Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12. Правовые аспекты охраны окружающей среды




Понятие и значение правовой охраны природы. Природоохранное законодательство в Республике Беларусь. Международное сотрудничество в области охраны природы и окружающей среды. Основные международные конвенции в области охраны окружающей среды, подписанные Республикой Беларусь и их реализация.

 

В настоящее время охрана окружающей среды является важнейшим элементом государственной политики нашей страны. Основой государственного регулирования природоохранной деятельности является экологическое законодательство, обеспечивающее правовую защиту природной среды.

Охрана окружающей среды имеет уже довольно длительную историю. Первым известным законом об охране окружающей среды в Европе считается эдикт 1273 г., запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ Лондона. В нашей стране первые природоохранные законы появились в конце XIII–XIV вв., когда были введены строгие ограничения по пользованию Беловежской Пущей. Принятие в 1588 г. Статута Великого княжества Литовского, который действовал на территории Беларуси 250 лет, явилось примером государственной политики в области охраны окружающей среды. В статуте имеется раздел десятый «О пущах, о ловах, о бортном дереве, об озерах и лугах», восемнадцать артикулов которого не только защищали права феодальной собственности, но и были направлены на охрану животного и растительного мира от хищнического уничтожения. Однако наибольшее развитие природоохранное законодательство получило в последней трети ХХ в.Законодательство Республики Беларусь в области охраны окружающей среды рассматривает охрану природных объектов, создание национальных парков, заповедников и других охраняемых территорий, устанавливает стандарты качества среды (ПДК), осуществляет надзор и санкции, определяет оценку воздействия на окружающую среду и мониторинг, применяет правовые экономические инструменты, т. е. налоги, штрафы, субсидии и т. д.

Можно сделать вывод о том, что основными задачами природоохранного законодательства Республики Беларусь являются:

· обеспечение благоприятной для человека окружающей среды;

· регулирование отношений в области охраны природных ресурсов, их использования и воспроизводства;

· предотвращение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности.

В нашей стране каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Это право заложено и закреплено в Конституции Республики Беларусь (статья 46). Этой же статьей за государством закреплена обязанность осуществления контроля за рациональным использование природных ресурсов, а также охраны и восстановления окружающей среды. В то же время, согласно статье 55 Конституции РБ, охрана природной среды является долгом каждого гражданина.На сегодняшний день в Беларуси имеется целый комплекс законодательных документов, направленных на охрану окружающей среды. Документы экологического законодательства можно условно разделить на две части (рис. 12) – общая (описательная) и особенная часть, посвященная использованию отдельных ресурсов. Рис 12. Система экологического права Кроме того, по содержанию нормативные документы можно разделить на три группы: комплексные, природноресурсовые и средозащитные. Комплексные правовые акты регулируют охрану природной среды в целом, без подразделения на отдельные объекты (например, закон «Об охране окружающей среды»).Природноресурсовые акты регулируют охрану и использование отдельных объектов природы (например, Водный кодекс).Средозащитные акты направлены на охрану окружающей человека среды от вредного воздействия хозяйственной деятельности на здоровье людей (например, закон «Об отходах»).Наша страна не только самостоятельно разрабатывает законы и организовывает различные мероприятия в области охраны окружающей среды, но и участвует в международных проектах Международные правовые отношения Международное природное законодательство основано на обязывающих соглашениях, т. е. договорах, конвенциях, соглашениях.Республика Беларусь осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.

Современная система международного экологического сотрудничества объединяет следующие основные направления:

1) парламентское сотрудничество, заключающееся в координации за­конодательной деятельности и обеспечивающее решение межгосударствен­ных экологических проблем путем разработки модельных (рекомендатель­ных) законов в сфере экологии;

2) взаимодействие исполнительных структур отдельных государств, ориентированное на координацию разработки и реализации экологиче­ских программ под эгидой ООН;

3) конвенционное регулирование природоохранной деятельности пу­тем заключения договоров и других видов международных соглашений, предполагающих единый подход разных стран к решению конкретных эко­логических проблем;

4) научно-техническое сотрудничество, направленное на обмен науч­но-технической информацией, совместную реализацию природоохранных проектов, комплексное использование научных разработок, совместное осуществление экспертиз и т. п.;

5) экологическое сотрудничество общественных организаций, дело­вых кругов, проведение международных экологических форумов и т. д.

Наиболее распространенной и действенной формой сотрудничества по вопросам охраны окружающей среды является заключение междуна­родных договоров и иных соглашений. Партнерами в таких соглашениях обычно выступают страны-соседи или государства, объединенные общно­стью интересов в сохранении природной среды региона или совместного использования некоторых ресурсов.

