КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ПространствеКатегории «социализация» и «образ жизни» позволяют концептуально связать понятия личности и социокультурного пространс- тва. Однако, чтобы понять механизмы динамики такого рода связей, необходима более детальная проработка внут- ренней структуры личностной переменной. Это позволяет выделить аналитическую область, где легко прослеживается, каким образом индивидуальные побуждения, знания, навыки, привычки, способс- твуют поддержанию или изменению отношений между людьми в процессах социального взаимодействия. Концептуализация связей личности с ее социокультурным ок- ружением осуществлялась в рамках как психологии, так и социо- логии. Однако долгое время эти две точки зрения на человеческую жизнь не смешивались друг с дру- гом. Специалист по личности все внимание уделял процессам, про- исходящим «внутри» субъекта, а социальный теоретик — событи- ям, происходящим вне него. Различными были их предметы изу- чения, а также принципы объяснения направленности и способов реализации человеческой активности. В случае изучения личности система теоретических представлений относится к ее внутренней структуре, выражаемой и различных терминах: «характер», «тем- перамент», «базовые личностные черты» и т. п. Устойчивые состав- ляющие этой структуры выводятся из действия таких фундамен- тальных антропологических свойств, как побуждения, потребнос- ти, способности и пр. К ним и редуцируются формы проявляемой индивидуальной активности. При изучении социальной организации описываются взаимо- действия между ее членами, формы которых интегрируются в ка- тегориях «общество», «общность», «институт» и т. п. Структурные характеристики подобных форм выводятся из присущих им внут- ренних регуляторов межличностных отношений — правил, норм. К этим механизмам и обращаются обычно здесь при объяснении пове- дения людей. Соответственно развивались и методологические позиции каждой из ориентаций. В психологии основной задачей стала разработка такой исследовательской техники, с помощью которой можно было бы эффективно эксплицировать, прояснить, выразить внутриличностный опыт, вызвать характерные психи- ческие реакции или измерить силу побуждений, обусловливающих активность индивида. В социологии совер- шенствование методик определялось необходимос- тью точно категоризировать функции и операции организаций; раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики типологизировать устойчивые схемы отношений внутри них; объ- яснить правила, регулирующие стереотипы поведения их членов. Если коротко обобщить различия между обоими взглядами на поведение людей, можно вслед за Д.Миллером1 выделить набор проясня- ющих их дихотомий: – в психологии основной интерес проявляется к личностным дис- позициям, а в социологии — к жизненным условиям как факторам, детерминирующим поведение людей; – в психологии доминирует трактовка человека как субъекта, аген- та порождения и изменения социальных отношений; в социологии человек рассматривается чаще как объект, поведение которого формируется под влиянием внешних социальных воздействий; – в психологии главное внимание уделяется конкретной индиви- дуальной специфичности личности; в социологии человек пред- ставлен в абстрактных типичных социально значимых характерис- тиках (социально-демографических, социально-функциональных, профессиональных и т. п.); – в психологии временное измерение — важная составная часть исследования, будь то личностные изменения в ходе жизненного цикла или определение времени реакции; в социологии концепция личности атемпоральна (не включает в себя категорию времени) и представлена в структурно-функциональных, а не динамических характеристиках; – в психологии предметом исследования является совокупность интраперсональных (внутриличностных) феноменов: когнитив- ных процессов, эмоциональных состояний, переживаний и т. п.; в социологии, в первую очередь, изучаются интерперсональные яв- ления, т.е. те черты социального взаимодействия, которые разделя- ются многими людьми — стереотипы, правила, нормы и т. п. Сегодня стало очевидным, что оба направления не противо- речат друг другу, но освещают одну и ту же предметную область изучения — человеческую активность — с различных сторон. Накопленный к настоящему времени научный материал — эмпи- рические данные, исследовательские методы, теоретические мо- дели — свидетельствует о том, что позиции можно рассматривать как взаимодополнительные. Более того, в рамках культурной ан- тропологии двойная обусловленность феноменов культуры — со стороны свойств человека и со стороны его внешнего, в том числе социального, окружения - уже давно является широко признанным объяснительным принципом. 1 Handbook of method in cultural anthropology / Ed. by R. Naroll, R. Cohen. N.Y., 1973. P. 511–514. часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |