Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Клубная драматургия




Особенности клубного сценария. Художественная пропаганда в клубе предполагает разработку драматургии театрализованных форм работы, или, как принято называть ее сокращенно, клубную драматургию.

Клубная драматургия представляет собой особую область художественно-педагогической деятельности культпросветработника. Сценарий массового клубного мероприятия всегда имеет два аспекта: идейно-художественный и психолого-педагогический. Он предусматривает организацию материала и аудитории, а также программирует предполагаемую реакцию участников.

Психолого-педагогическую линию сценария клубные работники подчас еще игнорируют, обрекая себя тем самым на провал. В то же время другие видят в сценарии только организационный план массового мероприятия, недооценивают его художественно-образную сущность. Между тем пограничность художественной, пропаганды находящейся на стыке искусства и жизни, определяет наличие именно двух сторон её организации — психолого-педагогической и художественной, которые и синтезируются в сценарии.

Каковы отличительные черты клубной драматургии как художественно-педагогической деятельности?

В первую очередь следует отметить документально характер сценария. Драматургия массового действия, как правило, основана на конкретных, реальных, а не вымышленных событиях и фактах и представляет собой их театрализацию. Это не означает, что сценарий должен быть лишен художественного вымысла, что в нем не может быть обобщенных образов героев прошлого, настоящего и будущего. Присущее театрализации сочетание документальной публицистичности и художественной образности придает сценарию масштабность, выразительность, глубину, их нельзя противопоставлять друг другу.

Документальность, разумеется, не есть принадлежность только массовых форм. По меткому выражению М.И. Ромма, в ней заложена «ростковая почка искусства». Благотворное влияние документальности ощущают сегодня театр, кино, телевидение. Однако наиболее специфична она именно для клубной драматургии, ибо клуб ближе всего стоит к конкретной общности людей, к конкретному коллективу фабрики, завода, совхоза и т. д. Степень документальности в различных жанрах клубной драматургии может быть разной: от театрализованного тематического вечера (скажем, вечера-портрета} до символического действия на площади, ассоциирующегося с реальным событием.

Фактический материал нужен клубному сценаристу не как самоцель, а для того, чтобы на этом доходчивом, близком людям материале раскрыть важнейшие политические вопросы, сделать понятнее задачи, стоящие перед страной. Именно отражение общих процессов в делах реальных людей данного предприятия, села, города, района, области есть основное содержание документальной драматургии массового действия, предстающей как специфический способ обработки социальной информации. 203

Выделим основные художественно-педагогические принципы клубной драматургии.

Важнейшим из них является образное решение документального материала, достигаемое, как уже говорилось, с помощью театрализации и превращающее клубный сценарий в художественное произведение.

Главный герой клубного сценария — человек нового мира, советский труженик.

Это может быть отдельная личность или небольшая группа людей, например заводская бригада, колхозное звено, студенческая группа А может быть и масса людей — от заводского или колхозного коллектива до всех тружеников города (на массовом уличном празднике или шествии). Рядом с этой документальной линией образов—от индивидуального до коллективного—идет ассоциативная линия узнаваемых образов из литературы и искусства, которые помогают осмыслить масштабность реальных героев. Чтобы с максимальным воспитательным эффектом показать героя, нужно всем предыдущим действием рассказать о нем, подвести собравшихся к встрече с ним. Здесь приходят на помощь образы театра, кино, музыки и т. д.

Другим важным принципом клубной драматургия является; соблюдение правильного соотношения художественного и документального материала. В одних случаях линия художественных образов не соединяется с линией документальной, а проходит вторым планом, который скреплен с первым ассоциативной связью. Однако бывает и по-другому — когда художественный и документальный материал синтезируется в рамках единого эпизода. В таких случаях нужна особая методика, чрезвычайно скрупулезная.

Художественный материал может предварять или продолжать документальное выступление реального лица, но ни в коем случае не смешиваться с ним. Нельзя героев войны и труда, ветеранов партии и комсомола, сегодняшних знатных людей делать участниками игрового эпизода, ибо это может поставить реального героя в неудобное положение и снять воспитательный эффект.

Третьим принципом является строгий отбор и партийная оценка фактов, положенных в основу сценария. Сценарий не должен быть бесстрастным изложением собранного фактического материала — он предполагает четкую идеологическую позицию организатора художественной пропаганды.

Общеизвестно, что факты отнюдь не беспристрастны, с какой бы холодной объективностью они ни излагались. Они могут быть патетичными и ироничными, вызывать радость или печаль, могут заставить негодовать или восхищаться — во всех этих случаях решающую роль играет точка зрения позиция того, кто наблюдает и отбирает факты, связывает их между собой и делает выводы. Методологическим указанием для клубного сценариста могут служить слова В. И. Ленина, что «фактики, если они берутся вне целого, вне связи, если они отрывочны и произвольны, являются именно только игрушкой или кое-чем еще похоже» 1.

В качестве строительного материала сценария взятый из жизни факт отражает идеологическую борьбу в той же мере, что и созданный художником образ. Глубокая правдивость достигается только тогда, когда факты увидены глазами художника и идеологического бойца, постигшего их в совокупности, нашедшего их связь с другими обстоятельствами окружающей жизни, распознавшего их подлинное значение.

При этом не нужно бояться открытой тенденциозности в формулировке темы и идеи, в подборе документального материала, ибо сама наша эпоха требует активного и открытого участия

Отличительной особенностью клубной драматургии служит ее ориентировка на реальные действия самой массы. Человеку, захваченному значительным для него событием, свойственно стремиться к активному общению. Эта потребность должна быть учтена и в сценарии массового театрализованного действия. Человек в нем — участник, а не зритель. Это значит, что в сценарно-режиссерской разработке нужно предусмотреть реальные пути активизации людей

Один из таких путей — превращение аудитории в коллективного действующего героя сценария. Методическими приемами такой организации могут быть: театрализованная перекличка, шествие группы участников либо всех участников, импровизированный конкурс или концерт группы участников, коллективное пение, массовые танцы, игры и т д. Так, например, на многочисленных массовых мероприятиях, посвященных Дню Победы, кульминационным моментом может служить торжественный проход ветеранов войны.

Ситуация включения массы людей в общее действие создается в том случае, если это действие созвучно устремлениям собравшихся и происходит как бы по их инициативе. В таких случаях сценарий может включать в себя торжественное шествие, карнавальное гуляние и т. д.

Другим методом активизации является внесение в сценарий праздника элементов импровизационной художественно-творческой игры. Психологическая потребность в игре присуща людям всех возрастов. С помощью игры можно как подготовить человека к активному восприятию, так и включить его в массовое действие. Особенно удачно используются элементы игры в сценариях шествий, фестивалей, народных гуляний, театрализованных представлений.

Удачный пример использования игры — праздничное пред-ставление, устроенное ленинградским Дворцом культуры имени М. Горького, «Вся власть Советам!» На площади перед дворцом горели костры, стояли орудия и пулеметы, собирались отряды революционных солдат и матросов. В этом театрализованном представлении активно участвовали все приглашенные на праздник

Театрализованная игра в сценарии может выступать: а) как экспозиция, концентрирующая внимание участников и втягивающая их в активное действие; б) как основной прием воссоздания исторического события. Партнером массового участника игры является либо самодеятельная инициативная группа, либо один импровизатор в образе игрового персонажа. В первом случае, приняв условия игры, пришедшие на праздник зрители как бы вливаются в эту группу и все более расширяют ее границы. По такому принципу организуются карнавальные театрализованные шествия, праздники на улице и о парке, где инициативные группы вступают во взаимоотношения с массой и образуют вокруг себя очаги действия. Во втором случае импровизатор вступает в личное взаимодействие с одним или несколькими участниками, втягивая их в игровой экспромт, театрализованное соревнование, словесную перепалку и таким путем организует общее массовое действие.

Такого рода «возбудители действия» были широко распространены в старинных народных уличных действах всех народов, в частности в русском балаганном празднике. На принципе импровизационного общения с публикой и втягивания ее в театрализованное действие основывалось оригинальное, почти забытое сегодня искусство остроумных и веселых зазывал, затейников, шутников и рассказчиков.

Таковы две линии игрового импровизационного действия. Если учесть, что эти театрализованные группы и персонажи связаны единым сценарным замыслом и взаимодействуют не только со зрителем, но и между собой,—перед нами путь создания сценария как огромной театрализованной игры.

Активность массы стимулируется предусмотренной заранее возможностью проявлять свое отношение к происходящему: одобрение или неодобрение, активную поддержку, присоединение своего голоса солидарности или протеста. Для этого в сценарии планируются прямые обращения в зал, коллективное исполнение песен, принятие резолюций.

Важной особенностью сценария является его синтетический характер: в нем соединяются различные виды театрализованного действия, документ и искусство, самые разнообразные выразительные средства и т.д. Художественно-пропагандистская акция может включать в себя несколько площадок действия, работающих одновременно или вступающих друг за другом; несколько видов участия масс в мероприятии — шествие, митинг, коллективное веселье, выступления хоров, оркестров, спортивных и хореографических коллективов. Причем это не механическое объединение разнообразных эпизодов, а единое действие, скрепленное общим замыслом, подчиненное общей идее, тщательно подготовленное в художественном отношении.

Методика разработки клубного сценария. Сценарий — это подробная литературно-текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного мероприятия. В сценарии последовательно излагаются отдельные художественные и реальные элементы действия, указаны способы перехода от одной части действия к другой, приводится примерное направление всех импровизационных выступлений и других акций. В сценарий вводятся используемые художественные произведения или отрывки из них, в нем предусматриваются средства активизации участников, планируется оформление и специальное оборудование помещений клуба.

Отсутствие тщательно разработанного сценария, подмена его чисто организационным планом, не раскрывающим содержание каждого элемента, может привести к несогласованности отдельных его частей, механическому их соединению, к обеднению выразительных возможностей материала и недостаточно яркому раскрытию идеи.

Рассмотрим основные этапы работы нал сценарием..

Обычно эта работа начинается с продумывания идейно-тематической основы мероприятия, четкого определения его темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема — это круг жизненных явлений, отобранных и освещенных автором сценария, или, другими словами, это то, о чем автор хочет рассказать участникам массового мероприятия. Идея — это основная мысль, оценка изображаемых в сценарии событий, или, другими словами, то, ради чего автор хочет рассказать участникам о чем-либо.

Идея сценария служит стержнем для отбора и организации документального и художественного материала, она предопределяет основной конфликт действия, его композицию, образный строй, диктует принцип подбора выступающих. Нечеткость идеи, как правило, оборачивается нечеткостью смысловых акцентов мероприятия. Например, если в сценарии, посвященном Великой Отечественной войне, нечетко выражена идея героизма советского народа, эстафета боевых традиций, то может получиться акцент на жертвенность, на скорбь по погибшим и тем самым будет ограничено воспитательное воздействие мероприятия.

Тема обычно задана с самого начала, а к идее, как к главному выводу, сценарист и режиссер должны подвести участников. Нецелесообразно подавать идею в готовом виде, с самого начала. Задача в том, чтобы заставить каждого включиться в события, самому осмыслить идею, которой подчинено развитие действия. В таком творческом процессе зритель и становится активным участником массового мероприятия. Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и в совокупности создают идейно-тематическую основу театрализованного представления. -

Однако для создания клубного сценария, как и всякого художественного произведения, определить его тему и идею еще недостаточно. В сценарии непременно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии.

Клубный сценарий, как уже отмечалось, имеет в своей основе не вымышленные, а документальные факты, поэтому для выбора сюжета нужно хорошо знать жизнь людей, которые будут зрителями и участниками действия.

В одном из клубов серия тематических вечеров о Великой Отечественной войне «Рассказы о мужестве» благодаря изучению местного материала получила множество интересных сюжетов: о семнадцатилетних мальчишках, ушедших на фронт в 1941 г. {«Здравствуйте, мальчики!»); о героических делах партизан и разведчиков края («Борьба за линией фронта»); о тех, кто не пришел с войны («Равнение на память»), и т. д. В другом клубе для конкретной разработки мероприятий, посвященных образу современника, создали картотеку лучших тружеников района. Изучение материала о жизни передовиков пятилетки создало основу для серии театрализованных вечеров-портретов «Люди нашего района».

Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета — неотъемлемая часть работы над сценарием. Располагая публицистическим и художественным материалом, организуют его так, чтобы сюжет развивался от события к событию, в непрерывном, едином сценическом действии.

Например, сюжет тематического вечера «О моем расскажи мне отце...», проведенного в одном клубе, был построен следующим образом.

