Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И иной деятельности 13 страница




Например, ФАС ВСО в Постановлении от 31 октября 2005 г. N А33-10515/05-Ф02-5286/05-С1 указал, что хозяйствующий субъект не был привлечен к административной ответственности "...в связи с отсутствием закрепления порядка реализации положения п. 2.16 Правил...", а довод контролирующего органа о необходимости наличия у хозяйствующего субъекта СЗЗ не был принят судом, поскольку предприятие, по мнению суда, должно иметь "совместно с рядом расположенными промышленными предприятиями единую СЗЗ...".

Обязательства предприятия по оформлению санитарно-защитной зоны не ограничиваются разработкой проекта ее организации и благоустройства, согласованием и утверждением размеров. Также необходимо произвести определенные действия по оформлению и регистрации соответствующего земельного участка. На основании п. 3 ст. 87 ЗК РФ в состав земель промышленного и иного специального назначения для обеспечения безопасности могут включаться охранные, санитарно-защитные и другие зоны с особыми условиями использования. Земельные участки, которые входят в состав таких зон, у собственников, пользователей и арендаторов не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим, ограничивающий или запрещающий некоторые виды деятельности.

При уяснении вопроса об определении на местности СЗЗ необходимо брать в расчет нормы градостроительного законодательства. Как уже отмечалось выше, СЗЗ - одна из разновидностей зон с особыми условиями использования территорий (ст. 1 ГрадК РФ), которые отражаются в документах территориального планирования. При подготовке генеральных планов поселений и городских округов в них учитываются СЗЗ крупных промышленных объектов, причем вне зависимости от того, разработаны проекты СЗЗ эксплуатирующей организацией или нет. При отсутствии утвержденных компетентными органами границ СЗЗ за основу может быть взята санитарная классификация предприятий, установленная санитарными нормами и правилами.

Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, фактически решают вопрос о дальнейшем развитии территорий, во-первых, отражая существующее положение использования объектов капитального строительства, а во-вторых, определяя возможности их расширения или, наоборот, перепрофилирования. Градостроительный регламент, являясь частью правил землепользования и застройки, закрепляет виды разрешенного использования в границах соответствующей территориальной зоны, максимальные и минимальные размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, а также ограничения использования объектов капитального строительства. Таким образом, на основании градостроительного регламента вводится правовой режим ограничений прав собственников (пользователей) недвижимости в пределах зон с особыми условиями использования территорий. На основании положений ст. 56 ЗК РФ ограничения (обременения) прав на землю подлежат государственной регистрации, в том числе особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

Для осуществления государственной регистрации ограничений (обременений) необходимо закрепить утвержденные Роспотребнадзором границы СЗЗ на местности, для чего проводится межевание. Затем на основании сформированной межевой карты-плана ограничения устанавливаются актами органов государственной власти, органов местного самоуправления, в зависимости от того, в чьей собственности находится или находился до передачи в частную собственность земельный участок. В случае, если охранная или санитарно-защитная зона устанавливается одновременно с предоставлением земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или аренду, решения об установлении СЗЗ и предоставлении земельного участка могут составлять содержание одного акта органа государственной власти или местного самоуправления (например, постановления администрации муниципального образования).

Следующий этап - постановка на кадастровый учет ограничений (обременений) прав на землю в границах СЗЗ и осуществление их государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Необходимо отметить, что процесс постановки на кадастровый учет ограничений (обременений) и их государственной регистрации в настоящее время еще не отработан на практике. Например, в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2010 г., по данным Управления Росрегистрации, таких ограничений (обременений), связанных с установлением СЗЗ или охранных зон, зарегистрировано не было.

