Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И иной деятельности 14 страница




Несмотря на важность закрепляемых положений, Венская конвенция не предусматривала конкретных сроков для проведения мероприятий по защите озонового слоя и каких-либо санкций относительно государств, в которых такие мероприятия проводятся неэффективно.

Следующим этапом международного сотрудничества по борьбе с истощением озонового слоя стал Монреальский протокол 1987 г. к Венской конвенции, основная цель которого виделась в постепенном сокращении, а затем и полном прекращении выпуска продукции, содержащей озоноразрушающие вещества (ОРВ). Предметом Монреальского протокола являлось сохранение на уровне 1996 г. производства наиболее распространенных хлорфторуглеродов и сокращение их производства к 1993 г. в среднем на 20%.

Поскольку ситуация с истощением озонового слоя продолжала обостряться, с 1990 г. к Монреальскому протоколу принимались поправки, в результате которых странами-участницами была принята более жесткая редакция протокола, сокращающая сроки запрета производства и применения ОРВ. В 1990 г. была принята Лондонская поправка к Монреальскому протоколу, в результате которой список озоноразрушающих веществ пополнился: в него были внесены метилхлороформы, четыреххлористые углероды и бромхлоруглероды (галоны). Кроме того, в соответствии с Лондонской поправкой СССР должен был прекратить производство ОРВ к 1 января 1996 г.

С внесением Копенгагенской поправки к Монреальскому протоколу (1992 г.) был опять изменен список веществ, регулируемых Монреальским протоколом: добавлены галогенизированные растворители и переходные химические вещества - гидрохлорфторуглероды. В результате Монреальской поправки 1997 г. была создана глобальная система лицензирования экспорта и импорта ОРВ. Россия, в соответствии с поправкой, была обязана прекратить производство хладонов и галонов в 2000 г. и поэтапно осуществлять конверсию на озонобезопасные вещества. В 1999 г. была принята Пекинская поправка к Монреальскому протоколу, в которой вводились меры регулирования поэтапного сокращения производства гидрохлорфторуглеродов, хлорфторуглеродов и галонов для развивающихся стран.

В статье 8 Монреальского протокола заложены основы международно-правовой ответственности государств при несоблюдении его положений. В частности, в ней говорится об утверждении процедур и механизма определения факта несоблюдения положений протокола и установлении мер ответственности на первом совещании государств-участников.

Решением совещания сторон были приняты правила о последствиях несоблюдения протокола, которые сводятся к следующему: в случае имеющейся информации о несоблюдении своих обязательств одной из сторон протокола другие стороны отправляют такие сведения с соответствующими подтверждениями в письменной форме в международный секретариат, созданный на основании ст. 12 Протокола. Данная информация передается в Комитет по выполнению протокола, состоящий из представителей пяти государств-участников, для осуществления разбирательства и принятия окончательного решения в отношении нарушителя.

2. В соответствии с ратифицированными международными документами меры по охране озонового слоя предусматриваются и на внутригосударственном уровне. Согласно положениям ст. 4 комментируемого Закона озоновый слой относится к объектам охраны окружающей среды наряду с атмосферным воздухом, околоземным космическим пространством и иными объектами охраны. Закон об охране атмосферного воздуха (ст. 16) запрещает проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли.

С 2000 г. регулируется ввоз в Россию озоноразрушающих веществ. Так, во исполнение Постановления Правительства РФ от 9 декабря 1999 г. N 1368 "Об усилении мер государственного регулирования ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции" был разработан Перечень продукции с использованием озоноразрушающих веществ, ввозимой (вывозимой) в Российскую Федерацию, вступивший в силу с 1 марта 2000 года.

В настоящее время ввоз в Россию озоноразрушающих веществ (ОРВ) осуществляется только в случаях: использования исключительно в качестве сырья для производства других химических веществ; в особых случаях применения ОРВ, предусмотренных Монреальским протоколом; транзитных перевозок ОРВ через РФ из государств и в государства, являющиеся сторонами Монреальского протокола.

Для ввоза в Россию и вывоза из страны ОРВ и содержащей их продукции в соответствии с положениями действующего законодательства требуется получение разрешений Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также лицензий, выдаваемых на основании данных разрешений Министерством промышленности и торговли РФ.

Порядок получения разрешений регулируется Постановлением Правительства РФ от 8 мая 1996 г. N 563 "О регулировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции" и Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, утв. Приказом МПР России от 31 октября 2008 г. N 287.