Республикой Беларусь подписаны следующие основные конвенции и протоколы в области охраны окружающей среды:

§ Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие рас­стояния (14 ноября 1979 г.);

§ Протокол к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., касающийся финансирования совмест­ной программы наблюдения и оценки распространения загрязните­лей воздуха на большие расстояния в Европе (ЕМЕП) (28 сентября 1984 г.);

§ Протокол о сокращении выбросов серы и их трансграничных пото­ков по меньшей мере на 30 % к Конвенции 1979 г. о трансгранич­ном загрязнении воздуха на большие расстояния (8 июля 1985 г.);

§ Протокол об ограничении выбросов оксидов азота или их трансгра­ничных потоков к Конвенции 1979 г. о трансграничном загрязне­нии воздуха на большие расстояния (1 ноября 1988 г.);

§ Венская конвенция об охране озонового слоя (22 марта 1985 г.);

§ Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (22 января 1988 г.);

§ Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в транс­граничном контексте (26 февраля 1991 г.) (не ратифицирована);

§ Рамочная конвенция ООН об изменении климата (14 июня 1992 г.);

§ Конвенция ООН о биологическом разнообразии (11 июня 1992 г.);

§ Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и фло­ры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (20 декаб­ря 1994 г.);

§ Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих меж­дународное значение, главным образом, в качестве местообитания водоплавающих птиц (25 мая 1999 г.);

§ Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (16 сентября 1999 г.);

§ Конвенция о всемирном культурном и природном наследии (12 ок­тября 1988 г.);

§ Орхусская конвенция о доступе к информации, участии обществен­ности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по воп­росам, касающимся окружающей среды (16 декабря 1998 г.);

§ Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, кото­рые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке (17 июля 2001 г.);

§ Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции по био­разнообразию (6 мая 2002 г.);

§ Конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных (12 марта 2003 г.);

§ Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (21 апреля 2003 г.);

§ Конвенция о стойких органических загрязнителях (26 декабря 2003 г.).

В рамках конвенций разработан ряд проектов (в частности, проект про­граммы «Охрана атмосферного воздуха» с учетом выполнения Беларусью международных обязательств), установлены критические нагрузки на эко­системы Республики Беларусь под влиянием техногенного фактора, осу­ществлена работа по оценке эмиссионных факторов по тяжелым металлам и др., предпринят комплекс мер по регламентации перемещения озонораз-рушающих веществ (ОРВ) через государственную границу, прекращению производства и сокращению потребления ОРВ, создан банк данных об их импортерах и потребителях ОРВ в республике и т. д. Благодаря этим ме­роприятиям выбросы оксидов азота снижены на территории Беларуси до уровня 1987 г., а потребление озоноразрушающих веществ за последние годы сократилось в 4 раза.

В контексте реализации Конвенции о сохранении биоразнообразия планеты Беларусь стала полноправным участником процесса создания Общеевропейской экологической сети территориальной охраны природы (EECONET), основной целью которой является сохранение пространственных и функциональных связей между природными экосистемами соседних стран. Большинство европейских стран обязалось спланировать и создать такую сеть к 2010 г. Основными функциями экосети является предотвращение увеличения фрагментарности экосистем, выявление наиболее важных (ключевых) с точки зрения сохранения биоразнообразия территорий в отдельных европейских странах и обеспечение их охраны в рамках единой функционально и территориально связанной системы (путем создания в дальнейшем трансграничных охраняемых природных территорий). Идея создания EECONET оценивается специалистами как одна из лучших современных макрорегиональных инициатив.

Являясь одним из учредителей ООН, Республика Беларусь на постоянной основе поддерживает контакты с межправительственными организациями ООН: ЮНЕП, ЮНЕСКО, ВМО (Всемирной метеорологической организацией), ВОЗ, ЕЭК по проблемам окружающей среды и водным ресурсам, Международной справочной системой источников информации по окружающей среде (ИНФОТЕРРА), ОЭСР и др.

Расширяется взаимодействие Беларуси с такими крупными международными организациями, как Совет Европы, МАГАТЭ, Межгосударствен­ный экологический совет (МЭС), Программа ТАСИС Европейского со­общества, Всемирный Банк, Европейский банк реконструкции и разви­тия, а также органами, созданными для имплементации международных природоохранных конвенций и протоколов к ним и др.

В последние годы активизировалось сотрудничество природоохранных органов Беларуси с Программой развития ООН (ПРООН) в нашей республике, в рамках которой реализуются проекты по устойчивому развитию на областном, районном уровнях и межсекторные программы устойчивого развития.

За приверженность нашей страны идеям экоразвития и активную природоохранную позицию на 52-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (июнь 1997 г.) Республика Беларусь была избрана в Управляющий совет Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) на четырехлетний пери­од (начиная с 1998 г.).

В области охраны окружающей среды у Беларуси много общих с дру­гими странами СНГ проблем, оставшихся в наследство от Советского Со­юза, и в первую очередь – последствия катастрофы на ЧАЭС. Поэтому одним из первых документов, принятых в рамках СНГ после образования Содружества, явилось Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, подписанное 8 февраля 1992 г. в Москве представителями 10 из 11 стран СНГ (Украина присутствовала в качестве наблюдателя).

