№п/п урока
| Тема урока
| Задание
| Материалы и инструменты
| Средства обучения
| Основные понятия
| Основные компетенции и умения
| Основные технологии, методики
| |
Материал
| Зрительный ряд
| Музыкальный ряд
| Литературный ряд
| |
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9 ч)
Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.
Пятно, объем, линия, цвет — основные средства изображения.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
1.
| Вводный урок. Изображения всюду вокруг нас.
| Рисуем то, что умеем и любим рисовать
| Гуашь, кисти, бумага, пр.карандаш
|
|
|
| Рассказ, беседа,
Игра, стихотворения и загадки
| Настроение
круг
| Умение участвовать в диалоге, рассказать о своем настроении, рисовать форму круга
| Технология творческого развития, игровая
| |
2.
| Мастер изображения учит видеть.
| Изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья
| Гуашь, кисти, бумага, осенние листья
| Природный материал (осенние листья)
|
|
| Рассказ, беседа, наглядные пособия
| Форма
| Сравать по форме различные листья и выявлять их геометрические основы. Использование опыта.
| Технология творческого развития, игровая
| |
3.
| Схожесть и отличия формы. Учимся сравнивать
| Рассматриваются и изображаются фрагменты природы, животные: чем они похожи и чем отличаются друг от друга.
| Гуашь, кисти, бумага, восковые карандаши или воск. пастель.
| Иллюстр. с изображением рисунков животных или живых зверей.
| К. Сен-Санс. «Карнавал животных».
| Стихи про зверей;
| Рассказ, беседа, наглядные пособия
| Форма
| Уметь использовать различные художественные материалы,
| Технология творческого развития, игровая
| |
4.
| Изображать можно пятном
| Урок-игра
| Карандаш, мелки, черная тушь, черный фломастер
| Иллюстрации Е. Чарушина, В. Лебедева, Т. Мавриной, М. Митурича и других художников, работающих пятном, к книгам о животных.
|
|
| Рассказ, беседа,
Упражнения, демонстрация наглядных пособий, игра «Сказка про кляксу»
| Пятно
Тень
Силуэт
| Уметь применять основные средства художественной выразительности в рисунке на плоскости, уметь решать творческие задачи
| Технология творческого развития, игровая
| |
5.
| Изображать можно в объеме.
| Лепка птицы и животного (способами вытягивания и вдавливания).
| Пластилинстеки, дощечка
| Слайды природных объектов выразительных форм или настоящие камешки, картофелины, корни, форма которых что-нибудь напоминает.
|
|
| Беседа, демонстрация наглядных пособий
| Лепка
Форма
Объем
| Уметь использовать художественные и природные материалы, уметь применять технологию лепки от большой формы способами вытягивания и вдавливания
| Технология творческого развития, игровая
| |
6.
| Изображать можно линией.
| Рисунки на темы детских стихов
| Пр.карандашальбом
| Линейные иллюстрации к детским книгам — рисунки на темы стихов С. Маршака, А. Барто, Д. Хармса с веселым, озорным развитием сюжета.
| Детские песенки о жизни в семье
| Веселые стихи
| Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, игра
| Линия
| Уметь применять основные средства худ.выразительности в линейном рисунке, уметь создавать творческие работы на основе собственного замысла
| Технология творческого развития, игровая
| |
7.
| Разноцветные краски.
| Проба красок – создание красочного «коврика»
| Гуашь, широкая и тонкая кисти, белая бумага
|
|
|
| Рассказ демонстрация
| Гуашь
Ассоциация
| Уметь использовать худ.материалы, организовать рабочее место
| Технология творческого развития, игровая
| |
8.
| Изображать можно и то, что невидимо
| Изображение музыки
| Акварель, кисти, бумага
|
|
| Мелодии радостные и грустные(П.И. Чайковский «Времена года»)
| Беседа
Рассказ
Наглядные пособия
| Линия
Пятно
Ритм
| Уметь использовать худ.материалы, применять основные средства выразительности в живописи
| Технология творческого развития, игровая
| |
9.
| Художники и зрители (обобщение темы).
| Заочная экскурсия в художественный музей
| Беседа
Наглядные пособия
|
|
|
|
| Произведение искусства
Картина
Скульптура
|
| Технология творческого развития
| |
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (7 ч)
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.
Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
1.
| Мир полон украшений
| Украшение крыльев бабочки, заготовки
| Гуашь, кисти, бумага
| Слайды «Бабочки», коллекции бабочек, книги с их изобр-м
|
|
| Рассказ
Беседа
Наглядность
| Украшение,
| Уметь использовать худ.материалы, понимать «язык» украшений
| Технология творческого развития, игровая
| |
2.
| Красоту надо уметь замечать.
| Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т. д.
| Для учителя валик для накатки, разведенная водой гуашь или типографская краска; для детей дощечка из пласт., линолеума или каф. плитка, листки бумаги, карандаш
| Слайды различных поверхностей: кора, мох, рябь на воде, а также слайды, показывающие ящериц, змей, лягушек и т. д. При возможности кору, спилы дерева, камни.
|
|
| Беседа, наглядность
| Фактура
| Развитие чувства фактуры, знакомство с техн. одноцв. монотипии
| Технология творческого развития
| |
3.
| Красивые рыбы.
| Украшение рыбки узорами чешуи. Знакомство с техникой «линография»
| Восковая пастель, Черная гуашь, жидк. мыло,шир. кисть, стеки
|
|
|
| Демонстр. нагл.материала
| Украшение, процарапывание
| Уметь видеть прекрасное, использовать худ.материалы
| Технология творческого развития
| |
4.
| Разнообразие украшений в природе
| Изображение нарядной птицы в смешанной технике
| Гуашь, кисти, бумага, цветная бумага, клей
| Слайды и книги с изображениями различных птиц.
| Детские или народные песни с ярко выраженным игровым моментом (звон колокольчика, имитация пения птиц и т. д.).
|
| Рассказ
Беседа
Наглядность
Демонстрация
Сказки
| Украшение
| Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура), уметь использовать худож.материалы,
| Технология творческого развития,
| |
5.
| Узоры, которые создали люди
| Рисунок декоративной буквы на выбор (заготовка)
| Гуашь, кисти, бумага
| Слайды с изобр. Орнаментов, книги или тетрадь с титлованными буквицами
|
|
| Беседа,
Наглядность(как орн. Использов для украшен загл. букв)
| Орнамент, титлы, буквица
| Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций
| Технология творческого развития
| |
6.
| Украшения нужны для того, чтобы рассказать окружающим, кто ты такой.
| Изображение любимых сказочных героев и их украшений
| Акварель, кисти, бумага, воск.пастель или воск.мелки
| Иллюстрации с персонажами известных сказок
| Отрывки русских нар. сказки про животных
| Песенки сказочных героев
| Что могут рассказать украшения о хозяиние? Рассматриваем персонажей сказок
| Орнамент, украшения
| Уметь выбирать и использовать адекватные выразительные средства
| Технология творческого развития, игровая
| |
7.
| Без праздничных украшений нет праздника
| Коллективное панно «Новогодняя елка».
| Гуашь, бумага,палитра
|
|
| Рождественские и новогодние праздничные песни, фрагменты балета П. Чайковского «Щелкунчик».
| Беседа, рассказ, наглядность
| Украшение
Композиция
Тонирование
Мазки
| Уметь строить композицию, создавать творческие работы на основе собственного замысла,
| Технология творческого развития, игровая
| |
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (10 ч)
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности.. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
1.
| Постройки в нашей жизни.
| Изображение сказочного дома для себя и своих друзей
| Гуашь, кисти, бумага, различный худож.материал
|
|
|
| Беседа
Наглядность
Демонстрация
| Постройка
Архитектура
| Уметь использовать художественные материалы
| Технология творческого развития, игровая
| |
2.
| Дома бывают разными
| Изображение сказочного дома для себя и своих друзей,изображение дома с помощью печаток
| Гуашь
Крыжечки
Коробок
Ластик
и др. предм.,бумага
|
|
|
| Беседа
Наглядн.
Демонстрация
Игра «Кто в теремочке живет?»
| Постройка
Архитектура
| Уметь применять основные средства выразительности в рисунке, технику изображения с помощью печаток
| Технология творческого развития
| |
3.
| Домики, которые построила природа
| Изображение сказочных домиков в форме овощей, фруктов, грибов(смешанная техн: рис пластелином)
| Акварель, кисти, бумага, пластилин, стеки
|
| музыка к балету «Чиполлино» К. Хачатуряна.
| иллюстрации к сказкам «Незнайка в Цветочном городе» Н. Носова, «Чиполлино» Дж. Родари,
| Рассказ
Беседа о природныхдомиках и о их сказочных изображен.
Наглядн.
знакомство с объемн-пл. техн.
| Архитектура,
| Знать особенности работы в технике лепки, высказывать свое мнение об изготовленных предметах, изображать и лепить заданные объекты
| Технология творческого развития
| |
4.
| Мастер Постройки умеет увидеть домик в любом предмете(снаружи и внутри)
| Изображение дома в виде буквы, бытов. Предмета (представить, что это дом, нарисов. Окна, двери и т.д.,населить его человечками.
| Карандаши, акварель, кисти, бумага
|
|
|
|
|
| Уметь использовать художественные материалы, применять основные средства художественной выразительности
| Технология творческого развития
| |
5.
| Строим город «Путешествие в сказку»
| Построить замок, терем, дом марсиан и т.д.
