мой старинный друг Алькантара, увидев, что я ворую яблоки из его сада?2 И действительно, когда мы
С> Перевод В. В. Симонова, 1991 г.
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
заводим разговор о том, в чем не совсем хорошо разбираемся, то чувствуем острое беспокойство, по- добно человеку, без спросу проникшему в чужие вла- дения: право собственности, которое мы попираем, жжет нам ступни, и за изгородью постоянно мере- щится грозная фигура сторожа. Но Алькантара на- столько влюблен в живопись, что готов слушать самые неуклюжие, -самые снисходительные рассуждения об этом предмете. Что ж, снисхождение—одна из форм общения.
Как бы там ни было, я не вижу ничего предосуди- тельного в честной попытке человека разобраться в том, что ему непонятно. Я хочу всего лишь уяснить для себя происхождение тех чувств, что вызвали во мне картины Сулоаги, когда я впервые увидел их. И это художникам потом судить, что верно и что неверно в моих рассуждениях,— ведь, правду сказать, только художники по-настоящему понимают живопись. Про- фан, который, отринув предвзятые мнения, созерцает произведение искусства, напоминает орангутанга. Ни- какое мнение невозможно без предвзятости. Именно в предвзятых мнениях, в предрассудках, и только в них, мы находим основания для наших суждений. Логика, этика и эстетика суть три подобных предрассудка, благодаря которым человек возвышается над живо- тным миром и, опираясь на них, как на сваи, разумно и свободно возводит здание культуры, без вмешатель- ства потусторонних сил и прочих мистических открове- ний,— кроме того, позитивного откровения, которое человек сегодняшний находит в деятельности человека вчерашнего. Предрассудки отцов дают некий отстой суждений, которые служат предрассудками для поколе- ния детей, и так — возрастая и накапливаясь, звено к звену—на протяжении всей истории. Без этого тра- диционного накопления предрассудков нет культуры.
Художники—это наследники пластических тради- ций; поэтому оставим за ними право судить о живопи- си, а сами постараемся усвоить себе предрассудок, который организовал бы наше восприятие света, цвета и формы. Стоять перед «Святым Маврикием» Эль Греко, пытаясь при этом вернуться к первобытному видению мира,—такое же бесплодное и недостойное занятие, как попытка перенять ухватки павиана.
АДАМ В РАЮ
Для картин Сулоаги характерно, что стоит нам только начать спорить о них, как мы неизбежно при- ходим к вопросу: «А такова ли Испания на самом деле?» Следовательно, речь идет уже не о живописи,— нас не интересует, в жестах или в мимике персонажей полнее воплотилась действительность. Эта проблема пластического реализма отброшена, как мешок, из ко- торого вытряхнули целую россыпь золотых. Нет более несомненного доказательства, что Сулоага не закан- чивается там, где кончается его живопись; его лич- ность не укладывается целиком в его ремесло. Выходя за границы своего metier3, Сулоага стремится обрести нечто, что трансцендентно по отношению к линиям и краскам, нечто, о реальности чего мы и спорим. Обратите внимание: первое, с чем мы сталкиваемся,— это мазки на холсте, складывающиеся в картину вне- шнего мира; этот, первый план картины еще не твор- чество, это копирование. Но за ним брезжит внутрен- няя жизнь картины: над цветовой поверхностью как бы зыблется целый мир идеальных смыслов, пропитыва- ющих каждый отдельный мазок; эта скрытая энергия картины не привносится извне, она зарождается в кар- тине, только в ней живет; она и есть картина.
Таким образом, художники делятся на тех, кто изображает вещный мир, и тех, кто, отталкиваясь от вещности, творит картины. То, что составляет этот, второй план, то есть саму по себе картину, есть нечто чисто виртуальное: картина отображает некую вещ- ность; все, что в ней заключено помимо, уже не вещь, а некое неразложимое и, бесспорно, ирреальное смыс- ловое целое, которому нет прямых соответствий в при- роде. Картина—это смысловая связь живописных эле- ментов. Возможно, наше определение покажется черес- чур путаным и невнятным. Ведь живописные элементы мы тем или иным способом можем извлечь из так называемой действительности, копируя ее; но эта связь—откуда она? И что она? Цвет? Линия? Но и цвет и линия вещны; связь—нет.
Но что же такое вещь? Вещь—это часть вселенной, в которой нет ничего абсолютно обособленного, за- стывшего, fie имеющего подобий. Каждая вещь явля- ется частью другой, большей, соотносится с другими вещами, существует лишь благодаря тому, что со всех
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
сторон ограничена ими. Каждая вещь есть отношение между другими вещами. Следовательно, правильно изобразить вещь не значит, как мы полагали раньше, попросту скопировать ее; для этого необходимо пред- варительно вывести формулу ее отношения к другим вещам, то есть установить ее значимость, ценность.
Доказательство того, что вещи не более чем значи- мости, очевидно: возьмите любую вещь, рассмотрите ее в разных оценочных системах, и вместо одной вещи вы получите несколько совершенно разных. Подумай- те, что значит земля для крестьянина и для астронома: крестьянин попирает охристое тело планеты и ковыря- ется в нем своим плугом; земля для него—это просе- лок, вспаханное поле, урожай. Астроному нужно точно определить, какое место среди прочих звезд в бездне мыслимого пространства занимает земной шар в дан- ный момент; требование точности заставляет его при- бегнуть к математическим абстракциям, использовать законы небесной механики. Подобных примеров —бес- численное множество.
Поэтому единой и неизменной действительности, по которой можно сверять произведения искусства, не существует; действителъностей столько же, сколько то- чек зрения. Точка зрения определяет ракурс. Есть повсед- невная действительность, основанная на расплывчатых, условных, приблизительных отношениях, удовлетворя- ющих обыденные нужды. Есть действительность науч- ная, точность отношении внутри которой обусловлена требованием точности. Видеть, осязать вещи—значит в конечном счете определенным образом мыслить их.
Что станет рисовать художник, который смотрит на мир с повседневной, общепринятой точки зрения? Вывески. А художник с видением ученого? Схемы для пособий по физике. А художник-историк? Картинки для учебника. Пожалуйста, пример: Морено Карбоне- ро. Не удивляйтесь, что я так отважно ссылаюсь на конкретные имена. Один из известнейших критиков, увидев «Копья»4, заявил, что (цитирую дословно), как долго он ни вглядывался в картину—славную страни- цу испанской истории,—живописи он в ней не нашел.
Но оставим все это в стороне; сейчас я хочу разо- браться в одном: что же имеем мы в виду, говоря «художник», «живописец».
АДАМ В РАЮ
И насколько я понимаю, проблема в том, чтобы определить (допустив, что вещи суть отношения), ка- кой же тип отношений свойствен именно живописи. Вначале мы полагали, что наши споры о Сулоаге и о том, правильно ли он изображает Испанию, гово- рят в пользу художника. Но похвала оказывается дву- смысленной. Испания—это отвлеченная идея, истори- ческое понятие. Литератору всегда симпатичны карти- ны, дающие ему почувствовать себя пастырем своих мудрых мыслей; литератор всегда благодарен за повод написать статью. Но разве Сулоага изображает отвле- ченные идеи? Разве внутренний мир картин, выделя- ющий его среди простых копиистов, основан на систе- ме социологических отношений? Очень сомнительно, ибо, если картина легко перелагается на язык литера- туры или политики, это уже не картина, а аллегория. Аллегория же не серьезное, независимое искусство, а всего лишь игра, в которой мы лишь иносказательно выразим то, что могли бы (и даже еще лучше) выра- зить с помощью тысячи других иносказаний.
Нет, искусство не игрушка; им нельзя распоряжать- ся по своему усмотрению. Каждое искусство обуслов- лено необходимостью выразить то, что человечество не смогло и никогда не сможет выразить никаким иным способом. Критика, в лице литераторов, всегда сбивала художников с пути истинного, особенно с тех пор, как Дидро создал гибрид литературы и искус- ствоведения 5, будто легкость, с какой содержание про- изведения искусства может быть выражено в других изобразительных формах, не является самым серьез- ным аргументом против этого искусства.
Останется ли место для художника, если мы от- бросим присущее Сулоаге искусство копииста и со- циальное влияние его работ? Может ли он служить примером художника с пластическим видением?
Мы уже установили, что организующее картину единство должно иметь не философскую, математичес- кую, мистическую либо историческую, а чисто живо- писную природу. Совершенно ясно, что, когда мы, задевая самолюбие художников, сетуем на недостаток значительности их работ, мы вовсе не требуем, чтобы работы эти превратились в озаренные свыше строки метафизических трактатов.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление