Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модульный метод проектирования




Средством гармонизации целого и его частей является модуль. Применение модуля несет и художественное начало. Модуль (от лат. modulus - мера) - исходная величина, принятая за основу расчета размеров объекта и служащая для выражения кратных соотношений раз­меров объекта и его частей. Модуль- это единица меры. В дизайне модуль- это величина, принимаемая за основу расчета размеров, какого-либо предмета, машины или сооружения, а также их деталей, узлов и элементов, которые всегда кратны избранному модулю. Модуль как исходная единица измерения, которая повторяется и укладывается без остатка в целост­ной форме, известен во всех сферах человеческой деятельности. В качестве модуля прини­мают меру длины одного из элементов объекта:

1) элемент сооружения (определяется независимо от абсолютных размеров);

2) размер, связанный с размерами тела человека.

Объект материальной среды должен быть соразмерен и масштабен по отношению к че­ловеку. Единицей измерения издревле служили части тела человека, являясь, по существу, модулем: дюйм - длина сустава большого пальца; пядь - расстояние между концами раздви­нутых большого и указательного пальцев; фут - средняя длина стопы человека. В основе мо­дульной системы средневековой архитектуры предположительно был использован фут. В Италии некоторые сооружения построены на использовании модуля в виде квадрата или пря­моугольника. Храм Василия Блаженного в Москве при всем своем многообразии сложен из одного вида фигурных кирпичей.

Применение модульного проектирования считается высшей формой деятельности в об­ласти стандартизации. При этом стандартизация выявляет и закрепляет наиболее перспек­тивные методы и средства проектирования. Этот метод способствует унификации структур-


ных элементов изделий. Наличие унифицированных узлов и деталей, которые используются в различных сочетаниях, позволяет преобразовывать конструкции одних изделий в другие. Модульное проектирование предполагает конструктивную, технологическую и функцио­нальную завершенность. Сам модуль может быть законченным изделием или являться со­ставной частью изделия, в том числе другого функционального назначения. Одна модульная конструктивная деталь часто используется в различных изделиях. Взаимозаменяемость эле­ментов, универсальность конструкций ведет к высокой экономичности производства, позво­ляет модернизировать устаревшие части изделия заменой отдельных агрегатов, продлевая их срок службы. Конструктивно-декоративные элементы в традиционном русском костюме, как известно, многократно использовались, пришивались на новое изделие. Главная особенность модуля в одежде - то, что он обрабатывается «чисто» с лица и с изнанки. Кратность - укла-дываемость модуля без остатка, позволяет собирать различные формы и обеспечивает их взаимозаменяемость. Изменение формы изделия: из маленькой получить большую, из про­стой составить сложную и наоборот - пример модульного свертывания и развертывания.

Модульная система (МС) - совокупность правил расчета и модулей, используемых для этого расчета. В результате применения МС все элементы будут взаимосвязанными. МС в классическом ордере появилась вследствие функциональных и эстетических требований. Модули, как правило, имеют простые геометрические формы. В античной архитектуре мо­дулем был радиус колонны. Модули в костюме могут быть одинакового размера в зависимо­сти от антропологии тела человека и оптимальных разметов готовой одежды. Важным явля­ется выбор способа соединения модулей, особенно, если применяется метод трансформации с целью изменения формы, назначения и ассортимента изделия.

Необходимость гармонизации масштабных соотношений с пропорциональными и моду­лем, с одной стороны, и с размерами человека - с другой, привела к созданию математиче­ской шкалы для создания масштабных и пропорциональных изделий. «Модулор» Ле Корбю­зье, представленный на рис. 13в, разработан с учетом пропорций «золотого сечения» и двух основных модулей -16 и 27 см [Минервин, 1974]. В отличие от простых пропорциональных рядов «золотого сечения», где любой размер, принятый за единицу, расчленяется в отноше­нии 382 к 618, здесь ряд «золотого сечения» привязан к росту человека, равному 182,9 см. Корбюзье считал, что для архитектуры в качестве модуля нужны два основных размера: рост и рост плюс длина вытянутой руки. Таким образом, размеры шкалы связаны с основными положениями человеческого тела (сидя, стоя и т.д.). Разница между этими размерами соот­ветствует двум модулям -16 и 27. В системе размеров пропорция, масштаб и модульность оказались взаимозависимыми. Однако «Модулор» по ряду причин не получил широкого применения. Современный архитектурный модуль равен 10 см, укрупненный строительный модуль может быть 30 или 40 см [Композиция костюма, 2003].

Контрольные вопросы

1. Основные принципы гармонизации композиции.

2. Гармония как эстетическая категория.

3. Пропорциональный метод группировки элементов костюма.

4. Принципы пластической взаимосвязи элементов костюма.

5. Основные свойства объемно-пространственных форм.

6. Элементы объемно-пространственной композиции.

7. Наиболее активное расположение элементов композиции.

8. Определение понятия «масса» в дизайне.

9. Харгжтеристики формы, влияющие на ее динамическое состояние.

 

10. Признаки формы, влияющие на ее равновесие.

11. Приведение элементов формы к геометрическому подобию приемами пропорциони-рования.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.