Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы выбора вида транспорта для перевозки грузов




 

Различают следующие методы выбора транспорта:

- метод расчета экономического эффекта от выбранного варианта перевозок (вида транспорта) по конкретной корреспонденции;

- методы определения рациональных сфер или равновыгодных расстояний использования того или иного вида транспорта.

Хотя в обоих случаях сравниваются затраты на перевозки грузов по каждому из рассматриваемых видов транспорта, методы или алгоритмы расчета разные. Кроме того, в зависимости от периода или условий расчета (текущих или перспективных) может меняться и содержание элементов затрат сопоставляемых вариантов перевозок.

Основные элементы транспортных затрат грузовладельцев подразделяются на четыре группы: это расходы на выполнение погрузочно-разгрузочных или перегрузочных (перевалочных) операций Тпр, подвоз грузов к магистральному транспорту и вывоз их от него Тпв; на собственно перемещение грузов, в том числе на выполнение начально-конечных Тнк и движенческих операций Тав; дополнительные расходы Тдоп, связанные с потерями грузов, природоохранными мероприятиями и т. п.

Кроме перечисленных затрат, у грузовладельцев могут возникать расходы, различающиеся по видам транспорта. К ним относятся, например, стоимость тары, плата за хранение груза в начальных, промежуточных и конечных пунктах, страхование и др.

Таким образом, в текущих условиях плата за перевозки по i-му варианту по конкретной корреспонденции будет рассчитана:

 

 

где lгр – рассматриваемое расстояние перевозок по конкретной корреспонденции.

Экономические последствия (эффект) выбора i-го варианта перевозок груза по сравнению с действующим составит:

 

,

 

где Зд – плата за перевозки по действующему варианту;

Q – объем пе­ревозки конкретного груза, т.

 

Варианты перевозок определяются видом транспорта, который выполняет основную по дальности перемещения груза часть транспортной работы. Различают железнодорожный, автомобильный, речной (водный), трубопроводный и смешанные варианты перевозок. Наиболее простая схема транспортировки – по автомобильному варианту, при котором доставка грузов осуществляется, как правило, непосредственно от склада отправителя до склада получателя без перегрузки. Наиболее сложными являются схемы транспортировки по железнодорожному и смешанным (железнодорожно-водному, трубопроводно-железнодорожному и др.) вариантам. Правда, при железнодорожном варианте также есть простая и эффективная схема транспортировки, когда у отправителей и получателей грузов имеются подъездные железнодорожные пути (П), соединяющие их с магистральными железными дорогами (М): П1–М–П2. По этой схеме перевозится свыше 75% всех грузов. Однако следует учитывать, что даже в этих случаях часто с прирельсовых складов грузы могут доставляться непосредственно к месту потребления автотранспортом.

В этой связи следует учитывать некоторые особенности определения совокупных затрат при железнодорожном варианте перевозок. В отличие от автомобильного варианта, при котором грузовые операции осуществляются непосредственно у грузовладельцев, на железнодорожных станциях грузовые потоки не зарождаются и не погашаются. При железнодорожном варианте существует девять схем транспортировки грузов (таблица 1). По каждой из этих схем (кроме первой) в процессе транспортировки возникает определенное число дополнительных перегрузочных операций Zпер, затраты на выполнение которых необходимо учитывать в расчетах. На подвозе-вывозе могут использоваться специальные виды транспорта – конвейерный, трубопроводный, канатно-подвесные линии и др.

 

Таблица 1 – Схемы транспортировки

Номер схемы Схема транспортировки     Число грузовых операций
всего в том числе перегрузочных
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Примечание: М – магистральная железная дорога; П1, П2 – подъездные железнодорожные пути грузовладельцев в начальном и конечном пунктах; А1, А2 – автомобильный подвоз-вывоз грузов в начальном и конечном пунктах.

 

В смешанных железнодорожно-водных сообщениях существует четыре схемы транспортировки (железная дорога – вода и вода – железная дорога с одной перевалкой грузов; вода – железная дорога – вода и железная дорога – вода – железная дорога с двумя перевалками). Многочисленные расчеты показывают, что перевозки в смешанных сообщениях с двумя перевалками по экономическим показателям, как правило, невыгодны. Некоторому сглаживанию этого недостатка способствует применение железнодорожных морских паромов (например между материком и о. Сахалин на линии Ванино–Холмск). При сравнительных расчетах в смешанном сообщении следует обращать особое внимание на сроки доставки грузов, которые по этому варианту, как правило, значительно ниже, чем на других видах транспорта в прямых сообщениях. Следует учитывать также сезонность работы речного транспорта на большей части территории России.

Расчет затрат по каждой корреспонденции и всем возможным вариантам перевозок весьма громоздок, хотя и более точен, так как позволяет учесть не так называемые «средние», а конкретные условия перевозок и определить реальную экономию транспортных затрат. Для упрощения процедуры выбора видов транспорта в практике планирования перевозок грузов чаще всего пользуются заранее установленными рациональными сферами применения видов транспорта или равновыгодными (предельными) расстояниями. Особенно часто используют предельные расстояния при принятии решения о выборе автомобильного или железнодорожного варианта перевозок.

В типовых условиях перевозок равновыгодная дальность, разграничивающая сферы использования видов транспорта при прочих (дополнительных) равных расходах, равна:

 

,

где Знкж, Знк – удельные затраты (тарифные ставки) на начальные и конечные операции транспортного процесса, включая расходы на погрузку и выгрузку, а также подачу подвижного состава по подъездным путям соответственно по железнодорожному и автомобильному вариантам перевозок, руб/т;

Zпер – число перегрузочных операций в зависимости от схем транспортировки по железнодорожному транспорту (см. таблицу 1);

Зпер, – удельные затраты (тарифные ставки) на перегрузочные (перевалочные) операции с автомобильного на железнодорожный транспорт и обратно, руб/т;

Здж, Зда – удельные затраты (тарифные ставки) на движенческие операции соответственно по железнодорожному и автомобильному вариантам перевозок, руб/ткм.

