Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства массовой информации в структуре институционализованного социокультурного пространства




 

Трансляция социально значимой информации с помощью

технических средств массовой коммуникации составляет сегодня

один из наиболее значимых факторов, определяющих строение со-

циокультурного пространства. Такие средства, как печать, радио,

телевидение, Интернет, представляют широкой аудитории специ-

альным образом отобранный и организованный материал, рас-

сматриваемый как заслуживающий всеобщего внимания.

Совокупность организационных структур, каналов, сообще-

ний, язык, стилистические особенности, принципы построения об-

менов информацией, характерные для этой области, конституиру-

ют ее как особое институциональное пространство. Оно складыва-

ется из упорядоченных процессов широкой трансляции социально

значимой общедоступной информации с помощью специальных

технических каналов. Его открытость обусловлена массовой на-

правленностью сообщений, построенных определенным образом.

Способы их репрезентации делятся на устные, печатные, ви-

зуальные, т. е. апелляция к аудитории подкрепляется различными

взаимодополняющими средствами. В соответствии с характером

содержания они распределяются по рубрикам, постоянно пред-

ставляющим их однородные категории — политические, художес-

твенные, спортивные и т. п. Иными словами, каждый канал этой

области открыт в определенный набор источников социально зна-

чимого знания, откуда черпаются сведения для массового пред-

ставления с различной, но динамичной степенью оперативности.

Функциональная доминанта этой области связана с тем, что она

обеспечивает общезначимый, общепонятный язык, необходимый

для понимания и оценки текущих социально значимых событий.

Для адаптации в современном динамичном обществе людям посто-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

янно требуются упорядоченные представления об их ближайшем

окружении и более широком социокультурном контексте. Причем,

подтверждение достоверности такой информации в одних случа-

ях может ограничиваться верификацией в индивидуальном опы-

те, тогда как в других людям необходима опора на общественное

мнение или на суждения квалифицированных экспертов. Область

массовых коммуникаций составляет информационное про-

странство, откуда люди могут почерпнуть представления, знания,

оценки, относящиеся к стереотипным и нестандартным осваивае-

мым социокультурным ситуациям.

Здесь можно выделить ряд функциональных направлений, об-

ращение к которым помогает людям ориентироваться в текущих

событиях.

Информирующая функция обеспечивает массовую аудито-

рию сведениями о том, что происходит вокруг. Их отбор опреде-

ляется указанием на изменения событий, происходящих в рамках

различных социокультурных порядков — хозяйственном, полити-

ческом, правовом, познавательном, религиозном и т. п.

Просветительская функция состоит в трансляции информа-

ции, относящейся к социально значимым ценностям прошлого и

настоящего, облегчающей ориентацию в сфере товаров и услуг.

В этом случае обширная аудитория оказывается осведомленной об

одних и тех же совокупностях событий, способах их организации

и оценок. Соответственно здесь складывается специфичный обще-

принятый язык культуры, связывающий ее специализированный и

обыденный уровни, позволяющий всем членам общества участво-

вать в социально значимых коммуникативных ситуациях.

Регулятивная функция связана с трансляцией нормативной

информации. Речь идет не только о том, что здесь постоянно пред-

ставляются и комментируются правовые документы — законы,

указы и т. п. Средства массовой информации широко освещают

общепринятые моральные суждения и оценки, результаты опро-

сов общественного мнения. Благодаря этому происходит постоян-

ный своеобразный мониторинг социокультурного пространства с

выделением в нем динамических фокусов внимания, культурных

тем в качестве социально значимых. Таким образом, фиксируются

и транслируются стандартные нормативные и ценностные пред-

ставления, обоснования правомерности или аномальности опреде-

ленных событий и явлений, социально допустимая величина откло-

нений от этих стандартов.

Социально манипулятивная функция обусловлена стремле-

нием коммуникатора — кем бы он ни был — убедить в чем-то ау-

диторию или побудить ее к совершению определенных действий.

В этом случае решаются практические задачи, связанные с повы-

шением эффективности воздействия сообщений на аудиторию.

