Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития потребительского права




Шутки». Команда КВН «Кефир», Нягань. «КиВиН-2010», Сочи, 1 февраля 2010 г.

Мы из Нягани! Кстати, у нас в Нягани, и это чистая правда, родилась теннисистка Марина Шарапова, выросла биатлонистка Дарья Домрачева. И всё пока!

---

Это Марат. Для Марата сегодня особенный день, именно сегодня мама скажет ему код от подъезда.

---

Как вы понимаете Дима, этакая икона стиля нашей команды. Глядя на него, тоже хочется перекреститься.

--

– Ребят, а у меня в подъезде крысы развелись.

– Ничего удивительного. Я изначально не верил в их отношения.

---

– Дима!

– Да, Моня.

– Может, выпьем сегодня!

– Ты же знаешь, Моня, я закодировался… Давай завтра!

---

– Ну что же, давайте перейдем непосредственно к шоу.

– Аркадий, начинай.

– Почему я должен начинать?

– У тебя немцы в роду были.

--

– Марат!

– Что, Аркадий?

– Ничего, Марат. Просто держу тебя в тонусе!

---

– Аркадий, а может, ты споешь что-нибудь?

– Например?

– Например, песню.

– Отличный выбор Моня! Объяви меня.

– Музыка народная, слова Ожегова, буквы Кирилла и Мефодия, поёт Аркадий.

---

– Кстати, Дмитрий утверждает, что он родственник Масляковых. Как вы понимаете, Дмитрий…

– Лжедмитрий!

– Дима, вольно!

---

–Стоп, ребята мы же забыли про Роксану Бабаян!

– Не мы одни, Моня!

---

– На самом деле город Нягань построили гуси. Отсюда и название - НЯ-ГА-НЬ.

 

Законодательство о защите прав потребителей как отрасль права появилось в Российской Федерации в начале 1990 года.

В советский период отношения граждан по удовлетворению потребительских прав регулировались, в основном, нормами кодифицированного гражданского законодательства (Гражданским кодексом РСФСР, Основами гражданского законодательства РСФСР), которыми устанавливались общие требования, призванные служить базой для специального законодательства, норм, правил в сфере гражданского потребления, работ, услуг, купли-продажи товаров и т.д.

Однако в издаваемых нормативных актах традиционно в полном объеме не учитывалась специфика взаимоотношений потребителей в организации сфер обслуживания.

Некоторые виды фактически существовавших договоров вообще не укладывались в действовавшие гражданско-правовые соглашения.

Значительным упущением ранее существовавшего законодательства являлось отсутствие системы специальных гарантий охраны прав граждан при заключении договоров, направленных на обслуживание их потребностей в области купли-продажи, услуг, работ и т.д.[1]

В этот период существовало множество подзаконных актов, которые регламентировали отдельные сферы взаимоотношений с участием граждан-потребителей. Надо отметить, что издаваемые ведомственные акты, как правило, содержали нормы, ущемлявшие интересы потребителей, а в некоторых случаях прямо противоречившие законодательству.

Действовавшие в это время правовые нормы не вполне соответствовали нормам международного права, в частности, руководящим принципам для защиты интересов потребителей, принятых 9 апреля 1985 года Организацией Объединенных Наций (резолюция Ассамблеи ООН 30/248).[2]

Это несоответствие в принятых в СССР нормах проявилось прежде всего в отсутствии ряда важных прав потребителей: права на информацию; права на безопасность всех услуг; права на возмещение вреда, в том числе компенсации морального вреда; права на объединение в потребительские организации для защиты собственных интересов и т.д.

Как указывалось выше, действовавшие нормы надлежащим образом законодательно не были урегулированы, что выражалось в отсутствии механизма реализации, а поэтому зачастую они носили декларативный характер.

Фактически отсутствовала система государственной защиты интересов потребителей. Такое положение способствовало созданию условий для навязывания потребителям явно невыгодных для них условий договора, товаров, не пользующихся спросом и т.д.

