Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Два лагеря в Реформации




Реформационное движение было социально неоднородным и очень быстро разделилось на два лагеря, бюр-герско-умеренный, возглавляемый Лютером, и плебейско-революционный, крупнейшим представителем которого в Германии был Томас Мюнцер (ок. 1490-1525). Энгельс указывал, что религиозная философия Мюнцера во многом приближалась к атеизму, пантеистически отождествляя понятия "бог" и "мир", и что учение Мюнцера было направлено "против всех основных догматов не только католицизма, но и христианства вообще" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 370). Мюнцер призывал искать рай в земной жизни, требовал установить на земле царство божье, означающее "не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти" (Маркс К,, Энгельс Ф Соч., т. 7, с. 371). Лютеровскую формулу "оправдания верой" Мюнцер использовал для обоснования необходимости активных действий народных масс во имя осуществления социально-политической программы, которую Энгельс охарактеризовал как фантастическое предвосхищение коммунизма. Сторонники Мюнцера, особенно из секты анабаптистов (перекрещенцев), из равенства "сынов божьих" выводили требование гражданского равенства и устранения по крайней мере наиболее значительных имущественных различий.

Высшей точкой реформационного движения в Германии была великая крестьянская война 1525 г., закончившаяся поражением восставших и гибелью ее вождя Томаса Мюнцера. В условиях резкого обострения классовых противоречий Лютер выступил против народного движения. Люте-ровская реформация, основой которой была провозглашена безусловная покорность существующим порядкам и властям, превратилась в орудие реакционных немецких князей и санкционировала княжеское всевластие как единственную опору "порядка" и возможности "христианского смирения".

Документом, выразившим существо бюргерской реформы, является "Аугсбургское вероисповедание", которое Энгельс оценивает как "выторгованную в конце концов конституцию реформированной бюргерской церкви" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 366). Этот документ представляет собой изложение основ лютеранства. В 1530 г. он был представлен императору Карлу V, но отвергнут им. Между императором и князьями, принявшими лютеровскую реформацию, началась война, закончившаяся Аугсбургским религиозным миром 1555 г. Князьям было предоставлено право определять религию своих подданных, согласно принципу "Чья страна, того и вера".

Этот итог лютеровской реформации выразил ее социальную сущность. Лютер, как писал К. Маркс, "победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению. Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека. Он эмансипировал плоть от оков, наложив оковы на сердце человека" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 422-423).

 

 

14. Отличия православия от католицизма.

Во-первых, в католицизме и православии по-разному толкуется догмат сошествие Святого Духа: у католиков - от Бога-Отца и Бога-Сына (согласно решению толедской вселенского собора 589 р о филиокве ве), в православных - от Бога Отця.

Во-вторых, нет согласия между католиками и православными и по вопросу о бытии людей после их смерти В православии - это Рай и ад, в католицизме - еще и чистилище Учение о чистилище разработал итал лийський средневековый философ, знаменитый систематизатор схоластики Фома Лквинський (1225-1274), а догмат о нем принял в 1439 г Флорентийский собор и подтвердил в 1562 г Тридентский собообор.

Согласно католическому вероучению, чистилище - промежуточное звено между Раем и Адом, где души \"грешников\", прежде чем попасть в Рай, горят в огне, благодаря чему очищаются Именно \"горения\" в чистилище толпа ачиться неоднозначно Одни богословы рассматривают его как символ мук совести и раскаяния, другие считают его реальным И первые, и вторые едины в том, что родные и близкие покойника своими \"добрыми делам и \"в его память (молитвами, мессами и материальными пожертвованиями в пользу церкви) могут облегчить муки души покойного и сократить срок ее пребывания в чистилищетермін її перебування в чистилищі.

Социальная функция догмата о чистилище очевидна: внедрить в сознании верующих дополнительные надежды на Рай после смерти и, таким образом, привлечь к католицизму как можно больше людей, увеличить доходы цер рквы не только при помощи прихожан, но и за счет родственников и близких людей умерли.

В-третьих, католики и православные по-разному выполняют обряды своих таинств Католика, в процессе крещения, обязательно окропляют водой, а православного - погружают в воду во время причастия католику даю ют попробовать пресного хлеба, а православному - хлеба, приготовленного на дрожжах; православный исповедуется перед каждым причастием, а католик - обязательно один раз в год; миропомазания в православие 'й происходит после крещения, а в католицизме - в семи-двенадцатилетнем виці.

