Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научных исследований




ОСНОВЫ

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ФАКУЛЬТЕТА

 


Введение

«Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой - накопление и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Она включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира» (Российский энциклопедический словарь).

В настоящее время наука – часть общечеловеческой культуры. Она определяет мировоззрение людей и удовлетворяет их духовные потребности в познании окружающей жизни. Кроме того, наука является производительной силой общества и определяет технический уровень материального производства. Изменения в жизни людей за последние 200-300 лет хорошо это подчеркивают [1].

Швейцарский инженер и писатель Густав Эйхельберг в своей книге, вышедшей в середине ХХ в., в образной форме описал изменения, произошедшие в человеческом обществе за последние 0,6 миллиона лет, в виде впечатлений воображаемого бегуна на 60 км. Каждый километр такой дистанции соответствует 10 тысячам лет. На большей части пути бегун видит одни девственные леса, и только после 40…50 км появляются первые признаки культуры: орудия первобытного человека, наскальные рисунки. На последних полутора километрах воображаемый бегун встречает первых земледельцев. Осталось 300 метров до финиша: дорога из каменных плит ведет мимо египетских пирамид и древнеримских укреплений. До финиша 100 метров: бегун видит средневековые городские строения, замки. До финиша остается 50 метров: здесь бегун может встретить гениев эпохи Возрождения, таких как Леонардо да Винчи. До финиша 10 метров, а бегун все еще бежит при свете факелов и масляных ламп. Еще 5 метров пути, и совершается чудо – электрический свет освещает дорогу, на смену экипажам являются автомобили. Слышен шум самолетов. Лес заводских труб. Табло ЭВМ отсчитывает сотые доли секунды. На финише бегуна встречают ослепительные вспышки юпитеров, репортеры радио и телевидения.

Со времени написания этого отрывка прошло лишь полвека, но техническая оснащенность общества настолько возросла, что образы современности Г. Эйхельберга уже кажутся несколько устаревшими.

Уже сравнительно давно делались попытки представить общую систему наук как вытекающую из ответов на три последовательно задаваемых вопроса: что изучается? (предметный подход); как, какими способами изучается? (подход с точки зрения метода); зачем, ради чего, с какой целью изучается? (подход со стороны учета практических приложений).

В результате ответов на эти вопросы раскрываются три различные стороны полной системы научного знания: объектно-предметная, методологически-исследовательская и практически-целевая [2]. Связь между ними определяется последовательным нарастанием удельного веса субъективного момента при переходе от одной стороны к другой. Это и есть, видимо, общий принцип, лежащий в основе полной системы научного знания и объединяющий все науки в одно целое.

Всякое научное знание может быть исследовано под углом его содержания и его формы. Содержание выражается через объект (предмет) познания либо использования, форма – в том, каким образом этот объект (предмет) отражается в сознании (мышлении) человека (субъекта), как он исследуется или применяется человеком (субъектом) на практике. Таким образом, в характеристике каждой науки, точнее, каждого класса наук, проявляется определенное соотношение (или единство) двух противоположных моментов: объективного и субъективного, выступающих как соотношение (или единство) содержания и формы научного знания.

Образующиеся три основных класса наук едины в смысле опоры на определенную объективную основу, играющую главную роль, но различны по удельному весу и характеру субъективного момента [2].

Первый класс наук – естественные науки (науки о природе) К этому же классу наук примыкают математические и абстрактно-математизированные науки. Общественные науки составляют уже более сложный и более развернутый случай этого класса наук. Науки о мышлении вместе с общественными науками являются науками о человеке, т.е. гуманитарными науками.

Второй класс наук – это науки, различающиеся по методу исследования, который в конечном счете определяется природой изучаемого объекта (предмета), но в который дополнительно вкраплена известная доля субъективного момента. Речь идет не просто об объекте (предмете), существующем вне и независимо от нашего сознания, а о примененных нами приемах и способах его изучения, т. е. о том, каким образом он последовательно, шаг за шагом фиксируется в нашем сознании.

Третий класс наук составляют прикладные, практические, в том числе технические, науки. Все они основаны на сочетании объективного момента (законы природы) и субъективного момента (цели технического использования этих законов в интересах человека).

Учебная дисциплина «Основы научных исследований» включена в учебный план обучения в высшей школе для формирования у студентов навыков творческого подхода к решению проблем и задач, возникающих во время будущей работы.

Так как учебным планом предусмотрено изучение этой дисциплины на первых курсах, в пособие, внесены некоторые разделы, необходимые для понимания предполагаемого материала. В то же время часть материала, предъявляющего повышенные требования к математическому и инженерному кругозору студента, приведена на уровне основных идей. Более подробно упомянутые методы описаны в специальной литературе.


1. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.