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

В результате здесь концентрируется совокупность технологий ма-

нипулирования общественным мнением и поведением. Одна часть

из них оказывается вполне действенной с точки зрения убедитель-

ности и мобилизационного потенциала. Другая — в силу клиширо-

ванности и чрезмерной идеологической нагруженности - остается

неэффективной. Тем не менее эти наборы технологий активно ис-

пользуются, и считается, что их избыточность гарантирует успеш-

ность воздействия коммуникатора на общественное мнение.

Наконец, рекреационная функция, которая связана с пере-

ключением внимания людей от обыденной жизни и профессио-

нальной деятельности на мир игры, праздника, фантазии. В этом

пространстве сконцентрированы разные типы такой информации.

Во-первых, речь идет о сфере искусства: беллетристические раз-

делы газет и журналов, литературные, театральные, музыкальные

рубрики на радио и телевидении, представленность изобразитель-

ного искусства в печати и на телевидении, а также всех этих видов информации в Интернет. Обращаясь к ним, люди

получают удовольствие от любимых эстетических объектов. Во-

вторых, следует сказать об игровом пространстве. Это всевозмож-

ные игры, лотереи, викторины, состязания в культурной компетен-

тности. В этом случае аудитория переключается от утилитарного

взгляда на вещи к пониманию их самоценности, многозначности,

комбинаторного потенциала. В-третьих, существуют, в первую

очередь на телевидении, разного рода шоу: спортивные передачи,

праздничные представления, показы моды, презентации различно-

го рода событий и т. п. Они позволяют людям отрешиться от пов-

седневности и на время погрузиться в мир красочных, фантасти-

ческих образов, острых переживаний.

Перечисленные функции средств массовой информации в на-

стоящее время универсальны для всех культур. Однако их струк-

тура, содержание, стилистика, отношение между коммуникатором

и аудиторией подвижны. Изменения обусловлены динамикой, во-

первых, внешних обстоятельств, т. е. содержанием событий социо-

культурной жизни; во-вторых, интересов и профессионализма ком-

муникатора, от которого зависит форма представленности сообще-

ний; в-третьих, заинтересованности аудитории, которая может об-

ращать свое внимание совсем не на то, что нужно коммуникатору.

Программы трансформации многообразных социокультур-

ных событий и явлений в упорядоченные сообщения, транслиру-

емые средствами массовой коммуникации можно, представить

следующим образом. Во-первых, следует выделить типы каналов

распространения информации. Наиболее традиционными из них

являются издательства книг, журналов, газет, обеспечивающие

аудиторию носителями информации длительного хранения. Хотя

содержание такой информации, например, газетной может иметь

скоропреходящую значимость. Электронные средства массовой

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

информации — радио, телевидение, Интернет — отличаются опе-

ративностью передачи разного рода сообщений, вплоть до прямых

трансляций и обменов. При современных технических формах за-

писи информация подобного рода может сохраняться сколь угодно

долго. Более того, потребитель через Интернет имеет доступ к ее

хранилищам.

В настоящее время у большинства людей есть возможность

пользоваться всеми типами каналов коммуникации. Можно в раз-

личное время обращаться то к одним, то к другим из них, проверять

достоверность получаемых сведений путем сопоставления содер-

жания передаваемых ими сообщений.

Во-вторых, следует обратить внимание на тип информации,

транслируемой с помощью существующих каналов. В зависимости

от содержания сообщения можно условно подразделить на осве-

домляющие, развлекающие и убеждающие. Осведомляющие со-

общения предназначены для того, чтобы предоставить аудитории

социально значимые сведения. Часть таких сведений относится к

социальной организации совместной жизни людей, ее хозяйствен-

ным, политическим, правовым аспектам. Другая часть связана с

областями социально значимого знания — философией, наукой,

искусством, религией. Такая информация транслируется как в

профессиональной, так и в популярной форме через специально

предназначенные для этого коммуникативные каналы. Из них об-

разуется информационное пространство, осведомляющее членов

общества о том, что происходит в мире.

Развлекательная информация направлена на выполнение рек-

реационных функций. Эстетические, игровые, демонстративные,

спортивные сообщения составляют пространство, предоставляю-

щее людям возможность отвлечься от повседневных профессио-

нальных и домашних дел и переключиться на то, что их забавляет,

удивляет, доставляет им удовольствие; переносит их из привычной

жизни в виртуальный мир фантазий и иллюзий.