В начале вечера звучит одноименная песня А. Петрова, исполняемая хором мальчиков, как бы обращающихся с вопросом ко всем сидящим в зале. Ответом на этом вопрос детей и стал, по существу, весь сценарий, в котором раскрывались подвиги отцов в годы Великой Отечественной войны.

Каждый эпизод включал в себя, кроме документальных повествований, художественный материал. Первый эпизод начинался фрагментом из кинофильма «Летят журавли» (проводы на фронт), и сразу же, как бы продолжая фрагмент, следовал рассказ об отцах, которые ушли в ряды Народного ополчения. Далее — рассказ о первых днях войны, о защитниках Брестской крепости, принявших на себя первый удар фашистов. В этом рассказе были использованы стихи о Брестской крепости. Следующий эпизод повествовал о солдате, прошедшем с боями всю войну и дошедшем до Берлина; он был построен с использованием песни В. Соловьева-Седого «Баллада о солдате».

С кадрами кинохроники, стихами и песней было совмещено и последнее выступление—рассказ о штурме Берлина и о капитуляции фашистской Германии. Как символ Победы возникал в конце вечера памятник воину-освободителю в Трептов-парке в Берлине (диапозитив). К этому памятнику были обращены слова клятвы сегодняшних мальчишек, собравшихся на вечер.

Таким образом, построение сюжета, развитие действия шло по нарастающей линии — от первых дней войны до победы над фашизмом. Выстроить сюжет четко и действенно сценаристу и режиссеру помогло знание конкретных людей, их героических биографий.

Из этого примера ясно и то, что для построения сценария необходим особый сценарный ход, который мог бы красной нитью пройти через все содержание, стать его цементирующим началом. Здесь сценарный ход был определен заданным в начале песни вопросом-просьбой: «Если с ним ты встречался, товарищ, о моем расскажи мне отце...» Все последующее действие строилось как ответ на этот вопрос.

Развитие сюжета в сценарии невозможно без определения и разработки конфликта, т. е. основного для развития событий столкновения интересов, взглядов, стремлений.

Конфликт может выражаться в преодолении трудностей, препятствий при осуществлении положительных целей общества. Например, в основе сценариев большинства тематических вечеров, посвященных юбилею Великого Октября, лежал конфликт, заключавшийся в борьбе советского народа под руководством Коммунистической партии за построение социализма; это выражалось в показе классовых битв, защиты Родины от врагов, борьбы с отсталостью, рутиной. Когда удавалось передать конфликт, показать развитие страны не как безоблачное существование, а как движение вперед, как борьбу со всякого рода врагами, с трудностями и недостатками, сценарии получались глубже, ярче, интереснее.

Но вот выбрана тема, определена идея, найдены сюжет и Драматургический ход. Как работать над сценарием дальше? Следующий шаг — продумывание композиции, т. е. реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сценическом действии.

Композиция есть организация действия, а значит, и соответствующее расположение материала. Композиция сценария включает в себя: экспозицию, завязку, развитие действия (или основное действие), кульминацию и развязку.

Экспозиция — это короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших его. Экспозиция обычно перерастает в завязку — они неотделимы друг от друга. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку, так как «собирают» внимание зрителя, подготавливают к восприятию Действия, настраивают на определенный лад.

В разобранном выше примере тематического вечера «О моем расскажи мне отце..» удачной экспозицией-завязкой служила песня А. Петрова. В качестве экспозиции к тематическому вечеру «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» в одном из клубных сценариев была удачно использована сцена из пьесы А. Арбузова «Годы странствий», где в самый разгар боев солдаты мечтают -о своей встрече в мирное время В сценарии массового праздника «Есть такая партия1» в качестве экспозиции был использован диалог матросов-ведущих из «Оптимистической трагедии» В. В. Вишневского, их обращение к будущему поколению. Хорошей экспозицией на вечерах, посвященных истории комсомола, становятся кинохроникальные кадры, собранные в документальном киномонтаже и дающие краткий обзор истории ВЛКСМ. Обычно после демонстрации такого кинопролога особенно горячо встречают ветеранов комсомола.

На массовых праздниках, манифестациях, народных гуляньях функцию экспозиции могут выполнить костюмированные шествия участников, отдельные игровые моменты Так, в период празднования 60-летия Великого Октября многие вечера начинались с шествия революционных солдат и матросов, с воспроизведения демонстраций тех лет.

