Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Завершающий этап исторической школы A. JI. Кробер 2 страница




Он считал также, что во всех цивилизациях взрывы в каж­дой из форм идеологии осуществляются «созвездием гениев». Они, по его мнению, мерило творческих возможностей каждой данной цивилизацииt0. Оценка «ценностного роста культуры», но Кроберу, основывается на результатах деятельности именно созвездия гениев, гении-одиночки — исключение.

Но наличие гениев Кробер но считал специфической особен­ностью народов, создававших высокие цивилизации. «Наличие гениев в физическом и психическом смысле,— писал ои,— явля­ется но существу постоянным в любой расо, в рамках любого, по пе чрезмерно длительного периода»Однако, отмечал он, реализация их способностей зависит от благопрятных культур­ных условий. Большинство потенциальных гениев, писал Кро­бер, реализует свои дарования «созданием исторических и чело­веческих ценностей». Эти высказывания Кробера направлены были, несомненно, против расистских теорий о «полноценных» и «неполноценных» расах.

Наконец, чаще всего, устанавливал он, культурная модель по достижении апогея начинает хиреть.

Все свои выводы Кробер оценивал лишь как «приближение к общей социологии человеческой истории, которое может сти­мулировать дальнейшие исследования». Главное же значение он придавал многообразию конкретных исторических фактов и раз­нообразию форм развития, которые ему удалось установить «в результате конфигурационного подхода к развитию отдельных цивилизаций»48. Кробера не интересовал уровень развития и характер экономической и социально-политической жизни того или иного общества, его классовая структура, хотя анализу он подвергал общества, стоявшие на разных этапах классового де­ления. Его идея целостности культуры носила сугубо идеалисти­ческую трактовку единства присущего каждой культуре стиля или системы ценностей, напоминала понимание единства много­образных проявлений культуры О. Шпенглером 49.

Вопрос о взаимосвязи развития идеологии и материальной жизни общества был поставлен Кробером лишь в плоскости до­пущения, что существует, видимо, связь между ростом населення и богатства и достижениями в области духовной культуры. «Трудно себе представить,— писал он,— чтобы высокие культур­ные ценности могли достигнуть своей кульминации среди насе­ления, численность и богатства которого последовательно пада­ли» 50. Но изучение этого вопроса он оставил другим. Сам же он, сводя свой анализ культурного роста к явлениям надстро­ечного порядка, пытался создать в своей книге по существу «историю идей», независимую от материальных условий жизни общества, развивавшуюся как бы в «пустоте». Но, как известно, идеология не развивается независимо от материальных условий жизни общества, именно последние обеспечивают развитие идей. «...Люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение,— писали основоположники марксизма,— изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мыш­ление и продукты своего мышления» м. Развитие практики вызы­вает интеллектуальные запросы, которые должны удовлетворять­ся соответствующим развитием идеологий.

Концепция суперорганичной сущности культуры была наи­более полно развита Кробером именно в работе «Конфигура­ций...», хотя впервые ои писал об этом еще в 1917 г/2 С одной стороны, Кробер признавал, что культуры, являясь продуктом человеческой деятельности, основываются на генетических задат­ках людей, по, с другой стороны, он настоятельно ратовал за изучение культуры как сущности суперорганической, развиваю­щейся как бы в «вакууме». Он отмечал при этом, что «суперор­ганическая сущность» понимается им как возвышающаяся над органическим и неорганическим миром и поэтому необъяснимая в категориях этих более низких уровней. Этим Кробер высказы­вался как бы против попыток натуралистического объяснения культуры. Особенно отчетлива направленность идеи о суперорга­ничности культуры против ламаркизма в статье Кробера «О че­ловеческой природе»53. В ней он писал, что культура суперор- ганичиа в том смысле, что «ее содержание и формы не генетиче­ские, и поэтому она вне повторяющейся и консервирующей наследственности... Она не наследуется генетически, а усваива­ется от других индивидов, преобразуется и усваивается в после­дующем другими индивидами» S4.

