Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V. Подготовим ребенка к школе




Вы думаете, что подготовка ребенка в школу — это покупка ему школьно-письменных принадлежностей, ранца, нового кос­тюмчика или платья? В какой-то степени — да. Но это завершаю­щая стадия создания для ребенка праздника 1 сентября.

 

Настоящая же, истинная подготовка человечка в школу должна начинаться задолго до этого, запоминающегося на всю жизнь дня, примерно за один-два года, когда малышу испол­нилось лишь пять, а то и четыре года. И от того, как вы подго­товите свою дочку или сынишку к учебе в школе в этом раннем дошкольном возрасте, зависит его успеваемость не только в на­чальной, но и в средней школе.

И не уповайте на детский сад или учительницу первого класса. В школу ребенка готовят умные родители, не имея ни­какого педагогического образования. Дело в том, что очень из­менился общеобразовательный уровень нашего общества, из­менилась, в связи с огромным развитием в XX веке науки и культуры, программа общеобразовательной школы, усложни­лись задачи обучения в техникумах и различных училищах. В связи с этим сроки начала обучения детей в начальной школе значительно сдвинулись. Если в 30-40 годы обучение детей на­чиналось с 8-летнего возраста, и огромное место в начальной шко­ле отводилось чистописанию, то в наше время все внимание уде­лено не чистописанию, а преподаванию начал математики, природоведения и культуры речи в первых классах. Вопрос: гото­вы ли наши дети, а скорее родители наших детей, к тому, чтобы их чада уже во 2-ом классе бегло читали довольно сложные тексты, умели рассказать ход решения задачи и т. п. Ответ: да, родители наших детей уже настолько образованы, что могут подготовить сво­их детей к современному уровню обучения в школе. Почти все ро­дители наших детей имеют среднее образование и могут научить ребенка читать до поступления в школу.

А теперь посмотрим, какие трудности поджидают ребенка в начале первого класса, что выявляется в начале первого и начале второго класса у неподготовленных детей. «Лакмусовой бумаж­кой» послужат нам их тетради по правописанию. Мы увидим, на первый взгляд, невероятные ошибки детей, с трудом расшифро­вывая их самостоятельное письмо: 1) пропуски букв, и даже сло­гов в словах из пяти-шести букв («коша» — кошка; «дево» — дере­во; «цыпенок» — цыпленок); 2) перестановки букв (вместо все — «све»; он — «но»); 3) замены букв: «солныско» — солнышко; «клю-чок» — крючок; «самок» — замок; «пабушка» — бабушка; «кот­ка» — кошка; «тетушка» — дедушка; «майчик» — мальчик и т. д.

Больше того, большинство детей не чувствуют границ слов и могут написать два-три слова слитно, при этом чаше всего

 

слитно пишется предлог с существительным, а иной раз быва­ет такой сложный набор букв, что и «не придерешься» к смыс­лу написанного ребенком буквосочетания.

А почерк? Что за почерк! Курица лапой писала!

Все это не недосмотр учительницы первого класса, а не­умение родителей подготовить своего ребенка к обучению в школе в целях предупреждения неграмматических ошибок в письме семи-восьмилетнего человека. Чем это объясняется и как предупредить родителям трудности овладения ребенком первыми элементами его грамотности?

Корни трудностей овладения ребенком структурой слова и фразы лежат в том, что ребенок до 5-6 лет слышит слово как единый звуковой комплекс, которым он овладел в процессе имитационной слухоречевой памяти при восприятии ситуатив­ной, бытовой речи.

Кроме того, трудности овладения ребенком звуковой структурой слова объясняются и тем, что многие дети к пяти-шести годам еще не овладели верным произнесением всех зву­ков родного языка.

Неверное, нечеткое произнесение ребенком не только зву­ков «л», «р», но и больших групп свистящих и шипящих звуков (с, з, ц, ш, ж, ч), отсутствие либо твердых, либо мягких вариантов не только этих звуков, но и твердых и мягких д-дь, т-ть, б-бь, когда ребенок произносит вместо дом — дём, дождь — дёждь, бабуш­ка — бябиська, или смешение звонких и глухих звуков: б-п, д-т, г-к, з-с, ж-ш и др. вариантов смешения звуков речи, замен близких по артикуляции звуков встречаются довольно часто.

Как же готовить ребенка к обучению в школе?

1. Прежде всего, как мы уже писали выше, не переучивать детей-левшей с левой руки на правую, не травмировать ребен­ка. Прежде чем учить ребенка писать печатные буквы, жела­тельно, чтобы он, подражая родителям, научился схематично рисовать солнышко, домик, человечка, елку, дерево, траву, ма­шину с колесами и умел их распределить на листе бумаги. За­тем необходимо научить ребенка ЗАШТРИХОВЫВАТЬ цвет­ными карандашами простейшие орнаменты, состоящие из серии квадратиков и цепочки треугольников, а затем и кружоч­ков, а также книжки-раскраски. Ребенок учится владеть разным направлением грифеля ка­рандаша. Орнаменты должны быть крупными, не менее двух-трех

сантиметров в высоту и шести-семи — в длину. Первоначально «штрихи» ребенка будут выходить за границы квадрата, треуголь­ника или круга, и ему надо показать, что начинать «работу» надо не от центра фигуры, а от боковых линий к центру, постепенно расширяя или сужая размах карандаша. Воспитание аккуратно­сти в штриховке приведет к свободному владению карандашом и облегчит в будущем овладение написанием прописных букв.

2. Важно, чтобы родители следили за чистотой и четко­стью своего произношения, не сюсюкали, произнося вместо шипящих звуков и «Р» — свистящие и «Л», вместо твердых со­гласных — мягкие, например, часто слышишь: «Ах, ты мой хо-лёсенький» (вместо хорошенький), «дай мне лючку, дай мне нёшку» (дай мне ручку, дай мне ножку), «ты мой масенький» (маленький) и т. д.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо учился в шко­ле, он должен с первых дней жизни слышать четкую, красивую русскую речь.

3. Огромную роль в подготовке ребенка к школе играют детские настольные игры, начиная с лото по классификации различных предметов обихода, животных, транспорта, вплоть до более сложных игр, тоже типа лото, по сказкам А. С. Пуш­кина. Надо иметь в доме различные варианты лото для детей всех возрастов.

Во время этих игр повышается активность ребенка, голос его становится уверенным, он учится подчиняться дисципли­не, плану игры.

В конце четвертого года жизни ребенка (а иногда и раньше) надо учить незаикающегося ребенка выступать «перед ближайшей публикой»: сначала перед папой, бабушкой, затем петь песенки вместе со всей семьей или отдельно, читать на импровизирован­ной сцене стихи, постепенно усложняя их набор. Это позволит предупредить, особенно у девочек, страх ответа на вопрос учитель­ницы сначала с места, за партой, позже — перед доской на виду всего класса. Не бойтесь, что ваш ребенок потеряет какую-то до­лю скромности и застенчивости: ему предстоит всю жизнь не бо­яться трудностей, говорить правду, быть смелым и честным.

4. Направленная подготовка к школе уже хорошо говоря­щего ребенка начинается в четыре с половиной - пять лет. В этом возрасте ребенок становится обучаемым, и вы можете помочь ему начать слышать отдельные звуки. Как правило, легче всего

 

 

ребенок начинает выделять в речи гласные звуки А, О, У, кото­рые произносятся всеми детьми правильно, и легко напеваемы в различных мелодиях. С четкого напевания песенок на изоли­рованно произносимых звуках, с переходом от А к У, от У к И, от И к У и в любом ином порядке, хорошо бы перейти к закре­плению путем записи этих звуков (букв) в тетради.

Четкое попеременное артикулирование гласных А, У, И, О является и хорошей артикуляционной гимнастикой для мышц губ; ребенок впервые почувствует, осознает упругие дви­жения своих губ.

Затем можно перейти к утрированному (напряженному) произнесению таких хорошо произносимых всеми детьми зву­ков, как М-П-Б, Н-Д-Т. Первая группа звуков закрепляет силу мышц губ, вторая — мышц кончика языка. Затем переходите к прослушиванию ребенком свистящих и шипящих звуков.

Сразу оговорюсь, что, во-первых, все это надо делать эпи­зодически, во время игры, так чтобы ребенок охотно повторял за вами эти звуки, во-вторых, чтобы он находил в тетради соот­ветствующие им буквы, написанные цветными карандашами.

