Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дефекты голоса




Хотя изучение голоса и его расстройств относится к специальной науке — фониатрии, но связь дефектов голоса с косноязычием и заиканием — факты неоспоримые: те или иные дефекты голоса часто являются факторами речевых дефектов. Этим объясняется необходимость включения в логопедию и вопросов патологии голоса.

1. РАЗВИТИЕ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ.

Первый крик ребенка — первая голосовая функция человека; до 6-недельного возраста — это голос безусловно рефлекторного характера; с конца 2-го месяца заметно проявляются рост объема детского голоса и диференцировка в его тембровой окраске, насквозь пропитанной эмоциями. Важным моментом в голосовой работе ребенка, равно как и взрослого, является момент возникновения звука — «взятие звука».

Различают два случая: 1) твердое голосоначало (coup de glotte), когда выдыхаемый ток воздуха, встретив на своем пути плотно сомкнувшиеся голосовые связки, с силой прорывает их получается лёгкий толчок; 2) мягкое голосоначало – выдыхаемый ток проходит через раскрытые голосовые связки, которые в это время постепенно сближаются до момента образования голоса, - здесь толчка не бывает.

У младенцев до 5-6 недель голосоначало мягкое, а затем, при выражении криком недовольства, уже coup de glotte; при лепете обычно мягкое голосоначало. Последнее в гигиеническом отношении предпочтительнее coup de glotte, которое даёт связкам лишнюю нагрузку.

Сила звука зависит от размаха колебаний голосовых связок, что обусловлено силой выдоха, и от величины резонирующих полостей (легкие, гортань, глотка, ротовая и носовая полости и полости в черепных костях).

Высота голоса зависит от количества колебаний голосовых связок. Чем больше гортань, т. е. длиннее голосовые связки, тем ниже тон голоса. Поэтому голос мужчин ниже голоса женщин и детей. В.среднем человеческий голос дает две октавы звуков. Диапазон (количество тонов) детского голоса с возрастом увеличивается независимо от пола, а именно:

От 8 до 10 лет — от ми (1-я октава) до до (2-я октава), т. е. 6 тонов. От 10 до 12 лет — от ре до ре в тех же октавах, т. е. 8 тонов.

От 12 лет до периода половой зрелости — от до до фа тех же октав, т. е. 11 тонов.

Для разговорной речи достаточно 4—6 тонов различной высоты и, самое большее, одной октавы (проф. Эрбштейн), причем нередко при произнесении одного гласного звука высота тона колеблется в пределах до целой октавы (Грюннер).

Таким образом, развитие детского голоса подчиняется определенным закономерностям. Между тем с ними часто мало считаются как в семье, так и в школе. Отсутствие борьбы в семье с возбужденной, крикливой речью и таким же пением, со слишком длительной речевой работой (болтливые крикуны), поощрение, а часто и требование со стороны педагогов от всех учеников без исключения «громких», подчас непосильных для данного голосового аппарата ответов, слабость борьбы с крикливостью, обычная уравниловка при хоровом пении — все это надрывает нежные голосовые связки школьников, в результате получается высокий процент хронической хрипоты.

2. ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ МУТАЦИЯ ГОЛОСА.