В православии существуют три степени священства: диакон, священник (иерей), архиерей

Диакон - ниже степень священства, помощник священника в процессе осуществления им таинств и богослужения

Священник - служитель культа, возглавляющий церковную жизнь в приходах (приходах), осуществляет таинства и богослужения Старший священник в приходе называется настоятелем

Архиерей - высшая степень священства Это епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи

В католицизме священство тоже троисте: епископ, священник (пресвитер) и диакон Епископы считаются преемниками апостола Петра - \"ученика\" Иисуса Христа Поскольку, согласно утверждениям Евангелий, Петр был главой апостолов, Рим выбран местом постоянного пребывания епископов их главное назначение - укреплять и гарантировать единство церкви и веры, нести полную ответственность за диоцеза (епархии), упр ваты которой им поручено папой (от гр - папас - отец, отсюда в устной речи появилось слово \"под\") слово "під"). Папа - глава католической церкви и одновременно епископ Рима Его официальный титул такой: \"Епископ Рима, наместник Иисуса Христа, Преемник главы Апостолов, Первосвященник (Верховный Понтифик) Вселенской Церкви, Патриарх Запада, Примас Италии, Монарх государства-города Ватикана \"Таким образом, Папа выполняет три должности: епископа Рима, пастыря вселенской церкви и главы государства Ватикажави Ватикан.

Как главе государства Папе принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти Он руководит Ватиканом с помощью правительства Его резиденция находится в ватиканских соборе Это дворец, к которому входит во комплекс зданий Там расположены рабочие помещения Папы, библиотека, музей религиозного и светского искусства, издательство большой типографией, Папская академия наук, правительственные помещения, различные с лужбы, а также личные покои ПапПапи.

В католицизм и православии есть также различия в отправлении культа

Во-первых, в католических храмах (костелах) богослужение совершается на латыни, хотя большинство верующих ею не владеют Оно сопровождается органной музыкой, а прихожане молятся сидя У православных церквях богослужения осуществляется на государственном языке, без музыкального сопровождения, а прихожане молятся стоячи.

Во-вторых, православные храмы облагоджуються иконами, лампадами, свечами, а католические - скульптурами Иисуса Христа, Девы Марии, святых

В-третьих, католики крестятся ладонью правой руки, слева направо, а православные справа налево, тремя пальцами: соединяют в пучке большой, указательный и средний пальцы, символизирует Божию Триединство, П Пресвятую Троицу: Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа Два пальцы, безымянный и мизинец, согнув, прижимают к ладони, символизирует два естества во Христе-

Божие и человеческое (старообрядцы выполняют крестное знамение двоеперстие) Крещение у верующих - показатель того, что крест является вдохновением, силой и действительным содержанием всей их жизни; не только средством всесвитньог го спасение на нем был распят Христос, но и постоянным напоминанием людям, что они не могут стать христианами, не приняв крест за основу своей жизни, не признав, что их разум и сердце отдать ни любви к Богу и людий.

 

15. Вероучение и культ католицизма.

Одна из особенностей католического вероучения — догматическое положение о филиокве (лат. — букв, «и от сына»), что значит, будто дух святой исходит от бога-отца и от бога-сына. Наряду с глубокими социально-политическими и экономическими противоречиями между феодалами разделенной Римской империи полемическая борьба вокруг этого нововведения привела западную и восточную христианские церкви к взаимному проклятию и еще более глубокому разделению. В католицизме развит культ богородицы — девы Марии: провозглашены догматы о рождении ею сына божьего через непорочное зачатие и о ее телесном вознесении на небо. Практикуется в католицизме своеобразное отпущение грехов — продажа индульгенций. Кроме рая и ада католики придумали еще и промежуточную инстанцию — чистилище, где души умерших очищаются перед тем, как попасть в рай. Это очищение зависит от того, как усопший при жизни выкупил свои грехи и как заботятся о покойнике его живые близкие — творят ли они молитвы, делают ли взносы в пользу церкви.

 

 

Католицизм – самое многочисленное направление в христианстве (от 580 до 800 млн.приверженцев). Особенно много католиков в Италии, Испании, Португалии, Франции, Австрии, Польше, Венгрии, странах Латинской Америки, в США. Истоки К. в небольшой римской христианской общине, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления К. начался в 3-5 веке, когда углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточными частями Римской империи. Начало разделения было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 г. произошел разрыв между папой Николаем 1 и константинопольским патриархом Фотием. На 8 Вселенском соборе раскол принял необратимый характер после полемики между папой Львом 4 и константинопольским патриархом Михаилом Келуарием (1054 г.) и был завершен, когда крестоносцы захватили Константинополь.