Убеждающая информация имеет формы пропаганды и рекла-

мы. В обоих случаях программная цель заключаемся в том, чтобы

посредством информационного давления оказать влияние на по-

ведение аудитории. Пропаганда предназначена для изменения или

укрепления определенных идеологических представлений в сфере

общественного мнения. Реклама направлена на то, чтобы побудить

конкретное потребительское поведение. Таким образом, в этой

зоне концентрируется информация, ориентирующая людей на

рынках идеологий, товаров и услуг.

Обобщая сказанное выше, следует подчеркнуть, что конфи-

гурация институционального пространства массовых коммуника-

ций на социетальном, региональном и локальном уровнях зависит

от соотношения названных типов программ. Причем, каждая из

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

них предполагает особую величину дистанции в отношениях с ау-

диторией. Она максимальна в случае пропаганды, поскольку рано

или поздно люди начинают понимать манипуляторский алгоритм

и высвобождаются из-под его воздействия. Ближе всего к ауди-

тории рекреационная зона массовых коммуникаций. Однако она

отдаляет людей от реальных событий и повседневных интересов.

Оптимальной можно назвать дистанцию, создаваемую осведомля-

ющими сообщениями и рекламой. Здесь представляются опреде-

ленные факты, контекст, в котором они имеют место, и определен-

ные комментарии относительно их возможных последствий. Далее

людям предоставляется возможность выбора собственной пози-

ции по отношению к ним.

Логика трансляции социокультурной информации в соответс-

твии с названными программами может быть представлена извес-

тной формулой Ласуэлла: «Кто передает информацию — что сооб-

щается — в какой форме — кому предназначены сообщения — че-

рез какие каналы они передаются — с каким эффектом».

Источник информации, или коммуникатор обычно включает в

себя целый ряд функциональных единиц. Сюда относятся инсти-

туты, отвечающие за поддержание пространства массовой комму-

никации (органы исполнительной власти, общественные органи-

зации, государственные и общественные комитеты и комиссии);

структуры, технически обеспечивающие функционирование этой

области (государственные, общественные и частные средства мас-

совой информации); группы интересов, финансирующие распро-

странение определенных сообщений. Следует при этом подчерк-

нуть, что большинство работников средств массовой информации

нанимаются представителями либо государственных структур,

либо групп интересов.

Содержание сообщений можно определить несколькими пара-

метрами. Во-первых, они должны иметь социальную значимость,

т. е. быть связанными либо с социетальными процессами, либо с

непосредственными нуждами людей. Во-вторых, они должны быть

культурно значимыми, т. е. вызывать интерес у аудитории; содер-

жать социально приемлемую пропорцию известной и новой ин-

формации; апеллировать к личности реципиента. В-третьих, их вы-

разительные средства должны легко восприниматься, пониматься

и запоминаться.

Форма трансляции информации определяется спецификой

языка массовых коммуникаций. Его ядро составляют стандарти-

зованные элементы выразительности, характерные для различных

культурных кодов: обыденный, литературный, официальный язык,

визуальные и музыкальные образы, специализированные терми-

ны. В то же время он богат подвижными, изменчивыми элемента-

ми. Он полистилистичен, ибо содержит элементы как обыденной,

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

так и специализированных сфер культуры. Он ориентирован на се-

годняшний день, на содержание текущих социокультурных собы-

тий. В его недрах происходит упрощение «академических» языков

философии, религии, искусства, науки вплоть до общедоступного.

Он прямо вплетен в обыденную жизнь, поскольку служит для осве-

щения повседневных событий. Владение языком массовых комму-

никаций позволяет членам общества без особых затруднений об-

ращаться к широкому кругу социокультурных феноменов в стан-

дартных коммуникативных ситуациях.

Форма коммуникации определяется также стилисткой репре-

зентации сообщений. Они должны быть личностно значимыми и

эмоционально окрашенными. Их характеризует рациональная ор-

ганизация, т. е. хорошо распознаваемая логическая упорядочен-

ность, соответствующая коммуникативному намерению. Наконец,

желательно подкреплять их авторитетным суждением, для допол-

нительной убедительности. Все вместе способствует созданию эф-

фекта соучастия в коммуникативном процессе.