У детей — мальчиков и девочек — гортань имеет одинаковое строение. Но с наступлением половой зрелости (у девочек между 13—15, у мальчиков между 15—17 годами, (сноска: По данным д-ра И. И. Левидова эти цифры соответственно равны ~12 и 12—13 годам (чаще всего 14 годам). 14 Логопедия — 865) гортань подвергается существенным изменениям и приобретает определенную структуру соответственно данному полу. У мальчиков особенно резко выпячивается щитовидный хрящ, заметно образуя «кадык». При этом Гуцман отмечает, что нарушения в развитии гортани, в смысле слишком сильного или слабого роста ее, редки. Это обусловлено изменениями в эндокринной системе (изменение функции гипофиза, влияние половых гормонов). В связи с такими быстрыми и резкими анатомическими изменениями центральная нервная система не может сразу приспособиться к новым биомеханическим условиям, вследствие чего голос становится хриплым, часто срывается с данного тона (сравни пение молодого петушка), «ломается», приобретает «лающий характер, внезапно перескакивающий на фистулу» (Левидов), при пении часто не попадает в тон и заменяется качественно новым голосом. Голос у мужчин в среднем понижается на целую октаву, часто же на две и даже на три октавы, при этом все октавы слышны, и голос во время речи колеблется от фальцета до самого низкого тона. Это понижение голоса происходит от резкого ослабления голосовых связок. У женщин голос понижается всего лишь, в среднем, на два тона. После понижения голоса начинается увеличение его диапазона в обе стороны (у мужчин преимущественно вниз). Такой перелом у мужчин происходит в сравнительно короткий срок — от нескольких дней до нескольких (3—4) месяцев, и голос мальчика превращается в голос мужчины; иногда это происходит сразу и незаметно. У женщин это изменение голоса протекает более спокойно. Нередко эти нарушения не так велики: происходят лишь легкие скачки голоса, минимальные колебания высоты тона там, где он должен быть ровным, и т. п. Но иногда этот процесс, известный под названием «физиологической мутации», задерживается на более продолжительное время, подчас на целые годы. Иногда же конца мутации совсем не наступает. Получается уже «патологическая мутация»: голос хрипит или, резко колеблясь от самого низкого до самого высокого тона, дает «петухов», или же остается инфантильным, т. е. по-детски высокого тона (фальцет). При таком фальцете, по Фрёшельсу, напряжение голосовых связок осуществляется уже перстневидно-щитовидным мускулом. Такой инфантильный голос у взрослого человека вызывает насмешки над ним окружающих, подозрения в евнухоидности и т. п. Создается психическая ущемленность. Такая гортань скоро утомляется. При наследственно отягченной недостаточности нередко наблюдается преждевременная (в 10—11 лет) мутация. Предупредительные меры. Прежде всего, как. только замечено начало мутации голоса, нужно прекратить пение, так как в нем используются преимущественно верхние две трети всего объема голоса. Вследствие этого временная работа указанного мускула может перейти в привычную — фальцетный голос останется надолго. Пение может быть разрешено лишь при условии врачебного наблюдения. Вообще в этот период нужно тщательно' беречь голос, т. е. не говорить много, не кричать и т. п. и дать ему возможность при помощи осторожных и постепенных упражнений вработаться в новую функцию. При очень бурной мутации Фрёшельс рекомендует дыхательные и очень осторожные голосовые упражнения (см. ниже).

Устранение затянувшейся мутации. Нередко юноша, у которого процесс голосовой мутации затянулся, попытками говорить низким голосом утомляет голосовые связки, отчего происходят покраснение и опухоль их. Здесь нужно не медицинское лечение, что часто делается (врачи ошибочно предполагают инфекционные и простудные болезни), а гимнастические упражнения.

Киарис рекомендует для застаревшего фальцета следующие упражнения в указанной последовательности: 1) производить при энергичном поднимании и опускании грудной клетки сильный выдох при раскрытой гортани; 2) постепенно суживая голосовые связки и очень мало напрягая их, при очень умеренном давлении выдыхаемого тока на них, медленно произносить на низком тоне звук а; 3) так же произносить другие гласные, затем слоги; перед каждой фонацией нужно сделать глубокий вдох; 4) так же читать; 5) несколько дней ни с кем не разговаривать.

Результаты: через короткое время, обыкновенно через несколько дней, иногда через несколько недель, даже при волнующем разговоре, речь остается нормальной.

В этом же случае применяется метод ослабления чрезмерной напряженности голосовых связок. Для этого делается пальцами легкий нажим на щитовидный хрящ, фронтально или прижимая обе половинки его друг к другу. Предварительно на практике в каждом случае надо выяснить, от какого из этих нажимов понижается голос, — этим приемом и пользоваться. Иногда помогает механическое потряхивание во время речи нижней челюсти. Продолжительность коррекции — около месяца. Если уже на втором занятии получается понижение голоса, можно быть уверенным в успехе.