Действующее законодательство предусматривает возможность возмещения убытков, в том числе упущенной выгоды собственникам земельных участков, причиненных ограничением их прав (ст. 57 ЗК РФ). Такие убытки возмещаются организациями, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных и санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков по Правилам, утв. Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 262. Основанием для возмещения убытков является акт государственного или муниципального органа об ограничении прав собственника земельного участка. Размер убытков рассчитывается как разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений и рыночной стоимостью того же участка с учетом ограничений, а также учитываются убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

Определенную трудность представляет оформление СЗЗ на действующее предприятие, если в непосредственной близости от данного объекта осуществляется жилая застройка. В настоящее время таких примеров можно найти очень много. Анализ информации, полученной от 80 территориальных управлений Роспотребнадзора, показал, что в Российской Федерации в 2005 году количество предприятий и организаций, имеющих установленную, но не организованную санитарно-защитную зону, составляло 76 968, в них проживало 2 671 421 человек, т.е. около 2% населения страны <1>.

--------------------------------

<1> http://www.pursei.ru/docs/szz3.htm

 

Типичным случаем является ситуация, когда, например, АЗС построена до 2003 г. (т.е. до введения в действие нового СанПиН), функционирует на протяжении многих лет и в пределах так называемой "расчетной" СЗЗ в последние годы осуществляется строительство коттеджей или многоэтажных жилых домов. Как следствие, эксплуатирующая организация сталкивается с проблемами при установлении и согласовании СЗЗ. При этом в сложившейся ситуации "виновна" сама эксплуатирующая организация: если бы разработка и установление СЗЗ осуществлялись в соответствии с положениями санитарного законодательства, было бы получено санитарно-эпидемиологическое заключение в Роспотребнадзоре, разрешения на жилищное строительство в пределах СЗЗ получены бы не были. Выход из положения для эксплуатирующей организации видится в следующем: во-первых, можно попытаться оспорить законность жилых построек, при этом неизбежно эксплуатирующая организация столкнется с трудностями документированного обоснования своей позиции в суде (в случае, если у застройщиков имеются все необходимые документы); во-вторых, выполнить программу наблюдений за состоянием окружающей среды и сократить размер СЗЗ, что более реально осуществить на практике. Проблема состоит в том, что "сокращенные" санитарно-защитные зоны не отражают действительную картину воздействия экологически опасных объектов на здоровье человека и окружающую среду и не выполняют своих защитных функций.

Основаниями сокращения размеров санитарно-защитных зон являются:

объективное доказательство стабильного достижения уровня техногенного воздействия на границе СЗЗ и за ее пределами в рамках и ниже нормативных требований по материалам систематических (не менее чем годовых) лабораторных наблюдений за состоянием загрязнения воздушной среды (для вновь размещаемых предприятий возможен учет лабораторных данных объектов-аналогов);

подтверждение замерами снижения уровней шума и других физических факторов в пределах жилой застройки ниже гигиенических нормативов;

уменьшение мощности, изменение состава, перепрофилирование предприятия и связанное с этим изменение класса опасности.

В соответствии с положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не допускается сокращение величины санитарно-защитной зоны для действующих предприятий на основании данных, полученных только расчетным путем.

Решения в отношении изменений размеров СЗЗ принимаются:

для предприятий 1-го и 2-го классов - Главным государственным санитарным врачом РФ (его заместителем);

для предприятий 3 - 5-го классов - Главным государственным врачом субъекта РФ или его заместителем.

Отдельного разъяснения требует вопрос о переселении жителей с территории санитарно-защитной зоны. Действующее санитарное и экологическое законодательство не допускает размещение жилых домов в СЗЗ промышленных предприятий. В пункте 2.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 содержится следующее правило: "в предпроектной, проектной документации на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих предприятий и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию и благоустройство санитарно-защитных зон, включая переселение жителей, в случае необходимости". Тем самым федеральное законодательство, по сути, запрещает размещение новых производств на территориях, занятых жилой и иной застройкой. Исключением из правила являются случаи расположения производств на таких территориях, когда это связано с реализацией государственной или муниципальной нужды, определяемой как размещение объектов, перечисленных в подп. 2 п. 1 ст. 49 ЗК РФ, и проведения для этих целей выкупа жилых зданий и иных объектов. В случае размещения экологически опасного объекта возможна и такая ситуация, когда по обоюдному согласию правообладатели жилой и иной недвижимости, с одной стороны, и инвесторы, желающие построить новое производство на месте существующей застройки, с другой стороны, согласятся за адекватную компенсацию освободить желаемую территорию, причем такие действия должны состояться не после размещения производства, а до этого.