Но справедливо отвергая ламаркизм, Кробер вместе с тем абсолютизировал роль субъективного фактора в развитии куль­туры. Оценивая диалектически концепцию Кробера о суперорга- иичности культуры, в ней можно увидеть и отрицательные, и положительные стороны. С одной стороны, излишняя степень абстракции привела его к идеалистической трактовке культуры ках< мистической саморазвивающейся в пустоте сущности. С дру­гой — она имела то положительное значение, что была направле­на против натуралистических объяснений культуры, против пря­мого выведения ее из природы человека. В этом смысле Д. Вид­ней называл эту концепцию Кробера «культурологической» и сближал ее с культурологией JL Уайта

Высказываясь против биологических объяснений культуры, Кробер, однако, оставался в плену биологических понятий и ана­логий.

Как видим, конкретно-исторические и общесоциологические выводы делались Кробером с позиций субъективного идеализма, культурного и исторического релятивизма, что привело его в конце концов к агностицизму, к признанию невозможности суж­дений о прогрессивности и поступательности истории общества.

Основные теоретические положения своего труда «Конфигу­рации...» относительно сущности культуры, роли стиля, ценно­стей определения конфигурации ее роста, Кробер развивал, уточ­нял, а иногда и пересматривал в своих последующих трудах.

В книге '«Антропология» 56 Кробер подверг дальнейшей раз­работке и уточнению свою концепцию культуры, посвятив этому специальную главу «Природа культуры». Здесь он отмечал, что культура, в его понимании, охватывает речь, знания, верования, обычаи, искусство, технику, идеалы и нормы — иными словами, все проявления жизни общества, кроме его социальной струк­туры.

И в этой работе он подчеркивал свое отрицание понимания культуры как случайного сцепления различных элементов и институтов и критиковал Р. Лоуи, видевшего в культуре «нечто состоящее из кусков и обрывков», «бессистемную всякую всячи­ну». «Культура,— писал Кробер,— постоянно и автоматически приобретает своеобразную интеграцию» Как и в «Конфигу­рациях...», он различал здесь содержание и форму культуры. В содержании культуры он выделял материальный и немате­риальный компоненты. «Объекты материальной культуры — пи­сал он,— являются частью содержания культуры, но значительно большая часть этого содержания нематериальна» 5S. К матери­альной культуре он относил физические объекты, а к нематери­альной — институты и идеи.

Форму культуры Кробер определял как организацию, систе­му, способ взаимосвязи составляющих ее элементов, отмечая при этом, что эта «система есть нечто большее, чем простая сумма элементов, ее составляющих» .

Форму культуры, писал в этой работе Кробер, определяет присущий ей этос — ее общее качество, «пронизывающее куль­туру, подобно запаху». Пытаясь раскрыть сущность этоса куль­туры, он писал, что это «система идеалов, ценностей, которые доминируют в культуре и имеют тенденцию контролировать по­ведение ее членов»60. Таким образом и в этой работе доминан­той культуры является система идей, и здесь Кробера занимают надстроечные явления, якобы определяющие специфику каждой культуры.

Но в этой работе Кробер первым из представителей истори­ческой школы высказался за необходимость признания прогрес­са. Правда, прогресс понимался им еще с позиций исторического релятивизма, но все же им был сделан положительный шаг от антиисторизма исторической школы к историзму будущей школы неоэволюционизма в американской этнографии. Он попытался даже выделить критерии «объективного определения прогресса». Исходя из фрейдовского понимания первобытного человека как невротика, прогресс Кробер видел в снижении общественного значения психопатологии и одержимости. Наряду с этим про­грессивной он считал «постоянную тенденцию к накопительному росту технологии и науки» Как известно, марксизм-ленинизм видит в развитии производительных сил высший критерий посту­пательности общественного прогресса. Именно здесь особенно от­четливо прослеживаются непрерывность и повторяемость в истории общества. Кробер, как видим, отдав дань увлечению пси­хопатологией этнографов США того времени, верно нащупал этот основной критерий общественного прогресса и сделал, не­сомненно, значительный шаг по пути отхода от теории циклизма. Вместе с тем, высказываясь за признание прогресса, Кробер оста­вался еще на позициях культурного релятивизма и предлагал судить о прогрессивности лишь отдельных областей обществен­ной жизни и не признавал причинную обусловленность разви­тия общества в целом.