Нередко после удаления застаревшей фистулы остаются уже указанные «мелкие» симптомы мутации, и с ними надо энергично бороться соответствующими упражнениями.

Такие случаи, когда надолго остается очень низкий голос у девочек, поддаются коррекции значительно труднее. Успех получается лишь через несколько месяцев и то далеко не всегда. Методы — аналогичные изложенным: упражнения в дыхании, пении, нажимания на гортань, фарадизация гортани — все, что напрягает голосовые связки.

Иногда у юношей развитие гортани останавливается на детской стадии, а, следовательно, и голос у них инфантильный. Мутации не происходит. Такой голос наблюдается и у кастрированных в детстве (евнухов). Методы выправления голоса те же. Очень полезно производить звуки (особенно у), постепенно снижая их тон, — «сиреной».

При дыхательных и голосовых упражнениях очень важно руководствоваться приемами правильной постановки дыхания и голоса (диафрагмальное дыхание, направление выдыхаемого воздуха в «маску» и т. п.).

3. ФОНАСТЕНИЯ.

Фонастения — это функциональное нарушение голоса, когда при отсутствии механических повреждений голос навсегда, чаще всего периодически, ослабевает или совсем пропадает (афония): голосовой эффект не соответствует волевому импульсу на голосовые связки.

Указанные расстройства голоса обычно проявляются в следующих формах:

1) голос сильно утомляется без видимых причин, при голосовой работе появляется раздражение, чувство давления, кашель;

2) появляется дрожание (тремолирование) в голосе, которое так не сопровождается чувством голосового утомления.

3) голос часто неожиданно прерывается, исчезает;

4) при попытках к голосовой работе в фонационном аппарате возникают судороги, и голос не звучит (судорожная афония).

Перечисленные формы фонастении обычно незаметно переходят одна в другую. Это речевое расстройство редко наблюдается в повседневной разговорной речи. Чаще всего фонастенией страдают лица, имеющие дело с публичной речью: ораторы, певцы, актеры, комсостав армии, учителя и т. п. Однако нарушения профессионального голоса могут перейти и на голос повседневной речи.

Этиология. Главная причина появления фонастении — неправильное пользование голосом и производящими его приборами, т. е. предъявление к ним непосильных требований. Это особенно часто наблюдается при мутации голоса. Количественное злоупотребление голосовой работой в этот период вызывает качественные изменения голоса патологического характера. Чрезмерное пение на высоких или низких тонах (в последнем случае надолго остается грубый и хриплый голос) в это время крайне опасно. При этом чаще всего страдают высокие голоса: они слишком напряженно судорожно работают, чтобы быть слышимыми на больших расстояниях. Судорожность же ведет к фонастении.

Легкие заболевания горла — катар, насморк и т. п., — ослабляя голосовые механизмы, предрасполагают к фонастении, так как получается излишняя нагрузка на эти механизмы. Обычно легкие формы фонастении, когда стремятся преодолеть их силой, переходят в тяжелую форму.

Очень часто фонастенические расстройства являются результатом неправильной постановки пения, в частности, дыхания, голоса, артикуляции. Даже без количественных злоупотреблений, т. е. если дети и не особенно кричат, качественно неправильная работа фонационных аппаратов ведет к расстройству их функций. Так как певческий голос заключается, преимущественно, в верхней половине индивидуального тонового объема и, кроме того, при этом предъявляются повышенные требования в смысле напряжения, силы давления дыхания и голоса, то фонастения сильнее всего распространена именно у певцов.

Хотя в основе фонастении не лежат органические явления, но нередко дети из-за паралича органов фонации отвыкают (забывают) употреблять их, и после исчезновения паралича голос у них остается хриплым и т. п.