На сегодняшний день нерешенной остается проблема расселения жителей, проживающих на территории СЗЗ действующих предприятий. Из смысла положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 правообладатели производственных объектов обязаны самостоятельно предпринимать действия по переселению жителей из СЗЗ. Проживание людей вблизи промышленных предприятий противоречит одному из основных условий реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, следовательно, факт проживания в такой зоне может служить основанием для обращения в суд в защиту нарушенного права и возмещения вреда здоровью. Ярким примером такого разбирательства является дело Н.М. Фадеевой против России, рассматриваемого в Европейском суде по правам человека (см. подробно комментарий к ст. 76). Чтобы избежать решения проблемы расселения жителей, проживающих на территории СЗЗ, для предприятий видится простой выход - сократить размер СЗЗ, тем более что санитарным законодательством предусматривается такая возможность. Тем не менее является очевидным, что уменьшение СЗЗ не может приниматься в качестве альтернативной меры по отношению к переселению людей из экологически неблагоприятной зоны.

Другим примером зоны, устанавливаемой в целях для защиты населения и территорий от негативного воздействия экологически опасного объекта, является зона наблюдения, создаваемая вокруг объектов атомной энергетики. В соответствии со ст. 1 Закона о радиационной безопасности под зоной наблюдения понимается территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль. Необходимость установления такой зоны, ее размеры и границы определяются в проектной документации на основании характеристик безопасности объектов использования атомной энергии и согласовываются с органами Роспотребнадзора. В зоне наблюдения могут вводиться ограничения на хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством РФ. Убытки, причиненные установлением санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения, возмещаются эксплуатирующей организацией в соответствии с земельным законодательством (ст. 57 ЗК РФ).

Для некоторых объектов использования атомной энергии в соответствии с характеристиками безопасности этих объектов санитарно-защитная зона и зона наблюдения могут быть ограничены пределами территории объекта, здания, помещения. Установление СЗЗ для предприятий, являющихся источниками ионизирующего излучения, обладает особенностями, в частности, положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не распространяются на такие объекты. Порядок установления СЗЗ и зон наблюдения (ЗН) для радиационно-опасных производств определяется нормами санитарного законодательства - ГН 2.6.1.19-02 "Санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения радиационных объектов. Условия эксплуатации и обоснование границ".

Размеры и границы СЗЗ и ЗН для вновь проектируемых радиационных объектов устанавливаются на стадии проектирования исходя из типа радиационного объекта, проектных значений поступления радиоактивных веществ в окружающую среду, закономерностей распространения газоаэрозольных выбросов в атмосфере и миграции радионуклидов в объектах окружающей среды, условий жизнедеятельности населения. При установлении границ СЗЗ и ЗН для действующих радиационных объектов учитывается также реально сложившаяся радиационная обстановка вокруг радиационного объекта и перспективное развитие производства.

Вокруг объектов по хранению и уничтожению химического оружия дополнительно к санитарно-защитной зоне устанавливается зона защитных мероприятий. Согласно ст. 1 Закона об уничтожении химического оружия зона защитных мероприятий (ЗЗМ) представляет собой территорию вокруг объекта по хранению химического оружия или объекта по уничтожению химического оружия, в пределах которой осуществляется специальный комплекс мероприятий, направленных на обеспечение коллективной и индивидуальной защиты граждан, защиты окружающей среды от возможного воздействия токсичных химикатов вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций; площадь указанной зоны зависит от расчетного или нормируемого безопасного уровня загрязнения окружающей среды и утверждается Правительством Российской Федерации. Примером установления ЗЗМ может служить Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 734 "Об утверждении площади зоны защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия (г. Камбарка, Удмуртская Республика), и перечня населенных пунктов, включаемых в указанную зону", согласно которому площадь ЗЗМ вокруг объекта в г. Камбарка составляет 87 кв. километров.

