Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, определяющие формирование ассортимента в розничных торговых организациях




Контроль за сотоянием ассортимента в розничной торговле

Методы формирования ассортимента (метод ассортиментного перечня и потребительского комплекса)

Принципы и этапы формирования торговогоассортимента

Факторы, определяющие формирование ассортимента в розничных торговых организациях

Тема 17.2 Методологические основы формирования ассортимента

Формируя ассортимент, включая и исключая из него те или иные товары, влияют на его расширение, сокращение, обновление, совершенствование, стабилизацию, гармонизацию. Это основные направление в области формирования ассортимента. Все они взаимосвязаны и в значительной мере дополняют друг друга. В то же время они являются элементами управления ассортиментом. Рассмотрим их подробнее.

Сокращение ассортимента – количественные и качественные изменения в ассортименте товаров за счет уменьшения его широты и полноты. Причинами сокращения могут быть падение спроса, недостаточность предложения, убыточность или низкая прибыльность реализации отдельных товаров. Последний фактор может повлиять на вымывание из торгового ассортимента некоторых социально-значимых товаров.

Расширение ассортимента – обратный процесс. Увеличиваются показатели широты, полноты, новизны. Причинами являются увеличение спроса и предложения, высокая рентабельность производства и реализации, внедрение на рынок новых товаров. Расширение ассортимента – одно из важнейших условий насыщения рынка товарами. Однако это направление ассортиментной политики не исключает других, положительных и отрицательных. Так, расширение ассортимента может происходить за счет его обновления при одновременном сокращении доли товаров, не пользующихся спросом. Расширение ассортимента за счет импорта может привести к сокращению ассортимента отечественных товаров, снижению их производства в целом.

Может производиться путем наращивания и насыщения.

Наращивание ассортимента, как правило, связано с изменением стоимости и качества товаров и может производиться следующими тремя способами:

- путем включения в ассортимент товаров более низких цен и, соответственно, более низкого качества (т.е. наращивание «вниз»);

- путем включения в ассортимент товаров более высоких цен и более высокого качества (наращивание «вверх»);

- одновременное расширение ассортимента «вверх» и «вниз» (характерно при продвижении на рынок качественно новой группы товаров).

Расширение ассортимента за счет насыщения рынка отличается тем, что добавляемые товары не выходят за пределы цен, характерных для существующего ассортимента, и лишь заполняют пробелы в наборе товаров определенного вида и назначения

Стабилизация ассортимента – состояние ассортимента товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления. Это состояние ассортимента более присуще ассортименту пищевых продуктов повседневного спроса. Ассортимент же непродовольственных товаров отличается высокой степенью изменений под воздействием моды, достижений НТП и др. факторов.

Обновление ассортимента – качественные и количественные изменения за счет увеличения показателя новизны. Критерием выбора этого направления можно считать необходимость удовлетворения постоянно изменяющихся потребностей, повышения конкурентоспособности, стремление стимулировать спрос. Однако обновление не всегда связано с повышением качества товаров.

Совершенствование ассортимента – повышение его рациональности. Для белорусского рынка это направление сравнительно новое, свойственно скорее крупным фирмам, корпорациям, имеющим дочерние предприятия в разных регионах.

Формирование ассортимента – это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью наиболее полного его удовлетворения и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности организации.

Формирование ассортимента - это процесс, который развивается во времени. Он постоянно осуществляется во всех звеньях товаропроводящей цепи, причем в каждом звене ассортимент различен. Конечным является ассортимент в магазине.

В магазинах относительно узкий производственный ассортимент преобразуется в более широкий торговый, который включает в себя товары различных узкоспециализированных производителей, а также импортные товары.

Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях – сложный процесс, осуществляемый с учетом действия целого ряда факторов. Эти факторы можно разделить на общие и специфические.

Общие КАДР 6 -не зависят от конкретных условий деятельности (влияют на направление специализации и тип и (или) формат магазина).

Социальные:

· социальный состав населения;

· уровень культуры;

· социальное обеспечение населения; характер трудовой деятельности

В совокупности социальные факторы влияют на формирование ассортимента через спрос. Спрос, как потребность, подкрепленная платежеспособностью потребителей, - определяющий фактор формирования ассортимента. На процесс формирования ассортимента оказывают влияние объем, структура, частота спроса на определенный товар, а также его характер и изменчивость – именно с этой точки зрения различают спрос твердо сформированный, альтернативный, импульсивный, удовлетворенный и неудовлетворенный (рассматриваются в курсе маркетинга).

Политические, факторы государственного регулирования

· международная обстановка

· таможенная политика

· налоговое законодательство

· государственное регулирование цен

Экономические:

· развитие производства товаров;

· уровень доходов населения и источники их образования;

· развитие экономики района деятельности;

· цены на товары и др.

Демографические:

· половозрастной состав населения;

· количество и структура семей;

· профессиональный состав населения и др.

Национально-бытовые:

· национальный состав населения;

· традиции, нравы, обычаи

Природно-климатические:

· географическое расположение;

· климат;

· природные ресурсы и др.