Восстановление голоса. Несмотря на то, что при фонастении наблюдаются самые разнообразные расстройства голосообразовательных механизмов, местное лечение этих болезней не улучшает голоса. Главное при борьбе с фонастенией — беречь голос, дать ему покой, перестать хотя бы на время пользоваться своим профессиональным голосом. После такого перерыва в голосовой работе дней 6 проделываются дыхательные упражнения. Когда дыхание правильно поставлено («в маску» и на диафрагме), то осторожно переходят к шопотной речи. Затем производят тихий голос с мягким голосоначалом. Далее произносятся нараспев проторные звонкие согласные, например, ааазя. После этого постепенно переходят к гласным, осторожно усиливая их произношение. Одновременно производят снижение голоса до тона разговорной речи, после чего постепенно повышают его до надлежащей высоты.

Для выправления голоса у учителей рекомендуется производить резкий переход с высокого тона на низкий. Легкое нажатие гортани спереди-назад сразу переводит голос с высокого на низкий тон. При этом вначале хриплый и грубый голос довольно скоро выравнивается. Часто без такого резкого скачка нельзя добиться снижения голоса, начиная с напряженного фальцета. Когда нижний тон найден, то на нем строятся все упражнения на гласные, согласные и речь.

При наличии грубых нарушений анатомического характера применяется местное лечение. При невропатической отягченности и неврастенических симптомах проводится и общая терапия: особенно полезна физиотерапия, ванны, систематические упражнения дыхания неголосового типа. Гуцманом рекомендуются:

1. Выравнивание голоса токами Фарадея, вибраторным массажем.

2. Выравнивание голоса активными компенсаторными движениями: голос производится при всевозможных изменениях дыхания, надставной трубы, положения головы в целом, губ, челюстей.

3. То же, но пассивными движениями тех же органов.

К основному факту фонастенического нарушения голоса впоследствии присоединяются часто психические наслоения, поддерживающие болезнь. Например, у оратора с истерической и подобной отягченностью, вследствие переутомления голосовых связок потерявшего к концу речи голос, появляется неуверенность или страх, что и впредь в условиях публичной речи он обязательно потеряет голос. Его опасения оправдываются. Фонастения возможна, следовательно, и чисто психогенного характера.

Своеобразные подобия фонастении мы очень часто наблюдаем у дошкольников: при ответе преподавателю у такого псевдофонастеника голос совсем пропадает, но стоит лишь ему перешагнуть после звонка через порог класса — он может говорить звонким голосом. Система убеждения, внушения, при обязательном условии высокого авторитета руководителя, дает положительный эффект. Но если сама болезнь (истерия и т. п.) остается, то возможны рецидивы.

4. АФОНИЯ.

Афония (по-гречески «фоно» — звук) — особое расстройство голоса, когда во время речи голосовая щель не смыкается в достаточной степени и речь получается шопотной, беззвучной (голосовые связки не вибрируют). Афония происходит при заболеваниях гортани (воспалительные процессы, параличи мышц и т. п.) и на нервной почве (при истерии и других неврозах): такие больные не могут громко говорить, но часто звучно кашляют, вскрикивают при сильных эмоциях и т. п.

Устранение афонии. Прежде всего устранение основной причины (воспалительных процессов и пр.) — фарадизация, ингаляция (вдыхания соответствующих паров), смазывание и т. п., при психических причинах — внушение. Д-р А. И. Кордатов в последнем случае рекомендует «вокально-трещоточный» метод.

1. У афоника искусственно вызывают громкий кашель (вдувают доверов порошок или ликоподий в незначительной дозе) и этим убеждают больного, что голос у него имеется.

2. Кашель при гласных звуках (и через подражание) до получения чистых звуков (без хрипоты и т. п.).

3. Получающиеся при кашле звуки тянуть.

4. Заглушение слуха трещотками Барани, — при этом звук тянется громче и яснее. Неожиданно прерывая трещание, убеждают больного в наличии у него нормального голоса.

5. Счет нараспев от 10 до 20 и далее с ускорением темпа речи до нормального.

В результате всего этого больной убеждается в том, что он не лишился речи, а лишь «разучился» пользоваться ею и должен систематически обучаться ей. Обычно результат положительный.

