Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идея воли, как творческого порыва в философии Артура Шопенгауэра




Шопенгауэр сильно интересовался такими системами и философами как Буддимзм, Платон, Кант. Считал Гегеля шарлотаном и убийцой истины. Одно из его произведений: «Четвероякий конец закона достаточного основания». В свое время, в университете, он сильно конкурировал с Гегелем, читал лекции в то же время что и он, и проиграл, Гегелем в то время интересовалось больше студентов. Жизнь прожил в одиночестве. Основной его труд: «Мир как воля и представление», другое произведение: «Афоризмы житейской мудрости». Шопенгауэр первый философ глубочайшего пессимизма. Сам он считал, что пессимизм - это надежда. Лейбниц: «все к лучшем в этом лучшем из миров». Шопенгауэр «все к худшему в этом худшем из миров». Он гораздо более пессимистичный, чем Къеркигор. Шопенгауэр - атеист.

Исходная категория по Шопенгауэру, исходная категория, которую человек ощущает в себе - это представление. У Фихте человек сам конструирует действительность, одна крайность. Вторая крайность, это исходить от объекта, от мира, от материи, и тогда психика становится функцией. А Шопенгауэр считает, что исходная категория - это представление, где фиксируются духовное и материальное начало.

  1. Материальное начало фиксируется через физическую связь явлений.
  2. Логический корень закона достаточного основания. Необходимость строгой последовательности умозаключений
  3. Математический корень закона достаточного основания. Основная идея, - идея априорных форм пространства и времени у Канта.
  4. Моральный корень. Выбор из различных мотивов, для того чтобы совершить то или иное действие.

Выбор у Шопенгауэра тоже исходное понятие. Иногда человек сам отсекает выбор и говорит, что его нет. Т.о. эта позиция дает возможность сформулировать тезис «нет объекта без субъекта и нет субъекта без объекта». Хотя мы и признаем, что живые существа появляются на определенной стадии эволюции, но фактический мир появляется только тогда, когда субъект раскрыл «первый глаз». А до этого мир как бы и не существовал. Откуда стимул развития? Это поиски пищи. Представление, - органы чувств помогают в поисках пищи. Откуда это стремление к поиску пищи берется? Второе ключевое слов - Воля. Мир как воля. Воля - это исходная движущая сила развития всего мира. Фактически Шопенгауэр считает, что воля это другое название вещи в себе. Кант объявил, что вещи в себе есть, но до них добраться невозможно. А для Шопенгауэра вещь в себе - это и есть воля. Воля к жизни. Но сначала она проходит более простые этапы своего развития. Шопенгауэр в определенном смысле повторяет Шеллинга, но не придерживается пантеизма. У Шопенгауэра воля - это импульс развития всего мироздания. Ее формы:

  1. Притяжения,
  2. Отталкивания,
  3. Магнетизм,
  4. Электричество,
    1. Гальванизм (животное электричество)

Развитие воли вплоть до мотивированной воли человека, человек не всегда, но часто может объяснить мотивы своего поведения. Наука одна из форм реализации своей воли. Воля - это некая слепая спонтанная сила, которая ничем дальше не обосновывается, она едина и неделима. Но всегда есть разбиение общей воли на множество воль. Единая воля дробится на огромное количество воль, которые конкурируют между собой. И т.к. все ресурсы и источники жизни всегда ограничены, то происходит Дарвиновская борьба между волями. Поэтому воля носит агрессивный характер и ведет к истощению ресурсов, и к некомфортному состоянию человека. Борьба воль ведет к коллапсу. Воля есть всегда и везде, она не зависима. Следовательно, «все к худшему, в этом худшем из миров». Шопенгауэр первый задумался над пределами роста человеческой цивилизации. Даже если устранить все другие проблемы, то все равно останется проблема перенаселенности Земного шара. Борьба за существование, за ресурсы внутри стран перенесена на борьбу между странами. Поэтому все делят насильно. Шопенгауэр - пророк современного потребительского общества. Никакой наукой эту проблему не решить. Все упирается в ресурсы - в энергетические ресурсы.

  1. Искусство. Шопенгауэр считаер, что музыка выражает эстетическое начало воли. Музыку точно также нельзя выразить словами. Здесь он тоже не согласен с Гегелем.
  2. Динамические начала воли. Стихии природных сил.
  3. Математическое начало воли - созерцание природного начала. Созерцание бесконечности пространственно временных отношений.

Но везде критерием эстетики у Шопенгауэра является созерцание, где нет воли. Потому что воля - это борьба. Эстетика - синоним созерцания. Вывод: необходимо придерживаться квиитизма (quite). Осознав эту борьбу воль, следует умирять свои желания. Ведь, если желание выполняется, то человеку потом становится скучно, а если нет, то возникает напряжение - оба состояния негативные. Поэтому надо убирать желания, уменьшая волю. Хотя тут же Шопенгауэр говорит, что очень немногие последуют такой философии, остальные будут делать так, как делали раньше. Поэтому Буддизм становится руководством для Шопенгауэра. Самоубийство для Шопенгауэра не играет никакой роли, т.к. суммарный запас воли в Мире не уменьшится, ведь она первична, она всемирна, вселяется в человека и уходит из него. Единственный способ - гармонизации это умерение своих собственных потребностей.

Сам Шопенгауэр своей философии не следовал и любил много чего мирского и это хорошо написано у Бертрана Рассела.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.