеннолетия. 3) Вид деятельности коммерческой организации определяется её уставом. 4) Юридические лица не прошедшие государственную регистрацию не являются субъектом гражданского права.

Упражнение 7. Сделайте превращение следующих выражений:

например: Его логическая схема: S есть P → S не есть не-P «Все девчонки нашей группы красивые. Следовательно, ни одна девочка нашей группы не является страшной (не красивой)».

- Уголовное право не допускает аналогии; - Существуют обстоятельства освобождающие от уголовной ответственности; - Административная ответственность один из видов юридической ответственности; - В основе объективной стороны преступления лежит причинно-следственная связь; - Не все преступления удается доказать обвинению; - Не пойманный не вор

Упражнение 7. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите посылки и заключение, средний, больший и меньший термины, большую и меньшую посылки. Изобразите с помощью круговых схем отношения между S, P, M.

Например:

Обвиняемый (М) имеет право на защиту (Р). (большая)

Гусев (S) — обвиняемый (М). (меньшая)

Гусев (S) имеет право на защиту (Р ).(заключение)

 

- Ни один невиновный не должен быть привлечен к административной ответственности. Значит, заяц не должен быть привлечен к административной ответственности, так как он невиновен.

- Все люди животные. Некоторые животные летают. Значит, некоторые люди могут летать.

- Все обезьяны хорошо лазают по деревьям. Иванов тоже хорошо лазает по деревьям. Следовательно, Иванов тоже обезьяна.

Упражнение 8. Сделайте полный разбор силлогизма: определите фигуру, модус, проверьте его правильность, опираясь на общие правила силлогизма или на частные правила фигур:

 

Я видел кого-то. Все люди иногда думают.

Кто-то изобрел велосипед. Все люди имеют голову.

Я видел изобретателя велосипеда. Все имеющие голову иногда думают.

 

Русские изобрели радио. Все жители этого города умеют плавать.

Попов - русский.Иванов не живет в этом городе.

Попов изобрел радио. Иванов не умеет плавать.

 

Шахматы - древняя игра.

Шахматы популярны среди молодежи.

Древние игры популярны среди молодежи.

Упражнение 9. Из данных посылок сделайте вывод, если он возможен.

- Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Луна не вращается вокруг Солнца.

- Все сочинения Л.Н. Толстого нельзя прочитать за один день. Роман "Война и мир" – сочинение Л.Н. Толстого.

- Все врачи имеют высшее образование. Некоторые врачи - терапевты.

- Ни одна обезьяна не умеет писать романы. Некоторые люди не умеют писать романы.

- Все преступники – люди. Некоторые люди заслуживают уважения.

Упражнение 10. Запишите модусы и фигуры предложенных силлогизмов: Например: Модус АII, 1фигура

Обвиняемый (М) имеет право на защиту (Р).

Гусев (S) — обвиняемый (М).

Гусев (S) имеет право на защиту (Р).

Ни одно преступление не остается безнаказанным

Некоторые преступления не доказаны

Некоторые недоказанные преступления остаются без наказания

 

Все граждане с 18 лет могут приобретать недвижимость

Некоторые граждане недееспособны

Некоторые недееспособные граждане могут приобретать с 18 лет недвижимость

 

Все юристы имеют высшее образование

Прокурор по специальности юрист

Значит, прокурор имеет высшее образование

 

Некоторые женщины мошенницы

Некоторые мошенники эрудиты

Значит, некоторые эрудиты женщины

 

Упражнение 11. Составьте энтимемы из данных силлогизмов последовательно опуская большую посылку, меньшую и заключение: например

Лицо, совершившее преступление (М), подлежит уголовной ответственности (Р).

Н. (S) совершил преступление (М).

Н. (S) подлежит уголовной ответственности (Р).

 

Энтимемы звучат: а) Н. (S) совершил преступление (М), значит подлежит уголовной ответственности (Р). б) Н. (S) подлежит уголовной ответственности (Р) как лицо, совершившее преступление (М). в) Н. (S) совершивший преступление (М), подлежит уголовной ответственности (Р).

 

Все дающее жизненный опыт полезно.

Некоторые ошибки дают жизненный опыт.

Некоторые ошибки полезны.

 

Все преступления караются по закону.

Грабеж преступление.

Грабеж карается по закону.

 

Все адвокаты сдают квалификационный экзамен.

Петров не сдал квалификационный экзамен на адвоката.

Петров не является адвокатом.

 

Ни один младенец не является совершеннолетним.

Все несовершеннолетние имеют опекунов.

Все младенцы имеют опекунов.

 

Упражнение 12. Определите вид полисиллогизмов и их логическую правильность:

Все деревья растения.

Сосна тоже растение.

Значит сосна дерево.

Все деревья твердоствольные растения.

Сосна дерево.

Значит, сосна твердоствольное растение.

Некоторые твердоствольные растения используются для постройки домов.

Сосна твердоствольное растение.

Значит, сосна используется для постройки домов.

 

Все юристы учат логику на первом курсе.

Все юристы обладают навыками аргументации.

Значит, учащие логику на первом курсе обладают навыками аргументации.

Все кто обладает навыками аргументации хорошо пишут курсовые.

Значит, учащие логику на первом курсе хорошо пишут курсовые.

Все кто хорошо пишут курсовые обладают узкоспециализированными знаниями.

Значит, учащие логику на первом курсе обладают узкоспециализированными знаниями.

Упражнение 13. Восстановите цепь силлогизмов из следующего сорита, проведите их разбор, проверьте правильность:

Ни один поросенок не имеет зонтика.

Некоторые поросята путешествуют.

Все путешествующие осенью всегда имеют зонтик.

Все кто не путешествует осенью - боится холода.

Ни один ангел не боится холода.

Все путешественники азартны и любопытны.

Все, кто не является ангелом - могут соврать.

Всем кто может соврать, нельзя доверять.

Некоторым любопытным нельзя доверять.

 

Земля обращается вокруг солнца.

Все планеты обращаются вокруг солнца.

Все планеты шарообразны.

Все шарообразные тела отбрасывают круглую тень.

Значит, земля отбрасывает круглую тень.

 

Всякий сорит является сокращенным полисиллогизмом.

Всякий сокращенный полисиллогизм является полисиллогизмом.

Всякий полисиллогизм есть силлогизм.

В каждом силлогизме есть три термина.

Значит, во всяком сорите есть три термина.

Упражнение 14. Определите правомерность выводов в следующих эпихейремах.

1) Некоторые умышленные преступления, особо опасны, так как они связаны с посягательством на жизнь граждан. Кража — умышленное преступление, так как кражи совершаются преднамеренно. Следова­тельно, кража — особо опасное преступление. 2) Квадрат — это прямоугольник, так как он является четырехугольником, у которого прямые углы. Квадрат — это ромб, так как он является четырехугольником с равными сторонами. Следовательно, ромбы являются прямоугольниками. 3) Искусственные спутники Земли имеют огромное народнохозяйственное значение, поскольку на основании полученной с них информации осуществляется разведка полезных ископаемых, производится уточнение географических карт, составляется долгосрочный прогноз погоды и выполняются другие работы. Орбитальная станция «Салют-6» является искусственным спутником Земли, так как она, двигаясь по инерции, длительное время обращается вокруг 3емли. Следовательно, орбитальная станция «Салют-6» имеет огромное народнохозяйственное значение.4) Демократические страны миролюбивы, так как их внешняя политика преследует цель сохранения и упрочения мира. Демократические страны являются республиками, поскольку власть в этих странах принадлежит народу. Следовательно, демократические страны миролюбивы.

ЗАДАЧИ к теме:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 5682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.