В случаях хрипоты, сиплости голоса, помимо медицинского лечения, проделываются упражнения в произнесении гласных и слов на мягком голосоначале с направлением голосовыдыхательной струи «в маску».

КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕФЕКТОВ РЕЧИ И ГОЛОСА

Все речевые и голосовые расстройства классифицируются по тому или иному принципу. Но богатство и разнообразие дефектов и порождающих их причин, часто трудно уловимых, настолько велико, что до настоящего времени мы не имеем общепризнанной классификации их, построенной на едином методологическом принципе. Предлагаемая классификация является рабочей классификацией и охватывает лишь наиболее распространенные группы дефектов, подробная характеристика которых дана в главах, специально посвященных тому или иному из них.

Повторяющиеся одни и те же названия дефектов в разных разделах классификации еще более подчеркивают сложность анализа их: на вид одни и те же аномалии сплошь и рядом являются симптомами совершенно различных органических болезней, извращающих речь логопата, или нездоровых условий его воспитания, или, наконец, расстройств правильной функции интеллекта. В зависимости от причин строится и методика логопедии. Подавляющее большинство логопатии среди детей и подростков носит функциональный характер, по преимуществу это — дефекты развития. Этим дефектам и уделено в пособии главное внимание.

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ ДЕФЕКТИВНОСТИ И ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ У УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ (ОЛИГОФРЕНОВ)

В основе олигофрении лежит тот или иной анатомический дефект головного мозга, обусловленный в эмбриональном или постэмбриональном развитии ребенка отягченной наследственностью (до 20%), или болезнями, травмами и условиями развития.

При олигофрениях активного патологического процесса в мозге нет — имеются лишь его следы. Развитие протекает со своеобразными количественными ограничениями и качественными изменениями, с выпадением одних способностей и развитием других, в зависимости от социально-классовых факторов, формирующих личность ребенка, и самого характера дефекта (микроцефал и т. д.) (Граборов).

Среди олигофренов по степени их умственной отсталости различают идиотов, имбецилов и дебилов.

1. Идиоты. Низшая степень отсталости. Одни из них навсегда остаются немыми и не понимают чужой речи, издают лишь инстинктивные звуки (смех, крик, плач). Другие же проявляют способность образования речи и понимания ее. Но речь их крайне примитивна и бедна по словарю (2—3 или несколько больше слов), аграмматична, косноязычна, часто заикливая и лепетная, переходящая в крик. Также бедна и мимико-жестикуляторная речь, стереотипно и беспорядочно повторяющаяся, тесно связанная с физиологическими потребностями. Слабая работа губного затвора, сжатие или расхождение челюстей, атрофия или гипертрофия, или неподвижность языка, аномалия нёба, челюстей и зубов — обычные дефекты идиотов. Немота и слабое развитие речи объясняются неспособностью идиотов к символизации, а следовательно, и отсутствием потребности в ней (речь — символика), неумением управлять речевыми органами.

Методика воспитания речи у идиотов в основном уже изложена Сегеном. Это тяжелая и чрезвычайно медленная работа, но очень благодарная: два-три выученных слова для идиота то же, что тысяча новых слов для нормально развивающегося ребенка.

Упражнения.

1. Развитие слуха и слухового внимания (музыкой, пением, речью).

2. Воспитание путем гимнастики и механических средств артикуляторных движений (лицо, губы, язык, мягкое нёбо). Чаще всего приходится укладывать губы и язык пальцами.

3. Развитие голоса подражанием учителю и участие в хоровом пении.

4. Постановка отдельных слогов, сначала открытых, повторяющихся, начинающихся с губных согласных.

5. Воспитание коротких слов и фраз.

В общем обучение начинается с тех звуков, к которым лучше всего подготовлены звукопроизводящие органы у данного идиота.

