Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Под особой охраной 2 страница




Основанием для исключения из Красной книги Российской Федерации или изменения категории статуса того или иного объекта животного или растительного мира служат данные о восстановлении его численности и (или) ареала, о положительных изменениях условий его существования или другие данные, свидетельствующие об отсутствии необходимости принятия специальных мер по его сохранению и восстановлению, а также в случае его безвозвратной потери (вымирания). Издание Красной книги РФ осуществляется не реже одного раза в 10 лет, а в периоды между изданиями - подготовка и распространение перечней (списков) объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ и исключенных из нее (с изменениями и дополнениями), которые являются составной частью Красной книги РФ. Источником финансирования работ, связанных с ведением и периодическим изданием Красной книги РФ, являются средства федерального бюджета.

По данным Министерства природных ресурсов и экологии совершенствуется правовое регулирование ведения Красной книги РФ, а также Красных книг субъектов РФ. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования считает, что темпы формирования и совершенствования законодательной базы охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений в стране остаются высокими. Важным шагом является разработка и принятие на региональном уровне закона "О Красной книге субъекта Российской Федерации". За четыре последних года не менее чем в 34 регионах утверждены новые перечни видов животного и растительного мира, занесенных в Красные книги субъектов РФ. Организация работ в области ведения Красной книги субъекта РФ, возложенная на администрации субъектов РФ, включает разработку и утверждение пакета нормативных правовых актов субъекта РФ, определяющих регламент работ в этой сфере. В число обязательных документов входят: акты об учреждении Красной книги субъекта РФ, об утверждении Положения о порядке ведения Красной книги субъекта РФ, Положения о Комиссии по редким и исчезающим видам и персонального состава Комиссии, Перечня природных объектов, занесенных в Красную книгу. Во многих субъектах Российской Федерации такие документы утверждены и определяют порядок ведения региональных Красных книг.

2. Положение о порядке ведения Красной книги РФ было утверждено Приказом бывшей Госкомэкологии России от 3 октября 1997 г. В нем было установлено, что Красная книга РФ ведется Министерством природных ресурсов РФ и его территориальными органами во взаимодействии с Министерством сельского хозяйства РФ, Госкомрыболовством РФ и их территориальными (бассейновыми) органами, Российской академией наук, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Красная книга Российской Федерации ведется сейчас МПР России на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов (далее именуются - объекты животного и растительного мира), обитающих (произрастающих) на территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Красная книга РФ является официальным документом, содержащим свод сведений об указанных объектах животного и растительного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению.

Нарушение комментируемой статьи может повлечь административную или уголовную ответственность. Статья 8.35 КоАП РФ за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2500 рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на должностных лиц - от 15 000 до 20 000 рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на юридических лиц - от 300 000 до 500 000 рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой.

В Волгоградской области на этот счет применима и ст. 6.2 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности от 11 июня 2008 г. N 1693-ОД (уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений). В соответствии с данной статьей уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Волгоградской области, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добывание, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов и частей без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, или с иными нарушениями установленного порядка влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 2500 до 3000 рублей; на должностных лиц - от 5000 до 10 000 рублей; на юридических лиц - от 30 000 до 100 000 рублей. В соответствии со ст. 259 УК РФ уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, повлекшее гибель популяций этих организмов, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.

3. Последний пункт комментируемой статьи вводит запрет на вывоз и ввоз, транзитную перевозку через Российскую Федерацию, а также оборот редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, их особо ценных видов, в том числе растений, животных и других организмов, подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации, регулируется законодательством Российской Федерации с учетом общепризнанных принципов и норм международного права.

Наряду с этим КоАП РФ содержит ряд статей, обеспечивающих привлечение к юридической ответственности лиц, нарушивших установленный запрет, например, нарушение установленного порядка создания, пополнения, хранения, использования, учета, продажи, приобретения, транспортировки или пересылки биологических коллекций влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей с конфискацией коллекционных объектов или без таковой; на должностных лиц - от 500 до 1000 рублей с конфискацией коллекционных объектов или без таковой; на юридических лиц - от 5000 до 10 000 рублей с конфискацией коллекционных объектов или без таковой (ст. 8.34 КоАП РФ).

