Направления
| Представители
| Объект исследования и проблематика
|
Социально-критическое
направление
| 1) Неомарксизм:
А. Грамши
(1891 – 1937),
Д. Лукач (1885 – 1971),
К. Корш (1886 – 1961),
Л. Альтюссер
(1918 – 1990);
2) франкфуртская школа:
М. Хоркхаймер
(1895 –1973),
Т. Адорно
(1903 – 1969),
Г. Маркузе
(1898 – 1979),
Э. Фромм
(1900 – 1980);
3) феминистское направление:
С. де Бовуар
(1908 – 1986),
К. Миллетт (р. 1934)
| Объект исследования: общество.
Представители данного направления в той или иной степени раскрывают социально-критический потенциал марксистского учения для анализа современных проблем, с современных научных позиций оценивают мировоззренческое содержание марксизма, используют его методологию в критике постиндустриальной цивилизации и западной культуры
|
Экзистенциально-феноменологическое
направление
| 1) Феноменология:
Э. Гуссерль
(1859 – 1938);
2) немецкий экзистенциализм:
К. Ясперс
(1883 – 1969),
М. Хайдеггер
(1886 – 1976);
3) французский экзистенциализм:
Ж. П. Сартр
(1905 – 1980),
А. Камю (1913 – 1960)
| Объект исследования: человек и его существование в мире.
Представители данного направления с помощью разнообразных средств искусства исследуют проблемы человеческого существования и критикуют роль и возможности разума в разрешении смысложизненных проблем; актуализируется уникальность человеческого существования; проблемы философской антропологии объявляются главными в философии; в связи с этим разрабатывается класс новых философских категорий (экзистенциалы), с помощью которых (а не логическими средствами) постигается экзистенция (существование) человека и его сущность
|
Аналитическая
философия
| Л. Витгенштейн (1889 – 1951),
Г. Фреге (1848 – 1925),
Б. Рассел (1872 – 1970),
А. Тарский
(1902 – 1984),
Дж. Остин
(1911 –1960),
Дж. Серль (р. 1932)
и др.
| Объект исследования: язык как феномен бытия человека и культуры.
Для всех представителей данного направленияхарактерен «лингвистический поворот», ориентация на логический анализ языка науки, интерес к структурам научного знания, его теоретико-познавательным, онтологическим и социокультурным основаниям
|
Современная философия Запада на
рубеже XX – XXI вв.
| 1) Философская герменевтика:
Х.-Г. Гадамер
(1900 – 2002),
П. Рикёр (1913 – 2005) и др.;
2) структурализм и постструктурализм:
К. Леви-Стросс
(1908 – 2009),
Р. Барт (1915 – 1980),
М. Фуко (1926 – 1984) и др.;
3) философия постмодернизма:
Ж. Бодрийяр
(1929 – 2007),
Ж. Деррида
(1930 – 2004),
Ж.-Ф. Лиотар
(1924 – 1998) и др.
| 1) Объект исследования: феномен понимания.
Герменевтика – философское учение, в котором центральное место занимает проблема понимания и искусство толкования текстов; понимание их объявляется целью и смыслом человеческого бытия, а задачей философии – анализ языковых основ межчеловеческой коммуникации, способов понимания текста и культуры в целом.
2) Объект исследования: структура как устойчивая связь элементов целого.
Структурализм связан с анализом языка и мышления как знаковых систем и обнаружением в их основе универсальных структур, свойственных как первобытному мышлению, так и современному; методологическими принципами структурализма являются: приоритет структуры над элементами целого (например явлениями культуры); приоритет структур, а не субъектов, означающего (язык, знак) по отношению к означаемому (реальному объекту) и др.
3) Объект исследования: современная культура и ее технологии.
Постмодернизм сформировался под воздействием многих неклассических идей, занимающих критическую позицию по отношению к классической философии. В постмодернизме это выражается прежде всего в онтологических постулатах о несуществовании реальности без субъекта. Отказ от объективной реальности замещается новым представлением о реальности при помощи главного понятия – симулякра
|