Основой католического вероучения как и христианства в целом приняты Священное писание и Священное предание, однако католическая церковь считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того папские послания и постановления. Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа – глава. Выбирается пожизненно конклавом кардиналов. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов.

Католичество утверждает, что Святой Дух происходит как от Бога-Отца, так и от Бога-Сына. Основа спасения – вера и добрые дела. Церковь обладает сокровищницей «сверхдолжных» дел – «запасом» добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в этом нуждается. То есть – отпустить грехи, даровать прощение кающимся (отсюда учение об индульгенциях – отпущении грехов за деньги или другие заслуги перед церковью). Папа имеет право сокращать срок пребывания души в чистилище.

Догмат о чистилище (местом между раем и адом) есть только в католицизме. Души грешников горят там в очищающем огне, а потом получают доступ в рай.

 

Главным богослужением у католиков латинского обряда считается месса. По сравнению с православной литургией она значительно короче и отличается от нее составом молитв и последовательностью чтения отрывков из Священного Писания.

У католиков латинского обряда богослужение сопровождается не только хоровым пением, но и инструментальной музыкой (обычно органной).

Римско-католическая церковь в высшей степени централизованна. Во главе ее стоит папа Римский, который считается преемником апостола Петра и наместником Бога на земле. Папа обладает высшей законодательной и судебной церковной властью, а также может управлять всеми церковными делами.

Основное церковно-организационное отличие католицизма от православия состоит в том, что согласно учению католической церкви Римскому епископу принадлежит главенство над другими епископами вследствие утвержденного самим Иисусом Христом первенства апостола Петра среди других апостолов как главы видимой церкви.

В качестве абсолютного главы видимой церкви и ее верховного вероучителя папа Римский считается земным наместником (викарием) Иисуса Христа.

В католицизме утвердился папский принцип формирования церкви в противоположность соборно-епископальному в православных церквах. Если высшая власть в церкви, по православному вероучению, принадлежит Собору, то по католическому вероучению Собор не может быть выше папы. Отсюда - единая церковная организация с центром в Ватикане, объединяющая христиан-католиков вне зависимости от их национальной и государственной принадлежности. Применительно к Ватикану употребляют два разных определения: «Апостольская столица» (Святой Престол) и «Государство Ватикан».


Католицизму присущи широкое почитание реликвий, культ мучеников, святых и блаженных. Основой католического богословия является томизм - учение Фомы Аквинского (1225-1274 гг.), которое постоянно развивается и модифицируется применительно к современным условиям.

Богослужения в католицизме отличаются торжественными формами их проведения

 

16. Вероучение и культ православия.

В настоящее время насчитывается 15 автокефальных (самостоятельных) православных церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая), Румынская, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская.

Многие из автокефальных церквей имеют автономные православные церкви. Пределы самостоятельности автономных церквей определяются соглашением с той автокефальной церковью, которая предоставила им автономию, Главы автономных церквей избираются поместными соборами с последующим их утверждением патриархом автокефальной церкви. За Константинопольским патриархом сохраняется титул «Вселенского патриарха», но ему не предоставлено право вмешиваться в деятельность других православных церквей. Иначе говоря, Константинопольский патриарх считается «первым среди равных».

Для всех православных церквей является общим вероучение, культ и каноническая деятельность. Основу православного вероучения составляет Никео-Царьградский символ веры, принятый на первых двух Вселенских соборах (325 г. — Никейском и 381 г. — Константинопольском (Константинополь в древней Руси назывался Царьград, отсюда и название Никео-Царьградский символ веры).

Православные верят в единого Бога, сотворившего весь мир, в том числе и человека. Этот Бог, по православным понятиям, представляет собой тождество трех равноправных лиц: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого; в первородный грех, который совершили первые люди Адам и Ева; во второе пришествие Иисуса Христа — Бога Сына, который вочеловечился (т. е. принял человеческий облик, родившись путем непорочного зачатия от Девы Марии) и добровольно принес себя в жертву за грехи человечества (был распят на кресте и на третий день воскрес, а по прошествии 40 дней вознесся на небо) и придет снова во второй раз в силе и славе, чтобы судить живых и мертвых и установить свое вечное царство на земле, как и на небе, в котором праведники будут блаженствовать, а грешники вечно мучиться. Православные верят в бессмертие души, в существование ада и рая, где пребывают души умерших до страшного суда. По православному вероисповеданию добиться спасения можно только в рамках церкви, которая является «мистическим телом Иисуса Христа», посредником между Богом и человеком.

Православные признают семь таинств: крещение, причащение (евхаристия), покаяния (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение (соборование), священство.