Постановление Правительства N 563 содержит императивное правило, запрещающее ввоз в РФ и вывоз из России ОРВ и продукции, содержащей ОРВ, а также транзитные перевозки через территорию Российской Федерации некоторых видов озоноразрушающих веществ из государств и в государства, не являющиеся сторонами Монреальского протокола.

Для получения разрешений на трансграничное перемещение ОРВ или продукции, содержащей ОРВ, юридические лица и индивидуальные предприниматели должны подать заявление в органы Ростехнадзора с приложением документов, указанных в п. 7 Административного регламента, в том числе сертификата соответствия ГОСТ Р, в случае, если сертификация этой продукции предусмотрена законодательством Российской Федерации; заключения аналитической лаборатории, аккредитованной в установленном порядке на производство анализов галогеносодержащих углеродов и углеводородов; о наличии или отсутствии озоноразрушающих веществ в продукции, материалов обоснования возможности ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из РФ озоноразрушающих веществ; копии контракта на поставку продукции; документов, подтверждающих страхование ответственности за причинение ущерба жизни, здоровью, имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в случае аварии при перевозке опасных грузов; сведений и заключений государственной экологической экспертизы федерального уровня (в отношении новых видов озоноразрушающих веществ).

Результатом выполнения Ростехнадзором государственной функции по выдаче разрешений на трансграничное перемещение ОРВ является предоставление заявителю решения или заключения.

Заключение выдается в случае, если по результатам рассмотрения документов органами Ростехнадзора будет сделан вывод о том, что предполагаемая к трансграничному перемещению продукция не относится к категории озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции и ее трансграничное перемещение осуществляется в порядке, предусмотренном для обычной продукции. Данное заключение выдается на руки уполномоченному представителю заявителя, а его копия направляется в таможенные органы.

Решение предоставляется в целях осуществления организацией ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из России озоноразрушающих веществ или содержащей их продукции, выдается на руки юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, а копия отправляется органами Ростехнадзора в Министерство промышленности и торговли РФ и является основанием для выдачи лицензии заявителю.

Деятельность по выдаче заявителям заключений или решений на ввоз в Россию и вывоз из РФ озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции является исключительной компетенцией Ростехнадзора. В России существует практика предоставления аккредитованными лабораториями заключений об отсутствии в перевозимой продукции ОРВ <1>. Данные заключения не могут служить альтернативой разрешительным документам Ростехнадзора, являющегося контролирующим органом в сфере трансграничного перемещения озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции.

--------------------------------

<1> http:// www.fas.gov.ru/ news/ n_18767.shtml

 

Лицензии выдаются в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2005 г. N 364 "Об утверждении Положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий". Согласно п. 3 Положения Министерство промышленности и торговли выдает следующие виды лицензий:

разовые лицензии, представляющие собой документы, выдаваемые заявителю на основании договора (контракта), оформившего внешнеторговую сделку, предметом которой является экспорт или импорт отдельного вида товара в определенном количестве; срок данной лицензии не может превышать 1 года со дня ее выдачи;

генеральные лицензии, выдаваемые заявителю на основании решения Правительства РФ, разрешающие экспорт и (или) импорт отдельного вида товара в определенном количестве со сроком действия не более 1 года;

исключительные лицензии, или документы, предоставляющие заявителю исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара, определенное соответствующим федеральным законом.

В целях реализации международных обязательств по Венской конвенции и Монреальскому протоколу в России организованы постоянные наблюдения за озоновым слоем, осуществляемые на станциях озонометрической сети Росгидромета (всего 27 станций). Данные наблюдений направляются в Мировой центр данных по озону в г. Торонто (Канада).

Однако, несмотря на принятые в России меры по охране озонового слоя, реальный механизм привлечения к юридической ответственности за такое экологическое правонарушение, как создание условий для гибели озонового слоя, малоэффективен. Поэтому на сегодняшний день экологическое законодательство РФ в части охраны озонового слоя является нечетким и недостаточным по объему (в отличие, например, от законодательства США).

 

Статья 55. Охрана окружающей среды от негативного физического воздействия

 

Комментарий к статье 55

 

1. К негативному физическому воздействию на окружающую среду относится вредное воздействие шума, тепловое воздействие, вибрации, ионизирующего излучения, электрических, электромагнитных, магнитных полей и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства компонентов окружающей среды, влияющие на здоровье человека и окружающую среду.