Перевозки на расстояния меньше полученной равновыгодной дальности следует относить к сфере экономически выгодной зоны использования автомобильного транспорта, а на большие расстояния – к сфере использования железнодорожного варианта перевозок.

Проведенные расчеты показывают, что сферы экономически выгодного использования автомобильного и железнодорожного транспорта колеблются в довольно значительных пределах в зависимости от рода перевозимого груза, схем транспортировки, типа автомобилей, категории автомобильных дорог и других условий перевозок. Так, для массовых грузов при прямом железнодорожном сообщении (схема П1 – М – П2) равновыгодная дальность составляет всего лишь 10–15 км, а для мелкопартионных грузов и при смешанных схемах транспортировки (П1-М-А2, А­1-М-А2 и др.) – до 200–300 км. В некоторых случаях для скоропортящейся продукции и срочных грузов при наличии специальных типов грузовых автомобилей и хороших дорог выгодная зона достигает 1000 км и более, поэтому попытка устанавливать единую зону так называемых короткопробежных перевозок явля­ется неверной. В то же время чаще всего экономически невыгодным для потребителей является использование автоперевозок массовых грузов и контейнеров в дальних междугородных, в том числе международных, сообщениях при наличии более дешев железнодорожного варианта перевозок, особенно если учитывать резкое повышение цен на все виды жидкого топлива.

В некоторых случаях выбор вида транспорта в текущих условиях при резких колебаниях тарифов осуществляют на основании сравнения более стабильных показателей себестоимости перевозок грузов: по переменной (зависящей от объемов перевозок) ее части при наличии достаточных резервов провозной пропускной способности вида транспорта и по полной величине при ограниченности этих ресурсов. Учет дополнительных расходов (различных по видам транспорта потерь грузов, ущерба окружающей среде и др.) сужает сферу использования вида транспорта с худшими показателями в среднем на 15–20%. При выборе по себестоимости перевозок нельзя пользоваться ее средними значениями (на 1 или 10 т • км), так как они исчислены при разной грузонапряженности и дальности перевозок по видам транспорта. Более правильным является сопоставление затрат на перевозимого груза при конкретных условиях и расстояниях перевозки.

Перспективные (стратегические) расчеты по выбору видов транспорта обычно производятся на основе сопоставления совокупных приведенных эксплуатационно-строительных затрат, определяемых в общем виде по формуле

где i – вариант перевозок (железнодорожный, автомобильный, речной, смешанный и т. п.);

Эi тек - текущие (эксплуатационные) расходы при i-м варианте перевозок, руб/т;

Ен - нормативный коэффициент эффективности единовременных затрат;

КiТ - потребные удельные единовременные затраты (капитальные вложения) при i-м варианте перевозок, руб/т;

Мiоб - удельная стоимость грузовой массы в пути или оборотных средств грузовладельцев при i-м варианте перевозок, руб/т.

Из двух или нескольких сравниваемых вариантов перевозок (видов транспорта) наиболее выгодным при прочих равных условиях будет тот, который дает наименьшие приведенные затраты Еiпр. Все расчеты выполняют, как правило, для дополнительного объема перевозок грузов, поэтому и сами приведенные затраты иногда называют дополнительно возникающими. В связи с этим проводится анализ технического состояния действующих транспортных ресурсов, а затем определяется потребность в их наращивании при наложении дополнительного потока грузов. В некоторых случаях, например при использовании так называемых порожних направлений на отдельных видах транспорта, могут оказаться ненужными дополнительные инвестиции, что значительно повышает эффективность и конкурентоспособность такого варианта перевозок.

Для ускорения процесса выбора вида транспорта часто используют рассчитанные заранее перспективные сферы их эффективного использования. Так, при определении сфер применения автомобильного и железнодорожного транспорта расчеты производят на 10, 30, 50, 100, 200 км в зависимости от типа автомобиля и схем транспортировки по железнодорожному варианту. Полученные значения сопоставляемых приведенных затрат наносят на график (рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Определение сфер использования автомобильного и железнодорожного транспорта

 

Основание перпендикуляра, опущенного из точки пересечения приведенных затрат по вариантам перевозок на горизонтальную ось, показывает предельное расстояние или точку разграничения сфер использования видов транспорта. Так, по рисунку 1 экономически выгодная сфера использования грузового автомобиля КамАЗ-5320 по сравнению с железнодорожным вариантом перевозок по схеме П1-М-П2 находится в пределах от 1 до 40 км, а по схеме П1-М-А2 – до 70 км. Для автомобиля ЗИЛ-1308 выгодная сфера использования находится в пределах до 10 и 42 км соответственно сравниваемым вариантам. Перевозки конкретного груза по железнодорожному варианту выгодны за пределами указанных расстояний.

Расчеты, по определению сфер применения других видов транспорта проводятся аналогичными методами с учетом специфики соответствующих вариантов перевозок и технико-экономических особенностей функционирования тех или иных видов транспорта или их сочетаний.

Эффективность нефтепроводного транспорта определяется мощностью грузопотока, диаметром труб, условиями местности пролегания, технической оснащенностью и числом перекачивающих станций. При выборе этого вида транспорта используют указанные выше методы расчета.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 4221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.