Помимо совершения таинств православная культовая система включает в себя молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам и святым.

Важное место в православном культе занимают праздники и посты. В церковных календарях каждый день связан с именем Иисуса Христа, Богородицы, святых, чудотворных икон, креста. Во главе праздничного круга Русской православной церкви — пасха. Вслед за пасхой по значимости идут так называемые двунадесятые праздники — Рождество Христово, Крещение господне, Сретение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Успение Богородицы, воздвижение Креста, Вход Господен в Иерусалим или Вербное воскресение, Вознесение и Троица. За двунадесятыми праздниками следует пять праздников, называемых великими: обрезание господне, рождество Иоанна Предтечи, праздник святых Иоанна и Павла, усекновение главы Иоанна Предтечи, покров Пресвятой Богородицы. Остальные праздники называются престольными.

Персональной главой Русской православной церкви является Патриарх Московский и всея Руси; Согласно Уставу Русской православной церкви он имеет первенство чести перед епископами, управляет церковью совместно со Священным Синодами подотчетен только Поместному и Архиерейскому соборам. Патриарх избирается на должность пожизненно на Поместном соборе. В период между соборами ему принадлежит высшая власть в вопросах вероучения, церковного управления и суда. Он назначает и контролирует деятельность епархиальных архиереев, награждает титулами и высшими церковными наградами (орденами и медалями Святого Владимира трех степеней) и осуществляет связи с другими Церквами и организациями и т. д.

Патриарх правит церковью вместе со Священным Синодом. Священный Синод состоит из председателя (патриарха), пяти постоянных и пяти временных членов (епархиальных архиереев). На своих заседаниях (во время весенних и зимних сессий) рассматривает вопросы внутренней и внешней деятельности церкви, среди которых избрания, назначения, перемещения и увольнения на покой архиереев, заслушивание отчета епархиальных архиереев, назначение руководителей синодальных учреждений, ректоров и инспекторов духовных дел.

Для организации текущей деятельности РПЦ в Священном Синоде создано 8 отделов: внешних церковных сношений, учебный, управления делами патриархии, хозяйственный, пенсионный, издательский, благотворительности и социального служения, катехизации.

В административном отношении РПЦ делится на епархии, во главе которых стоят епархиальные архиереи. Епархии включают благочинные округа, округа делятся на приходы. Приход — является первичной ячейкой РПЦ. Главой прихода является священник, который руководит его деятельностью с помощью выборного органа мирян — церковного совета. Церковный совет, как правило, имеет старосту, заместителя старосты, казначея и не менее трех членов ревизионной комиссии.

 

Источниками православного вероучения являются священное писание, (книги Ветхого и Нового заветов) и священное предание (постановления вселенских и поместных соборов, творения «отцов и учителей церкви» — Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова и др.).

Православие истинными считает только те положения, которые были утверждены первыми семью вселенскими соборами. Что же касается католических догматов, установленных позже, — о непогрешимости папы, о чистилище, о филиокве, о непорочном зачатии девы Марии и ее телесном вознесении на небо, то они объявляются всеми православными церквами противоречащими священному писанию и священному преданию. Заблуждением считается и отказ протестантских церквей от большинства таинств, от деления верующих на мирян и священнослужителей.
Назначение православного культа — воздействие на чувства верующих. Поэтому церковь особое внимание уделяет внутреннему оформлению храма, проведению богослужения, где важное место отводится молитве. Православные. священнослужители требуют от верующих обязательного посещения храма, ношения нательных крестиков, исполнения таинств, соблюдения постов. Православная церковь признает семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, брак, священство, елеосвящение.

Одним из сильных средств религиозного влияния на верующих является культ святых. Православная церковь и духовенство не отказались от почитания чудотворных икон, святых мест и т. д.

 

 

17. Христианские таинства. Общая характеристика.

Та́инство (др.-греч. μυστήριον, mystērion, лат. sacramentum — мистерия, тайна) — по учению христианской церкви есть священнодействие (богоучреждённое священное действие), в котором верующим сообщается под видимым образом невидимая благодать Божия[1][2][3][4].

В Библии термин таинство исходно обозначает всякую глубокую, сокровенную мысль, вещь или действие (1Кор. 13:2, 1Тим. 3:9)[3][4] и не применяется в отношении священнодействия.

В отличие от обрядов (освящения воды, погребения умерших, других треб), которые имеют церковное происхождение, христианские таинства считаются установленными самим Иисусом Христом и призваны изменить не внешнюю, а внутреннюю жизнь человека[4].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.