Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Животные и духовность




З адолго до того, как св. Франциск был провозглашён покровителем животных, мудрецы древней Индии признавали наличие духовности во всех живых существах. Ведические тексты даже описывают воплощения Бога в различных нечеловеческих телах, по образу которых созданы многие формы жизни на нашей планете. Наиболее известные воплощения, изображения которых часто встречаются в Индии – кабан, черепаха, рыба и даже получеловек-полулев. (Веды не призывают к политеизму, напротив, они утверждают, что есть лишь один Бог, который является в разный обличьях).

К роме того, с точки зрения Вед, даже самые обыкновенные животные – пусть только при особых обстоятельствах – способны испытывать высокие духовные порывы. Это объясняется тем, что в ведическом понимании духовность присуща не только человеку. Последователи ведического учения не отождествляют себя или другое живое существо с материальным телом. Они видят под каждой внешней оболочкой вечную душу, наделённую одинаковым духовным совершенством.

Л ицемерие тех, кто объявляет себя верующим, не разделяя при этом вышеописанного мировоззрения, разоблачил Стивен Дж. Гельберг. Во время Первой ассамблеи мировых религий он произнёс заслуживающую тщательного осмысления речь, где говорилось: «Человек, считающий себя религиозным, но на самом деле приверженный мирскому образу жизни, не ощущает собственной души и потому не ощущает души в других существах; он, не задумываясь, убивает их и поедает их останки. Утверждая, что у некоторых существ есть только жизнь, а не душа, он бездумно воспринимает идеологию материализма, где жизнь понимается как простая биологическая функция. Под воздействием этого заблуждения он ласкает одних животных и убивает других, одних балует как любимцев, а других пожирает за обедом. Лишённый даже зачаточных представлений о духовности, он остаётся в блаженном неведении относительно своих грехов. Не говоря уже о вере в душу животных, - продолжает Гельберг, - такому верующему не хватает нравственного чувства и простого сострадания, раз он не содрогается от кровавой жестокости, которую молчаливо поощряет, будучи хищником в человеческом облике. В силу нравственной слепоты, он не осознаёт, что животное, которое он ест с таким удовольствием, перенесло нестерпимые страдания на бойне, - страдания, в которых прежде всего повинен он сам, поскольку именно ему выгодно это убийство. Ему дана заповедь «не убий», но он убивает слепо, по привычке. «Что вы сделали одному из малых сих, то сделали мне», - говорит Иисус.

П озиция Гельберга ясна: религия с большой буквы «Р» отличается от простой религии тем, что распространяется на всё живое.

В еды учат, что живая душа переходит от тела к телу, от вида к виду до тех пор, пока не воплотится в человеческом образе, получив разум и способность искать Высшую Истину. Воспользовавшись этими преимуществами, человек может закончить цикл рождений и смертей и перейти в Царство Божие.

В санскритских священных текстах приводятся даже такие случаи, когда избавление от перевоплощений даровалось душам животных. Это показывает, как справедливо ведическое учение относится к животным: индуизм – единственная религия в мире, утверждающая, что животные могут достичь того же высочайшего озарения, к которому стремится человек.

Т акое «освобождение» может произойти с животным, если оно удостоится дружбы великого святого или воплощения Бога; это подтверждает, как важно заручиться поддержкой того, кто достиг просветления. Самые недавние примеры освобождения животных связаны с именем Шри Чайтаньи Махапрабху, почитаемого как воплощение Самого Кришны. Во время паломничества в Южную Индию Шри Чайтанья проходил по лесу Джарикханда. «Шри Чайтанья-чаритамрита», текст на языке бенгали, датируемый XVI веком, гласит, что обращаясь к Богу, Чайтанья танцевал и пел святые имена, которые сейчас широко известны как мантра «Харе Кришна»: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе» При виде Его ликования, говорится в тексте, слоны, тигры, олени и птицы пели и танцевали вместе с Ним. Любовь Чайтаньи к Богу заполнила всё, передавшись животным, и лесные жители тоже стали выражать свою любовь к Господу. Они распевали песни на своих собственных языках и всё время танцевали вместе с Чайтаньей. Слоны громко ревели и покачивали взад-вперёд своими массивными телами, так же как и носороги, впавшие в священное опьянение. И тигры с оленями танцевали бок о бок, - картина, которая больше всего напоминает библейское пророчество Исайи о том, как во времена Мессии «…волк и ягнёнок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, … они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей» (Ис. 65:25).

Балабхадра Бхаттачарья, слуга Шри Чайтаньи, наблюдал это зрелище и испытал глубокое душевное волнение. «Эти животные – не просто живые существа, - подумал Балабхадра. – Они – восприемники милости Божьей».

Э та история показывает, что животные могут достичь высокого уровня духовности; следующий отрывок из того же текста убеждает нас в том, что животные также могут удостоиться Царства Божия.

В начале этого рассказа в бенгальских писаниях говорится, что Шри Чайтанья провёл последние дни своей жизни в Джаганнатха Пури, куда каждый год приходили паломники из Бенгалии, посещавшие Его. Один из верующих, Шивананда Сена, должен был заботиться об остальных во время долгого и трудного пути, который в те дни приходилось преодолевать пешком. Однажды, когда Шивананда и паломники вышли из Бенгалии, за ними увязалась собака.

«Э та живая душа, которая хочет лицезреть Шри Чайтанью, - подумал Шивананда. – Пусть идёи с нами. Что с того, что она не родилась человеком? Она хочет видеть Господа».

В сю дорогу Шивананда заботился о собаке и самолично каждый день кормил её прасадом. Когда пришлось переправляться через реку, Шивананда охотно согласился внести дополнительную плату за собаку и ни разу не подумал, что собаке незачем видеть Шри Чайтанью.

К великому огорчению Шивананды, однажды собака убежала. Но когда усталые паломники, наконец, пришли в Пури, они увидели довольную собаку, сидящую у ног святого; Чайтанья кормил её мякотью кокоса из собственных рук. «Восхвали имя Кришны!» – сказал он собаке». И та залаяла: «Кришна! Кришна!»

«Э то настоящее чудо! – сказал паломникам Шивананда. – должно быть, эта собака – вечная спутница Господа. Хорошо, что нам посчастливилось пройти с нею часть пути». В Писании сказано, что милостью Чайтаньи в собаке проснулась любовь к богу, и что из тела животного душа вернулась прямо в Царство Божие.

С егодня все верующие вайшнавы признают «Шри-Чайтанья-чаритамриту» частью ведического канона.

И так, мы имеем дело с религиозной традицией, которая не просто подчёркивает важность вегетарианства, но также настаивает на духовном равенстве всех живых существ. Если слоны могут научиться танцевать вместе со львами, а собаки могут попасть в Царство Божие, значит, их духовный статус не дозволяет нам мучить и убивать их. Вегетарианство – это именно знак понимания того, что все живые существа духовно равны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.