Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вторая стадия: вопросы квантификации со­держания




Цель анализа заключается в квантификации выбранных при помощи указанных категорий позиций по отношению к референдуму, содержа­щихся в разных рубриках газеты. Анализ ослож­нялся следующими обстоятельствами.

1. Кампания продолжалась тридцать дней, и поэтому пришлось изучать 30 номеров газеты.

2. Каждый номер газеты содержал разные рубрики; передовую статью, отражающую направ­ленность газеты, независимые выступления, ин­формацию.

3. В защиту каждой позиции, «да» или «нет», использовались иногда сходные аргументы, но с разными целями.

Нужно ли нам учитывать все номера газет или сделать выборку? Если выборку, то какую? В ка­ком объеме требуется квантификация? Надо ли различать статьи (в том числе по признаку «да» и «нет»)? Какие еще единицы надо подсчитывать? Считать ли количество слов «да» и «нет», считать ли количество строк или сантиметров текста, по­священного этим позициям?

К основным проблемам квантификации контентного анализа относятся:

Проблема выборки. Первые контентные анали­зы страдали от отсутствия методики при выборе источников: иногда стремились рассматривать все тексты, иногда изучали ряд речей и т. д.

Что может обеспечить репрезентативность выборки документов? Заранее это неизвестно. Чаще всего признаки определяют в зависимости от формулируемых гипотез; это, однако, малона­учно и может не учитывать всех факторов.

Проблема выборки содержит в себе три реше­ния, если речь идет об анализе коммуникации: выбор источника, число и дата сообщений, ис­следуемое содержание.

Выбор источника. Этот выбор зависит от задачи. При изучении прессы можно сделать географическую выборку, учитывающую роль местных газет. Если речь пойдет о сравнении раз­ных аудиторий читателей на основе анализа ро­манов, печатаемых в журналах и читаемых в раз­ных кругах, изучаемая совокупность будет состо­ять из всех романов, печатаемых во всех журналах, вышедших в стране за какое-то определенное время.

Но можно провести и репрезентативную вы­борку этих журналов, а также выборку романов из каждого журнала. В данном случае мы сталки­ваемся со сложной проблемой репрезентативной выборки. Можно ли считать репрезентативным роман, если журнал, в котором он публикуется, имеет небольшое число читателей или страниц? Публикует ли данный журнал лишь этот или не­сколько романов?

Если исследователь в состоянии подтвердить общие выводы, которые он сформулировал на основании изученных данных, он должен суметь точно выразить мотивы, которые побудили его ограничить изучаемую совокупность.

Число сообщений и временной диапазон. Чтобы выборка была достаточно репрезентативной, нужно установить затем, ка­ково должно быть число сообщений и какой пе­риод времени они должны охватывать. Время за­висит от избираемой темы. В частности, речь может идти о послевоенном периоде или о впе­чатлении от определенных речей за три месяца.

Нужно, чтобы изучаемая единица с опреде­ленной вероятностью попадала в выборку и в то же время была независимой от любых корреля­ций между единицами этой совокупности.

Представим, что мы решили ограничиться выборкой одного номера данной газеты из семи. Что мы должны делать, если выбор падает на вос­кресный выпуск, который значительно отличает­ся от других? Необходимо заранее отметить пери­одические отклонения выбранных источников, которые могут влиять на характер сообщений.

Наблюдаемое содержание. Остается, наконец, определить выборку выборки, то есть установить наблюдаемое содержание изучаемой газеты за конкретный период. Содержание долж­но соответствовать свойствам газеты, которые зависят от типографии, от расположения и т. д. Так, первая страница газеты отличается от последней.

Разные единицы квантификации. При квантификации надо выбрать постоянные признаки ка­тегорий и установить величину элементов, на ко­торые расчленяется содержание.

Единица регистрации. Первой едини­цей анализа является единица регистрации. Это определенный сегмент содержания, который ха­рактеризуется при введении его в определенную категорию.

Единицы регистрации являются переменны­ми величинами. Слово — мельчайшая единица. Можно подсчитать, сколько раз в тексте употреб­лялись определенные слова. Например, в анализе политического текста, содержащего такие катего­рии, как «национализм» и т. д., слова «родина» и «нация» могут причисляться к единицам реги­страции в категории «национализм».

Тема — это значимый фрагмент, соответст­вующий идее, которая охватывает одну из катего­рий. Вместо того чтобы ограничиться словом «родина» в предыдущем примере, можно взять тему, например, «демократия».

Тема — элемент менее точный, чем слово, так как она может занимать две строчки или страни­цы. Можно удовлетвориться числом повторяю­щихся упоминаний темы, как и числом повторяющихся слов. Но не будет ни точным, ни соответствующим действительности равно учитывать краткое упоминание и пространное изложение темы.

Понятно, что, кроме единицы регистрации, которая представляет элемент, иллюстрирующий данную категорию, требуется еще более гибкая и точная единица измерения, чем число повторе­ний. Ниже мы встретимся с такой единицей, ко­торая называется единицей перечисления.

Предмет. Этот, несомненно, наиболее упот­ребляемый термин в широком смысле слова оз­начает содержание целиком — книги, фильма, речи. В узком смысле «предмет» может быть синонимом единицы регистрации, то есть всего того, что подвергается измерению. Слово, тема, вопрос, употребленные в смысле единицы реги­страции, рассматриваются просто как предметы.

Единица контекста. Это более гибкое понятие, не предполагающее строгой квантификации. Это лишь более широкий сегмент содержа­ния, к которому мы обращаемся, чтобы понять саму единицу регистрации.

Например, если единицей регистрации явля­ется слово, то единицей контекста может быть предложение.

Единица перечисления. Здесь речь идет не о значении, которое надо подсчитать, а о способе самого подсчета. Другими словами, если установление единицы регистрации преследует цель — на что указывает само это понятие — вы­деления значимого элемента, то единица пере­числения касается способа перечисления разных выделенных частей.

Если мы хотим выявить разницу между двумя темами, одна из которых встречалась десять раз в строке, а другая — один раз в пятидесяти строках, необходимо иметь единицу перечисления (число строк), которая бы отделялась от единицы реги­страции (число упоминаний темы

Единицы перечисления имеют отношение к пространству или времени: параграф, строка, сантиметр, минуты регистрации. Они должны поддаваться объективному, надежному и прове­ряемому измерению, должны подвергаться ма­тематическим операциям, начиная с самого простого — сложения. Разница между единицей ре­гистрации и единицей перечисления является существенной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.