Тогда же желательно укрепить мышцы губ и языка таки­ми видами упражнений, как кучерское «тпру», для вибрации губ, или цоканье языком, подражая цокоту лошадки, для укре­пления мышц языка.

Если у ребенка четырех-пяти лет наблюдается плохое про­изнесение многих звуков (Л, Р, шипящих, свистящих, а иногда и звонких согласных), то надо обратиться к логопеду, поставить ре­бенка на очередь для исправления произношения, так как дефек­ты произношения могут сказаться на успеваемости ребенка не только в начальной школе, но и позже: ребенок будет неправиль­но писать и читать в первых классах и стесняться говорить у дос­ки, в старших классах не сможет заниматься в кружках художест­венного чтения. Его будут отстранять от роли ведущего.

В одних случаях преодоление дефектов речи длится около двух месяцев, в других логопеду приходится упорно преодоле­вать речевые трудности ребенка в течение четырех-шести ме­сяцев, с обязательной неукоснительной помощью со стороны родителей, выполняющих «домашние задания» логопеда. По­этому проявите активность и начните занятия у логопеда за год до поступления вашего сына или дочки в школу. Звуки речи ну­ждаются в длительной автоматизации.

 

 

В этом же возрасте (около пяти лет) можно проводить с ре­бенком веселую речевую игру на вычленение из фразы того или иного слова с вопросами: Муха летает? Птичка летает? Дом лета­ет? Рыба плавает? Пароход плавает? Самолет плавает? А затем с перечислением тех предметов, которые плавают, летают, относят­ся к группе слов, обозначающих мебель, посуду, одежду и т. д.

5. В это же время — от пяти до пяти с половиной лет — ребенка пора научить делить слово на слоги при помощи хлоп­ков в ладоши, ребенок от вас узнает, что такое «звук», «слог», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук» и т. д. Он учится читать.

Можно уже купить или сшить «кассу» букв с кармашка­ми, в которых красным карандашом написаны гласные, други­ми цветными карандашами написаны звонкие глухие соглас­ные звуки, и ребенок уже может сложить из них слова: баба, мама, папа, дом, свое имя и более сложные слова.

6. В это же время родители могут по-новому подойти к рас­сматриванию ребенком картинок, когда он начинает вслуши­ваться в вопрос и улавливать, осмысливать окончания сущест­вительных и глаголов: «девочка поет, брат и сестра поют» и определять, сколько слов в фразах «девочка поет» и «девочка и мальчик поют».

Ребенок уже вслушивается в вопросы: Кто? Что делает? и затем идет осознание вопросов: Где? Куда? Кого? Что? (Маль­чик играет в мяч. Девочка одевает куклу. Мальчик идет в мага­зин. Мяч упал на стол (под стол, в окно и т. д.)). Так ребенок к шести годам начинает слышать предлоги и обозначать их бук­вами при складывании легких фраз. Повторяю еще раз, что не­обычайно важную роль в развитии речи ребенка играют раз­личные игры в лото. Прежде всего это закрепление таких понятий, как общее и частное (мебель, одежда, обувь и т. д.); лицо — нос, глаза, уши, рот, зубы, брови; голова — лоб, темя (макушка), затылок, лицо; туловище — голова, руки, ноги, шея, спина, живот и т. д.

Важно, чтобы ребенок умел искать предмет, определять его по какой-то видимой части.

7. Особой подготовки к школе заслуживает умение ребен­ком пересказать сказку или рассказ, рассказать содержание мульт­фильма с обязательным умением употреблять ИМЕНА героев сказки или фильма. Причем желательно, чтобы ребенок не размахивал

при этом руками, а вместе с вами отвечал на поставлен­ные вами вопросы. Очень часто школьники средних классов поль­зуются лишь местоимениями и междометиями, и все их переска­зы фильмов звучат одинаково: «Как он ему раз! А тот ему! Во как все было!». У этих детей не воспитана культура речи, очень бед­ный словарный запас. Учите своего малыша культуре речи, и если он принесет с улицы или из детского сада нецензурное слово, спро­сите его: «Разве я такие слова произношу? Так говорят только не­культурные люди. Будь от них подальше. И по телевизору, и по радио никто таких слов не произносит. Не пачкай ими свой чу­десный язычок», либо не заметьте это, не фиксируйте на нем его внимание, а если ребенок продолжает приносить в дом эти слова, объясните ему, что так говорить некрасиво.