 

Статья 61. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений

 

Комментарий к статье 61

 

1. В пункте 1 комментируемой статьи предложено понимание зеленого фонда как правовой категории в узком смысле. В широком же смысле зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность зеленых зон в границах муниципального образования, выполняющих экологические, оздоровительные, рекреационные, эстетические и иные функции в целях смягчения неблагоприятного воздействия антропогенной деятельности на окружающую среду и поддержание экологического баланса. Под зелеными зонами следует понимать часть территории муниципального образования, занятую совокупностью зеленых насаждений, включая городские леса, древесно-кустарниковые, травянистые и цветочные растения естественного и искусственного происхождения. Однако такое широкое понимание ни федеральным, ни региональным законодателем пока не признано.

Практика правоприменения данной статьи развивается, о чем свидетельствует принятие в ряде субъектов РФ нормативных актов, уточняющих правовой режим использования и охраны зеленого фонда. Так, например, в дополнение к комментируемому Закону был принят Закон Волгоградской области от 7 декабря 2001 г. N 640-ОД "О защите зеленых насаждений в населенных пунктах Волгоградской области", определивший, что зеленые насаждения - это древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения в населенных пунктах, кроме городских лесов, выполняющая архитектурно-планировочные и санитарно-гигиенические функции. К озелененным территориям относятся участки земли, занятые зелеными насаждениями не менее чем на 30 процентов.

Законом города Москвы "О защите зеленых насаждений" от 5 мая 1999 г. урегулирован ряд важнейших вопросов по охране зеленых насаждений города Москвы, а также предусмотрены гарантии обеспечения их сохранности, восстановления и приумножения. Данный Закон устанавливает основания и порядок получения разрешения на вырубку зеленых насаждений столицы. В числе таких оснований - проведение санитарных рубок и реконструкции зеленых насаждений на основании Правил, утверждаемых Правительством Москвы; восстановление по заключению органов санитарно-эпидемиологического надзора нормативного светового режима в жилых и нежилых помещениях, затеняемых деревьями, высаженными с нарушением утвержденных федеральными органами исполнительной власти или Правительством Москвы норм и правил; ликвидация аварийных и чрезвычайных ситуаций, в том числе ремонт подземных коммуникаций и капитальных инженерных сооружений, и ряд других. Вырубка деревьев и кустарников производится лишь на основании специального разрешения - порубочного билета, который выдается на производство вырубки деревьев и кустарников вне территории городских лесов специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений, а в городских лесах - органом городского управления, уполномоченным Правительством Москвы.

По функциональному назначению все зеленые насаждения делятся на три группы: общего пользования, ограниченного пользования и специального назначения. К зеленым насаждениям общего пользования относятся: парки культуры и отдыха, гидропарки, дендропарки, лесопарки, сады жилых кварталов и групп домов, скверы, бульвары, набережные. К зеленым насаждениям ограниченного пользования относятся все остальные озелененные территории, расположенные внутри жилой и промышленной зон: в жилых кварталах, на приусадебных участках, на участках больниц, детских учреждений, учебных заведений, спортивных сооружений, а также на территории промышленных предприятий и организаций (исключение составляют парки и скверы предприятий и организаций, открытые для посещения и отдыха населения, относящиеся к зеленым насаждениям общего пользования). К зеленым насаждениям специального назначения относятся защитные узкие полосы зеленых насаждений вдоль автомобильных дорог общего пользования, санитарно-защитные и водоохранные зоны, кладбища, цветоводческие хозяйства.

Содержание (текущий ремонт) зеленых насаждений осуществляется юридическими лицами независимо от форм собственности, индивидуальными предпринимателями и гражданами, в собственности или ином вещном праве которых они находятся, в том числе с привлечением на договорных началах специализированных хозяйствующих субъектов, в соответствии с нормами действующего законодательства (Жилищного кодекса Российской Федерации, ГК РФ), правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда и т.д. Капитальный ремонт зеленых насаждений, являющихся общим имуществом в многоквартирном жилищном фонде, проводится за счет собственников многоквартирного жилищного фонда. В случае недостаточности денежных средств у лиц, в обязанность которых входит осуществление содержания, текущего и (или) капитального ремонта зеленых насаждений, на производство указанных работ орган местного самоуправления вправе в установленном порядке по результатам поступивших обращений выделять дополнительные средства из бюджета на производство указанных работ.