После распада СССР, в переходный период экономического развития Росси, в условиях свободы предпринимательской деятельности, тотального дефицита товаров общего спроса, отсутствия культуры потребления, добросовестности изготовителей, исполнителей, продавцов, импортеров необходимость в специальном законодательстве в области защиты прав потребителей особенно возросла.

Впервые попытка принятия законодательства в области защиты прав потребителей была осуществлена в 1988 году, когда был разработан проект Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей».[3]

Однако проект был односторонним, ибо в основном решал проблемы обеспечения качества товаров и услуг, только один раздел закона содержал нормы, направленные на защиту интересов потребителей. Но главный недостаток проекта закона был в том, что он не устанавливал различий между потребителем-гражданином и потребителем-юридическим лицом, не было определено положение гражданина-потребителя по отношению к другим субъектам правоотношений.

Проект закона был отвергнут, так как его положения носили декларативный характер, он не закреплял в полном объеме права гражданина-потребителя.

Нарождавшиеся рыночные отношения требовали создания потребительского законодательства, поэтому 22 мая 1991 года был принят первый Закон СССР «О защите прав потребителей».

Однако в связи с распадом Советского Союза он не вступил в силу. Но сам Закон впервые вышел из рамок гражданского законодательства, так как содержал положения о защите прав потребителей и одним из первых закрепил право потребителей-граждан на компенсацию за причиненный моральный вред. Но права о защите прав потребителей продолжали носить декларативный характер.

7 февраля 1992 года был принят Федеральный Закон РФ «О защите прав потребителей», который вступил в действие 7 апреля 1992 года. Он значительно приблизился к международным нормам.[4]

Законом была установлена норма, которая запретила снижать гарантии защиты прав потребителей при принятии других нормативных норм по сравнению с установленными этим Законом.

Кроме этого, законом только правительству дано право принимать нормативные акты, затрагивающие интересы потребителей, запрещено ему же поручать принятие таких норм (актов) министерствам и ведомствам.

Наконец, Закон закрепил важнейшее положение, что потребителем является гражданин, который приобретает или намеривается приобрести товары (работы, услуги) для личных нужд. А юридические лица были выведены из сферы действия данного Закона.

Помимо этого, Закон закрепил признанные международным сообществом права потребителей и гарантии их реализации, предусмотрел повышенные гарантии защиты при причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, установил 10-летний срок ответственности изготовителя за выпущенную продукцию (длительного пользования) как перед потребителем, так и перед другими лицами, независимо от наличия между ними договорных отношений. Принятый закон гарантировал право потребителей выбирать подсудность по своему усмотрению: либо по месту нахождения потребителя, либо по месту нахождения ответчика; потребитель освобождался от уплаты государственной пошлины при предъявлении исков.

Этот закон наряду с индивидуальной защитой потребителя предусмотрел и возможность коллективной защиты. Закон установил право государственных органов пресекать нарушения потребительского законодательства с привлечением виновных к административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности.

Законом введена возможность предъявления исков в интересах неопределенного круга потребителей при нарушении их прав.

Ранее основным органом, контролировавшим соблюдение потребительского законодательства, являлось Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ), однако в силу Закона государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей был возложен на Роспотребназдор. Определенные функции по защите прав потребителей Закон возложил на органы местного самоуправления, на общественные объединения потребителей.[5]

Как видно из вышеизложенного, существенное закрепление гарантий защиты интересов потребителей от органов власти до общественных объединений, которые позволили им реально участвовать в формировании потребительской политики в государстве, нашло значительное отражение в Законе «О защите прав потребителей».

Появление в России современного потребительского законодательства, которое активно защитило интересы потребителей, стало выгодно предпринимателям, так как бизнес, вышедший на цивилизованный простор построения отношений с потребителем, стал опираться на определенные правила (Кодекс поведения), которые устанавливали повышенные (по сравнению с законодательством) обязательства бизнеса в отношениях с потребителями.[6]

Продолжается процесс сближения потребительского законодательства стран СНТ, Евросоюза и других международных формирований. Таким примером является международное соглашение 2005 года «Об основных направлениях сотрудничества государств-участников в области защиты прав потребителей».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.234 сек.