Разрабатывая и в последующих, работах свое понимание куль­туры, Кробер вводит понятия реальной и ценностной культурыС2. Под последней он подразумевал систему идей и представлений о желаемом. Она составляет идейную культуру, которая пронизы­вает всю культуру «подобно запаху», является ее интегрирую­щим и смысловым началом, основой понимания реальной куль­туры. «Реальной культурой,— писал он,— я предлагаю называть то, что состоит из изобретений, орудий и навыков, направляемых на достижение определенных целей и проявляющееся не только в технологии в широком смысле, но также в экономической систе­ме производства и распределения и в политической системе» 63. Из этого определения можно видеть, что под реальной культурой Кробер подразумевал но существу совокупность производитель- пых сил и производственных отношений, т. е. экономическую систему общества. Не случайно ноэто|му японский ученый И. Иси- да увидел в понимании Кробером реальной культуры известное соответствие марксистскому пониманию общественного базисав4. В то же время в интересах анализа Кробер выделял «социаль­ную, политическую и, возможно, экономическую систему» в осо­бый сегмент культуры — «социальную культуру». В конечном счете культура оказалась у него состоящей из трех «аспектов»: реального, социального, ценностного. К ценностной культуре Кробер относил философию, искусство, религию, моральные и правовые нормы, т. е. духовную область жизни общества. Иси- да «ценностную культуру» Кробера сравнивает с марксистским пониманием надстройки, считая, что в целом трактовка Кробе­ром реальной и ценностной культуры соответствует учению о базисе и надстройке в марксистском понимании истории65. По нашему мнению, здесь нет оснований говорить о соответствии, хотя известное приближение и есть. Однако Кробер, дав свои определения реальной и ценностной культуры, не сделал выво­дов о причинной взаимосвязи базиса и надстройки, они остались у него самостоятельными сторонами жизни общества.

В оценке процессов изменений в выделенных им трех глав­ных областях культуры Кробер высказывает в общем-то верные положения, в известной мере противоречащие его теории цик- лизма. В области реальной культурьг он справедливо отмечал непрерывность и кумулятивность развития. Ценностная культура, но Кроберу, может воссоздаваться, что также можно истолко­вать как признание преемственности и непрерывности. Развитие же социального аспекта культуры, по мнению Кробера, «пи спе­цифически накопительно, ни специфически созидательно», что в известной море близко марксистскому учению о прерывности исторического процесса в области производственных отношений, сменяющихся в результате революционных переворотов. В этой работе Кробер пишет ужо но о циклизме с его идеей прерывности исторического процесса, а о «непрерывности культурной тради­ции в целом». Здесь же он высказывается против волюнтаризма, против идеи «свободной воли», критикуя неотомиста Энле за то, что человеческие качества трактовались им как независимые от физических, психических и социальных процессов, которые лежат в их основе. В своем выступлении в том же году на ныо-йорк- ском съезде этнографов Кробер, отметив, что он был потрясен обвинением его в идеализме Д. Биднеем, попытался преодолеть «крипто-телеологичность» своей прежней концепции о «суперорга­нической» сущности культуры, говоря, что слишком большая степень абстрагирования завела его излишне далеко и «привела к поиску причин имманентных, независимых от людей — носите­лей культуры... Очевидно, что культурная деятельность не про­исходит в вакууме, или в полностью автономном мире»S6. Он подверг критике все чаще повторяемую элитистскую идею «творчества», "сводившуюся у А. Тойнби к утверждениям, что культура создается творческим меньшинством по намеченному богом плану. В связи с этим он самокритично отметил: «Я по­дозреваю, что иногда я разделял рискованно близкую идею, когда писал о климаксе и последующем истощении модели в терминах оптимума и последующего упадка в реализации даро­ваний гениев» В связи с критикой волюнтаризма Кробер диа­лектически подошел к проблеме свободы и необходимости: «Если даже мы детерминисты, нам свойственна иллюзия выбора, а ког­да мы верим в свободную волю, мы все равно чувствуем давле­ние фаталистической необходимости» 68.

Но, отвергнув волюнтаристские теории общественного про­гресса и признав, что культура развивается в «причинно слож­ном мире», Кробер свел последний к деятельности людей, огра­ничив тем самым причинность исторического процесса субъектив­ной его стороной и игнорируя бесспорно доказанный марксизмом факт, что деятельность, поступки и устремления людей обуслов­лены их классовыми и в конечном счете материальными условия­ми, в которых они живут.

Но эти критические замечания Кробера в 1952 г. по поводу некоторых своих взглядов, развивавшихся в трудах 1944, 1947 гг., не означали полного преодоления им идеализма и агностицизма. Например, идеалистически по существу ставилась им проблема реальной и идеальной культуры и на упомянутом съезде. Отме­чая важное значение изучения той и другой для понимания ха­рактерных ' для данного общества ценностных ориептаций, он подчеркивал особое значение идеальной культуры. «В известном смысле,—говорил он,— она и есть система ценностей данной культуры. Эта идеальная культура с ее ценностями в большой мере и является фактической основой нашего понимания реаль­ной культуры. Без пее существует лишь множество отдельных предметов, с помощью же идеальной ценностной системы кулх.- тура получает смысл. Она объединяет отдельные, институты и идеи в целостность, включая их в форму» и>.


В общем, по Кроберу, идеи, ценностные ориентации и опра- делшот сущность общества. Как уже говорилось выше, идеали­стической была трактовка Кробером в этом выступлении самой сущности ценности.

Общая проблема соотношения понятий «общество и культу­ра», широко обсуждавшаяся в этнографии и социологии США, поднималась и Кробером.

Хотя в его рассуждениях о культуре того или иного народа фактически речь шла об идеологической надстройке, но в своих определениях культуры Кробер по существу подразумевал жизнь общества в целом, во всех его проявлениях — экономическом, со­циальном и идеологическом,— сводя понятие общества к «соци­альному аспекту культуры». В работе 1947 г. он писал, что культура и общество — две стороны одного целого70. В то же время он отмечал, что социальная солидарность и интеграция культуры не одно и то же, хотя они и взаимосвязаны и взаимо­действуют. Он поставил даже проблему классового момента в культуре и, думается, решал ее довольно реалистически: «Оче­видно,— писал он,— что каждый класс в обществе обладает особой фазой одной и той же культурыНо, сославшись на деление Уорнером общества США на три класса — высший, сред­ний и низший,— Кробер делает хотя и осторожное, но ошибоч­ное заключение, что это деление «более или менее соответствует аристократии, буржуа и пролетариату в марксовой теории»72. Однако уорнеровские «классы» не могли соответствовать классам в понимании Маркса уже по одному тому, что критерии деления общества на классы у Уорнера 73 и у Маркса были совершенно разные. Уорнер свои «классы» конструировал по размерам дохо­дов, Маркс же — по месту в общественном производстве. Не ясно также, о какой аристократии в США мог писать Маркс?

В статье 1958 г. «Индивидуальность антропологии» он также утверждал, что «общество — часть домена культуры»74. Пони­мая под обществом область социальных отношений, он писал о «социокультурной целостности», которую в целях анализа можно разделить на социальный и культурный ее аспекты. Он разде­лял также общество и культуру в «эволюционном плане», говоря, что общество, т. е. социальное, существует уже в животном царстве, а культура присуща только людям. У людей «общество и культура сосуществуют». Это утверждение уже не было пони­манием культуры и общества как целостности. Эта же идея со­существования общества и культуры высказана в совместной статье А. Кробера и известного социолога США тех лет Т. Пар- сонса.