Для практической реализации договоренностей, вытекающих из Со­глашения, в июле 1992 г. в Минске на заседании руководителей природо­охранных ведомств стран СНГ был подписан Протокол о создании и пол­номочиях Межгосударственного экологического совета (МЭС). В каче­стве постоянного рабочего органа МЭС был учрежден Секретариат совета со штаб-квартирой в Минске.

За период существования МЭС был принят ряд соглашений в области охраны окружающей среды:

- Соглашение об охране и использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих и мест их обитания от 9 сентября 1994 г.;

- Соглашение о книге редких, находящихся под угрозой исчезнове­ния видов животных и растений – Красной книге СНГ от 23 июня 1995 г.;

- Соглашение о контроле за трансграничной перевозкой опасных и других отходов от 12 апреля 1996 г.;

- Соглашение об информационном сотрудничестве в области эколо­гии и охраны окружающей природной среды от 6 июня 1997 г.;

- Соглашение о принципах взаимодействия в области рационального использования и охраны трансграничных водных объектов от 6 июня 1997 г.

Беларусь развивает и двустороннее сотрудничество в области охраны природы, прежде всего со странами СНГ, а также с другими сопредельными государствами и потенциальными инвесторами (Германией, Швейцарией, Швецией и др.). Подписаны и реализуются межправительственные соглашения с Латвией, Российской Федерацией, Украиной, а также межведомственные (между природоохранными ведомствами) с Польшей, Данией, Молдовой, Литвой, Болгарией, Словакией.

Одним из главных направлений в сотрудничестве с Российской Федерацией является взаимодействие природоохранных органов приграничных территорий (Витебской, Могилевской, Гомельской, Брянской, Смоленской, Псковской областей). Продолжается работа природоохранных ведомств по унификации экологических норм и стандартов. Разработана программа «Гармонизация законодательной и нормативно-методической базы в области охраны окружающей среды Республики Беларусь и Российской Федерации», первый этап реализации которой начат в 1999 г., а в настоящее время идет подготовка аналогичной программы в рамках Союзного государства на 2006–2008 гг.

Главным направлением взаимодействия Беларуси с Польшей в природоохранной сфере является охрана вод Западного Буга и его притоков, унификация действий по сохранению биоразнообразия Беловежской Пущи и др.

Система государственных органов власти и управления в области охраны окружающей среды РБ Систему государственных органов власти и управления в области охраны окружающей среды РБ составляют:- Президент;- Национальное собрание;- Совет Министров;- местные органы власти. Президент издает указы, декреты, распоряжения по вопросам охраны окружающей среды, имеющие обязательную силу на всей территории РБ. Национальное собрание как представительный и законодательный орган определяет основные направления государственной экологической политики. Совет министров – исполнительная власть; реализует государственную экологическую политику, проводит разработку и исполнение государственных экологических программ, координирует деятельность в области охраны окружающей среды и природопользования различных министерств и ведомств. Местные органы власти несут ответственность за состояние окружающей среды на соответствующих территориях. Основным государственным органом в области природопользования является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.Основу современного законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования составляют:ü Конституция Республики Беларусь (ст. 34, 46, 55) 1994 г., дополненная в 1996 г.;ü Законы Республики Беларусь:«О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» (1991 г.);«Об охране окружающей среды» (1992 г., с изменениями и дополнениями 2002 г.).«О государственной экологической экспертизе» (1993 г.);«Об отходах производства и потребления» (1993 г.);«Об особо охраняемых территориях и объектах» (1994 г.);«Об охране и использовании животного мира» (1996 г.);«Об охране атмосферного воздуха» (1997 г.);«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (2000 г.);Кодекс Республики Беларусь о недрах (1997 г.);Водный кодекс Республики Беларусь (1998 г.);Кодекс Республики Беларусь о земле (1999 г.);Лесной кодекс Республики Беларусь (2000 г.).Все эти законодательные документы предназначены для регулирования взаимоотношений человека и окружающей среды. Немалое значение здесь придается предотвращению экологических правонарушений. Экологическим правонарушением называется действие или бездействие лица, виновного в противоправном деянии, связанном с посягательством на экологический правопорядок, и причинившем вред природной среде либо создавшей реальную угрозу причинения вреда.В соответствии с законодательством Республики Беларусь, правонарушением в области ООС является:· нарушение требований экологической безопасности;· нарушение порядка реализации проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственной экологической экспертизе;· нарушение правил безопасности при обращении с опасными химическими и иными веществами и отходами;· нарушение законодательства Республики Беларусь об отходах;· нарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий;· нарушение порядка использования земель и требований по их охране;· нарушение требований по использованию недр и гидроминеральных ресурсов;· нарушение правил охраны недр;· нарушение правил лесопользования, лесоразведения, воспроизводства, повышения продуктивности и качества лесов;· незаконное уничтожение или повреждение древесно-кустарниковой или иной растительности;· нарушение правил заготовки, сбора или закупки грибов, других дикорастущих растений или их частей;· самовольный сбор или уничтожение дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь;· нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках;· выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов;· загрязнение леса и иной древесно-кустарниковой растительности;· нарушение требований по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений или мест их обитания и произрастания;· незаконные вывоз из Республики Беларусь и ввоз в нее диких животных и дикорастущих растений;· нарушение правил рыболовства и охраны рыбных ресурсов и водных животных;· загрязнение атмосферы, нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование оборудования для очистки и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;· производство, выпуск в эксплуатацию или эксплуатация передвижных источников с превышением нормативов допустимых выбросов химических веществ;· нарушение законодательства Республики Беларусь об охране озонового слоя;· сокрытие, умышленное искажение и (или) несвоевременная передача сведений о состоянии и загрязнении окружающей среды, источниках ее загрязнения, состоянии природных ресурсов, их использовании и охране.Нарушение природоохранного законодательства как субъектами хозяйствования, так и отдельными гражданами влечет за собой различные виды ответственности: административную: штрафы, предупреждения, запреты (закрытие предприятий); дисциплинарную: понижение в должности, выводы, лишение премии; материальную: возмещение нанесенного ущерба;