Каналы массовой коммуникации были представлены ранее.

Это печать, радио, телевидение, Интернет.

Аудитория этой области социокультурного пространства обоз-

начается как массовая. Однако информация, транслируемая по

соответствующим каналам, за исключением специализированных

изданий, рассчитана на понимание аудитории, дифференцируе-

мой по социально значимым основаниям: гендерным, возрастным,

субкультурным, конфессиональным и т. п. Подробнее об этом речь

пойдет при рассмотрении субъектов — участников массовой ком-

муникации.

Относительно эффекта коммуникативных процессов пока

не существует однозначных, достоверных представлений даже в

профессиональной и научной среде. Тем не менее общая логика

трансляции сообщений сегодня соблюдается во всех средствах

массовой информации.

Субъектов массовой коммуникации в общем виде можно раз-

делить на два класса: коммуникатор и реципиент (аудитория), т. е.

совокупности тех, кто передает и кто принимает информацию. Оба

класса субъектов внутренне неоднородны.

Под коммуникатором понимается субъект, транслирующий

информацию. В структуру этого понятия включается определен-

ный набор ролевых функций:

– представители групп интересов, преследующие определенные

политические цели и стремящиеся привлечь массовую аудиторию

к участию в их достижении хотя бы в форме поддержки на уровне

общественного мнения;

– художники или ученые, желающие представить результаты сво-

ей деятельности массовой аудитории.

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

Эти функциональные роли являются источником коммуникатив-

ных намерений.

– работники средств массовой информации (репортер, коммента-

тор, критик, дизайнер рекламы, автор и ведущий рубрики, продю-

сер и т. п.).

Эти функциональные роли связаны с переводом коммуникативно-

го намерения и специализированного языка их выражения — эко-

номического, политического, научного, эстетического и т. п. — на

общедоступный язык массовой информации.

– технические специалисты, обеспечивающие адекватное функ-

ционирование каналов массовых коммуникации в технологичес-

ком отношении.

Эти функциональные роли центрированы на технологиях

трансляции социально значимой информации.

Таким образом, коммуникатор — это понятие, обозначающее

неоднородную совокупность функциональных ролей, иницииру-

ющих и организующих процессы массовой коммуникации. От их

связей и отношений зависит динамика конфигураций этой области

институционального социокультурного пространства.

Но в его формировании участвует и другая сторона — реципи-

ент, или аудитория. Как уже отмечалось, термин «массовая ауди-

тория» отнюдь не означает, что информационные процессы проте-

кают в однородной неструктурированной среде. Подобно тому как

инициаторы коммуникации различаются по использованию кана-

лов, жанров, стилистики трансляции информации в зависимости от

преследуемых ими целей, так и реципиенты обращаются к разным

зонам этого пространства в силу разных побуждений. Более того,

аудитория разнородна не только по интересу к тематике сообще-

ний и степени восприимчивости, понимания их содержания. Она

дифференцируется по субкультурным признакам и соответству-

ющим особенностям восприятия информации: направленности

интересов, уровню культурной компетентности, ценностным ори-

ентациям. Если сообщения «не вписываются» в пространство пред-

ставлений реципиента, коммуникативные намерения автора не бу-

дут восприняты, а их воздействие становится непредсказуемым.

Практически во всех культурах принято выделять в аудито-

рии «массы» и «образованное меньшинство». Неважно, являются

ли эти социокультурные группы неизбежным социальным фактом

или моделями коммуникации, создаваемыми и поддерживаемыми

стандартными коммуникативными ситуациями. Такое разделение

повсеместно имеет значимые последствия для организации массо-

вых информационных процессов.

Мировая практика свидетельствует о том, что большая часть

аудитории мало образована, поверхностна, индифферентна по от-

ношению к повышению собственного уровня культурной компе-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

тентности. Этих людей более всего привлекают развлечения, облег-

ченная сиюминутная информация о том, что касается непосредс-

твенно их интересов, сплетни и скандальные истории.