В этой статье культура и общество разделены. Культура, по мнению авторов, состоит «из унаследованного или созданного со­держания, систем ценностей, идей и других значимых систем факторов, определяющих поведение людей, а также из вещей, созданных в результате этого поведения». Под обществом жо, как отмечают авторы, они понимают «социальную систему» и предлагают пользоваться этим понятием «для обозначения спе­цифической системы взаимодействия между индивидами и между коллективами»

Как видим, здесь дана та же идеалистическая трактовка куль­туры как совокупности всех проявлений общественной жизни — деятельность людей по созданию материальной и идеологической жизни общества определяется системами ценностей и идей, а со­циальные отношения — это лишь средство общения между людьми.

В общетеоретическом плане большинство работ Кробера от­ражали несомненное влияние на его мировоззрение различного рода идеалистических концепций современной ему буржуазной философии истории. Однако его статьи и выступления второй половины 50-х годов носят некоторые признаки попыток отхода ученого от концепций неокантианства и неопозитивизма, попыток преодолеть антиисторизм и релятивизм исторической школы в этнографии США. В статье «О человеческой природе» он писал, например, уже о «конце эры релятивизма» 76 и критиковал реля­тивистское, а по существу расистское отрицание единства чело­веческого рода. Признавая единство человеческой природы, он вместе с тем подчеркивал, что «нельзя обнаружить изначальную, чистую человеческую природу, не тронутую конкретной культу­рой, она допустима теоретически как постоянная компонента в людях любого общества, любой этнической и социальной группы». Он критиковал этнопсихологов США за. то, что они, «описывая поведение современных американцев, считают, что имеют дело с общечеловеческой психологией» 77.

Кробер считал, что можно говорить об общечеловеческой куль­туре, поскольку она основана на «общем генетическом фунда­менте, на специфических свойствах мозга». «...Общечеловеческая культура, рассматриваемая с историко-сравнительной точки зре­ния,—писал он далее.—...видимо, должна совпадать с человече­ской природой, из которой она возникла» 78. Но в то же время Кробер категорически возражал против философского антропо­логизма, против биологических трактовок истории культуры как подчиненной законам человеческой природы. Подобного рода трактовки были широко распространены в социологии США того времени, особенно в работах влиятельного ученого Дж. Дыои. Они развивались и адептами этнопсихологических исследований культуры и личности в американской этнографии. В указанной статье Кробер предложил два метода изучения генетического и культурного единства человечества: сравнительно-биологиче­ский — сравнительный анализ видов поведения животных как предшественников человеческого поведения — и культурно-реля­тивистский — метод сопоставления присущих человеческим груп­пам крайностей.


Но признание генетического и «культурного единства» челове­чества Кробер сочетал с диффузионизмом, с искусственными концепциями о заимствовании основ своей национальной куль­туры одними народами у других. Он считал, что «содержание всех цивилизаций и культур—чаще внешнего происхождения. Больше просочилось извне, чем изобретено дома»79. Сходные черты культуры различных народов, по мнению'Кробера, обуслов­лены диффузией и заимствованиями элементов культуры и инсти­тутов или общим происхождением народов со сходными чертами культуры. Изучение диффузии элементов культуры и их заимст­вований и есть, но Кроберу, изучение «истории человеческих культур в их взаимосвязи» 8".

Кробер не ставил проблемы исторической последовательности развития культур. Ее трудно было бы и ставить на основе идей культурного релятивизма Кробера, его поисков уникального спе­цифического для каждой культуры. «На основе такого подхода,— справедливо писал его биограф Дж. Стюард,— он не мог дать какой-либо эволюционной классификации культур»

Как итог развития теоретических взглядов Кробера интересно его посмертно опубликованное исследование «Список цивилиза­ций и культура»82. Это была последняя и не завершенная ра­бота Кробера, примечательная тем, что высказанные в ней поло­жения свидетельствовали о значительном его отходе от разделяв­шихся им прежде взглядов. Он критиковал в ней представителей исторической школы, отказавшихся от теоретических обобщений ради изучения конкретных обществ и изучавших эти общества в состоянии статики. Порождением этого подхода, по Кроберу, была и концепция «культурного ареала». Классификация обществ по культурным ареалам, справедливо отмечал он, предполагает статичный подход83. Он сравнивает ее с додарвиновскими клас­сификациями животного мира. Положения, высказанные в этой работе, свидетельствуют о стремлении Кробера преодолеть куль­турный релятивизм и ограниченность эмпирических исследований этнографами отдельных культур и цивилизаций и подойти к ре­шению проблем всемирной истории.

