Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объем дисциплины и виды учебной работы (тем.план). 2 страница




· Лексическое и грамматическое видоизменение фразеоло­гизма является причиной нарушения лексико-фразеологических норм.

· Неуместное употребление иноязычных слов является
разновидностью речевых ошибок.

5. Отметьте существительные, у которых в форме именительного падежа множественного числа наблюдается только окончание -и(-ы).

Бухгалтер, вензель, ветер, возраст, вымпел, директор, джемпер, доктор, диспетчер, лагерь, снайпер, сорт, счет, терем, ток, хлеб, шофер.

6. Отметьте предложения, в которых есть ошибка в употреблении деепричастных оборотов и деепричастий. Исправьте эти ошибки.

Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет смысл. Оказавшись на побережье, мы собирали ракушки. Отдохнув, мысли лучше идут на ум. Расставив знаки препинания неправильно, предложение может терять смысл. Книги Марининой я могу чи­тать, открывая их на любой странице. Получив высокую оценку за сочинение, я был просто счастлив. Починив карандаш, он опять сломался. Войдя в трамвай, я села на свободное место. Путешест­вуя, я всегда веду дневник. Приехав во Псков, мне понравился второй день нашей экскурсии. Выполняя задание, студенты обращаются к справочной литературе.

7. Отметьте предложения, где допущены ошибки в согласовании.

Брат и сестра, удачно выступавшая на соревнованиях по лыжам, были награждены. За два последних месяца работа нашего участка заметно оживилась. В ходе проверки выявлены множество различных недостатков. Положение дел в фирме оставляют же­лать лучшего. Этим летом будут реализованы 54 льготных тури­стических путевки. Четыре рыболовские судна вышли в море. Зачем растить сына такой недотрогой. Он вместе с другом был лучшим в финальном турнире.

8. Найдите лексические и грамматические ошибки. Отредактируйте предложения. Определите вид допущенных ошибок.

1. Банкиры понимают о необходимости помочь развиваю­щимся предприятиям.

2. Дизайнер создал оригинальный внутренний интерьер.

3. За последнее время разработаны и приняты законы по некоторым важным проблематикам нашей жизни.

4. Об этом не раз указывала «Независимая газета».

5. При завершении монтажа производственного оборудования произошёл неприятный инцидент.

6. Очистные сооружения, которые сооружаются на территории страны, помогают частично решить экологические проблемы.

7. Артист был удостоен высокой наградой.

8. Необходимо единение все хресурсов отечественной промышленности.

9. Задания № 9,10,11, с. 137; № 16,17 с.140; № 22, с.146; № 10,11 с. 156; № 16,17, с. 161 из учебника Гойхмана О.Я. Русский язык и культура речи // Server2 / электронные книги / филологические науки.

10. Упражнения № 1-4, с. 18-20, №18, с. 66, №1,2,3 с. 68, № 24, с. 79, № 4, с. 90.

Тема № 3. Стили современного русского литературного языка

1. Функциональные разновидности русского литературного языка. Характерные черты стилей.

2. Языковые особенности стилей.

3. Взаимодействие функциональных стилей.

4.Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи.

5. Сфера функционирования, жанровое разнообразие официально-делового стиля:

· Язык и стиль распорядительных документов, коммерческой корреспонденции, инструктивно- методических документов.

· Реклама в деловой речи.

· Правила оформления документов и речевой этикет в документе.

6. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи.

7. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка.

 

Задания для практического занятия

1. Определите функционально-стилистическую принадлежность слов.

Аббревиатура, аварийщик, баламут, баллотироваться, безвременный, важничать, вакуум, варево, вездесущий, водоснабже­ние, вывод, горло, габарит, гавкать, глазастый, грустить, давниш­ний, дебаты, доказывать, егоза, единение, животворный, забияка, запечатлеться, злополучный, зубрить, иго, иерархия, ихняя, изоглос­са, исходящий, кавардак, контекст, катаклизм, модальность, минус, морда, орфоэпия, параллель, путаник, путешествовать, семасиоло­гия, самодур, самозабвенный, сверхсрочнослужащий.

2. Подберите слова (по 4 примера), представляю­щие стилистические разновидности лексики нейтральную, книжную, официально-деловую, разговорную, просторечную. Для справок ис­пользуйте толковые словари современного русского языка.

3. Составьте тексты, в которых Вы рассказываете об одном и том же событии своим друзьям и официальному лицу.

Перечислите языковые средства, создающие ту или иную стилисти­ческую окраску текстов.

4. Преобразуйте выражения в разговорные; где можно, замените существительные глаголами.

1. Сказанное свидетельствует о... 2. Согласно заключению специалистов... 3.Считается целесообразным... 4. Вследствие это­го... 5. Подумать об обеспечении... 6. Наступило время преподнесе­ния сувениров... 7. Распознавание предметов... 8. Преподнесение но­вого материала... 9. Развивать стремление к...

Приведите свои примеры слов и выражений, одно из кото­рых было бы книжным, другое - разговорным.

5. Отметьте, к какому функциональному стилю речи относятся получившиеся варианты.

1.Необходимо защищать природу. 2. Давайте проведем субботник. 3. С курением надо бороться. 4. Государство должно заботиться о неимущих. 5. Человек в жизни должен занимать ак­тивную позицию. 6. Обществу необходима доброта. 7. Необходимо провести референдум.

6. В одном из стихотворений А.С. Пушкина выде­лите традиционно-поэтическую лексику.

7. Преобразуйте выражения в разговорные; где можно, замените существительные глаголами.

1. Сказанное свидетельствует о... 2. Согласно заключению специалистов... 3. Считается целесообразным... 4. Вследствие это­го... 5. Подумать об обеспечении... 6. Наступило время преподнесе­ния сувениров... 7. Распознавание предметов... 8. Преподнесение но­вого материала... 9. Развивать стремление к...

Приведите свои примеры слов и выражений, одно из кото­рых было бы книжным, другое – разговорным.

8. Упражнения № 2, с. 28-29.

9. Охарактеризовать тексты разных жанров одного стиля.

Тема № 4. Коммуникативный, этический, эмоционально-эстетическийаспекты культуры русской речи

1. Коммуникативный аспект культуры русской речи:

· Коммуникативные качества речи.

· Особенности вербального общения.

· Невербальные средства общения.

2. Этический аспект культуры русской речи:

· Понятие речевого этикета.

· Основные этикетные формулы.

3. Эмоционально-эстетический аспект культуры русской речи:

· Понятие эмоциональности и эстетичности в языке и речи.

· Апелляция к чувствам и эмоциям собеседника.

· Воздействующая функция слова.

 

Задания для практического занятия

1. Прочитайте тексты, определите, за счет чего создаются такие качества речи, как выразительность, понятность, точность речи.

Текст 1.

Я люблю жизнь. Верю в победу светлого начала в судьбе человечества. И поэтому с такой радостью я вновь любуюсь на­шими мирными зорями, когда воздух прозрачен и свеж и алые тона окрашивают небосвод и белые стволы берез. Когда восход заставляет еще ярче пылать цветы в саду, которые я сам посадил и выходил. И я знаю, что эти алые и красные тона – цветы жизни и счастья. (И. Долгополое)

Текст 2.

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на при­теснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извер­гами человеческого рода, равными покойным подьячим или по крайней мере муромским разбойникам? Будем, однако, спра­ведливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое стан­ционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссы­лаюсь на совесть моих читателей). Какова должность сего дик­татора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не насто­ящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, на­копленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе(АС. Пушкин).

2. Какие этикетные формулы вы будете использовать, если вам придется обратиться:

1) к пожилому человеку, чтобы узнать который час, 2)к руководителю организации, чтобы узнать решение по вашему заявлению, 3) к приятелю, чтобы попросить у него учебник, 4) к преподавателю, чтобы попросить у него принять у вас досрочно экзамен?

3. Подготовьте поздравительный текст по случаю какого-либо праздника, используя этикетные формулы.

 

Тема № 5 Культура речи. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения

1. Понятие речевой деятельности.

2. Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие).

3. Монолог и диалог.

4. Речевые жанры.

5. Условия успешного общения.

 

Задания для практического занятия

1. Проведите ролевую игру. Передайте любую ситуацию общения (знакомство, беседу пациента с врачом, деловой телефонный разговор, интервьюирование, разговор покупателя с продавцом и др.).

2. Подготовьте монологическую или диалогическую речь на актуальную тему.