Часть аудитории, составляющая образованное меньшинство,

обладает высоким уровнем культурной компетентности. Эти люди

ориентированы на сложные культурные формы. Они, как пра-

вило, критически относятся к большей части продукции средств

массовой информации. Правда, для них существуют особые зоны

информационного пространства, отличающиеся культурной

сложностью и глубиной (специальные печатные издания, каналы

теле — и радиовещания, рубрики). Из средней продукции они от-

бирают новости.

Однако при сравнительно непритязательных запросах боль-

шей части публики ориентация только на них имела бы для куль-

туры катастрофичны последствия. В этом случае из массового обо-

рота изымается тот общепризнанный фонд социально значимой

информации, те симовлические коды, которые обеспечивают чле-

нам общества гарантированный уровень компетентности, необхо-

димый для ориентации в сложной и подвижной социокультурной

реальности. Иными словами, считается, что элитарный уровень

культуры с необходимостью должен детерминировать содержание

массовых коммуникаций.

Важные отличительные особенности этой области

обусловлены ее пространственными и временными

характеристиками.

У нее своя пространственная организация. В периодической

печати и электронных средствах массовой информации отслежива-

ются различные события, которые могут представлять обществен-

ный интерес, и категоризируются по важности. Они размещаются

на полосах газет или в сетке вещания в соответствии с определен-

ными рубриками. Последние составляют организационное начало

пространства сообщений. Так, рубрика «новости» представляет ин-

формацию о текущих событиях. Более крупные информационные единицы связаны с деталь-

ным обсуждением тех тем, которые представляют общественный

интерес, либо с организацией «своей» аудитории вокруг привле-

кательных для нее сюжетов, связанных с политикой, финансами,

искусством, спортом и т. п. Еще более укрупненные типы сообщений обыч-

но носят обобщающий характер: обзор событий, произошедших в

обществе и культуре за длительный промежуток времени, оценка

состояния какой-либо значимой области общественной жизни —

экономики, образования, политики и т. п. Рубрики организуют

информационное пространство в соответствии с категориями, оп-

ределяющими распределение содержания сообщений: осведомля-

ющие и просветительские; политические, экономические и т. п. Из

них составляются устойчивые композиции, по которым аудитория

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

ориентируется в пространстве событий привычным образом. Оно,

кроме того, маркируется с помощью определенных распознава-

тельных знаков: шрифтов, логотипов, иконических или звуковых

заставок и т. п.

Следует подчеркнуть, что средства массовой информации име-

ют разную пространственную организацию для тех, кто передает

и принимает информацию. Техническое оборудование, необходи-

мое для трансляции — типографское, электронное — размещает-

ся на специальных территориях, в зданиях, архитектура которых

обусловлена характером производственных процессов. По сравне-

нию с другими видами профессиональной деятельности для работ-

ников средств массовой информации характерен синтез исследо-

вательского, образного и трансляционно-технического процессов,

предполагающий пространственное объединение необходимых

для этого предметных атрибутов и помещений.

Особыми являются предметно-пространственные параметры

приема информации. Распространение печатной продукции осу-

ществляется либо через почтовые отделения (подписные издания),

либо через библиотеки, либо через торговые точки (книжные мага-

зины, газетные киоски и лотки). Все это специально выделенные и

маркированные пространства для такого распространения. Теле–

и радиоинформацию реципиент может получать в среде, где есть

возможность подключаться к ее источникам через приемное уст-

ройство. Присоединение к Интернет сегодня не требует стационарных блоков питания. С изменением технической оснащенности средств мас-

совой информации меняется и их пространственная организация,

однако ее специфика продолжает сохраняться.

Массовые коммуникации имеют свою временную организа-

цию. Во-первых, время здесь дискретно. Репрезентация событий

фиксирует их начало и конец, а цикл сообщений о каком-либо ус-

тойчивом явлении представляет его через последовательность от-

дельных состояний. Кроме того, всегда и во всех каналах сущест-

вуют перерывы в трансляции информации — между выпусками пе-

чатной продукции, теле– и радиопередачами, рубриками, сериями

в телесериалах.

Во-вторых, это время неоднородно и складывается из перио-

дической смены разнокачественных событий. Своя периодичность

у новостей, просветительских, развлекательных, спортивных, дет-

ских программ; своя сетка работы у каждого из каналов трансля-

ции информации. Четкое временное разграничение этой области

позволяет аудитории легко ориентироваться в ее рамках.