В начале работы он определяет понятия «цивилизация» и «культура»1 как обозначения различных ступеней одного явления. «В современном употреблении,— писал он,— цивилизация имеет оттенок обозначения высокого развития общества; культура же стала обычным термином универсального значения, одинаково применимым к высоким и малоразвитым продуктам наследства различных обществ. Каждое человеческое общество имеет свою культуру, сложную или простую. Но более сложные и высокие культуры обозначаются обычно термином цивилизация» 8/*. В этой работе Кробер вновь возвращается к своей концепции ценностной культуры и пишет, что она обозначает «всю чисто- эстетическую и интеллектуальную деятельность, но, строго огра­ничиваясь этой деятельностью, она включает элемент религии, хотя религия обычно включает в себя организационные инсти­туты; в нее входит также некоторая часть морали, хотя мораль направлена на поведение и действия человека» 85. Из ценностной: культуры, таким образом, как бы исключаются «организационные религиозные институты» и мораль поведения и действий и ос­тается чистая, творческая культура. То, что называется «творче­ством», писал он, близко совпадает с понятием «ценностная культура»... для обозначения последней можно создать понятие «чистая культура», соответствующее терминам «художественная.литература», «чистая наука» 86.

В то же время Кробер, предостерегая от идеализма, писал, что «творческую, или идеальную культуру должно понимать и анализировать как представленную объективными явлениями и как полезное для работы понятие». Он подчеркивал далее, что целостная культура не есть нечто трансцедентное: «Она не выде­ляется из культуры в целом каким-то не поддающимся опыту, невыразимым качеством, духом, предопределенностью» 87.

Критически переоценивает Кробер центральную идею своей прежней философско-исторической концепции — идею стиля культуры. Здесь он пишет, что эта «идея требует исследования и не может приниматься как исходный постулат, лишь доказуе­мый подбором фактов» 88. Эти рассуждения Кробера свидетель­ствовали о его отходе от своих исходных положений в «Конфигу­рациях...», где он писал об определяющих культуру доминирую­щих в ней стилях, идеях, системах ценностей. Эта работа примечательна и тем, что в ней критике подвергаются основные историко-философские концепции исторической школы в амери­канской этнографии, заимствованные из буржуазной историогра­фии и социологии Запада, концепции, пропаганде которых в боль­шой степени способствовал сам Кробер.

Развернутой критике подвергнута прежде разделявшаяся им концепция циклизма.

Он критикует здесь присущий этой теории натурализм, упо­добление культуры или цивилизации биологическому организму ж TpaitTOBKy истории общества как жизненного цикла организма, развивающегося якобы «по траектории подъема и падения им­перий» 83. По словам Кробера, эта идея «развивалась Данилев­ским и была догматически преувеличена Шпенглером» Ин­терес к подъему и падению империй он называл «полунауч­ным» Он породил, но словам Кробера, таких пророков обреченности, как О. Шпенглер. Даже такой «сверхученый, как Тойнби, подвергся этому влиянию. Хотя он и не предсказывает падения цивилизаций как неизбежного явления, но этот вопрос его занимает, и он морализирует по этому поводу. Несомненно, рассуждения о том, что мы вернемся к варварству и анархии, являются захватывающей новостью, если только она верна, но слишком большое внимание к будущему или к вопросу, как ого спасти, заключает Кробер, нарушает наше понимание про­шлого и настоящего». Здесь Кробер, как видим, справедливо критикует Тойнби за ого «заботу» о том:, как «спасти» от гибели «западную цивилизацию», высказывая верную мысль, что пони­мание прошлого служит настоящему.

