Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И действий над ними




Теоретические вопросы

Методика изучения словообразования в школе

1. Каково значение разделов «Морфемика» и «Словообразование» в школьном курсе русского языка? Укажите цели и задачи изучения данных разделов.

2. Перечислите принципы обучения словообразованию и приведите примеры их реализации. Проанализируйте один из школьных учебников на предмет реализации принципов.

3. Каковы лингвистические основы разделов «Морфемика» и «Словообразование»?

4. Каковы структура и содержание курсов «Морфемика», «Словообразование»?

5. Перечислите методы и приемы обучения морфемике и словообразованию. Приведите примеры, используя школьные учебники.

6. Почему изучение морфемики и словообразования следует сочетать с работой по орфографии и развитием речи школьников?

7. Какие виды упражнений рекомендуется проводить в связи с изучением морфемики и словообразования?

8. Сформулируйте основные умения и навыки, которые должны приобрести учащиеся при изучении разделов «Морфемика» и «Словообразование».

 

Практическое задание:

составление конспекта урока по одной из тем данных разделов.

 

Литература

 

1. Вознюк Л.В. Изучение состава слова и словообразования в школе. – Киев, 1986.

2. ВинокурГ.О. Заметки по русскому словообразованию. – М., 1947.

3. Земская Е.А. Как делаются слова. – М., 1963.

4. Кубрякова Е. А. Что такое словообразование. – М., 1965.

5. Львова С.И..И. Разбор слова по составу при обучении русскому языку// Рус. яз. в школе.– 1985.– №3.

6. Львова С.И. Формирование представлений о морфеме как значимой части слова // Лингвистические знания – основа умений и навыков. – М., 1985.– С. 39–57.

7. Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. – 3-е изд., испр. – М., 1986.

8. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – 2-е изд., перераб. – М., 1991.

 

При изучении единиц измерения величин следует проводить как можно больше практических работ по измерению и выраже­нию результатов измерения в различных мерах. Например, пред­ложить каждому ученику найти длину полоски, ленты, листа бу­маги, страницы тетради, учебника и т. д. и результаты измерений записать в тетрадь, определить время по часам и записать показа­ния стрелок часов, найти массу грузов, определить емкость сосу­дов и т. д. При этом одну и ту же величину нужно измерять разными единицами: сначала, например, сантиметрами, а затем дециметрами и др. Результаты измерений надо записывать с на­именованием единиц измерения, поскольку число, полученное от измерения, зависит от избранной единицы измерения. Например, длина одного и того же отрезка может быть записана так: 1 дм, 10 см, 100 мм.

Если специально не привлекать к этому внимания учащихся, то они посчитают, что разные числа (например, 2 м 50 см, 250 см, 25 дм) характеризуют разную величину, т. е. происходит отрыв числа от реальной величины.

Значит, надо числа, полученные от измерения, всегда записы­вать с наименованиями мер. Если измерения производить одной мерой, то получаются числа с одним наименованием (3 м, 2 м, 25 см, 12 ч и т. д.). Если измерения производить двумя мерами, то получаются числа с двумя наименованиями (1 м 30 см, 12 ч 15 мин, 3 р. 20 к. и т. д.). Каждый ученик неоднократно должен получить самостоятельно числа путем измерения величин (длины, массы, емкости и т. д.). Причем единицу измерения ему может вначале подсказать учитель, а затем он должен выбрать ее сам.

Полезны упражнения и такого характера: сначала ученику предлагается записать несколько чисел, полученных от измерения величин, например 3 м 25 см. 3 кг 100 г, затем показать отрезок, имеющий хотя бы приблизительно длину 3 м 25 см, назвать предмет, имеющий приблизительно массу 3 кг 100 г. Они помога­ют учащимся лучше представить себе реальные образы единиц измерения величин.

При записи чисел, полученных от измерения величин, умствен­но отсталые учащиеся, плохо представляя себе реальную величи­ну единиц измерения, могут перепутать место записи наименова­ния единиц измерения, например, записать результат измерения так: 30 см 5 м. Поэтому полезны такие задания, как 50... 35 см, 100 р. 25... (вписать пропущенные названия мер); рассказать, как получилось каждое из чисел 3 м, 8 р. 50 к., 8 карандашей, 48 пуговиц, 25 кг, 75 тетрадей, 12 м 60 см, 60 книг и т. д. (от измерений, от пересчета предметов); из ряда чисел выписать числа, полученные только от измерений: 2 м 55 см, 8 кг 300 г, 8 м, 12 м, 126, 45 к., 30 р., 4 л, 3 км 400 м, 8 т 500 кг, 30, 45, затем выписать числа, которые получились от измерения одной единицей, а затем числа, которые получились от измерения двумя единицами измерения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.