В-третьих, время здесь в принципе обратимо, поскольку всегда

существует — и обычно используется — возможность вернуться к

материалам о происшедших событиях. И не только, чтобы зафик-

сировать изменение: так было, а так стало, — но и чтобы указать на

повторяемость событий: это уже было и не раз.

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

Обращаясь к институциональной организации этой области

социокультурного пространства, следует отметит, несколько ее

уровней. Существует система государственных средств массовой

информации. Она имеет иерархическую организацию со специ-

альной единицей во главе (министерство, комитет и т. п.), в задачи

которой входит как разработка государственной информационной

политики, так и обеспечение ее реализации (финансирование, кад-

ровое обеспечение, мониторинг обратной связи с аудиторией, кор-

ректировки и т. п.). Ниже располагаются региональные и локаль-

ные органы, контролирующие реализацию государственной поли-

тики на местах (распределение ресурсов, соответствие выполнения

поставленным целям и т. п.). Основные функции институтов этого

уровня связаны с приобщением широкой аудитории к социально

значимой информации (социальная интеграция), с одной стороны,

и с организацией адресности при ее трансляции (социальная диф-

ференциация) — с другой. Основными формами коммуникации

здесь являются информирование, просвещение, убеждение.

Далее, следует отметить общественные институты двух типов.

Один из них связаны с организацией средств массовой инфор-

мации, независимых от государства. Другой — с общественным

контролем над функционированием различных информационных

каналов. В первом случае институциональными субъектами явля-

ются негосударственные корпорации и объединения, владеющие

определенной материальной базой (издательство, теле– и/или ра-

диовещательная станция) и располагающие необходимым персо-

налом. Такие единицы могут существовать на различных уровнях

социальной организации — транснациональном, национальном,

региональном, локальном. В их рамках осуществляется собствен-

ная информационная политика.

Во втором случае для общественного контроля над качеством

массовой информации создаются специальные комитеты и комис-

сии. Функциями таких единиц являются мониторинг и экспертиза

сообщений, оценка работы информационных каналов с позиций

общественного блага. В демократических обществах они сущес-

твуют в качестве механизма ослабления монополии государства,

корпораций и коммерческих каналов на определение содержания

массовой информации.

Коммерческий уровень институционализации этой области в

отличие от предыдущих, преследующих идеологические цели, ори-

ентирован на выгодное вложение капитала и получение высоких

прибылей. Стратегии деятельности строятся здесь на принципах

максимально быстрого и массового обеспечения аудитории той

информацией, за которую она готова платить. Поскольку в тако-

го рода институтах не принято руководствоваться соображения-

ми общественного блага, предлагаемая информация может быть

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

недостоверной, сомнительной в моральном отношении и потакать

социально неодобряемым, неприемлемым, скрытым побуждениям ау-

дитории.

Эта институциональная область социокультурного пространс-

тва обеспечивает едва ли не самые динамичные связи между специализирован-

ным и обыденным уровнями культуры. Благодаря оперативности

информация о социокультурных изменениях быстро становится

общественным достоянием. Она обеспечивает также общезначи-

мый, общепонятный для членов общества язык, необходимый для

реализации социального взаимодействия. Как известно, отноше-

ния людей с окружением не остаются постоянными: круг контактов

расширяется или сужается; меняются групповая принадлежность,

интересы и т. п. Соответственно им постоянно требуется информа-

ция о том, что происходит вокруг. Институциональная область мас-

совых коммуникаций составляет ту часть социокультурного про-

странства, из которой они могут почерпнуть представления, зна-

ния, оценки, относящиеся к стандартным социокультурными си-

туациям, подлежащим освоению, а также свидетельства достовер-

ности этих элементов социокультурного опыта. Приобщенность к

этой области характеризует информированность членов общества.

Контрольные вопросы

1.Социокультурное пространство трансляции социально значи-

мого опыта: строение и динамические характеристики составляю-

щих.

2. Область образования как пространство трансляции социально

необходимых знаний и навыков.

3.Социокультурное пространство просвещения и его функции по

сравнению с образованием.

4.Организация социокультурного пространства средств массовой

информации.

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.21 сек.