Согласно Постановлению Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" сохранность зеленых насаждений на территории домовладений и надлежащий уход за ними обеспечивается организацией по обслуживанию жилищного фонда или на договорных началах - специализированной организацией.

2. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. Такие мероприятия могут состоять в возложении обязанностей на граждан и юридических лиц (как являющихся собственниками (пользователями, арендаторами) земельных участков, так и не являющихся субъектами земельных правоотношений), а также в осуществлении мероприятий по охране зеленого фонда поселений органами государственной власти и местного самоуправления. В числе таких мероприятий можно выделить запрет строительства и расширения действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения, осуществление муниципального экологического контроля за правильной обрезкой деревьев, недопущением использования соли для очистки улиц от снега муниципальными органами ЖКХ и т.д.

В общем виде охрана зеленого фонда городских и сельских поселений есть система правовых, организационных и экономических мероприятий, осуществляемых с целью создания, сохранения, развития и воспроизводства зеленого фонда, а также нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. Территории, находящиеся в составе зеленого фонда, как правило, образуют рекреационные зоны населенного пункта. Так, согласно п. 9 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма. На таких земельных участках запрещается осуществление сельскохозяйственной деятельности, размещение промышленного производства и т.д.

 

Статья 62. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения почв

 

Комментарий к статье 62

 

1. Повышение плодородия почв земель и охрана редких, находящихся под угрозой исчезновения почв, - это необходимое направление охраны окружающей среды и естественное условие интенсификации земледелия, оно способствует росту урожайности, увеличивает ценность земли и имеет важное природоохранное значение. По официальным данным, площадь земельного фонда России на 1 января 2008 г. составила 1709,8 млн. га без учета внутренних морских вод и территориального моря, при этом земельный фонд (а более всего поверхностный слой земель - почва) постоянно подвергается негативному воздействию различных антропогенных и природных факторов. Например, на юге Российской Федерации, по последним исследованиям, более 60 млн. га земель выбывает из использования по причинам распространения процесса опустынивания <1>.

--------------------------------

<1> См.: Даваева К.К., Конюхова И.А. Формирование в России законодательства о степи - насущная необходимость в сложившихся экологических условиях // Экологическое право. 2006. N 1. С. 41.

 

В комментируемой статье закрепляется, что редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы подлежат охране государством, и в целях их учета и охраны учреждаются Красная книга почв РФ и Красные книги почв субъектов РФ, порядок ведения которых определяется законодательством об охране почв. Однако на сегодняшний день Красная книга почв Российской Федерации до сих пор не принята. Практика применения данной статьи пошла путем принятия региональных Красных книг почв, например в Оренбургской области. В Волгоградской области главой администрации было принято Постановление от 26 декабря 2008 г. N 177, утверждающее перечень природоохранных мероприятий на 2009 год, в числе которых значится и "разработка нормативно-методических материалов по ведению Красной книги Волгоградской области, а также по учреждению и ведению Красной книги почв Волгоградской области". Но в целом правоприменительная практика развивается медленно. На наш взгляд, ее развитию поспособствовало бы принятие Федерального закона "Об охране почв" и Красной книги почв РФ. Более того, их отсутствие способствует дальнейшей деградации и выбытию сельскохозяйственных угодий из оборота, что может привести к полной стагнации сельскохозяйственного производства.

Рассматриваемые отношения косвенно регулирует ряд федеральных законов, в том числе Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве", Закон о мелиорации земель, ВК РФ и ЗК РФ. Основные направления агропродовольственной политики Правительства РФ на 2001 - 2010 годы определили необходимость разработки Федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года" от 20 февраля 2006 г. N 99 (далее - Программа) как важнейшей общегосударственной задачи.

Так, ст. 11 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" предусматривает, что в целях получения информации о состоянии земель, в том числе почвы, а также в целях выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям, в рамках землеустройства должны проводиться почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания, а также оценка земель и их качества. Мероприятия по поддержанию почвенного плодородия реализуются в рамках Федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы", учитывая при этом предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно.

Программой предусматриваются как прямое выделение государственных инвестиций на строительство, реконструкцию и восстановление объектов мелиорации и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, так и оказание государственной поддержки в отношении отдельных мероприятий, предусмотренных указанной Федеральной целевой программой, финансирование за счет средств федерального бюджета строительства и реконструкции крупных водохозяйственных объектов, имеющих межрегиональное значение, межхозяйственных мелиоративных систем и противоэрозионных гидротехнических сооружений.

Мероприятия Программы представляют собой комплекс работ, направленных на сохранение, восстановление и воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, включая:

строительство и реконструкцию мелиоративных и водохозяйственных объектов. Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию Программы, приведен в приложении N 3;

проведение агрохимических мероприятий;

реабилитацию почв на землях, загрязненных в результате аварии на Чернобыльской АЭС;

проведение мероприятий по обеспечению безаварийных пропусков паводков на гидротехнических сооружениях;

проведение агролесомелиоративных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе создание полезащитных лесных полос, противоэрозионных овражно-балочных насаждений, пастбищезащитных фитомелиоративных насаждений, проведение рубок ухода в защитных лесных насаждениях и реконструкцию лесных насаждений;

проведение агролесомелиоративных мероприятий и фитомелиоративных мероприятий на Черных землях и Кизлярских пастбищах;

проведение водоохранных мероприятий по сохранению и восстановлению водных ресурсов;

выполнение научно-исследовательских и конструкторских разработок.

2. В связи с отсутствием законодательства, на которое ссылается комментируемая статья, порядок отнесения почв к редким и находящимся под угрозой исчезновения, а также порядок установления режимов использования земельных участков, почвы которых отнесены к редким и находящимся под угрозой исчезновения, пока не определен.

 

Глава X. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ)

 

Статья 63. Организация государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)

 

Комментарий к статье 63

 

1. Понятие "мониторинг" является многоплановым и применяется во многих сферах общественной жизни. Как правило, под мониторингом понимается систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решений. Любой вид мониторинга включает в себя проведение наблюдений, их оценку, а также прогноз изменения состояний с учетом анализируемых данных наблюдений.

Предметом регулирования комментируемой статьи является проведение государственного мониторинга окружающей среды, который представляет собой важную функцию государственного экологического управления. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. N 177 "Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)" под государственным мониторингом окружающей среды понимается комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. В Законе о гидрометеорологической службе мониторинг определяется несколько иначе: под мониторингом окружающей среды, ее загрязнения понимаются долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и проходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения. Таким образом, мониторинг окружающей среды в соответствии с законодательством о гидрометслужбе охватывает не только наблюдения за состоянием отдельных компонентов окружающей среды, но и наблюдения за природными явлениями и процессами.

На основании проведенного анализа положений действующего законодательства можно сделать вывод, что понятие "мониторинг" применительно к окружающей среде употребляется в нескольких контекстах: во-первых, это наблюдения за загрязнением окружающей среды, во-вторых, мониторинг использования отдельных компонентов окружающей среды, в-третьих, наблюдения за проходящими в окружающей среде природными процессами и, в-четвертых, социально-гигиенический мониторинг.

С целью разграничения названных видов мониторинга необходимо привести характеристику норм, регулирующих их осуществление. В пункте 2 Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2006 г., социально-гигиенический мониторинг определяется как государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека. Проведение социально-гигиенического мониторинга возложено на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Социально-гигиенический мониторинг обеспечивает: установление факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценку; прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания человека; определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения; разработку предложений для принятия решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; информирование органов публичной власти, юридических лиц и населения о результатах, полученных при проведении мониторинга.

В целях проведения социально-гигиенического мониторинга используются данные государственного мониторинга окружающей среды, в том числе наблюдения за природно-климатическими факторами среды обитания человека и за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду. Такие наблюдения могут осуществляться как Роспотребнадзором непосредственно, так и Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, а также Федеральной службой государственной статистики. На практике указанные федеральные службы, помимо Роспотребнадзора, не осуществляют специальных наблюдений в целях проведения социально-гигиенического мониторинга. Например, Росгидромет направляет в Роспотребнадзор информацию о загрязнении окружающей среды за определенный промежуток времени, полученную в процессе осуществления своих полномочий по наблюдению за загрязнением окружающей среды.

Объем такой информации определяется межведомственными соглашениями между федеральными службами, которые принимаются как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Перечень информации и данных, подлежащих обмену на безвозмездной основе между Роспотребнадзором и Росгидрометом, на федеральном уровне определен совместным Приказом от 22 ноября 2007 г. N 329/384 "О взаимодействии Роспотребнадзора и Росгидромета по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 г. N 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга".

В частности, Росгидромет направляет в Роспотребнадзор каждый месяц информацию об аварийном и экстремально высоком загрязнении окружающей среды и радиационной обстановке, ежеквартально - информацию о состоянии озонового слоя над Россией и странами СНГ, ежегодно - "Обзор загрязнения природной среды в Российской Федерации", ежегодник Государственного водного кадастра "Ресурсы поверхностных и подземных вод, их использование и качество", обобщенную за год информацию о качестве поверхностных вод Российской Федерации, ежегодник состояния экосистем поверхностных вод России (по гидробиологическим показателям), ежегодник качества морских вод по гидрохимическим показателям, состояния загрязнения пестицидами объектов природной среды Российской Федерации, ежегодник состояния загрязнения атмосферы в городах на территории России, информацию о загрязнении почвы Российской Федерации токсикантами промышленного происхождения, ежегодник "Радиационная обстановка на территории России и сопредельных государств".

Взаимодействие Росгидромета и Роспотребнадзора в целях проведения социально-гигиенического мониторинга осуществляется и на уровне субъектов РФ. Порядок взаимодействия территориальных органов федеральных служб определяется соглашениями между ними. Например, в Удмуртской Республике между Управлением Роспотребнадзора по УР и Удмуртским республиканским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды 31 января 2008 г. заключено Соглашение об информационном взаимодействии, в соответствии с которым осуществляется сотрудничество в области мониторинга загрязнения окружающей среды и обмен информацией о состоянии факторов среды обитания человека, формируемой в рамках функционирования информационных систем Управления Роспотребнадзора по УР и Удмуртского центра по гидрометеорологии. По сравнению с перечнем информации, передаваемой на федеральном уровне, указанный перечень может быть конкретизирован региональными соглашениями. Например, рассматриваемое Соглашение об информационном взаимодействии закрепляет, что в числе данных о загрязнении атмосферы в городах Удмуртской Республики Удмуртский центр по гидрометеорологии передает в Управление Роспотребнадзора по УР сведения о стационарных и маршрутных постах наблюдения за качеством атмосферного воздуха на территории Удмуртии, о перечне веществ, контролируемых на данных постах и о количестве проб выше ПДКм.р., 5 ПДКм.р., 10 ПДКм.р. (под ПДКм.р. понимается максимально-разовая предельно допустимая концентрация вещества).

Таким образом, социально-гигиенический мониторинг имеет ряд общих черт с государственным мониторингом окружающей среды, поскольку в рамках его проведения анализируется и исследуется информация о состоянии компонентов окружающей среды как факторов среды обитания человека. Вместе с тем социально-гигиенический мониторинг нельзя отождествлять с наблюдениями за состоянием окружающей среды, так как он в основном сосредоточен на оценке причин заболеваемости населения и преследует иную, по сравнению с экологическим мониторингом, цель - определение причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека.

От мониторинга загрязнения окружающей среды необходимо отличать наблюдения за использованием отдельных ее компонентов. Несмотря на то что в п. 1 Положения об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) закреплено, что экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира и иных компонентов окружающей среды, законодательство, регулирующее осуществление мониторинга таких компонентов, содержит положения как о наблюдении за их состоянием, так и за соблюдением правового режима их использования.

В соответствии с п. 4 Положения об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 846, мониторинг земель включает в себя: сбор информации о состоянии земель в РФ, ее обработку и хранение, непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования, анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов. Таким образом, в нормативно-правовых актах разграничиваются понятия использования и охраны, и если понимать экологический мониторинг как наблюдения за состоянием компонентов окружающей среды, выполняемые, в первую очередь, в целях охраны данных компонентов от негативного антропогенного или иного воздействия, то выполняемые наряду с мониторингом загрязнения наблюдения за режимом использования компонентов окружающей среды преследуют иную цель - соблюдение установленного порядка их эксплуатации. Тем не менее законодательство относит наблюдения за использованием компонентов окружающей среды к разновидности государственного экологического мониторинга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.