В настоящее время к основным действующим нормативным документам в области охраны окружающей среды от негативного физического воздействия относится ряд государственных стандартов, например государственный стандарт ССБТ ГОСТ 12.1.003-83 "Шум. Общие требования безопасности"; государственный стандарт ССБТ ГОСТ 12.1.012-90 "Вибрационная безопасность. Общие требования"; строительные нормы и правила СНиП II-12-77 "Нормы проектирования. Защита от шума" и т.д. Общее число нормативных документов, регламентирующих параметры шума, инфразвука, ультразвука и вибрации, превышает 300 наименований. Рассмотрим некоторые из них.

К физическим факторам, действующим в городских и сельских населенных пунктах, относится шум. Антропогенные источники шума в жилой зоне города имеют следующие характеристики уровней звука:

трудовые процессы: перегрузка товаров, тары - 70 дБ (место замера - жилая территория);

спортивные и игровые площадки - 62 - 78 дБ (на расстоянии 7 м от них);

транспорт города (на расстоянии 7 м): 1) автомобильный: грузовой большой мощности - 83 - 87 дБ, грузовой малой мощности - 79 дБ, пассажирский (автобусы) - 82 - 89 дБ, пассажирский (легковые) - 64 - 71 дБ; 2) мототранспорт: мотоциклы, мотороллеры, мопеды - до 90 дБ; 3) электротранспорт: трамвай - 85 - 90 дБ, троллейбус - 71 - 84 дБ; метро (наземные линии) - 80 - 85 дБ.

Проблема снижения шума стоит достаточно остро, особенно на предприятиях, расположенных в границах города, вблизи жилой застройки. Достаточно сказать, что размер санитарно-защитной зоны электростанций обычно устанавливается исходя именно из условия ограничения воздействия шума. Уменьшение воздействия шума от оборудования проводится по трем основным направлениям: снижение шума в источнике; снижение шума на путях его распространения; архитектурно-планировочные решения.

Мерами по уменьшению воздействия шума для различных источников шума являются: глушители шума; кожухи - устанавливаются на отдельные агрегаты (турбины, насосы); шумоподавляющие экраны (искусственные и естественные). Искусственные экраны применяются для локальных источников шума (трансформаторов и др.). Архитектурно-строительные и планировочные решения включают в себя способы звукопоглощения и звукоизоляции, лесопосадки, насыпи и др. Выбор мер по снижению шума принимается на основе технико-экономических расчетов, причем должен приниматься комплекс мер, обеспечивающий требуемое снижение воздействия шума на окружающую среду. При строительстве сооружений или установке нового оборудования на предприятиях - источниках шума меры по устранению и снижению шума необходимо разрабатывать на стадии проектирования. Данный подход позволит снизить затраты на осуществление указанных мер.

На территории жилой застройки можно применять два основных способа достижения установленных нормативных значений: установка шумозащитных экранов и шумозащитное исполнение фасадов зданий. Использование шумозащитных экранов в условиях плотной городской застройки имеет ограниченный характер, поскольку они портят облик города. Таким образом, основным способом защиты от шума остается шумозащитное исполнение фасадов зданий. Полная защита территории жилой застройки от шума в условиях современного мегаполиса является невозможной. Во многих странах Западной Европы для зон сложившейся исторической застройки и новостроек применяются разные нормативы по шуму, так как защитить центр города от шума, не исказив его исторический облик, невозможно.

Санитарными нормами допустимого уровня шума на территории жилой застройки установлено, что он не должен превышать 60 децибел, а в ночное время - с 23 до 7 ч - 45 децибел. Для санаторно-курортных зон эти нормативы составляют соответственно 40 и 30 децибел.

2. Другим видом негативного физического воздействия является ионизирующее излучение. Это корпускулярные излучения, которые состоят из частичек с массой покоя, которая отличается от ноля (альфа-, бета-частички, нейтроны), и электромагнитные излучения (рентгеновское и гамма-излучение), которые при взаимодействии с веществами могут образовывать в них ионы. Источниками ионизирующего излучения являются не относящиеся к ядерным установкам и не содержащие радиоактивных веществ радиационные источники, в которых ионизирующее излучение генерируется за счет изменения скорости заряженных частиц, аннигиляции или ядерных реакций.