К специальному комплексу мероприятий, направленному на обеспечение защиты граждан и окружающей среды от возможного воздействия токсичных химикатов, относится проведение постоянных наблюдений за здоровьем населения и состоянием окружающей среды. Например, в г. Камбарке за период 2004 - 2006 гг. Центром гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике было проведено 6423 исследования атмосферного воздуха во все сезоны года, при этом превышения предельно допустимых концентраций зафиксированы по диоксиду азота и по взвешенным веществам, т.е. по общепромышленным загрязнителям, не имеющим отношения к процессу уничтожения химического оружия <1>. К обязательным мероприятиям, направленным на обеспечение защиты граждан, проживающих в ЗЗМ, является обеспечение средствами индивидуальной защиты в соответствии с Положением об организации обеспечения населения СИЗ, утв. Приказом МЧС России от 21 декабря 2005 г. N 993. Важным с точки зрения обеспечения экологической безопасности является закрепление в законодательстве комплекса прав граждан, проживающих в ЗЗМ (ст. 16 - 21 Закона об уничтожении химического оружия), в том числе права на безопасные условия проживания и труда, на получение медицинской помощи и достоверной информации о состоянии окружающей среды.

--------------------------------

<1> Интернет-ресурс: http:// cgsen.udm.net/ consumer/ appeals/ detail.htm?itemid= 569032.

 

Статья 53. Требования в области охраны окружающей среды при приватизации и национализации имущества

 

Комментарий к статье 53

 

1. Национализация. После долгого перерыва возможность проведения национализации предусмотрена в ст. 235 ГК РФ, ст. 8 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", ст. 13 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации", ст. 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (предусматривает обязательность проведения оценки объектов при национализации имущества), а также некоторыми иными нормативными правовыми актами. С позиций гражданско-правовой науки "национализация представляет собой законный государственно-властный акт, состоящий в принудительном прекращении права частной собственности на определенные имущественные комплексы и (или) права частного участия в делах и капиталах организации и возникновении права собственности на это имущество (права участия в делах и капиталах) у государства, с целью обеспечения государством функциональности соответствующего сектора экономической системы в экстремальных условиях (революции, войны, кризиса и т.п.)" <1>.

--------------------------------

<1> Белов В.А. Национализация в российском гражданском праве: история и современность // Законодательство. 1999. N 2.

 

Попытка возрождения данного гражданско-правового института до настоящего времени страдает бессистемностью и хаотичностью. Главная проблема заключается в отсутствии Федерального закона "О национализации", который должен четко определить основания (причины) и порядок ее проведения, а также компенсации причиненных убытков. Не решен вопрос и о "муниципализации" имущества, то есть возможности и порядке принудительного обращения его не в государственную, а в муниципальную собственность. Однако в любом случае нормы разрабатываемого проекта закона о национализации должны соответствовать положениям п. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Ввиду того что в гражданском праве в практическом аспекте не разработан сам институт национализации и соответствующие нормативно-правовые акты не приняты, никаких природоохранных требований при осуществлении национализации также не предусмотрено. Их разработка будет являться делом ближайшего будущего.

2. Приватизация. В самом общем виде под приватизацией следует понимать отчуждение (переход) недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке, установленном законодательством о приватизации. Следует различать две процедуры приватизации имущества, принадлежащего на праве собственности государству или муниципальному образованию. Во-первых, это приватизация имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований посредством его возмездного отчуждения в собственность граждан и (или) юридических лиц.

Во-вторых, это приватизация гражданами жилых помещений или земельных участков, регулируемая жилищным и земельным законодательством. В данном случае субъектом выступают только граждане, а сама приватизация носит безвозмездный характер. Однако с граждан все же могут взиматься государственные пошлины, предусмотренные федеральными законами (например, за государственную регистрацию прав на недвижимость). Несмотря на определенные различия, обе названные разновидности приватизации относятся к производным способам приобретения права собственности.

Комментируемый Закон подразумевает проведение природоохранных мероприятий при осуществлении приватизации в первом вышеуказанном смысле. Базовым законом, регулирующим основания и порядок проведения этой разновидности приватизации, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Однако указанный Закон не содержит в себе особых экологических требований и запретов, которые субъекты приватизационных отношений обязаны соблюдать. Эти требования определяются сегодня подзаконными актами и заключаются в следующем.