2. Имбецилы. Они глубоко отсталы, но способны к усвоению элементарной грамоты и отдельных звеньев трудовых процессов, речь у имбецилов в высокой степени косноязычна (от 60 до 90% в младшем возрасте), заиклива (до 10% всех имбецилов) и аграмматична. Особенно типичны для имбецилов пропуски звуков и слогов, а также недоговаривание слов. Методика искоренения речевых дефектов вытекает из основных особенностей имбецила.

1) Поскольку вся его деятельность характеризуется стереотипией, легко переходящей в автоматизм, постольку воспитывать всякий новый речевой навык нужно осторожно, без ошибок: усвоенная неправильная установка будет долго повторяться и потребует больших усилий, чтобы уничтожить ее.

2) Приобретенные речевые навыки слабо используются имбецилом вне занятий с логопедом, т. е. в новой ситуации. Поэтому необходимо организовать среду (школьную, домашнюю) так, чтобы она стимулировала это пользование правильной речью.

3) Пониженные ориентировочные рефлексы и пониженная лабильность мозговой деятельности вообще требуют предъявления имбецилу сильных и ярких раздражителей и частой повторяемости.

Если к указанным дефектам прибавить несовершенство анализаторной работы слуха, зрения, аппарата кожно-мышечного чувства, нестойкость внимания и слабость памяти, то становится ясной и методика логопедии, основными моментами которой являются: а) ограниченность преподносимого материала в данное занятие; б) возможно большая наглядность с привлечением всех анализаторов (показ на себе, ощупывание артикуляторной установки пальцами, задувание на руку, использование шпателя и зондов); в) многократное, громкое и четкое произнесение воспитываемого звука или воспроизведение данного движения; г) частые смены упражнений; д) подкрепление внимания интересом и здоровыми эмоциями (шутки, соревнование, поощрение); е) проведение занятий в форме игры (с движениями, игрушками); ж) сочетание речевых упражнений с организованными движениями (маршировка и т. п.); з) ввиду неуменья читать и плохой способности заучивать наизусть, вся работа ведется преимущественно методом подражания логопеду.

Изложенный метод, если умело использовать стремление имбецила к стереотипии и автоматическому повторению, всегда приводит к положительным результатам.

Учитывая общую мышечную слабость и слабость дыхания, особенно выдоха, уделяется серьезное внимание гимнастике мышц артикуляторного аппарата и дыхания. С заиками психотерапия применяется лишь в форме подбадриваний.

3. Дебилы — первая ступень олигофрении (основной состав вспомогательной школы). Они способны усвоить курс начальной школы в условиях применения вспомогательных средств. Речь их все же очень дефективна (косноязычных до 40%, заик до 4—6%).

Характерные черты имбецилов в известной степени свойственны и дебилам. Поэтому все изложенные методические особенности логопедической работы с имбецилами в известной мере применяются и к дебилам (медленность проработки, конкретность и наглядность преподнесения материала, живой пример, длительное повторение усвоенного, развитие нервно-мышечных аппаратов речи, слуха и ритмики движений и т. д.).

Насколько дебилы в умственном отношении стоят выше имбецилов, настолько и темпы работы быстрее. Есть и качественные различия: учащиеся младших классов уже умеют читать, легче запоминают наизусть, и таким образом создается возможность применять в известной мере обычную методику.

В отношении заик можно пользоваться в примитивной форме и методом убеждения или внушения, учитывая свойственную дебилам предметность суждений.

Чрезвычайно тяжелым, часто трудно преодолимым препятствием является так называемый «негативизм» — явление, в общем характеризующееся тем, что предъявленное субъекту требование или задание упрямо им не выполняется (пассивная форма) или настойчиво делается совершенно иное (активная форма). При коллективном методе этот негативизм встречается редко, при индивидуальном часто, — для этого достаточно нередко малейшего неосторожного замечания руководителя или товарища; иногда дебилы негативируют и без видимой причины. С точки зрения физиологической школы акад. И. П. Павлова в основе негативизма лежит слабость нервной системы, главным образом, коры мозга. «Большие полушария в каждый данный момент вместе с тем есть и система в состоянии подвижного равновесия. Колебания в установленных границах этой системы — дело относительно легкое. Включение же новых раздражителей, особенно сразу и в большом количестве, или только перестановка местами многих старых раздражителей — есть большой нервный процесс, труд, для многих нервных систем непосильный, кончающийся банкротством системы и выражающийся отказом на некоторое время от нормальной деловой работы». И далее: «Истощение (нервной системы — М. X.) есть один из главнейших физиологических импульсов к возникновению тормозного процесса как охранительного процесса» (СНОСКА: И. П. Павлов. Физиология и этология высшей нервной деятельности, 1930 г., стр.. 17—18).