Радионуклиды природного происхождения содержатся в объектах окружающей среды, излучение которых создает естественный радиационный фон. Земная радиация, дающая ориентировочно 0,35 мЭв/год внешнего облучения, исходит в основном от тех пород полезных ископаемых, которые содержат калий-40, рубидий-87, уран-238, торий-232. Естественно, уровни земной радиации на нашей планете неодинаковы и колеблются большей частью от 0,3 до 0,6 мЭв/год. Есть такие места, где эти показатели во много раз выше. Внутреннее облучение населения от естественных источников на две трети происходит от попадания радиоактивных веществ в организм с пищей, водой и воздухом. В среднем человек получает около 180 мЭв/год за счет калия-40, который усваивается организмом вместе с нерадиоактивным калием, необходимым для жизнедеятельности. В результате производственной деятельности человека (добыча и переработка минерального сырья, строительство и пр.) происходит перераспределение природных радионуклидов в объектах среды обитания людей и окружающей среде и, соответственно, техногенное изменение радиационного фона. Допустимое значение эффективной дозы, обусловленной суммарным воздействием природных источников ионизирующего излучения, для населения не устанавливается.

Требования ограничения облучения населения природными источниками ионизирующего излучения распространяются на те источники, для которых существует реальная возможность оказания влияния на создаваемые ими дозы облучения (регулируемые источники). Они не распространяются на космическое излучение вблизи поверхности Земли (создаваемое им облучение людей почти полностью зависит от высоты над уровнем моря мест их проживания) и внутреннее облучение (содержание калия в организме регулируется гомеостазом и практически не зависит от его поступления с пищей). В настоящее время также не нормируется поступление с пищей и других природных радионуклидов, членов уранового и ториевого радиоактивных рядов. Ограничение вклада радионуклидов уранового и ториевого радиоактивных рядов во внутреннее облучение населения за счет продуктов питания достигается путем нормирования содержания природных радионуклидов в фосфорных удобрениях и мелиорантах. Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения. Указанные значения пределов доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов.

Радиационная безопасность достигается путем ограничения облучения от всех основных источников. Свойства основных источников и возможности регулирования облучения населения их излучением различны. В связи с этим облучение населения излучением природных, техногенных и медицинских источников регламентируется раздельно с применением разных методологических подходов и технических способов.

В эксплуатируемых зданиях среднегодовая эквивалентная равновесная объемная активность изотопов радона в воздухе жилых помещений не должна превышать 200 Бк/куб. м. При больших значениях объемной активности должны проводиться защитные мероприятия, направленные на снижение поступления радона в воздух помещений и улучшение вентиляции помещений. Вопрос о переселении жильцов (с их согласия) и перепрофилировании помещений или сносе здания решается в тех случаях, когда невозможно снижение среднегодовой равновесной эквивалентной объемной активности изотопов радона до значения менее 400 Бк/куб. м. Защитные мероприятия должны проводиться также, если мощность дозы гамма-излучения в помещениях превышает мощность дозы на открытой местности более чем на 0,3 мкЗв/ч. Вопрос о переселении жильцов рассматривается, если практически невозможно снизить это превышение до значений ниже 0,6 мкЗв/ч.

3. На современном этапе развития научно-технического прогресса человек вносит существенные изменения в естественное магнитное поле, придавая геофизическим факторам новые направления и резко повышая интенсивность своего воздействия. Основные источники этого воздействия - электромагнитные поля от воздушных линий электропередачи (ВЛЭП) и электромагнитные поля от радиотелевизионных и радиолокационных станций.

А. Воздушные линии электропередач (ВЛЭП) создают в окружающем пространстве электрическое поле, напряженность которого снижается по мере удаления от них. Электрическое поле вблизи ВЛЭП может оказывать вредное воздействие на человека.

Различают следующие виды воздействия ВЛЭП:

непосредственное воздействие, проявляющееся при пребывании в электрическом поле, эффект этого воздействия усиливается с увеличением напряженности поля и времени пребывания в нем;

воздействие электрических разрядов (импульсного тока), возникающих при прикосновении человека к изолированным от земли конструкциям, корпусам машин и механизмов на пневматическом ходу и протяженным проводникам или при прикосновении человека, изолированного от земли, к растениям, заземленным конструкциям и другим заземленным объектам;

воздействие тока, проходящего через человека, находящегося в контакте с изолированными от земли объектами - крупногабаритными предметами, машинами и механизмами, протяженными проводниками, - тока стекания.