3. Проанализируйте пример начала информационной речи, приведенной в книге П.Сопера «Основы искусства речи». Скажите, какой прием привлечения внимания использован в нем?

Что такое «политическая деятельность»? «Искусство управ­лять», – скажут одни. «Игра», – скажут другие. «Очковтира­тельство за общественный счет», – скажут третьи. На самом деле политическая деятельность – это общественная деятель­ность, обязывающая деятельность, имеющая, как и большин­ство видов карьеры, свои благородные стороны и свою изнанку.

Каковы шаги человека, избравшего политическую карье­ру? Давайте проследим путь некоего воображаемого X, поста­вившего своей целью сделать политическую карьеру.

4. Составьте тексты, в которых Вы рассказываете об одном и том же событии своим друзьям и официальному лицу.

5. Упражнения № 1-2, с. 36, № 4-5, с. 46.

 

Тема № 6. Оратор и его аудитория

 

1. Понятие ораторского искусства как духовно-нравственной деятельности.

2. Оратор, его знания, умения и навыки.

3. Типы ораторов.

4. Аудитория как социально-психологическая общность людей.

5. Взаимодействие оратора и аудитории.

Задания для практического занятия

1. Подберите синонимы к слову оратор. Аргументируйте свою точку зрения.

2. Продумайте и запишите систему доводов для доказательства тезиса «Образованный человек – полезный человек».

3. Проведите ролевую игру «Финансирование идей». Подготовьте убеждающую речь по предлагаемой ситуа­ции.

Вы, директор недавно образованной фирмы, хотите взять беспроцентный кредит в банке. Для того чтобы получить кре­дит, вам нужно победить в конкурсе коммерческих проектов, убедив директора банка (преподавателя), что именно ваша фир­ма достойна кредитования. В речь необходимо включить сле­дующее: название фирмы, вид деятельности, имидж; состоя­ние дел на сегодняшний момент, достижения, планы, перс­пективы; источники финансирования.

Коммерческий проект, набравший максимальное количе­ство баллов (из 10 возможных), получает кредит.

4. Проведите ролевую игру «Благотворитель­ность». Подготовьте убеждающую речь по предлагаемой ниже ситуации.

Ораторы – представители благотворительных организа­ций – выступают перед аудиторией (бизнесмены, студенты, госслужащие – по выбору выступающего), убеждая пожерт­вовать деньги на какой-либо проект – частная школа, коммер­ческий банк, рок-концерт и др.

 

Тема № 7. Публичное выступление

1. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи.

2. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов.

3. Словесное оформление публичного выступления.

4. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Задания для практического занятия

1. Подготовьте воодушевляющую речь на одну из предложенных тем:

– Все еще только начинается...! (Речь по случаю оконча­ния школы, института).

– Две судьбы – одно счастье (Речь по случаю годовщины свадьбы).

– Мир вашему дому! (Речь по случаю бракосочетания).

– Я верю в будущее России (Предвыборная речь кандидата в депутаты).

2.Подготовьте небольшое (2 – 3 мин) выступле­ние по одной из приведенных ситуаций.

Ситуация 1. Вам необходимо произнести речь на торже­ственном собрании по случаю вручения дипломов. Оценивая значение студенческих лет в вашей жизни, выражая благодар­ность всем преподавателям и сотрудникам вуза, вы хотите со­здать у слушателей настроение радостного оживления, вызвать чувство гордости за результаты общего труда, вдохновить иде­ей духовного и экономического возрождения России.

Ситуация 2. Вы намерены сказать речь на презентации филиала фирмы. Оценив экономический рост фирмы, дости­жения трудового коллектива, вы желаете создать у слушате­лей ощущение уверенности в завтрашнем дне, вдохновить их перспективами развития фирмы, сплотить идеей общего дела и вызвать трудовой энтузиазм.

План практических занятий (для заочной форы обучения)

Тема № 1. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка (2/2 ч.)

1. Понятие языковой нормы, культуры речи.

2. Признаки норм.

3. Основные типы норм.

4. Орфоэпические, акцентологические, орфографические, лексико-фразеологические, грамматические нормы, пунктуационные нормы.

5. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

6. Территориальные разновидности русского языка.

7. Просторечие и жаргон.

Задания для практического занятия

1. Отметьте глагольные формы с неверным уда­рением. Исправьте ошибки.