Специфические КАДР 7-о тражают конкретные условия работы (определяют широту и глубину ассортимента конкретного магазина).

Учитываемые при определении широты ассортимента:

· роль данного магазина в системе торгового обслуживания;

· наличие других магазинов в зоне деятельности, их специализация и широта ассортимента;

· тип и (или) формат магазина;

· характеристика сегментов;

· транспортные связи (наличие дорог с твердым покрытием, остановок общественного транспорта, особенно метро, наличие оборудованных автостоянок) и др.

Учитываемые при определении глубины ассортимента (количество видов и разновидностей):

· уровень доходов по сегментам;

· специфика спроса внутри сегментов;

· условия товароснабжения (наличие стабильных источников)

· размер торговой площади и характеристика, параметры оборудования (например, нельзя включать в ассортимент товары скоропортящиеся при отсутствии холодильного оборудования);

· взаимозаменяемость товаров (хотя при отсутствии дефицита это должно уходить на второй план);

· комплексность спроса;

· сезонность потребления и производства отдельных товаров;

· праздники

· стадии жизненного цикла различных товаров

· возможность максимальной подготовки товаров к употреблению или использованию и пр. факторы.

От состава и своевременного обновления ассортимента товаров в магазинах в значительной мере зависят степень удовлетворения спроса, издержки потребления населения, связанные с покупкой товаров, количественные и качественные показатели хозяйственной деятельности розничных торговых предприятий.

2. Принципы и этапы формирования ассортимента

Коммерческая служба организации розничной торговли, обобщив информацию о факторах влияния на торговый ассортимент, осуществляет его формирование с учетом основополагающих принципов (основных положений, имеющих неизменное значение и содержание).

Ко 2 Примерный перечень сезонных микрокомплексов для комплексов «Товары для мужчин» и «Товары для женщин»

Товары для женщин Период продаж Товары для мужчин Период продаж
Ко Дню семьи   К 8 марта   Для летнего отдыха   К Новому году Июнь   Февраль-март   Май-август   Декабрь-январь Ко Дню семьи   Ко дню защитников Отечества     Для летнего отдыха   К Новому году Июнь   Февраль   Май-август   Декабрь-январь
 

К 3 – рассчитаны рекомендуемые нормы количества разновидностей товаров для магазинов самообслуживания различных форм специализации. Так, для универсама площадью 250-650 м2 – до 700 разновидностей, свыше 1000 – 1000-1500. Во Франции, для примера, для магазина в 50-200 м2 – 3000 позиций, 250-600 – 5000 наименований.

К 4 – В идеале каждый товар, включенный в ассортимент, должен быть рентабельным т.е. уровень его валового дохода должен превышать уровень его издержкоемкости. Также необходимо учитывать оборачиваемость и др. Стат отчетность этого не предусматривает, но в условиях автоматизированного управления товарными потоками при использовании контрольно-кассовых терминалов с устройствами считывания в торговых залах ведение таких расчетов по каждому товару становится возможным, что подтверждает зарубежный опыт, в т.ч. и российский.

Некоторые авторы предлагают, дополнительно к перечисленным, учитывать также следующие принципы:

· Соблюдение установившегося торгового профиля организации;

· Расширение ассортимента за счет новых товаров;

· Учет при составлении ассортимента товаров труднозаменяемых и незаменяемых;

· Определение круга взаимозаменяемых товаров;

· Оптимизация выбора товаров для обеспечения условий роста товарооборота, ускорения товарооборачиваемости, повышения прибыли.

· Одним из принципов правильного формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение условий его рентабельной деятельности. В связи с этим при построении ассортимента необходимо учитывать размер товарооборота; прибыльность, издержкоемкость и налогоемкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры трговых надбавок, оборачиваемость запасов и др. экономические факторы.

Этапы формирования ассортимента в магазинах: КАДР 9

1. Определяется ассортиментный профиль и направление специализации магазина – т.е.устанавливается групповой ассортимент с учетом места и роли магазина в общей системе торгового обслуживания населения города, специализацией и ассортиментной стратегией конкурентов.

2. Устанавливается структура группового ассортимента (т.е. количественное соотношение отдельных групп) в соответствии с плановыми показателями магазина, рентабельностью групп и подгрупп товаров, торговой площадью магазина, его размещением и др.

При торговле по комплексам устанавливается соотношение групп внутри комплексов и микрокомплексов.

3. Определяется внутригрупповой (развернутый) ассортимент – т.е. количество видов и разновидностей внутри групп, их конкретный подбор, соотношение в пределах каждой группы. Здесь учитываются ожидаемые изменения в спросе, контингенте покупателей, а также торговые и складские площади, расчетные показатели товарооборота и др. факторы.

Товарный ассортимент торговой организации по своей структуре отличается от ассортимента торговой компании именно тем, что он сможет сочетать в себе разные группы товаров (продукты питания, электроника, мебель, бытовая химия, часы), в то время как оптовики обычно имеют более узкую специализацию.

По широте ассортимент розничных торговых предприятий можно разделить на:

широкий (1-100 тыс. наименований);

ограниченный (< 1000 наименований);

узкий (<200 наименований);

специализированный

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.