На территории СНГ общая протяженность только ЛЭП-500 кВ превышает 20 000 км (помимо ЛЭП-150, ЛЭП-300, ЛЭП-750). Линии электропередачи и некоторые другие энергетические установки создают электромагнитные поля промышленных частот (50 Гц) в сотни раз выше среднего уровня естественных полей. Напряженность поля под ЛЭП может достигать десятков тысяч В/м. Наибольшая напряженность поля наблюдается в месте максимального провисания проводов, в точке проекции крайних проводов на землю и в пяти метрах от нее снаружи от продольной оси трассы: для ЛЭП-330 кВ - 3,5 - 5,0 кВ/м, для ЛЭП-500 кВ - 7,6 - 8 кВ/м, для ЛЭП-750 кВ - 10,0 - 15,0 кВ/м.

Исследования воздействия электромагнитного поля высоковольтных линий электропередач в США, Швеции, Финляндии показали следующие результаты: была зафиксирована статистически значимая "избыточность" числа опухолей мозга, увеличение риска развития рака молочной железы и лейкоза. Причем эти данные зафиксированы даже в 800-метровых коридорах вдоль трасс ЛЭП-200 кВ и 400 кВ (Швеция). Все это имело место при индукции магнитного поля выше 0,1 мкТл. В Финляндии аналогичные результаты были получены на расстоянии 500 метров от воздушных ЛЭП 110 - 400 кВ, причем статистически значимая "избыточность" была зафиксирована при магнитном поле с индукцией выше 0,2 мкТл <1>.

--------------------------------

<1> Савин А. Отдых на участке под высоковольтной ЛЭП может оказаться очень коротким // Известия. 1996. 13 июля. N 128; Савин А. Под ЛЭП не живут даже пчелы // Известия. 1999. 5 мая.

 

Российскими санитарными нормами <1> введены предельно допустимые уровни напряженности электрического поля. В качестве предельно допустимого уровня облучения населения принимаются такие значения параметров электромагнитных полей, которые при ежедневном воздействии в свойственных для данного источника режимах не вызывают у населения, без ограничения пола и возраста, заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследования в период облучения или в отдаленные сроки после его прекращения. Санитарными нормами установлены следующие значения напряженности электрического поля:

--------------------------------

<1> Санитарные нормы и правила защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты. Утв. заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 23 февраля 1984 г. N 2971-84. Документ опубликован не был.

 

на территории зоны жилой застройки - 1 кВ/м;

в населенной местности, вне зоны жилой застройки (земли городов в пределах городской черты в границах их перспективного развития на 10 лет, пригородные и зеленые зоны, курорты, земли поселков городского типа в пределах поселковой черты и сельских населенных пунктов в пределах черты этих пунктов), а также на территории огородов и садов - 5 кВ/м;

на участках пересечения ВЛЭП с автомобильными дорогами I - IV категорий - 10 кВ/м;

в ненаселенной местности (незастроенные местности, хотя бы и часто посещаемые людьми, доступные для транспорта, и сельскохозяйственные угодья) - 15 кВ/м;

в труднодоступной местности (недоступной для транспорта и сельскохозяйственных машин) и на участках, специально выгороженных для исключения доступа населения, - 20 кВ/м.

При напряженности электрического поля выше 1 кВ/м должны быть приняты меры по исключению воздействия на человека ощутимых электрических разрядов и токов стекания. В целях защиты населения от воздействия электрического поля ВЛЭП устанавливаются санитарно-защитные зоны. Санитарно-защитной зоной ВЛЭП является территория вдоль трассы ВЛЭП, в которой напряженность электрического поля превышает 1 кВ/м. Для вновь проектируемых ВЛЭП, а также зданий и сооружений допускается принимать границы санитарно-защитных зон вдоль трассы ВЛЭП с горизонтальным расположением проводов и без средств снижения напряженности электрического поля по обе стороны от нее на следующих расстояниях от проекции на землю крайних фазных проводов в направлении, перпендикулярном к ВЛЭП: 20 м - для ВЛЭП напряжением 330 кВ; 30 м - для ВЛЭП напряжением 500 кВ; 40 м - для ВЛЭП напряжением 50 кВ; 55 м - для ВЛЭП напряжением 1150 кВ <1>. Если напряженность электрического поля превышает предельно допустимые уровни, должны быть приняты меры по ее снижению.

--------------------------------

<1> Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N 74 (в ред. от 10 апреля 2008 г.) "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" // Российская газета. N 28. 2008. 9 февраля.

