Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пространстве




Категории «социализация» и «образ жизни» позволяют

концептуально связать понятия личности и социокультурного пространс-

тва. Однако, чтобы понять механизмы динамики

такого рода связей, необходима более детальная проработка внут-

ренней структуры

личностной переменной. Это позволяет выделить

аналитическую область, где легко прослеживается, каким образом

индивидуальные побуждения, знания, навыки, привычки, способс-

твуют поддержанию или изменению отношений между людьми в

процессах социального взаимодействия.

Концептуализация связей личности с ее социокультурным ок-

ружением осуществлялась в рамках как психологии, так и социо-

логии. Однако долгое время эти две

точки зрения на человеческую жизнь не смешивались друг с дру-

гом. Специалист по личности все внимание уделял процессам, про-

исходящим «внутри» субъекта, а социальный теоретик — событи-

ям, происходящим вне него. Различными были их предметы изу-

чения, а также принципы объяснения направленности и способов

реализации человеческой активности. В случае изучения личности

система теоретических представлений относится к ее внутренней

структуре, выражаемой и различных терминах: «характер», «тем-

перамент», «базовые личностные черты» и т. п. Устойчивые состав-

ляющие этой структуры выводятся из действия таких фундамен-

тальных антропологических свойств, как побуждения, потребнос-

ти, способности и пр. К ним и редуцируются формы проявляемой

индивидуальной активности.

При изучении социальной организации описываются взаимо-

действия между ее членами, формы которых интегрируются в ка-

тегориях «общество», «общность», «институт» и т. п. Структурные

характеристики подобных форм выводятся из присущих им внут-

ренних регуляторов межличностных отношений — правил, норм.

К этим механизмам и обращаются обычно здесь при объяснении пове-

дения людей.

Соответственно развивались и методологические позиции

каждой из ориентаций. В психологии основной задачей

стала разработка такой исследовательской техники, с помощью

которой можно было бы эффективно эксплицировать, прояснить,

выразить внутриличностный опыт, вызвать характерные психи-

ческие реакции или измерить силу побуждений, обусловливающих

активность индивида. В социологии совер-

шенствование методик определялось необходимос-

тью точно категоризировать функции и операции организаций;

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

типологизировать устойчивые схемы отношений внутри них; объ-

яснить правила, регулирующие стереотипы поведения их членов.

Если коротко обобщить различия между обоими

взглядами на поведение людей, можно вслед за

Д.Миллером1 выделить набор проясня-

ющих их дихотомий:

– в психологии основной интерес проявляется к личностным дис-

позициям, а в социологии — к жизненным условиям как факторам,

детерминирующим поведение людей;

– в психологии доминирует трактовка человека как субъекта, аген-

та порождения и изменения социальных отношений; в социологии

человек рассматривается чаще как объект, поведение которого

формируется под влиянием внешних социальных воздействий;

– в психологии главное внимание уделяется конкретной индиви-

дуальной специфичности личности; в социологии человек пред-

ставлен в абстрактных типичных социально значимых характерис-

тиках (социально-демографических, социально-функциональных,

профессиональных и т. п.);

– в психологии временное измерение — важная составная часть

исследования, будь то личностные изменения в ходе жизненного

цикла или определение времени реакции; в социологии концепция

личности атемпоральна (не включает в себя категорию времени) и

представлена в структурно-функциональных, а не динамических

характеристиках;

– в психологии предметом исследования является совокупность

интраперсональных (внутриличностных) феноменов: когнитив-

ных процессов, эмоциональных состояний, переживаний и т. п.; в

социологии, в первую очередь, изучаются интерперсональные яв-

ления, т.е. те черты социального взаимодействия, которые разделя-

ются многими людьми — стереотипы, правила, нормы и т. п.

Сегодня стало очевидным, что оба направления не противо-

речат друг другу, но освещают одну и ту же предметную область

изучения — человеческую активность — с различных сторон.

Накопленный к настоящему времени научный материал — эмпи-

рические данные, исследовательские методы, теоретические мо-

дели — свидетельствует о том, что позиции можно рассматривать

как взаимодополнительные. Более того, в рамках культурной ан-

тропологии двойная обусловленность феноменов культуры — со

стороны свойств человека и со стороны его внешнего, в том числе

социального, окружения - уже давно является широко признанным

объяснительным принципом.

1 Handbook of method in cultural anthropology / Ed. by R. Naroll, R. Cohen. N.Y.,

1973. P. 511–514.

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.