8. В пять-шесть лет ребенку можно объяснить не только уже хорошо знакомое слово «круглый», но научить определять такие геометрические фигуры, как треугольник, квадрат, круг, крест и знак равенства, как две одинаковые, равные друг другу черточки, показать как пишутся цифры в пределах десяти, обу­чить его самым элементарным словам «отнять», «прибавить», «сложить», «получится», научить решать легкие задачи на сло­жение и вычитание на доступных ему предметах (фруктах, ку­биках, карандашах и т. д.).

9. Ориентироваться в часах пятилетнему ребенку еще труд­но, но он уже может знать, как пишутся те или иные цифры и следить за стрелками часов.

Кроме часов, хорошо, если ваш ребенок будет знать назва­ния нескольких городов и даже стран, «находить» их на глобусе или карте. Он должен знать самых известных героев своей Роди­ны, не только фамилии, но и имена нескольких писателей, напи­савших для детей дивные сказки. То есть, если вы в ненапряжен­ной форме, как бы между прочим, расскажете ребенку хотя бы минимум о А. С. Пушкине, Л. Н. Толстом и о других писателях, мифах Древней Греции, это пойдет ему на пользу. Что посеешь в этом возрасте, когда у ребенка еще феноменальная память, то и пожнешь позже. Но не перегружайте ребенка, берегите его от пе­реживаний при просмотре фильмов ужасов у экрана телевизора.

10. Приучайте ребенка к порядку во всем: все игрушки он должен убирать вместе с вами, а затем, позже, сам. Для тетрадей, бумаги для рисования, карандашей, фломастеров должны быть папки или уважаемый старый папин (дедушкин) портфель.

 

Ребенок должен правильно сидеть за столом. Если стол высок для него, на стул можно подкладывать подушки или кни­ги большого размера. Следите, чтобы он сидел ровно и одно плечо не торчало кверху, а другое не свисало до сиденья стула.

Обязательно проверьте остроту зрения и слуха, а также но­соглотку своего ребенка хотя бы за год перед его поступлением в школу. От их хорошего состояния также зависит его успеваемость.

Приведу еще несколько примеров для преодоления труд­ностей в письме у детей с левшеством, предлагаемых И. Макарьевым (рис. 13, 14, 15, 16, 17, 18).

Рис.13. «Вниз по реке». Нарисуйте узкие волнистые линии – это будут извилистые берега реки, по которой ребенок должен провести свой кораблик так, чтобы не задеть берег. Делать это надо, не отрывая руки с карандашом от бумаги, никуда не заезжая и точно следя за изгибами нарисованной вами реки. После нескольких выполнений задания усложните условия: сделайте нарисованные вами линии более узкими и неритмичными.

 

Рис. 14. «Поехали!». Эта игра аналогична предыдущей. Она также развивает точность движений руки ребенка. Игра начинается с того, что вы рисуете дорожки разной формы; в одном конце каждой – машину, а в другом – дом.

Рис.15. Развитие зрительного внимания у детей – левшей. Обведи в кружок то. Что не подходит.

 

 

Рис. 16.

 

В заключение предлагаем вам проводить гимнастику для укрепления и развития ведущей (левой) руки у детей-левшей, рекомендованную И. Макарьевым.

Для укрепления и развития руки и координации движе­ний детям можно предложить следующие упражнения: засте­гивание и расстегивание пуговиц; завязывание и развязывание лент; перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, кото­рые держат ручку при письме; всасывание и высасывание воды пипеткой из стакана; плетение и? ниток закладок, ковриков; завязывание узелков и тому подобное.

Необходимо обязательно заниматься гимнастикой для ле­вой руки:

— выпрямить кисть, плотно сжать пальцы и медленно при­жимать их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони;

— выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному;

Рис.17.

 

 

— руку плотно положить на стол и поочередно сгибать средний, указательный, большой пальцы, остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься вверх;

— пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно со­единяя их, опустить руку вниз;

— сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направ­лениях.

Доброго пути вашему малышу.

 

 

И, наконец, очень важный вопрос о том, как готовить уже школьника к новому учебному году. Это также вопрос из вопросов.

