Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Симметрия и асимметрия




Симметрия рассматривается в разных аспектах: как философская и эстетическая катего­рия, как категория строения физических тел и создаваемых человеком предметов, как свой­ство и как средство композиции. Термин «симметрия» переводится с греческого как сораз­мерность. Существуют различные аспекты симметрии как явления: математическая законо­мерность; симметрия как идея, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство. В современной научной и художествен­ной практике симметрию и асимметрию рассматривают как средство внешней организации формы, а также как метод или принцип морфологического строения отдельных явлений, форм и даже процессов. В искусстве понятия симметрии и асимметрии связываются с про­странственным аспектом художественной формы, поэтому наибольшее распространение по­нятий и принципов известно в области архитектуры, дизайна, орнамента и в костюме как од­ном из видов декоративно-прикладного искусства. В современной архитектуре закономерно­сти групп симметрии используют для получения трансформирующихся конструкций в новых зданиях. В теории орнамента наиболее полно описаны кристаллографические группы сим­метрии.

Симметрия - одинаковость расположения элементов относительно точки, оси или плос­кости. Симметрия характерна для всего живого и неживого в природе. Симметрия является одним из важных композиционных средств достижения единства и художественной вырази­тельности проектируемой модели. Существуют различные виды симметрии - это классиче­ская, аффинная симметрия, симметрия подобия и криволинейная симметрия. Классическая симметрия включает операции отражения, переноса, поворота в пространстве, поворота на плоскости. Преобразования классической симметрии точки производятся относительно оси или плоскости симметрии, меняют пространственное положение формы, оставляя неизмен­ными ее метрические свойства: длину и ширину. Эти преобразования характеризуют два ти­па геометрического равенства- зеркального и совместного. Зеркальное равенство подразу­мевает физическое равенство форм или отдельных частей формы, неравно ориентированных в пространстве. Зеркальная симметрия основывается на равенстве двух частей фигуры, рас­положенных одна относительно другой как предмет и его отражение в зеркале. Осевая сим­метрия обусловлена конгруэнтностью, достигаемой вращением фигуры относительно оси симметрии. Винтовая симметрия получается в результате винтового движения точки или ли­нии вокруг неподвижной оси.

Сведение гармонии к одной лишь симметрии ограничивает богатство её внутреннего со­держания. Истинная гармония заключается в единстве противоположностей и определяется как сочетание симметрии и противоположного ей качества - асимметрии. Асимметрия сни­мает условие равенства двух частей формы между собой. Асимметрия - расположение эле­ментов при отсутствии точки, оси или плоскости симметрии. Асимметрия придает форме различную степень динамики, которая может быть внутренней и внешней. Асимметрия как принцип организации формы основывается на динамической уравновешенности элементов, на впечатлении движения и пределах целого. Понятия симметрии и асимметрии раскрыва­ются с выявлением простейших элементов, называемых осями и плоскостями симметрии, которые объединяют элементы композиции, обеспечивают цельность решения и восприятия композиции. Асимметрия органически присутствует в природных образованиях и творениях человека. В природе практически не существует абсолютной симметрии. Вкраплением асимметричности в симметрическую форму достигается уравновешенность. Асимметрия в строении тела животных возникает при изменении силовых отношений со средой обитания, нарушающих исторически сложившуюся симметрию, например у камбал при переходе от активного плаванья к малоподвижному образу жизни.


Классическая симметрия

В классической симметрии преобразования меняют пространственное положение всех точек одной формы относительно оси симметрии, при этом метрические свойства формы (длина от­резков, углы между ними) остаются неизменными. В классической симметрии проявляются три вида равенства: зеркальное, или осевое, поворотное и совместимое. Зеркальное равенство подра­зумевает физическое равенство форм или остальных частей формы, неравно ориентированных в пространстве. Плоскость симметрии проходит по центру фронтального силуэта и разделяет его на морфологически равные части. Происходит наложение фигуры на себя при зеркальном отра­жении относительно плоскости симметрии или оси симметрии. При этом формы остаются прежними, но они как бы мешаются местами, правая форма становится левой, а левая - правой, сама система приходит в самосовмещение. Эта операция - логический прием, помогающий вос­создать пластический образ проектной идеи формы. Осью симметрии называется вертикальная линия, расположенная в плоскости симметрии и перпендикулярная плоскости основания.

Зеркальная симметрия, или симметрия отражения, является наиболее общей формой раз­вития природных объектов и объектов художественного творчества человека. Она наблюда­ется в форме кристаллов и растений, живых организмов, в том числе и фигуре человека, в орнаментальном искусстве. Зеркальная симметрия создает направленность композиции вдоль плоскости симметрии.

Система совмещается сама с собой при условии поворота ее относительно оси на неко­торый угол; порядком оси называется число, показывающее, сколько раз фигура совместится сама с собой в результате произведенных поворотов. Это же число показывает, на сколько геометрически равных частей может быть разделена форма, имеющая ось симметрии. Зер­кальная ось первого порядка и плоскость симметрии есть один и тот же элемент симметрии. По­средством зеркального отражения в плоскости симметрии равные части формы поменяются местами, а сама система придет в самосовмещение. Форма совмещается сама с собой при усло­вии поворота ее относительно оси на угол 360°. Так как этот поворот практически не изменяет положение системы, результат эквивалентен отражению в плоскости симметрии. Если первое совмещение системы с собой происходит при повороте на угол 180°, то в форме наличествует ось двойного порядка, или двойная ось. Ось двойного порядка присутствует в форме при со­вмещении системы с собой при повороте на угол 180°, осям третьего, четвертого, шестого и т.д. порядков соответствуют углы поворота на 120°, 90°, 60° и т.д. Асимметричные системы не име­ют никаких элементов, кроме осей первого порядка. Эти системы не могут быть приведены в самосовмещение никакими другими симметрическими преобразованиями, кроме поворота на угол 360° вокруг любой прямой.

Тождественное расположение соседних элементов называется переносной или орнамен­тальной симметрией. Совместимое, или переносное, равенство получается в том случае, если формы при наложении совмещаются всеми своими точками. Необходимым условием этого равенства является движение в заданном направлении. При переносе появляется ось перено­са, которой становится любая прямая, параллельная вектору сдвига. Плоская фигура с един­ственной осью переноса может обладать бесконечным множеством осей симметрии, перпен­дикулярных оси переноса, а также занимать свое первоначальное положение после последо­вательного выполнения сдвига. При таком движении форма остается неизменной на всем протяжении времени. Переносная симметрия, не имеющая выраженного центра, создает впе­чатление равномерности, неограниченности пространства.

Сочетание поворотной симметрии с переносом элементов вдоль центральной оси дает винтовую симметрию. Поворотное равенство присуще фигурам в пространстве, обладающим винтовой или поворотной симметрией, то есть фигурам, совпадающим со своим первона­чальным положением после поворота на определенный угол вокруг оси симметрии, допол­ненного сдвигом вдоль той же оси. Поворотное равенство удовлетворяет условию поворота исходной фигуры как вокруг оси симметрии, так и в плоскости симметрии. Поворот в про­странстве совершается вокруг вертикальной оси и характеризует идеально геометризирован-


ные формы симметрии цветков растений. Поворот в плоскости - это последовательно произ­веденные операции переноса в параллельное состояние и поворота на определенный угол.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.