Коллективная работа
| Гуашь, широкая и тонкая кисти, цветная или белая бумага, коробки разных форм, плотная бумага, ножницы, клей.
|
|
|
| Создание на бумаге образа города для конкретной сказки. Конструирование игрового города.
| Архитектура, постройка
| Уметь применять основные средства выразительности в рисунке, пользоваться знакомыми техниками изображения
| Технология творческого развития
| |
6.
| 23.02 – День Защитника Отечества.
|
| Гуашь, бумага, кисти, гофрированная бум. ножницы, клей
|
|
|
|
|
| Уметь применять основные средства выразительности в рисунке, пользоваться знакомыми техниками изображения
| Технология творческого развития
| |
7.
| Все имеет свое строение
| Создание из простых геометрических форм изображения разных зверей в технике аппликации
| Цв.бумага
Ножницы
Клей
| слайды животных или художественных изображений животных
|
|
| Беседа
Упражнения Наглядность
| Геометрические формы
| Уметь видеть конструкцию – построение предмета, применять навыки изображения в технике аппликации из простых геометрических форм
| Технология творческого развития
| |
8.
| Изображение сказочного цветка по воображению. «Цветущая восьмерка».
|
|
|
|
|
|
|
| Уметь применять основные средства выразительности в рисунке, пользоваться знакомыми техниками изображения
| Технология творческого развития
| |
9.
| Конструкция построение предмета. Постройка предметов
| Конструирование из бумаги упаковок, украшение их.
| Цв.бумага, клей, ножницы
|
|
|
| Рассказ, наглядность
Демонстрация
|
| Уметь использовать худ.материалы, моделировать предметы бытового окружения человека
| Технология творческого развития
| |
| Город, в котором мы живем
| «Я рисую любимый город». Изображение по впечатлению после экскурсии.Коллективное панно
| Цв.бумага, бумага больших размеров,
Гуашь, кисти, ножницы, клей
|
|
| стихи о своем городе
| Беседа, наглядные пособия
| Архитектура
Постройки
Конструкция
Пейзаж
| Знать жанр ИЗО – пейзаж, уметь использовать худ.материалы
| Технология творческого развития
| |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (7 ч)
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
1.
| Рисунок на тему «Изображение, Украшение, Постройка всегда помогают друг другу».
| Создание коллективного панно и индивидуальных изображений к сказке.
| Цв.бумага, бумага больших размеров,
Гуашь, кисти
|
|
| сказка, выбранная учителем.
| Беседа
Наглядность
Сказка
|
| Уметь использовать худ.ма териалы, сформулировать замысел, применять основные средства худ.выразительности в декоративных работах
| Технология творческого развития
| |
2.
| Изучение природных форм.
| Конструирование и украшение птиц или жуков
| Бумага,
Разноцветн. бум,
Клей
Нитки, ножницы, гуашь
|
|
|
| Беседа
Наглядность
Демонстрация
| Конструкция
| Уметь использовать худ.мат., применять основные средства худ.выр в декоративных и конструктивных работах, навыки бумагопластики
| Технология творческого развития
| |
3.
| 12. 04. – День Космонавтики: Вперед, к Неизведанным Галактикам.
|
| Бумага, восков.пастель или мелки, акварель, масса папьемаше
|
|
| Иллюстрации космоса и космич объектов
| Папьемаше, объемно-плоскостное
|
| Уметь использовать худ.ма териалы, сформулировать замысел, применять основные средства худ.выразительности
| Технология творческого развития
| |
4.
| «Сказочная страна».
| Коллективное панно по сказке.
Техника коллажа
| Цв.бумага, бумага больших размеров,
Гуашь, кисти, ножницы, клей, др. материалы
|
|
|
| Беседа
Наглядность
Сказка
| Коллаж, компоновать
| Уметь использовать худ.ма териалы, сформулировать замысел, применять основные средства худ.выразительности в декоративных работах
| Технология творческого развития
| |
5.
| 1.05 – День Согласия. Мир без войны!
|
| Гуашь, кисти, бумага
|
|
|
| Беседа,размышления
|
| Уметь использовать художественные материалы, выбирать и использовать адекватные средства худ.выразительности
| Технология творческого развития
| |
6.
| Весенние дали. Тема Родины
| Экскурсия в природу. Зарисовки на пленэре
| Мольберт
Бумага
Карандаши
|
|
|
| Беседа,размышления-наблюдатаельность
| Пленер
| Уметь применять навыки зарисовок с натуры
| Технология творческого развития
| |
7.
| «Здравствуй, лето!»
| Создание композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлению от природы
| Гуашь, кисти, бумага
|
|
|
| Беседа
Наглядность
|
| Уметь использовать художественные материалы, выбирать и использовать адекватные средства худ.выразительности.
| Технология творческого развития
| |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |