Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шедевроведческие, научно-аналитические, художественно-просветительские модели учебного курса по культурологии




Востребованность культурологии как специальности, учебной дисциплины и науки

Объект, предмет и структура культурологии. Цели и задачи культурологии.

Теоретический и прикладной уровни культурологии. Место культурологии в системе гуманитарного знания.

Культурология — это наука о культуре. Она изучает различные виды, формы и результаты бытия и деятельности человека. При этом под культурой понимается все сверхприродное, что существует в человеческом бытии, что производится, социально усваивается и разделяется всеми членами человече-

ского сообщества.

Слово «культурология» образовано от латин. cultura (возделывание, воспитание, образование, почитание) и греческого термина logos (понятие, мысль, разум). Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, порой весьма специфические, сферы культурной жизни. Такими явлениями культуры являются: религия, искусство, мораль, наука, философия, право и т.д. Культурология познает ценности, смыслы, нормы с помощью которых обеспечиваются различные формы жизнедеятельности людей и вне которых упорядоченная

жизнь в сообществе практически невозможна. Важным моментом культурологических исследований являются проблемы духовной жизни общества, во многом иррациональные (т.е. опирающиеся не на разум, а на инстинкт, интуицию, чувство) состояния человеческого духа. Объектом изучения культурологии выступают:

- наиболее общие закономерности культуры;

- принципы функционирования культуры в обществе;

- взаимосвязь, общение, диалог различных культур;

- единые тенденции культурного развития человечества.

Культурология - это самостоятельная область социально-гуманитарного познания, предметом исследования которой является культура, понимаемая как:

- результат деятельности людей, реализующийся в продуктах материального и духовного производства;

- установки, регулирующие жизнь общества, проявляющие себя в обычаях, законах, нормах и ценностных ориентациях людей;

- коммуникационные связи между людьми, формирующие специальные

языки межличностного общения;

- содержательная основа религии, философии, науки, права и т.д., а также культурных систем в целом. Культурология сегодня включает достаточно широкий набор дисциплин, изучающих с помощью различных методов культуру в ее бесконечно многообразных аспектах. Структуру культурологии составляют три слоя наук о культуре:

- антропологический, опирающийся, прежде всего, на этнологию, т.е. науку, изучающую состав, происхождение и культурно-исторические отношения между собой народов мира;

- гуманистический, включающий в себя весь комплекс так называемых наук «о духе» (философию, филологию, педагогику, психологию и др.);

- социологический, где определяющим является изучение современной массовой культуры, способов ее производства и функционирования в обществе.

Цели и задачи культурологии как науки:

- прогнозирование и проектирование духовных процессов общественного развития;

- анализ социокультурных последствий управленческих решений и расчета применяемых технологий;

- поиск новых методов социализации (т.е. общественного становления) и инкультурации (т.е. освоения содержания культуры) человеческой личности.

Задача культурологиии как научной дисциплины состоит и в том, чтобы не только предоставлять достоверные знания о национальной культуре с целью определения своей идентичности по отношению к ней, но и способствовать пониманию «иных», существующих рядом культур и людей с другими взглядами. Знакомство с такими культурами, понимание и взаимодействие с ними и есть путь к упрочению взаимотерпимости, согласию в культурно неоднородном сообществе людей. В культурологии выделяются два уровня исследования: фундаментальный и прикладной. На своем фундаментальном уровне культурология изучает:

- культуру на историческом и теоретическом уровне;

- категориальный аппарат данной науки;

- функционирование явлений культуры в обществе.

Прикладной уровень культурологии ориентирован на использование фундаментальных знаний о культуре в целях:

- прогнозирования и регулирования актуальных культурных процессов;

- разработки социальных технологий трансляции культурного опыта и механизмов достижения определенного уровня развития тех или иных форм социокультурной практики;

- управления и охраны культуры, а также культурно-просветительной, досуговой и иной работы. Культурология относится к социально-гуманитарным наукам и тесно

взаимодействует с такими из них как: социология, психология, антропология, история, философия и др. Опираясь на данные этих наук, культурологии присуща:

- способность интегрировать социальное и гуманитарное знание;

- обобщать усилия истории, философии, языкознания, религиоведения и других наук на изучение бытия человека и общества;

- создавать для перечисленных выше дисциплин общую теоретическую базу.