 

В местах возможного пребывания человека напряженность электрического поля может быть уменьшена путем: удаления жилой застройки от ВЛЭП; применения экранирующих устройств и других средств снижения напряженности электрического поля.

Сельскохозяйственные угодья, находящиеся в санитарно-защитных зонах ВЛЭП, рекомендуется использовать под выращивание сельскохозяйственных культур, не требующих ручной обработки. На территории санитарно-защитных зон ВЛЭП напряжением 750 кВ и выше запрещается проведение сельскохозяйственных и других работ лицами в возрасте до 18 лет.

В пределах санитарно-защитной зоны запрещается: размещать жилые и общественные здания и сооружения, площадки для стоянки и остановки всех видов транспорта, предприятий по обслуживанию автомобилей и складов нефти и нефтепродуктов; производить операции с горючим, выполнять ремонт машин и механизмов.

Трассы проектируемых и вновь сооружаемых ВЛ должны выбираться таким образом, чтобы объекты, перечисленные выше, не оказались в пределах санитарно-защитных зон или были бы вынесены за пределы этих зон.

Допускается оставление жилых зданий и приусадебных участков в санитарно-защитных зонах действующих ВЛЭП напряжением 330 - 500 кВ при условии снижения напряженности электрического поля внутри жилых зданий и на открытой территории. Оставление жилых зданий и приусадебных участков в санитарно-защитных зонах действующих ВЛЭП напряжением 750 кВ и выше запрещается. Напряженность электрического поля в зданиях, оставляемых в санитарно-защитных зонах ВЛЭП напряжением 330 - 500 кВ и имеющих неметаллическую кровлю, может быть снижена путем установки заземленной металлической сетки на крыше этих зданий. Напряженность электрического поля на открытых территориях, расположенных в этих зонах, может быть снижена путем установки экранирующих перегородок (железобетонных заборов, тросовых экранирующих устройств) или посадкой деревьев и кустарника высотой не менее двух метров.

Б. Электромагнитные поля от радиотелевизионных и радиолокационных станций. Радиовещательные и телевизионные станции являются источниками электромагнитных полей в диапазоне частот от 9 кГц до 1000 мГц. Мощность передатчиков достигает 1 - 2 МВт. Электромагнитные излучения от радио- и телевизионных станций обычно распространяются равномерно во все стороны от антенны. Так, выяснилось, что серьезную опасность для здоровья жителей домов, расположенных вблизи Останкинской телебашни, представляют ее электромагнитные излучения. В ряде обследованных помещений домов, расположенных вблизи башни, обнаружено превышение ПДУ в полтора-два раза. Размеры санитарно-защитных зон составляют от нескольких десятков метров до нескольких километров, что зачастую не выполняется. Санитарные правила и нормы защиты населения г. Москвы от электромагнитных полей радиопередающих объектов устанавливают значения ПДУ электромагнитных полей в диапазоне 30 - 300 мГц в пределах 2,0 В/м для всех видов помещений, предназначенных для круглосуточного пребывания людей. Однако в отдельных зданиях, расположенных в зоне воздействия телебашни, по сравнению со среднегородским фоном радиоизлучения уровни ЭМП превышают последние в 10 - 15 раз. Причем специалисты полагают, что снижать поле нужно не до значений установленных ПДУ, а до значений, соответствующих среднегородскому уровню, составляющему 0,1 В/м <1>.

--------------------------------

<1> Савин А. От телевизионной башни лучше держаться подальше // Известия. 1997. 15 октября. N 196.

 

Магнитные поля для населения в России долгое время не нормировались. В этой ситуации в качестве критерия безопасности применяли введенный в качестве рекомендуемого в Швеции, США и ряде других стран следующий критерий: в местах продолжительного пребывания людей, особенно в местах ночного отдыха и пребывания детей, напряженность магнитного поля частотой 50 Гц не должна превышать 0,2 мкТл.

В 2007 году были установлены предельно допустимые уровни магнитных полей, которые распространяются на магнитные поля частотой 50 Гц, создаваемые элементами системы производства, передачи и распределения электроэнергии переменного тока промышленной частоты (кабельными линиями электропередачи, элементами системы электроснабжения класса напряжения >= 220 В, трансформаторными и распределительными устройствами трансформаторных подстанций, в том числе встроенных, воздушными линиями электропередачи напряжением 6 - 500 кВ), а также магнитных полей частотой 50 Гц, возникающих в металлоконструкциях и трубопроводах зданий и сооружений, в том числе создаваемых станциями катодной защиты <1>.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.