Однако ошибочно было бы думать, что в основе всех случаев негативизма лежит только физиология. Большое значение, полагаем, в этих случаях имеет социальный момент: если поведенческие установочные стимулы ребенка резко противоположны, несовместимы со стимулами средовых раздражителей данного момента, ничего общего с ними не имеют, то они не могут вступить в контакт с этими раздражителями, т. е. за раздражителем не следует ожидаемого ответа. Получается или пассивный отказ от работы или же производится работа противоположного характера. Здесь мы имеем тоже «охрану» привычных поведенческих актов, но независимо от слабости нервной системы.

Из этого определения негативизма вытекают и средства предупреждения и борьба с ним. Прежде всего, следует вовремя позаботиться о том, чтобы предъявляемые к ребенку требования были совместимы с его личностью, с его интересами и возможностями; необходимо возможно больше разнообразить работу, во избежание утомления. Если же акт негативизма уже произошел, то лучшим оружием в этом случае являются терпение и выдержка — стоит оставить такого негативиста в покое, не обращать на него внимания, и он сам через некоторое время ориентируется в создавшейся обстановке и вовлечется в общий ритм работы.

У дебилов быстро проявляются резкая утомляемость и слабость сосредоточения, обусловленные слабой организацией корковых механизмов. Это обстоятельство заставляет возможно чаще менять задания, разнообразить работу. Отсутствие правильной установки на социальную значимость хорошей речи у дебилов («к чему учиться правильно говорить, и так понятно»), повышенная самооценка («я и так хорошо говорю»), а также преувеличение своих успехов и быстрая удовлетворенность первыми достижениями («я уже хорошо говорю»), стремление скорее отделаться от этих занятий — все это в высокой степени затрудняет работу. В подобных случаях необходимо сразу же разъяснить логопату на конкретных примерах его же речи всю несостоятельность таких заявлений. Для дебилов чрезвычайно важна работа перед зеркалом, так как среди них мы имеем случаи эйдетизма, т. е. способность зрительно представлять явления во всех подробностях после их действительного восприятия.

В работе с дебилами особенно важное значение имеет личность логопеда. Он должен установить доверчивое отношение логопата к себе и к самой работе, ни в коем случае не обнаруживать нетерпения, не впадать в отчаяние в случаях медленного успеха или почти безнадежных, — наоборот, беспрерывно поощрять ребенка и помнить, что логопедия для ребенка — работа очень трудная и скучная и что преодолеть старые мозговые установки труднее, чем воспитать новые.

Учитывая изложенные особенности логопедии у дебилов, следует, по мнению автора, несколько иначе, чем это обычно бывает, подходить и к вопросу о конечных целях работы в стенах логопедического кабинета, а именно: если занимающийся твердо усвоил нужные звукопроизносительные установки изолированно и в комплексах (словах, фразах, при чтении и т. д.), то на этом работа заканчивается, несмотря на то, что в обыденной речи у него, по наблюдениям педагогов, еще часто проявляются рецидивы. Ликвидация этих рецидивов возлагается уже на педагогический персонал школы, что не требует особых знаний и умений, а лишь своевременных требований, чтобы учащиеся говорили так, как их учили в логопедическом кабинете. Достаточно одного такого напоминания, чтобы логопат исправил свою ошибку. Общий контроль за этой работой возлагается на логопеда.