уголовную ответственность с обязательным возмещением нанесенного природной среде ущерба: привлекаются субъекты, виновные в нанесении значительного ущерба.

 

Контрольные вопросы

1. Чем представлена правовая база РБ в области охраны окружающей среды?

2. Чем представлена современная система международного сотрудничества в области охраны окружающей среды?

3. Что такое экологическое правонарушение?

4. Опишите систему государственных органов власти и управления в области охраны окружающей среды РБ.


список Литературы

1. Агроэкология / В. А. Черников [и др.]; под. ред. В. А. Черникова, А. И. Чекереса. – М.: Колос, 2000. – 536 с.

2. Банников, А. Г. Охрана природы / А. Г. Банников, А. К. Рустамов. – М.: Высшая школа, 2000.

3. Бродский, А. К. Краткий курс общей экологии: учеб. пособие / А. К. Бродский.– СПб., 1992.

4. Воронков, Н. А. Экология / Н. А. Воронков. ‑ М.: Рандеву-АМ, 1999

5. Горелов, А. А. Экология / Горелов, А. А. – М.: Юрайт, 2001.

6. Донской, Е. Л. Основы экологии и экономика природопользова­ния / Н. П. Донской, С. А. Донская. – Минск: Экономик, 2000.

7. Киселев, В. Н. Основы экологии: учеб. пособие / В. Н. Киселев. – Минск, 1998.

8. Коммонер, Б. Технология прибыли / Б. Коммонер. – М.: Мысль, 1976.

9. Корбкин, В. И. Экология / В. И. Корбкин, А. И. Передельский. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

10. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь за период 2005–2020 гг. – Минск, 2004.

11. Одум, Ю. Экология: в 2 т. / Ю. Одум. – М.: Мир, 1986.

12. Реймерс, Н. Ф. Природопользование. Словарь-справочник / Н. Ф. Реймерс. – М.: Мысль, 1990.

13. Сельскохозяйственная экология / О. И. Родькин [и др.]. – Минск: БГАТУ, 2001.

14. Состояние природной среды Беларуси: экологич. бюллетень, 2008 г. – Минск: Юнипак, 2009.

15. Справочно-статистические материалы о состоянии окружающей среды и природоохранной деятельности в Республике Беларусь. – Минск: Юнипак, 2008.

16. Шимова, О. С. Управление природопользованием и природоохранной деятельностью / О. С. Шимова, A. M. Кабушко. – Минск: Юнипак, 2005.

17. Экология, охрана природы, экологическая безопасность / под ред. А. Т. Никитина, С. А. Степанова. – М.: МНЭПУ, 2000.


Краткий экологический словарь

• А •

АРЕАЛ – область распространения: 1) систематической группы живых организмов (вида, рода и т. д.); 2) определенного типа сообществ; 3) сходных условий; 4) сходных объектов (населенных мест и т. п.).

АРХИТЕКТУРА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ – новейшее направление в архитектуре, районной и городской планировке, стремящееся максимально учесть экологические и социально-экологические потребности конкретного человека от его рождения до глубокой старости.

АЭРАЦИЯ – естественное или искусственное поступление воздуха в какую-нибудь среду (воду, почву и т. д.). Может проводиться при помощи технических средств или с помощью ликвидации преграды (льда, масляной пленки и т. п.), препятствующей естественному доступу воздуха к поверхности воды, почвы и т. д.

• Б •

БАЗА ДАННЫХ – совокупность сведений, хранимых в запоминающих устройствах вычислительной машины. Эти сведения выступают как исходные для решения проблемных задач на основе машинных программ. В природопользовании это главным образом прогнозные и управленческие задачи.

БАЛАНС ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ – количественное сочетание экологических компонентов (энергии, газов, воды, субстратов, растений-продуцентов, животных-консументов и организмов-редуцентов), обеспечивающее экологическое (естественное, природное) равновесие определенного типа, что позволяет формироваться и поддерживаться экосистеме определенного типа.

БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ – 1) совокупность действий, состояний и процессов, прямо или косвенно не приводящих к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде, отдельным людям и человечеству; 2) комплекс состояний, явлений и действий, обеспечивающий экологический баланс на Земле и в любых ее регионах на уровне, к которому физически, социально-экономически, технологически и политически готово (может без серьезных ущербов адаптироваться) человечество. Б. э. может быть рассмотрена в глобальных, региональных, локальных и условно точечных рамках, в том числе в пределах государств и их любых подразделений.

БЕЗОТХОДНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – направленная на рациональное использование природных ресурсов технология отдельного производства или промышленного комплекса, обеспечивающая получение продукции без отходов. Включает в себя комплекс мероприятий, обеспечивающих минимальные потери природных ресурсов при производстве сырья, топлива и энергии, а также максимальную эффективность и экономичность их применения.

БЕСПРИРОДНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ МИР – мысленное состояние техносферы, которое ожидается в случае уничтожения природы и выживания в этих условиях человечества.

БИОТЕХНОЛОГИЯ – пограничная между биологией и техникой научная дисциплина и сфера практики, изучающая пути и методы изменения окружающей человека природной среды в соответствии с его потребностями.

• В •

ВОДА ТЕХНИЧЕСКАЯ – вода, кроме питьевой, минеральной и промышленной, пригодная для использования в народном хозяйстве.

ВОДОЕМКОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА – количество воды, используемой для получения единицы готовой продукции.

ВОДООЧИСТКА – техническое доведение качества воды, поступающей в водопроводную сеть, до установленных нормативами показателей.

ВОДОСНАБЖЕНИЕ ОБОРОТНОЕ – относительно быстрое повторное поступление использованной воды в технологические циклы или бытовые водопроводные сети после ее очистки (в технологических циклах иногда и без нее). В некоторых отраслях промышленности превышает 80 % всей используемой воды, в обитаемых космических аппаратах достигает 100 %. В сильно урбанизированных регионах практически вся вода поступает в водопроводные сети по принципу В. о., но, поскольку отрезок времени в определении понятия В. о. точно не установлен, границу первичного потребления воды и В. о. установить трудно. Технологическая грань В. о. – использование воды без поступления ее в природные циклы.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ – комплекс мероприятий, направленных на получение природных ресурсов в относительно прежнем количестве. Достигается с помощью искусственных мер после полного или частичного истощения этих ресурсов (например, реинтродукция растений, реакклиматизация животных, восстановление лесов и т. п.).

ВЫБРОС(ы) – кратковременное или за определенное (час, сутки) время поступление в окружающую (предприятие, группу предприятий или человека) среду любых загрязнителей. Различают: 1) В. от отдельного источника; 2) суммарный В. на площади города, региона, государства, их группы, мира в целом.

ВЫБРОС ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЙ (ПДВ) – выброс вредных веществ в атмосферу, устанавливаемый для каждого источника загрязнения атмосферы при условии, что приземная концентрация этих веществ не превысит предельно допустимую концентрацию (ПДК).

• Г •

ГЛОБАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – любая деятельность человека, исключающая вредное воздействие на среду, окружающую цивилизацию.

ГЛОБАЛЬНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ – загрязнение, которое нарушает естественные физико-химические, биологические показатели биосферы, в целом обнаруживается в любой точке поверхности нашей планеты.

• Д •

ДОЖДЬ КИСЛОТНЫЙ, КИСЛЫЙ (КИСЛОТНЫЕ, КИСЛЫЕ ОСАДКИ) – дождь (и снег), подкисленный (рН ниже 5,6) из-за растворения в атмосферной влаге промышленных выбросов (SO2, NO2, HCl и др.).

ДОКТРИНА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ – система взглядов на сущность и характер взаимодействия общества и природы, социально-экономические причины нарушения гармонии между человеком и средой его обитания, принципы обеспечения оптимального взаимодействия общества и природы.

«ДЫРА» ОЗОНОВАЯ (ОЗОННАЯ) – значительное пространство в озоносфере планеты с заметно пониженным (до 50 %) содержанием озона. К настоящему времени зарегистрированы от года к году расширяющаяся (темпы расширения – 4 % в год) «Д» о. над Антарктидой (выходящая за контуры материка) и менее значительное аналогичное образование в Арктике. Причины возникновения «Д» о., впервые отмеченные в начале 80-х годов XX в., пока не совсем ясны. Предполагается как естественное, так и антропогенное (от выбросов фреонов и сведения лесов как продуцентов кислорода) их происхождение.

• Е •

ЕМКОСТЬ ЛАНДШАФТА – количественно выраженная способность ландшафта удовлетворять какие-либо нужды человека (например, рекреационная емкость ландшафта).

ЕМКОСТЬ ХОЗЯЙСТВА (ПРЕДПРИЯТИЯ) ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ – размер земельной площади, необходимой для выпуска единицы рассматриваемой продукции (в натуральных или денежных единицах в расчете на капиталовложения).

