Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретическая часть. Использование коэффициента уверенности при проектировании интеллектуальных систем с нечеткой логикой




Использование коэффициента уверенности при проектировании интеллектуальных систем с нечеткой логикой

Работа № 7

Контрольные вопросы

Варианты заданий

Описать правила и реализовать программный код, используя теорию Байеса для следующих задач:

1. диагностика неисправностей электронной аппаратуры

2. диагностика неисправностей автомобиля

3. диагностика заболеваний (по выбору)

4. прогнозирование (по выбору)

a. спортивных мероприятий

b. телепередач

c. природных катаклизмов

и т.п.

5. классификация объектов (по выбору)

6. задачи информационно-советующего характера (по выбору)

a. помощник заведующего склада

b. помощник аптекаря

c. помощник оператора справочной службы

d. выбор должности

e. проведение отпуска

и т.п.

 

1. Какие данные являются исходными для расчета вероятности наступления события?

2. Какие данные вводятся экспертом?

3. В чём отличие создания правил при использовании теории вероятностей?

4. В чем отличие программной реализации при использовании диалога с пользователем?

 

 

Цель работы: Научиться использовать формулы для вычисления коэффициента уверенности на практических примерах.

Не всегда можно описать событие с помощью точно определенных правил. Люди не всегда могут ответить на вопросы точно. Можно ли узнать, какая у человека температура, если он говорит, что слегка заболел? Скорее всего нет! Такие слова, как «высокий», «горячий» и «легкий», «растет» или «падает», представляют собой лингвистические переменные, которые нельзя определить одним значением. Использование этих понятий при формировании правил называется нечеткой логикой.

Понятие «падает» - также лингвистическая переменная, использующаяся в правилах, описывающих фондовую биржу. Применяя лингвистические переменные можно вычислить значения некоторых вероятностей, не обременяя пользователя лишними вопросами. Для этого необходимо конкретизировать лингвистические переменные. Пользователю экспертной системы нужно позволить добавлять к этим переменным определения, например «маленький» или «средний». Пользователь может задать маленькое повышение курса доллара и экспертная система должна точно знать, что под этим подразумевается.

КУ используется в области математики, называемой нечеткой логикой.. КУ может иметь значение от -1 до 1. Отрицательное значение КУ показывает степень уверенности в том, что правило не верно, а положительное значение – что верно. Правила, для которых КУ=-1, рассматривать нет смысла.

Прежде всего сформулируем общие принципы вычисления КУ правила:

1. Выбрать максимальное значение КУ из КУ для условий правила, разделенных логическим оператором И.

2. Если в правиле есть оператор ИЛИ, выбрать максимальное значение из КУ для всех условий правила, разделенных оператором И для всех условий, связанных оператором ИЛИ.

3. Умножить выбранный КУ на КУ правила.

4. Если существует несколько правил с одинаковым логическим выводом, выбрать из всех полученных КУ максимальный.

Во многих случаях изначально заданы граничные значения коэффициента уверенности. Логический вывод считается верным только в том случае, если его КУ превышает заранее заданные граничные значения. Работа с базой знаний продолжается до тех пор, пока значение коэффициента уверенности логического вывода больше граничного значения. В процессе работы выполняются определенные вычисления.

Предположим, для частного логического вывода КУ равно 0,4. Это значение запоминается. Затем оно сравнивается с граничным значением КУ (допустим, что оно равно 0,8). Запомненное значение оказалось меньше граничного, и, значит, работа с базой знаний продолжается. Если при работе с базой знаний встретился тот же самый логический вывод, КУ для нового правила умножается на 1 минус значение запомненного ранее КУ и результат прибавляется к запомненному ранее КУ. Значение КУ, равное 1, свидетельствует об абсолютной уверенности в правильности вывода. Затем вновь запомненное значение КУ сравнивается с граничным и если оно больше, выполняется логический вывод, в противном случае, работа с базой знаний продолжается. Вышесказанное можно записать с помощью равенства:

 

Запомненный КУ = Ранее запомненный КУ+ (1-Ранее запомненный КУ) * КУ нового правила

Например:

Граничное значение КУ = 0,8

Правило: ЕСЛИ А, ТО В (КУ=0,6)

Запомненный КУ: 0,6

Новое правило: ЕСЛИ С,ТО В (КУ=0,7)

Запомненный КУ=0,6+ (1-0,6)*0,7=0,88 (граничные значения превышены, и выполняется вывод).

 

2. Порядок выполнения работы:

 

1. Для выбранного варианта написать правила, использую коэффициенты уверенности

2. Реализовать «дружественный интерфейс» пользователя;

3. Организовать вывод информации пользователю;

4. Описать программное обеспечение реализации задачи.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.