В отличие от своего понимания истории человеческой куль­туры, изложенного в работе о «Конфигурациях...» как сосущест­вования ряда параллельных и уникальных цивилизаций, которые проходят свой жизненный цикл и погибают, в данной работе Кробер трактует историю уже iiaK непрерывную серию следую­щих одна за другой культур и цивилизаций. «Культуры прошло­го,— писал он,— переходят (буквально—«переливаются») одна в другую в пространстве и времени широхсого диапазона» 93.

. Очевидно, что в том и другом случае им извращалась диалек­тика непрерывности и прерывности в истории.

Понимание истории человечества как серии сменяющих друг друга культур предпринимались уже до Кробера буржуазными историками Запада: О. Лоренцем в конце XIX в., О. Шпенгле­ром, М. Блоком и другими в XX в.04 Она связывалась с изобра­жением внутренней истории цивилизации как взаимодействия борьбы и смены различных поколений, трактовавшихся не био- логичесхси, а в качестве носителей различных идейных течений.

Историчесютх же процесс представлялся Кроберу в духе ис­торического релятивизма, как непрерывный поток единичных со­бытий, поэтому и историография у него «изучает события, со­средотачивая внимание на их уникальности и изменчивости» 95. И Виндельбанд и представитель современного «логического по­зитивизма» К. Поппер также определяли историю как совокуп­ность исторических событий96. Но такая трактовка истории ис­ключала понимание подлинного единства человеческой истории.

Определяя задачи и методы историографии, Кробер неодно­кратно отмечал различия между историографией и этнографией, и прежде всего в предмете и источниках их исследований. Эт­нография изучает культуру и преимущественно культуры бес­письменных народов, свои источники она «делает» сама, в поле; историография же изучает цивилизации и исторические события на основе письменных источников. Этнография и историография различны и по методу изложения: первая описывает институты и культуры в состоянии их относительной устойчивости; исто­риография же «повествует литературной прозой о важных собы­тиях и именах» Как и многие неопозитивисты, в историках он видел писателей, говоря, что «великие историки одновременно и великие писатели».

Но историография и этнография сходны, по Кроберу, в своем внимании it уникальности: одна — исторических событий, дру­гая — культур; в применении метода сопоставлений и стремлении к изучению сравнительной истории человеческой культуры в це­лом.

Эта последняя проблема и является основной темой работы «Список цивилизаций и культур». На страницах этого исследова­ния он писал, что этнографы интересуются общей культурой че­ловечества и, понимая ее как совокупность конкретных культур, видел их задачу в прослеживании ее «роста, взаимосвязей и клас­сификаций» ss. И здесь он последовательно отличал задачи эт­нографии и истории. Задачей первой является, по Кроберу, раз­граничение и классификация культур, а историографии — перио­дизация исторических событий38. Вместе с тем он отмечал единство предметов исследования этих наук, определяя их как «стороны друг друга потому, что, с одной стороны, культура всегда сопровождается историческими событиями и является их следствием, а с другой стороны, события могут иметь место лишь в данной культурной среде и покоятся на ней» 10°. Из этого по­ложения видно, что задачу историографии он ограничивал перио­дизацией событий внутри данной культуры или цивилизации. Как известно, так она понималась и на страницах «Исследова­ния истории» А. Тойнби, в.. котором делались попытки периоди­зации каждой из анализируемых цивилизаций на четыре периода.

Несомненно, признание необходимости периодизации, даже такое релятивистски ограниченное, было известным отходом от полного отрицания возможности периодизации истории предста­вителями исторической школы 1930-х годов. Но призыв к перио­дизации наряду с. утверждением о бесконечной непрерывности исторических событий неизбежно осложнял проблему возможных критериев деления истории на периоды. Абсолютизация непре­рывности означала игнорирование качественного своеобразия периодов. Хотя Кробер и делал попытки объяснить, каким пред­ставлялось ему объективное содержание периодов, его призыв к периодизации носил чисто декларативный характер.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.