Таким образом, по своей форме экспозиции-завязки чрезвычайно разнообразны: это может быть стихотворная заставка, песня, сцена из пьесы, фрагмент кинофильма, театрализованное шествие и т. д.

Следующая часть композиции—развитие действия, или основное действие, т. е. изображение процесса борьбы, ее перипетий, цепи событий и столкновений, в которых решается конфликт. Основное действие обычно распадается на цепь взаимосвязанных и взаимообусловленных эпизодов. Каждый из них имеет свою логику, свою внутреннюю композицию, через которую красной нитью проходят идея и тема сценария. Цепь эпизодов объединяется в стройную композицию сценарным ходом. Например, основная часть уже не раз упоминавшегося нами сценария «О моем расскажи мне отце...» состояла из таких эпизодов: 1) уход добровольцев на фронт; 2) первые схватки с врагами; 3) фронтовой путь советского солдата; 4) победа над фашизмом.

Развитие действия в сценарии подчиняется следующим методическим требованиям.

1. Строгая логичность в построении и развитии темы. Каждый эпизод сценария должен быть логически обусловлен и связан смысловыми мостиками с предыдущим и последующим. Заметим, однако, что логичности совсем не обязательно должна означать хронологическую последовательность При наличии оригинального сюжетного хода можно отойти от обычной последовательности событий, показать их, например, ретроспективно. Так был построен сценарий тематического вечера о Советской Армии в од-

ном из клубов. Он начинался со стремительного пробега через зал на сцену (под маршевую песню) мальчишек, играющих в войну. Мальчишки с энтузиазмом рассказывали о том, как они гордятся отцами и старшими братьями, завидуют им, особенно когда видят проходящий на параде полк. И, как бы продолжая эту мысль, на экране возникает фрагмент военного парада.. у микрофона один из сегодняшних солдат. Он говорит о боевой и политической подготовке советских воинов, о том, что они не совершают подвигов, а занимаются будничной, хотя и напряженной работой. Подвиг совершили те, кто встал на защиту Родины в 1941 г. Как продолжение этой мысли звучит песня А. Александрова «Священная война». Полыхает зарево на сцене, идет хореографическая картинка «Сильнее смерти».

2. Законченность каждого эпизода. Сценарий всегда состоит из эпизодов Каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен быть обязательно закончен, прежде чем начинается другой. Каждый эпизод — это сценарий в миниатюре, он должен иметь те же составные элементы, столь же законченную композицию.

3. Органическая связь эпизодов. Особенности драматургии массовых мероприятий таковы, что они требуют не только законченности эпизодов, но и их внутреннего монтажа в сценариях Он необходим для того, чтобы сценарий не распадался на отдельные части, чтобы художественные произведения не выглядели вставными номерами, а устные выступления не перекликались только друг с другом.

4. Нарастание действия в его движении к кульминации За данное экспозицией-завязкой действие развивается с нарастающей силой к кульминаций и затем идет к развязке В его восходящей линии нельзя переходить от эмоционально более сильных к более слабым эпизодам. Едва ли стоит, например, в самом начале привлекать сидящих в зале к массовому пению, к каким-то коллективным действиям, потому что соучастие — это наивысший эмоциональный момент, к нему нужно подвести, психологически подготовить участника; после него трудно найти нечто еще более сильное.

Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, к наивысшей его точке. В момент кульминации находит наиболее концентрированное выражение идея произведения. Например, широко практикуется в разных сценарных вариантах торжественная церемония посвящения в рабочий класс. Кульминационный момент этой церемонии — приобщение молодых к традициям рабочего класса. Оно проходит либо в форме передачи вечного огня, либо как клятва молодежи, либо как передача именного инструмента, — но суть одна, и состоит она в зримом приобщении к традициям. В этом и основная идея всей церемонии.

После кульминационного момента может следовать только развязка, финал действия. Это весьма важная часть композиции, ее отсутствие или смазанность рождают ощущение незавершенности всего мероприятия. Финал несет в клубе особую нагрузку, так как является наиболее удобным моментом для максимального проявления активности участников массового мероприятия. Распространенные формы финала — объединенное выступление на сцене всех исполнителей, массовое пение, принятие письма, клятвы, обращения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 2067; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.