Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мидраш и неокантианство на фоне Русской поэзии и Филологии. Великая книга Хайнемана призвана была ответить на во­прос: почему мидраш отклоняется от буквального смысла Биб­лии




QO


 


Раздел 3. век XX и после

Великая книга Хайнемана призвана была ответить на во­прос: почему мидраш отклоняется от буквального смысла Биб­лии, которую он толкует? Почему мудрецы Талмуда, знавшие за­поведь «не прибавляйте к тому, что Я заповедую вам, и не убавляйте от того» (Втор. 4:2), не только «убавляли и прибавля­ли», но и подвешивали сады Семирамиды к единому слову Торы, не стесняясь вводить свои толкования фразой: «Сказал Святой, благословен Он»? По мнению Саадии Гаона (882-942), мудрецы просто использовали притчу, философскую аллегорию, которая не может быть буквальной. Приблизительно то же говорил и Маймонид. Но одно из его объяснений Хайнеман понял иначе — как отождествление вольности мидраша с поэтической вольнос­тью, а мидраша с поэзией. Хайнеман не принял такого тождест­ва. Взамен он предложил свою теорию, которая почти уравняла историографию с поэзией. Мидраш в понимании Хайнемана — «творческая историография».

Что такое творческая историография? «Нетворческий» ис­торик (Ранке) хочет «устранить себя, чтобы увидеть вещи таки­ми, какими они были на самом деле». «Творческие» же истори­ки из глубин своего собственного духа понимают титанов духа прошлых времен. В отличие от Бахтина, немецкий ученый акку­ратно ссылается на своих предшественников: Дильтея, Ницше, Канта, Германа Когена, Кассирера и многих других. Из всех ссы­лок Боярин практически выбрал одну — на школу Стефана Геор­ге, видного представителя «философии жизни» в Германии кон­ца «прекрасной эпохи». Именно ее учение составило якобы основу «Путей аггады», в особенности же труды ученика Геор­ге — Фридриха Гундольфа. К 1949 г., когда была опубликована книга Хайнемана, эти труды давно вышли из моды на своей ро­дине, в Германии. Что же заставило Хайнемана представлять идеи Гундольфа как новейшие образцы? Ответ Боярина таков: школа Георге «подняла ценность исторической легенды от уровня примитивной протоистории до самого Парнаса истори­ографии». Тем самым были оправданы «вольности» мудрецов Талмуда, их легенды и сказки, их прибавления к истории и биб­лейскому тексту. Как «Фауст» Гёте важнее, чем реальная биогра-


фия колдуна Фауста, жившего в XVI в., так и толкования мудре­цов Талмуда важнее реальных фактов библейского текста и биб­лейской истории.

Заметим в скобках, что Гундольф не нужен был Хайнеману, чтобы воспроизвести общее место неокантианства и филосо­фии жизни. Фрейденберг писала в 1941-43 гг.: «Не один лишь писатель имеет право брать предметом изображения только те факты, которые он лично выделяет как нужные ему для его глав­ной идеи, которые наиболее выразительны для его художест­венных целей. И ученый имеет право поступать точно таким же образом; и ученый вовсе не обязан заниматься исчерпывающей регистрацией решительно всех фактов, относящихся к его про­блеме. Есть различные цели в науке, как и в искусстве»1. И в «Докторе Живаго» мы читаем: «Фактов нет, пока человек не внес в них чего-то своего, какой-то доли вольничающего челове­ческого гения, какой-то сказки» (это в знаменитом параграфе с униженным стариком евреем и с речью Гордона по «еврейскому вопросу»). Все это типичное неокантианское просеивание фак­тов через ценности, соединенное с неоромантической фантази­ей. По словам Хайнемана, мудрецы Талмуда раскрывали в слу­чайных событиях надысторические основания человеческой жизни2. Кант и Коген с их предложением отрешиться от частно­стей в истории ради вечных истин, Ницше, Дильтей и Георге с их протестом против рациональности — все они пытаются пре­одолеть «постоянный конфликт между требованием объектив­ности и творчеством»3.

На мой взгляд, вовсе не в таком (действительно популярном в начале двадцатого века) подходе к факту была оригинальность и суть теории Хайнемана, а в его философии истории, скрыва­ющейся за концепцией «надысторичности» ценностей. Боярин

1 О. М. Фрейденберг. Миф и литература древности. С. 42~43-

2 И. Хайнеман. Дархей аггада (Пути аггады). g-е издание, Гиватаим, 1970.
С. 10. Джошуа (Иехопгуа) Левинсон в своей книге «Нерассказанный рас­
сказ. Поэтика расширенного библейского рассказа в мидрашах мудрецов
Талмуда» называет подход Хайнемана «теоретическим», не раскрывая его
философские основания. См.: И. Левинсон. Хасипур хамикраи хамурхав бе-
мидрашей хазаль. Йерушалаим: Магнус, 2005. С. 31.

3 И. Хайнеман. Дархей аггада. С. 8-9.



Раздел 3. век XX и после





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.