• Ж •

ЖИВУЧЕСТЬ ЭКОСИСТЕМЫ – ее способность выдерживать резкие колебания абиотической среды, массовые размножения или длительные исчезновения отдельных видов, большие антропогенные нагрузки.

• З •

ЗАГАЗОВАННОСТЬ – наличие в воздухе вредных и взрывоопасных газообразных веществ в ощутимых концентрациях.

ЗАГРЯЗНЕНИЕ – привнесение в среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, информационных или биологических агентов или превышение в рассматриваемое время естественного среднемноголетнего уровня (в пределах его крайних колебаний) концентрации перечисленных агентов в среде, нередко приводящее к негативным последствиям.

ЗАГРЯЗНЕНИЕ АНТРОПОГЕННОЕ – загрязнение, возникающее в результате хозяйственной деятельности людей, в том числе их прямого или косвенного влияния на состав и интенсивность природного загрязнения, например, путем гидростроительства, создания дорожных покрытий и т. п. Наиболее катастрофично З. а., связанное с военной промышленностью. Последствия войны с применением атомного оружия могут привести к апокалипсису «ядерной зимы».

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ – любая информация, прямо или косвенно противоречащая положениям природного законодательства; информация, наносящая ущерб природе и рациональному природопользованию.

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЕ – вызываемое отдельно взятым загрязнителем или их совокупностью. В настоящее время приобрело глобальные масштабы.

ЗАКОНЫ ОБ ОХРАНЕ ПРИРОДЫ – свод основных юридических норм, регулирующих государственные мероприятия, направленные на охрану, рациональное использование и расширенное воспроизводство природных ресурсов.

ЗАКОН ОГРАНИЧЕННОСТИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ – все природные ресурсы (и условия) Земли конечны. Закон основан на том, что, поскольку планета представляет собой естественно ограниченное целое, на ней не могут существовать бесконечные части. Следовательно, категория «неисчерпаемых» природных ресурсов возникла по недоразумению.

ЗАКОН (ПРИНЦИП) ЦЕПНЫХ АНТРОПОГЕННЫХ СВЯЗЕЙ И ПРОЦЕССОВ (И. И. Мазур – О. И. Молдаванов – В. Н. Шишов) – антропогенные потоки, формируемые в границах природно-технических геосистем, способны взаимодействовать таким образом, что их суммирование создает кумулятивный эффект, который обусловливает увеличение (во времени и пространстве) масштаба распространения антропогенных изменений природной среды. Эффект цепного развития антропогенных процессов в глобальном масштабе проявляется в границах всей техносферы Земли.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПРИРОДООХРАННОЕ – установление юридических (правовых) норм и правил, а также введение ответственности за их нарушение в области охраны природы. Включает правовую охрану природных (естественных) ресурсов, природных особо охраняемых территорий, природной окружающей среды городов (населенных мест), пригородных зон, зеленых зон, курортов, а также природоохранные международно-правовые акты.

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ АНТРОПОГЕННОЕ (ВОЗБУЖДЕННОЕ, ТЕХНОГЕННОЕ) – возникает в результате локального изменения давления на земную кору (например, при заполнении водохранилища или усыхании крупного водоема), откачки подземных вод или иных воздействий на литосферу.

ЗЕМЛИ НАРУШЕННЫЕ – земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного или растительного покрова, гидрологического режима и образованием техногенного рельефа в результате деятельности человека.

ЗОНА ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ – участки территорий, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, влекущие за собой нарушение здоровья населения, равновесия естественных экосистем, прежде всего повреждение генетических фондов растений и животных.

• И •

ИММУНОДЕФИЦИТ ПЛАНЕТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ – качественно депрессированное состояние биосферы, характеризующееся устойчивым синдромом иммунодефицита природной среды. Природа рассматривается как живой организм планеты, сопротивляемость которого глобальным антропогенным процессам необратимо деформируется в результате снижения функций саморегуляции и восстановления.

ИНТЕНСИВНОСТЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ – общий уровень содержания или скорость поступления загрязнителей в систему.

ИНФРАСТРУКТУРА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ – комплекс сооружений, предприятий, учреждений, сетей и технологических систем, обеспечивающих условия сохранения среды жизни человека (среды, окружающей человека).

• К •

КАДАСТР – систематизированный свод данных, включающий качественную и количественную опись объектов или явлений, в ряде случаев с их экономической (эколого-социально-экономической) оценкой. Содержит их физико-географическую характеристику, классификацию, данные о динамике, степени изученности и эколого-социально-экономическую оценку с приложением картографических материалов. Может включать рекомендации по использованию объектов или явлений, предложения мер по охране, указания на необходимость дальнейших исследований и др.

КОСМИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ – отрасль знания, изучающая экологические отношения человека и Космоса.

КРИЗИС ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ – напряженное состояние взаимоотношений между человечеством и природой, характеризующееся несоответствием развития производительных сил и производственных отношений в человеческом обществе ресурсно-экологическим возможностям биосферы. К. э. характеризуется не просто и не столько усилением воздействия человека на природу, но и (это следует особо подчеркнуть) резким увеличением влияния измененной людьми природы на общественное развитие.

• Л •

ЛАНДШАФТ НАРУШЕННЫЙ – тип антропогенного ландшафта, возникший в результате нерационального использования природных ресурсов.

ЛАНДШАФТ ТЕХНОГЕННЫЙ – разновидность антропогенного ландшафта, особенности формирования и структуры которого обусловлены производственной деятельностью человека, связанной и с использованием мощных технических средств. Воздействие может быть прямым (механическое нарушение земель, растительности, затопление и т. п.) и косвенным (загрязнение промышленными выбросами, подкисление осадков, фактор беспокойства и т. д.).

• М •

МЕГАПОЛИС – очень крупная городская агломерация, включающая многочисленные жилые поселения (функциональное соединение ряда городских агломераций). Численность населения М. – более 1 млн жителей. Крупнейшие М.: Бостон – Нью-Йорк – Филадельфия – Вашингтон (протяженностью около 400 км) и Токио – Осака – Нагоя.

МОНИТОРИНГ ГЕОТЕХНИЧЕСКИЙ – комплексное инструментальное и органолептическое обследование природных объектов и технических сооружений, находящихся в тесной взаимосвязи в границах конкретной территории.

• Н •

НАЧАЛО ТЕРМОДИНАМИКИ ВТОРОЕ – энтропия замкнутой системы при любых процессах в ней не может убывать (одно из многих определений Н. т. в.), т. е. она может быть равна нулю (при обратимых процессах) или больше нуля (при необратимых процессах). Природные системы не относятся к абсолютно замкнутым. Процессы в них относительно обратимы, поэтому их энтропия условно бесконечно долго остается равной нулю. На достижение этого состояния направлена самоорганизация природных систем, их саморегуляция.

• О •

ОБУЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ – комплекс экологического воспитания, просвещения, образования и пропаганды, создающий у человека экологическое мировоззрение и вооружающий его знанием места человечества в природе и личном благополучии каждого из людей. О. э. служит основой рационального природопользования.

ОПТИМИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ – 1) достижение наиболее рационального экологического равновесия (с точки зрения долгосрочной перспективы развития хозяйства и сохранения условий жизни людей) с помощью благоприятного сочетания экологических компонентов и территорий (экосистем) с различной степенью преобразованности человеком. Обычно О. э. регионально подчинена определенным хозяйственным целям; 2) достижение фазы экологического равновесия, наиболее полно сохраняющей биотическое разнообразие.

• П •

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЕ – система деятельности, призванная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и условий и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей. Таким образом, П. р. – высокоэффективное хозяйствование, не приводящее к резким изменениям природно-ресурсного потенциала, к которым социально-экономически не готово человечество, и не ведущее к глубоким переменам в окружающей человека природной среде, наносящим урон его здоровью или угрожающим самой его жизни.

ПРОГНОЗ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СРЕДУ – предсказание изменений в природной среде в результате воздействий на нее проектируемого, строящегося или недавно введенного в эксплуатацию производственного предприятия, сооружения или их совокупности. Реже – предварительное определение изменений в природной среде или отдельных ее составляющих в результате воздействий агентов, ранее не попадавших в природную среду или действие которых было неизвестно (например, П. в. на с. фреонов через нарушение ими озоносферы).

• Р •

РАВНОВЕСИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ (квазистационарное, квазиравновесное состояние экологических систем) – баланс естественных или измененных человеком средообразующих компонентов и природных процессов, приводящих к длительному (условно бесконечному) существованию данной экосистемы.

РЕКУЛЬТИВАЦИЯ – искусственное восстановление плодородия почвы и растительного покрова после техногенного нарушения природы (открытыми горными разработками и т. п.).

РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ – этап рекультивации земель, включающий планировку, формирование откосов, снятие, транспортировку и нанесение почв и плодородных пород на рекультивируемые земли, строительство дорог, гидротехнических и мелиоративных сооружений и др.

РИСК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ – вероятность неблагоприятных для экологических ресурсов последствий любых (преднамеренных или случайных, постепенных или катастрофических) антропогенных изменений природных объектов и факторов.

• С •

САМОРЕГУЛЯЦИЯ – способность природной (экологической) системы к восстановлению внутренних свойств и структур после какого-либо природного или антропогенного воздействия, изменившего эти свойства и структуры. С. основана на принципе обратной связи отдельных составляющих природную систему подсистем и экологических компонентов.

СКОРОСТЬ ЭРОЗИИ ПОЧВ – интенсивность процесса уменьшения толщины слоя почвы под воздействием эрозии. При рациональных севооборотах обычно не превышает 0,2–0,3 мм/год, при ежегодной монокультуре достигает 1,3 см/год, т. е. превышает допустимый уровень в 4–6 раз. Ускоренная эрозия почв считается причиной резкого сокращения урожайности в 28 странах мира.