Персонифицированная в индивидуальности и обобщенная поколениями людей в своем социальном опыте, культурология представляет собой одну из форм осознания человеком своего бытия. В этом плане данная наука и учебная дисциплина способна содействовать:

- развитию физической, материальной и социальной культуры людей;

- преодолению технократического подхода к гуманизации и гуманитаризции образования и гармонизация развития последнего;

- нейтрализации антикультуры, действующей в развитых странах мира под прикрытием молодежной контркультуры.

Сегодня, когда фактом жизни становится равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо не просто декларировать ценности культуры. Пришло время обучать культуре, точно также как и любой другой учебной дисциплине. Именно этим и объясняется востребованность культурологии в системе высшего образования России.

Возрастание роли культуры при переходе общества от индустриальной к постиндустриальной стадии развития. Демассификация, дестандартизация и информатизация жизнедеятельности людей в ХХI веке. Роль научно-технического прогресса в развитии общества. Опасности перерастания техницизма в технократизм. Использование гуманистического потенциала художественной культуры для корректировки инженерно-технологичного мировидения. Художественно-просветительная (шедевроведческая) модель учебного курса по теории культуры.

Общечеловечность, системность и планетарность, гуманистичность и конструктивность как определяющие черты нового мышления в период перестройки советского общества. Современное мышление в ХХI веке. Его диалогичность, диатропичность и толерантность. Синергетизм культурологического мышления. Научно-аналитическая модель учебного курса. Культура как целостность и саморазвивающаяся система в культурологии.

Термином «эпоха Просвещения» обозначают широкое философское движение, которому принадлежала ведущая роль в идейной жизни Европы и США в XVIII—середине XIX в. Просвещение было наследником и продолжателем начинаний рационального XVII в. Но если героем XVII столетия был суверенный субъект, совершенствующий свой разум и в поиске истины опирающийся на собственные силы, то в веке XVIII уже появилось «разделение на тех, кто распространяет ранее добытые истины, и тех, кто эти истины воспринимает и усваивает». Само название «Просвещение» указывает на решающую роль образования, воспитания, формирования. Именно эти понятия стали фактически синонимами культуры. Пытаясь путем критики «предрассудков» сформировать новые культурные образцы, Просвещение по-новому переосмысливает культурный опыт прошлого. Переоценке этого опыта способствует и то, что исследователям становится доступен новый материал. Помимо изучения древних текстов, осуществлявшегося со времен Высокого Средневековья и Возрождения, в поле зрения ученых попадают археологические памятники, произведения народной культуры, подробные описания культуры отдаленных стран, сделанные путешественниками. Просветителями культура понималась как целостное, при всем своем разнообразии, поле человеческой деятельности. При этом культура, понимаемая довольно широко, включала в себя и экономическую, и политическую жизнь общества. Просветители стремились к разработке всеохватывающих систем в различных областях: «Всеобщая наука» итальянского мыслителя Джамбат-тистыВико (1668—1744), попытки построения всеохватывающих теорико-исторических конструкций в философии. Эти тенденции, процессы затронули и развитие культурфилософского знания. Для эпохи Просвещения было характерно стремление к построению общей теории культуры. Просвещение стремилось к целостному восприятию культуры человечества, которая понималась как продукт деятельности человеческого разума. Однако сразу же обнаружилась невозможность гармонического единства в мире и в человеке «природы» и «культуры». Заслуживает внимания концепция культуры французского мыслителя Жан Жака Руссо (1712—1778). В отличие от большинства просветителей, видевших в развитии наук и искусств основу социального прогресса, Руссо считал, что подъем культуры во все времена неизбежно приводил к распространению роскоши, а следовательно, и к упадку нравственности. Философ отрицательно относился к понятию «цивилизация», предпочитая «доцивилизованное», естественное состояние человека. Такая позиция Руссо была, пожалуй, самой резкой формой противопоставления природного и культурного начал. Попытка устранить это противоречие была предпринята в классической немецкой философии. В ней культура понималась как исторический процесс развития духа, в котором в конце концов возможен синтез природного и культурного начал.

В процессе культурологич. анализа конкр. методы разных дисциплин, как правило, используются выборочно, с учетом их способности разрешать аналитич. проблемы общекультурологич. плана; нередко они применяются не в качестве формальных операций, а как подходы в социальных или гуманитарных исследованиях. Все это дает основание говорить об опр. трансформации дисциплинарных методов, об их особой интеграции в рамках исследований культуры, что в итоге стимулирует развитие культурологич. познания в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.