При продаже акций акционерных обществ открытого типа, созданных в порядке преобразования государственных (муниципальных) предприятий, организаций, признанных экологически опасными, по инвестиционному конкурсу, по коммерческому конкурсу с инвестиционными условиями соответствующим комитетом по управлению имуществом по согласованию с Министерством природных ресурсов РФ или его территориальными органами предусматриваются в содержании инвестиционных программ мероприятия по экологической санации предприятий и организаций. При этом размер доли инвестиционных средств, направляемых на реализацию природоохранных мероприятий, может составлять 5 - 20% общего объема инвестиций. Утвержден и список экологически опасных предприятий, организаций, приватизация которых должна осуществляться с учетом экологического фактора <1>. Предприятие может быть признано экологически опасным (с внесением его в список), если оно соответствует одному из следующих признаков: превышение нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) или лимитов размещения загрязняющих веществ; наличие загрязнения почв свыше ПДК и проявлений других видов деградации земель в сильной и очень сильной степени, определенных в соответствии с методикой определения размеров ущерба от деградации почв и земель, на территории предприятия и/или в зоне его непосредственного воздействия; случаи нарушения экологических ограничений, норм и правил, требований, регламентов и условий на протяжении последних трех лет; наличие риска нанесения значительного ущерба окружающей среде в случае возможной аварии на производстве или таких прецедентов в течение последних пяти лет.

--------------------------------

<1> Распоряжение Госкомимущества РФ и Минприроды РФ от 8 июня 1995 г. N 791-р/1 "Об учете экологического фактора при приватизации государственных и муниципальных предприятий, организаций" // Российские вести. 1995. 20 июля. N 134.

 

Для предприятия, признанного экологически опасным, составляется программа мероприятий по экологическому оздоровлению предприятия с указанием соответствующих объемов капиталовложений. Программа составляется подлежащим приватизации предприятием исходя из требований достижения нормативов предельно допустимых выбросов, сбросов, размещения отходов, требований по рекультивации земель или их консервации, возмещения ущерба от деградации почв и земель всех категорий основного целевого назначения, снижения риска нанесения ущерба окружающей среде в результате возможных аварий и согласовывается с территориальными специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды.

С целью обеспечения включения в программу экологического оздоровления предприятия наиболее эффективных мероприятий по экологической санации предприятие ранжирует природоохранные мероприятия по их значимости для предприятий. К числу первоочередных мероприятий по экологической санации, включаемых в инвестиционные программы, могут быть отнесены: строительство и реконструкция газопылеулавливающих и очистных сооружений, хранилищ отходов производства; ликвидация неорганизованных источников выбросов и сбросов; совершенствование или изменение технологии производства с целью снижения экологической опасности; обустройство отвалов и хвостохранилищ; создание рациональной и экологически безопасной системы водопользования; участие в сооружении и развитии природоохранных объектов общетерриториального значения (муниципальных очистных сооружений, полигонов, мусороперерабатывающих заводов и т.д.); мероприятия, направленные на снижение масштабов воздействия на окружающую среду производственных аварий, а также риска аварий и т.д. На основе ранжированных природоохранительных мероприятий составляется программа экологического оздоровления предприятия, включаемая составной частью в инвестиционную программу приватизируемого предприятия <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Минприроды РФ от 21 ноября 1995 г. N 469 "Об учете экологического фактора при приватизации государственных и муниципальных предприятий, организаций" // Документ опубликован не был.

 

Однако следует иметь в виду, что некоторые хозяйственные объекты изъяты из гражданского оборота и не подлежат приватизации. Так, согласно ст. 8 Закона о гидрометеорологической службе, имущество, находящееся в федеральной собственности, используемое в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и обеспечивающее единство технологического процесса наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, а также сбора, обработки, хранения и распространения полученной в результате наблюдений информации, приватизации не подлежит.