СТАГНАЦИЯ – естественно возникающий дефицит кислорода в водоеме (гидро-биол.).

• Т •

ТЕХНОГЕНЕЗ – процесс изменения природных комплексов под воздействием производственной деятельности человека. Заключается в преобразовании биосферы, вызываемом совокупностью геохимических процессов, связанных с технической и технологической деятельностью людей по извлечению из окружающей среды, концентрации и перегруппировке целого ряда химических элементов, их минеральных и органических соединений.

ТЕХНОЛОГИЯ РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ – производство и реализация конечных продуктов с минимальным расходом вещества и энергии на всех этапах производственного цикла (от добывающих до сбывающих отраслей) и с наименьшим воздействием на человека и природные системы.

ТЕХНОСФЕРА – 1) часть биосферы, коренным образом преобразованная человеком в технические и техногенные объекты (здания, дороги, механизмы и т. п.), в атропогенную среду; 2) часть биосферы (по некоторым представлениям, со временем вся биосфера), преобразованная людьми с помощью прямого и косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия социально-экономическим потребностям человечества.

• У •

УСТОЙЧИВОСТЬ ЭКОСИСТЕМЫ – ее способность к реакции, пропорциональной по величине силе воздействия. Неустойчивость экосистемы – несоответственно большой ее отклик на относительно слабое воздействие.

УЯЗВИМОСТЬ ЛАНДШАФТА, ЭКОСИСТЕМЫ – свойство, обратное устойчивости, неспособность противостоять внешним воздействиям.

• Ф •

ФАКТОР ТЕХНОГЕННЫЙ – любое воздействие, связанное с техническими средствами. Может быть непосредственным (механическое повреждение, изменение кислотности или щелочности среды и т. п.) и опосредованным (изменение растительности приводит к переменам в животном мире, разрушение почвенного покрова делает невозможным рост растений и т. п.).

ФОН ПРИРОДНЫЙ – естественная концентрация или степень воздействия природных веществ и других агентов на что-либо. Ф. п. может быть различным в зависимости от места и времени, благоприятным и неблагоприятным для живых организмов.

• Х •

ХРАНЕНИЕ ОТХОДОВ – содержание отходов в специальных емкостях (контейнерах или хранилищах). Высокотоксичные, радиоактивные отходы заключают в металлические капсулы, а затем в кубы из отвердевшего жидкого стекла, помещаемые в отработанные соляные копи или в другие искусственные пустоты в земной коре, куда не поступают подземные воды и откуда невозможен случайный прорыв аварийно образовавшихся токсичных газов (но откуда контейнеры могут быть при надобности извлечены). От X. о. следует отличать их захоронение, при котором извлечение контейнеров с отходами, как правило, невозможно или крайне затруднено.

• Ц •

ЦИКЛ ЗАМКНУТЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ – многократное использование материального ресурса (воды, воздуха и т. п.) в производстве с предварительным охлаждением, очисткой и т. п. процессами, возвращающими ресурсу необходимое для заданной технологии качество. Ц. з. п. может охватить ряд производств; при этом ресурс из последнего в цепи производства поступает в первый.

• Ш •

ШКАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ – любая шкала оценки экологического значения того или другого средообразующего компонента или явления в экосистеме для отдельного организма (вида) или их совокупности (сообщества). Шкалы обилия, размещения, увлажнения – примеры экологических шкал.

• Э •

ЭКОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРНАЯ – целостная наука, обладающая всеми свойствами комплексной научно-технической дисциплины, изучающей общие и локальные закономерности формирования техносферы и способы управления ею в целях защиты и безопасности природной среды на региональном и планетарном уровнях.

ЭКСПЕРТИЗА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ – оценка воздействия на среду жизни, природные ресурсы и здоровье людей комплекса хозяйственных нововведений (в том числе преобразования природы) в масштабах избранного региона. Включает не просто сумму экологических экспертиз технологии (техники), проектов предприятий и экспертизы проекта преобразования природы, но также и интегральный их анализ для рассматриваемого региона, экосистем различной иерархии, иногда даже биосферы в целом.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ – эколого-социально-экономическая результативность мероприятий по предотвращению отрицательных воздействий хозяйственных процессов на качество окружающей человека среды. Определяется на базе анализа причин и последствий отрицательного воздействия процессов на качество окружающей человека среды; затрат на предотвращение и ликвидацию ущерба от несоблюдения экологических требований к продукции, к технологическим процессам и побочным продуктам производства; эффективности капитальных вложений в мероприятия по охране окружающей человека среды; социальной эффективности выполнения мероприятий по охране окружающей человека среды.

• Я •

ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДНО-АНТРОПОГЕННОЕ – вызванное суммарным воздействием человека и природных факторов. Человеческая деятельность может быть пусковым механизмом природного явления. Например, так называемые наведенные, или «рукотворные», землетрясения, обусловленные дополнительным давлением на земную кору наполненного водохранилища, представляют собой природные явления, первоначальная причина которых – деятельность человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.179 сек.