Подготовка школьника любого года обучения к началу но­вого, будущего учебного года также начинается примерно за год до его начала. Во-первых, родители должны посещать все ро­дительские собрания и записывать в особый блокнот пожела­ния учителей вашему ребенку. Дети, как правило, боятся ре­зультатов встреч родителей с учителями и даже скрывают их приближение.

 

Рис. 18. «Узнай, кто я» (обведение контура предмета по точкам). Контурной пунктирной линией нарисуйте что-нибудь несложное, например, цветок или рыбу. Скажите ребенку, что в ваших точках кто-то прячется и чтобы узнать кто, ему следует все точки соединить одной линией (не отрывая руки)

 

 

В этом виноваты вы, родители. Ребенка нельзя ругать за неуспеваемость. Вспомните свои школьные годы и свой страх перед беседой после родительского собрания. Пре­жде всего ребенка надо похвалить за успехи, а затем терпеливо день за днем помогать ему преодолевать ошибки. Помните, что вы самый лучший друг вашего ребенка.

Во-вторых, на заключительном родительском собрании надо поговорить со всеми учителями об особенностях успевае­мости и поведения сына или дочери.

Вернувшись домой, не «набрасывайтесь» на младенца (пусть ему будет уже 15 лет!)1, а поздравьте его с переходом в следующий класс, на другой день спокойно, по-доброму, пока­жите ему замечания и пожелания учителей. Как правило, ребе­нок к этому готов, и договоритесь с ним, что недели три-четы­ре у него будет полный отдых, а затем придется немного позаниматься, иначе многое будет забыто. Но главное, сами не забудьте об этом разговоре: соберите все тетради сына или до­чери за прошедший год по всем дисциплинам и хотя бы раз в неделю садитесь с ним, чтобы повторно решить те примеры, задачи, упражнения, в которых были сделаны ошибки. Это по­зволит ребенку не потерять «школьную форму».

Первые три недели первой четверти нового учебного года для многих детей самые радостные и самые трудные: так много ново­стей надо сообщить друг другу и так трудно слушать учителя! По­этому-то и надо сделать так, чтобы ребенок не потерял свою «школьную форму», не превратился в домашнего беспризорника.

Первые три недели нового учебного года — период повто­рения материала прошедшего года, глаз не спускайте со своего чада, внимательно следите за его дневником, почаще бывайте у учителей, ни в коем случае не переусердствуйте в воспитании, и тогда все будет в порядке. И опять-таки, не браните, не нака­зывайте его. Любите его. Помните, что без вашей помощи и вни­мания ребенку трудно справиться с требованиями современ­ной школы. Никогда не ругайте ребенка, его ошибки, его «неуды» — результат вашей беспечности. Дело учителя объяс­нить классу новый материал, дело родителей — помочь ребен­ку справиться с заданными уроками.

 


1 Ни в коем случае не употребляйте ремень, пошечины. Это оскорбит ребенка, вызовет у него ненависть к вам. Вы имеете шанс потерять его.

 

Нельзя перегружать ребенка дополнительными занятия­ми. Все в меру. Нельзя лишать ребенка отдыха, поэтому следи­те за режимом дня.

Учиться не легче, чем работать. Вы в коллективе, на служ­бе. Он в школьном коллективе. Как у вас, так и у него могут возникать сложные отношения с товарищами по классу, по дво­ру. И.они порой куда сложнее ваших отношений с коллегами. Помните, что у ребенка нет вашего жизненного опыта, что он только начинает учиться жить в обществе. Приходите ему на помощь вовремя. Предупреждайте трагедии вашего ребенка. Помните, что вы его лучший друг. Дорожите его доверием, то­гда вы воспитаете себе друга.

 

 

VI. Заключение

В заключение хочу сказать еще раз о добром отношении к ребенку и о развитии у него фантазии. Воспитайте себе друга, а это делается весьма просто: найдите вечером, перед сном ре­бенка, час времени и посидите около него с колыбельной или другой доброй песенкой, расскажите ему сказку «О курочке Рябе» или о том, как вся семья дружно тянула репку.

Сами сочиняйте малышу сказки, некоторые родители рассказывают целые сериалы из жизни любимых игрушек ре­бенка.

Поделюсь-ка и я с вами сказками и стихами (песенками), которые когда-то рассказывала своему сыну в раннем детстве.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.