 

Статья 54. Охрана озонового слоя атмосферы

 

Комментарий к статье 54

 

1. Озоновый слой представляет собой широкий атмосферный пояс, простирающийся на высоте от 10 до 50 км над поверхностью Земли. Слой атмосферного озона имеет важное значение для поддержания жизни на нашей планете, так как он защищает живые организмы от радиоактивного излучения Солнца. Лишь с появлением достаточно значительного слоя озона начался бурный расцвет жизни во всех ее формах. Помимо этого, озон поглощает часть солнечной энергии, что приводит к существенному нагреванию стратосферы на высотах 40 - 55 км и способствует усилению циркуляции воздуха и удалению загрязняющих веществ.

На протяжении нескольких десятилетий серьезную озабоченность научных и общественных кругов многих стран вызывает возможное разрушение озонового слоя стратосферы под воздействием газов, поступающих в воздушную оболочку Земли в результате различных видов производственной деятельности человека. Наибольшую опасность для озонового слоя представляют такие вещества, как фреоны (или хлорфторуглероды), которые находят широкое применение в промышленности и в быту, в частности в аэрозольных баллончиках. Истощение озонового слоя, безусловно, является одной из глобальных экологических проблем, с которыми нельзя справиться обособленными усилиями отдельных государств. Для решения таких проблем необходимы скоординированные действия всего мирового сообщества, которые находят свое отражение в принятых международных договорах.

Первая международная Конвенция по мерам защиты озонового слоя была заключена в Вене в 1985 г. Через несколько месяцев после ее принятия была обнаружена "озоновая дыра" в южном полушарии, и спустя два года - в 1987 г. - в Монреале был открыт для подписания протокол, обязывающий стран-участниц избавляться от своих вредных выбросов фреонов.

Венская конвенция об охране озонового слоя представляет собой типичный пример так называемых рамочных международных соглашений, содержащих общие принципы и направления сотрудничества, определяющих порядок урегулирования споров, закрепляющих учрежденческий механизм, - систему органов, которые осуществляют координацию работ по исполнению Конвенции. Принятие подобных соглашений типично для международного права окружающей среды. После принятия конвенции разрабатываются и подписываются дополнительные протоколы, конкретизирующие ее положения и содержащие обязательства государств по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду. Причинами принятия "рамочных" соглашений как результатов международного сотрудничества в области охраны природы служат, во-первых, специфика предмета таких соглашений - новые, мало изученные вопросы в сфере охраны окружающей среды и, как следствие, недостижение государствами согласия на момент подписания Конвенции о том, какие эффективные меры должны быть приняты для решения проблем, во-вторых, рамочные конвенции удобны с точки зрения сроков их действия: основная конвенция является бессрочной, а протоколы принимаются на определенный срок, с истечением которого они пролонгируются в случае недостижения результата, либо принимаются новые протоколы, если необходимо осуществление следующего этапа скоординированных действий государств по снижению антропогенного воздействия на природу. Примерами "рамочных" международных договоров помимо Венской конвенции могут служить Конвенция об изменении климата 1992 г. и Конвенция о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха на большие расстояния 1979 г.

В соответствии с Венской конвенцией об охране озонового слоя Россия наряду с другими странами, в соответствии с имеющимися в ее распоряжении средствами и возможностями, сотрудничает посредством систематических наблюдений, проведения исследований и обмена информацией, для того чтобы изучить и всесторонне оценить воздействие хозяйственной деятельности человека на озоновый слой и последствия изменения состояния озонового слоя для здоровья человека и окружающей среды, а также принимает надлежащие законодательные или административные меры и сотрудничает в согласовании соответствующих программных мероприятий для контролирования, ограничения, сокращения или предотвращения деятельности человека, подпадающей под их юрисдикцию или контроль, если будет обнаружено, что эта деятельность оказывает или может оказать неблагоприятное влияние, изменяя или создавая возможность изменения состояния озонового слоя. Таким образом, важное значение в вопросе охраны имеет не только сама охрана, но и наблюдение. В соответствии со ст. 3 Конвенции стороны принимают на себя обязательства организовывать исследования физических и химических процессов, которые могут влиять на озоновый слой, влияния на здоровье человека и других биологических последствий, вызываемых изменениями состояния озонового слоя, влияния изменений состояния озонового слоя на климат, веществ, процессов и видов деятельности, которые могут влиять на озоновый слой, альтернативных веществ и технологий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.