Продолжать заниматься с ними до полного исчезновения речевых дефектов и в повседневной их жизни — нецелесообразно по чисто организационным, педагогическим и экономическим мотивам: пропускная способность кабинета значительно уменьшится, а длительное — в течение всего учебного года, а может быть и дольше — посещение кабинета притупляет у детей интерес к работе, надоедает им.

Классификация расстройств и нарушений.

I. Функциональные

На почве задержки развития речи

На почве невроза

II. Поражение периферических механизмов речи звукопроизводящих костно-мышечных приборов с их периферическими нервами воспринимающих приборов (слуха и зрения)

А.

1. Лепет, неотчетливость, инфантильность всей речи

2. Дислалия (расстройство отдельных звуков, косноязычие):

а) ротацизм (р)

б) ламбдацизм (л)

в) сигматизм (с, з и шипящие)

г) пселлизм (п, б, в,

д) гаммацизм (к, г) и т. д.

е) ринолалия (гнусавость)

1) открытая

2) закрытая

3) смешанная

3. Алалия (задержка в появлении речи):

а) сенсорная

б) моторная (слухонемота)

4. Аграмматизм (неправильное употребление грамматических форм)

5. Дислексия (расстройства чтения)

6. Дисграфия (расстройства письма)

1. Фонастения (расстройства голосовой функции: периодическая потеря голоса или слабость его)

2. Задержавшаяся мутация (фальцетный или срывающийся голос)

А.

1. Заикание

2. Ваттаризм (быстрая беспорядочная речь)

3. Тахифразия (ускоренная речь)

4. Эмболоили ангофразия (речь со вставками лишних звуков и слов или звуков неречевого типа)

5. Врадифразия (очень медленная речь)

6. Истерический мутизм (немота) и другие расстройства на почве истерии (нарушения темпа, ритма, интонации)

Б.

1. Фонастения

2. Афония (потеря голоса при нервных болезнях, истериях)

А.

1. Дпслалия механическая:

а) ротацизм

б) ламбдацизм

в) сигматизм

г) пселлизм

д) гаммацизм

2. Ринолалия (гнусавость):

а) открытая

б) закрытая

в) смешанная

Б.

1. Афония (паралич голосовых связок)

1. Мутизм

при глухоте (глухонемота)

2. Мутизм при слепоглухоте (слепоглухонемота)

3. Дислалия при тугоухости

Поражение центральных механизмов речи (головного мозга) коры больших полушарий подкорковых узлов

А.

1. Афазия (потеря речи) и парафазия — замена одного звука другим с сенсорными и моторными формами в а), в) и д):

а) кортикальная

б) проводниковая

в) субкортикальная

г) сенсорно-моторная

д) транскортикальная

е) амнестическая

ж) алексия

з) аграфия

2. Аграмматизм, связанный с афазией

3. Дизартрия и анартрия в связи с афазией, прогрессивным параличом и прочими поражениями коры

4. Алалия

5. Дисмимия (амимия и парамимия—расстройство мимических движений в связи с афазиями, прогрессивным параличом и лр.)

6. Мутизм и лепет слабоумных

Искажение темпа, ритма, интонации, строя (аграмматизм) и содержания (дислогия) речи на почве психических заболеваний

В. Афония

А.

1. Нарушение темпа, ритма, силы, интонации и метричности речи:

а) речевая олигокинезия (тихая, монотонная, замедленная, постепенно угасающая, бедная по содержанию и по инициативе речь) и олигомимия

б) речевая гиперкинезия (судорожная, хореического характера, дизартричная и заикоподобная речь) и гипермимия

2. Аффективная с дизартриями речь

А.

1. Нарушение ритма, плавности (скандпрованность), метричности (эксплезивность) и интонации речи. В общем речь медленная, прерывистая и монотонная

2. Дизартрия

3. Элизии

продолговатого мозга

А.

1. Дизартрия и анартрия

2. Ринолалия (гнусавость):

а) открытая

б) закрытая

в) смешанная

3. Дисмимия

Б.

1. Афония (паралич голосовых связок)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 4031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.137 сек.