ПрОжил, бАловать, Отдал, кАшлянуть, взялА, облЕгчить, откупОрить, уведомИть, пилА, избАловать, плесневЕть, пломбИроватъ, лилОветь, премировать, нАлкл, Обнял.

2. Поставьте ударения в словах, отмечая случаи вариативного ударения.

Агент, алфавит, баловать, балованный, делящий, донельзя, заиндеветь, запломбировать, втридорога, взвился, красивее, каучук, приданое, каталог, намерение, издревле, заржаветь, дремота, ло­моть, знамение, упрочение, мышление, инсульт, аристократия, нефтепровод, симметрия, искус, обеспечение, ханжество, хаос, ан­типатия, уникум, квартал, сироты, творог, свекла.

3. Составьте словосочетания со словами, учиты­вая их лексическую сочетаемость. Образец: стая волков

Стая, табун, караван, отара, косяк, стадо, толпа, группа, колонна, рой.

4. Отметьте неверные высказывания.

· Лексическая норма регламентирует выбор форм слов.

· Лексическая норма регламентирует словоупотребление.

· Лексическая неполнота высказывания является причиной
нарушения лексических норм.

· Лексическая норма регламентирует произношение.

· При выборе слова следует учитывать не только значе­ние слова, но и его лексическую сочетаемость.

· Для уточнения лексической сочетаемости можно вос­пользоваться «Орфоэпическим словарем».

· Тавтология и плеоназм являются разновидностями мно­гословия.

· При выборе слова из ряда синонимов следует учитывать
их функционально-стилистическую окраску.

· Лексическое и грамматическое видоизменение фразеоло­гизма является причиной нарушения лексико-фразеологических норм.

· Неуместное употребление иноязычных слов является
разновидностью речевых ошибок.

5. Отметьте существительные, у которых в форме именительного падежа множественного числа наблюдается только окончание -и(-ы).

Бухгалтер, вензель, ветер, возраст, вымпел, директор, джемпер, доктор, диспетчер, лагерь, снайпер, сорт, счет, терем, ток, хлеб, шофер.

6. Отметьте предложения, в которых есть ошибка в употреблении деепричастных оборотов и деепричастий. Исправьте эти ошибки.

Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет смысл. Оказавшись на побережье, мы собирали ракушки. Отдохнув, мысли лучше идут на ум. Расставив знаки препинания неправильно, предложение может терять смысл. Книги Марининой я могу чи­тать, открывая их на любой странице. Получив высокую оценку за сочинение, я был просто счастлив. Починив карандаш, он опять сломался. Войдя в трамвай, я села на свободное место. Путешест­вуя, я всегда веду дневник. Приехав во Псков, мне понравился второй день нашей экскурсии. Выполняя задание, студенты обращаются к справочной литературе.

7. Отметьте предложения, где допущены ошибки в согласовании.

Брат и сестра, удачно выступавшая на соревнованиях по лыжам, были награждены. За два последних месяца работа нашего участка заметно оживилась. В ходе проверки выявлены множество различных недостатков. Положение дел в фирме оставляют же­лать лучшего. Этим летом будут реализованы 54 льготных тури­стических путевки. Четыре рыболовские судна вышли в море. Зачем растить сына такой недотрогой. Он вместе с другом был лучшим в финальном турнире.

8. Найдите лексические и грамматические ошибки. Отредактируйте предложения. Определите вид допущенных ошибок.

1. Банкиры понимают о необходимости помочь развиваю­щимся предприятиям.

2. Дизайнер создал оригинальный внутренний интерьер.

3. Об этом не раз указывала «Независимая газета».

4. Артист был удостоен высокой наградой.

5. Необходимо единение всех ресурсов отечественной промышленности.

9. Задания № 9,10,11, с. 137; № 16,17 с.140; № 22, с.146; № 10,11 с. 156; № 16,17, с. 161 из учебника Гойхмана О.Я. Русский язык и культура речи \\ Server2 \ электронные книги \ филологические науки.

10. Упражнения № 1-4, с. 18-20, №18, с. 66, №1,2,3 с. 68, № 24, с. 79, № 4, с. 90 из уч. пос. Русский язык для студентов-нефилологов / Федосюк М.Ю. и другие. – М., 2002.

Тема № 2. Стили современного русского литературного языка (2/2ч.)

  1. Функциональные разновидности русского литературного языка. Характерные черты стилей.
  2. Языковые особенности стилей.
  3. Взаимодействие функциональных стилей.
  4. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи.
  5. Сфера функционирования, жанровое разнообразие официально-делового стиля:

а) язык и стиль распорядительных документов, коммерческой корреспонденции, инструктивно- методических документов;

б) реклама в деловой речи;

в) правила оформления документов и речевой этикет в документе.

6. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи.

7. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка.

Задания для практического занятия

1. Определите функционально-стилистическую принадлежность слов.

Аббревиатура, аварийщик, баламут, баллотироваться, безвременный, важничать, вакуум, варево, вездесущий, водоснабже­ние, вывод, горло, габарит, гавкать, глазастый, грустить, давниш­ний, дебаты, доказывать, егоза, единение, животворный, забияка, запечатлеться, злополучный, зубрить, иго, иерархия, ихняя, изоглос­са, исходящий, кавардак, контекст, катаклизм, модальность, минус, морда, орфоэпия, параллель, путаник, путешествовать, семасиоло­гия, самодур, самозабвенный, сверхсрочнослужащий.

2. Подберите слова (по 4 примера), представляю­щие стилистические разновидности лексики нейтральную, книжную, официально-деловую, разговорную, просторечную. Для справок ис­пользуйте толковые словари современного русского языка.

3. Составьте тексты, в которых Вы рассказываете об одном и том же событии своим друзьям и официальному лицу.

Перечислите языковые средства, создающие ту или иную стилисти­ческую окраску текстов.

4. Преобразуйте выражения в разговорные; где можно, замените существительные глаголами.

1. Сказанное свидетельствует о... 2. Согласно заключению специалистов... 3.Считается целесообразным... 4. Вследствие это­го... 5. Подумать об обеспечении... 6. Наступило время преподнесе­ния сувениров... 7. Распознавание предметов... 8. Преподнесение но­вого материала... 9. Развивать стремление к...

Приведите свои примеры слов и выражений, одно из кото­рых было бы книжным, другое - разговорным.

5. Отметьте, к какому функциональному стилю речи относятся получившиеся варианты.

1.Необходимо защищать природу. 2. Давайте проведем субботник. 3. С курением надо бороться. 4. Государство должно заботиться о неимущих. 5. Человек в жизни должен занимать ак­тивную позицию. 6. Обществу необходима доброта. 7. Необходимо провести референдум.

6. В одном из стихотворений А.С. Пушкина выде­лите традиционно-поэтическую лексику.

7. Преобразуйте выражения в разговорные; где можно, замените существительные глаголами.

1. Сказанное свидетельствует о... 2. Согласно заключению специалистов... 3.Считается целесообразным... 4. Вследствие это­го... 5. Подумать об обеспечении... 6. Наступило время преподнесе­ния сувениров... 7. Распознавание предметов... 8. Преподнесение но­вого материала... 9. Развивать стремление к...

Приведите свои примеры слов и выражений, одно из кото­рых было бы книжным, другое – разговорным.

10. Упражнения № 2, с. 28-29 из уч. пос. Русский язык для студентов-нефилологов / Федосюк М.Ю. и другие. – М., 2002.

11. Охарактеризовать тексты разных жанров одного стиля.

Тема № 3. Оратор и его аудитория. Публичное выступление (2/2 ч.)

 

6. Понятие ораторского искусства как духовно-нравственной деятельности.

7. Оратор, его знания, умения и навыки.

8. Типы ораторов.

9. Аудитория как социально-психологическая общность людей.

10. Взаимодействие оратора и аудитории.

11. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи.

12. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов.

13. Словесное оформление публичного выступления.

14. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Задания для практического занятия

1. Продумайте и запишите систему доводов для доказательства тезиса «Образованный человек – полезный человек».

2. Проведение ролевой игры «Благотворитель­ность». Подготовьте убеждающую речь по предлагаемой ниже ситуации.

Ораторы – представители благотворительных организа­ций – выступают перед аудиторией (бизнесмены, студенты, госслужащие – по выбору выступающего), убеждая пожерт­вовать деньги на какой-либо проект – частная школа, коммер­ческий банк, рок-концерт и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.102 сек.