Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура и цивилизация. Понятие культуры и цивилизации




Понятие культуры и цивилизации. Их полисемантичность. История и логика взаимооотношений. Цивилизация как социальная организация культуры. Многообразие современных трактовок соотношения культуры и цивилизации.

Место и роль культуры в цивилизационном процессе. Локальные цивилизации и цивилизационный тип культуры. Культура как генератор социально-экономических трансформаций. Воздействие технико-экономических укладов на процесс становления национального и наднационального типов культуры.

Концепция мировой глобальной цивилизации и метакультуры как движение человечества к общепланетарному взаимодействию и культурному единству при сохранении духовно-культурного своеобразия. Особенности современного этапа цивилизационного развития. Европоцентризм, вестернизация и другие формы «цивилизационного монополизма». Тенденции к укреплению автономии и расширению равноправного и добровольного диалога локально-этнических и национальных культур.(из пособия)

«Культура есть почитание света. Культура есть любовь к человечеству. Культура есть сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений», – так писал Н.К. Рерих. (О плюралистическом подходе в определении культуры указывалось в параграфе 1.3.).

Что касается понятия «цивилизация», то первое устойчивое его значение сформировалось только в конце XVIII – начале XIX века. Это слово происходит от латинского civis – гражданин и civilis – принадлежащий, относящийся к гражданину. В процессе довольно длительной эволюции за этим словом утвердилось значение общего состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т.д., противопоставляемого дикости и варварству. В этом смысле значение слова «цивилизация» в целом совпадало со значением понятия «культура».

Науке известно множество определений цивилизации и в большинстве из них она рассматривается в соотношении с культурой. Эти два понятия – «культура» и «цивилизация» – часто действительно имеют много общего, но, тем не менее, они не идентичны, и между ними заметны расхождения. В культурологии существуют различные толкования цивилизации. Под цивилизацией одни понимают один из периодов истории культуры. Периоды эти следующие: дикость – «период преимущественного присвоения готовых продуктов природы» (Энгельс); варварство – эпоха, характеризующаяся общим усложнением орудий труда, зачатками животноводства и земледелия; цивилизация – эпоха, когда появилась письменность, выросла производительность труда, обострились классовые противоречия.

Термин «цивилизация» возник гораздо позднее термина «культура» – лишь в XVIII веке. Его автором, по одной версии, считается шотландский философ А. Ферпоссон, который разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития. По второй версии, термин «цивилизация» был введён в научный оборот французскими просветителями и означал в более широком смысле гражданское общество, в котором царят свобода, справедливость, правовой строй (в этом случае определение цивилизации близко её толкованию Ферпоссоном), в узком смысле цивилизация тесно переплетается с культурой и означает совокупность определённых качеств человека: интеллекта, интеллигентности, изысканности манер, вежливости и т.д. К примеру, английский историк А. Тойнби рассматривал цивилизацию как определённую ступень в развитии культуры народов и регионов в качестве культурно-эстетического и культурно-этического типа. К. Ясперс также отождествлял культуру и цивилизацию, считая последнюю ценностью всех культур, имеющей общий характер для всех народов. В одной из трактовок современного «Философского энциклопедического словаря» указывается синонимичность понятий цивилизации и культуры. Интересен и актуален в этой связи подход И. Канта к рассмотрению проблемы культуры и цивилизации. В своей работе «О предполагаемом начале человеческой истории» ставит в полемике с Руссо вопрос: что такое человеческая цивилизация, и может ли человек отказаться от неё?

Согласно Канту, цивилизация начинается с установления человеком правил человеческой жизни и человеческого поведения. Цивилизованный человек – это человек, который другому человеку не причинит неприятностей, он его обязательно принимает в расчёт. Цивилизованный человек вежлив, обходителен, тактичен, любезен, внимателен, уважает человека в другом. Культуру Кант связывает с нравственным категорическим императивом, который обладает практической силой и определяет человеческие действия не общепринятыми нормами, ориентированными, прежде всего, на разум, а нравственными основаниями самого человека, его совестью.

Актуальность кантовских рассуждений в том, что в современном нашем обществе наблюдается потеря цивилизованности в поведении, в общении людей, остро встаёт проблема культуры человека и общества. А ведь цивилизованность с необходимостью предполагает наличие некоего уровня культуры, которая, в свою очередь, включает в себя цивилизованность. Поэтому между культурой и цивилизацией много общего, они взаимно переплетаются, переходя друг в друга. Одними из первых, помимо французских, на это обратили внимание немецкие романтики, которые отмечали, что культура «прорастает» цивилизацией, а цивилизация переходит в культуру. Вот почему в повседневной жизни мы не слишком различаем их.

ХХ-XXI вв. называют техногенными. Технология развивается такими темпами и в такой степени, как никогда ранее. Благодаря технологизации и информатизации, наблюдается всеобщность и универсальность общества. Можно твердо утверждать, что на наших глазах на основе новейших технологий создаётся единая всемирная цивилизация. Что касается культуры, то в ней первостепенное значение имеют национальная самобытность и оригинальность, неповторимость и уникальность, изменчивость и новизна, критическое и творческое начало, самоценность, стремление к возвышенному идеалу.

В культурологии существует и такая точка зрения, которая резко противопоставляет культуру и цивилизацию. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге «Закат Европы», согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Именно в ней О. Шпенглер видит грядущую гибель Запада. «Цивилизация следует за культурой, – пишет Шпенглер, – как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и за душевным детством». В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствует техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа.

Цивилизацией он считал совокупность крайне внешних и искусственных состояний последних стадий развития социума. Цивилизацию критик определяет как неотвратимый конец всякой культуры. Противопоставление культуры и цивилизации у Шпенглера – это противопоставление духовно-идеалистической стороны существования общества его технологической и утилитарно-материалистической стороне. Несколько ранее аналогичную точку зрения на проблему высказывал и русский философ Н. А. Бердяев.

В культурологии существуют разные классификации цивилизаций. В эпоху рабовладельческого и феодального строя цивилизация была земледельческой, то есть аграрно-традиционной, в эпоху капитализма – индустриальной. В современности, в информационном обществе цивилизация постиндустриальная. Как мы видим, в данном случае цивилизации классифицируются в силу господствующего типа общественной деятельности.

Если в основе классификации лежит принцип историко-географической среды, то цивилизации делятся на континентальные, глобальные (например, европейская), национальные (например, французская, английская), региональные (например, североафриканская). В зависимости от того, выступают они во взаимодействии с другими цивилизациями или нет, делятся на «открытые» и «закрытые» или на «интравертные», т.е. те, чья творческая энергия обращена «вовнутрь», и «экстравертные», стремящиеся к расширению своих пределов.

Среди множества цивилизаций историки выделяют так называемые традиционные общества: Древняя Индия и Китай, государства мусульманского Востока, Вавилон и Древний Египет. Их самобытные культуры были направлены на поддержание сложившегося образа жизни. Предпочтение отдавалось традиционным образцам и нормам, вобравшим в себя опыт предков. Виды деятельности, их средства и цели менялись медленно. Некоторые учёные восточную цивилизацию называют психогенной. Особым типом цивилизации стала европейская, которая начала свой разбег в эпоху Возрождения. Она основывалась на других ценностях. Среди них – наука, постоянное стремление к прогрессу, к изменениям сложившихся форм деятельности. Иным было и понимание природы человека, его роли в общественной жизни. Оно основывалось на христианском учении о морали и отношении к человеческому разуму как созданному по образу и подобию божественного и поэтому способному к постижению смысла бытия. Западноевропейскую цивилизацию называют техногенной.

Таким образом, согласно культурологическому подходу цивилизация рассматривается как социально – культурное образование, основу которого составляет уникальная однородная культура. Наиболее важными признаками и чертами цивилизации считаются образование государства, возникновение письменности, отделение земледелия от ремёсел, расслоение общества на классы, появление городов. При этом наличие двух первых признаков практически всеми признаётся обязательным, а необходимость остальных нередко ставится под сомнение.

«Культура есть почитание света. Культура есть любовь к человечеству. Культура есть сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений», – так писал Н.К. Рерих. (О плюралистическом подходе в определении культуры указывалось в параграфе 1.3.).

Что касается понятия «цивилизация», то первое устойчивое его значение сформировалось только в конце XVIII – начале XIX века. Это слово происходит от латинского civis – гражданин и civilis – принадлежащий, относящийся к гражданину. В процессе довольно длительной эволюции за этим словом утвердилось значение общего состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т.д., противопоставляемого дикости и варварству. В этом смысле значение слова «цивилизация» в целом совпадало со значением понятия «культура».

Науке известно множество определений цивилизации и в большинстве из них она рассматривается в соотношении с культурой. Эти два понятия – «культура» и «цивилизация» – часто действительно имеют много общего, но, тем не менее, они не идентичны, и между ними заметны расхождения. В культурологии существуют различные толкования цивилизации. Под цивилизацией одни понимают один из периодов истории культуры. Периоды эти следующие: дикость – «период преимущественного присвоения готовых продуктов природы» (Энгельс); варварство – эпоха, характеризующаяся общим усложнением орудий труда, зачатками животноводства и земледелия; цивилизация – эпоха, когда появилась письменность, выросла производительность труда, обострились классовые противоречия.

Термин «цивилизация» возник гораздо позднее термина «культура» – лишь в XVIII веке. Его автором, по одной версии, считается шотландский философ А. Ферпоссон, который разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития. По второй версии, термин «цивилизация» был введён в научный оборот французскими просветителями и означал в более широком смысле гражданское общество, в котором царят свобода, справедливость, правовой строй (в этом случае определение цивилизации близко её толкованию Ферпоссоном), в узком смысле цивилизация тесно переплетается с культурой и означает совокупность определённых качеств человека: интеллекта, интеллигентности, изысканности манер, вежливости и т.д. К примеру, английский историк А. Тойнби рассматривал цивилизацию как определённую ступень в развитии культуры народов и регионов в качестве культурно-эстетического и культурно-этического типа. К. Ясперс также отождествлял культуру и цивилизацию, считая последнюю ценностью всех культур, имеющей общий характер для всех народов. В одной из трактовок современного «Философского энциклопедического словаря» указывается синонимичность понятий цивилизации и культуры. Интересен и актуален в этой связи подход И. Канта к рассмотрению проблемы культуры и цивилизации. В своей работе «О предполагаемом начале человеческой истории» ставит в полемике с Руссо вопрос: что такое человеческая цивилизация, и может ли человек отказаться от неё?

Согласно Канту, цивилизация начинается с установления человеком правил человеческой жизни и человеческого поведения. Цивилизованный человек – это человек, который другому человеку не причинит неприятностей, он его обязательно принимает в расчёт. Цивилизованный человек вежлив, обходителен, тактичен, любезен, внимателен, уважает человека в другом. Культуру Кант связывает с нравственным категорическим императивом, который обладает практической силой и определяет человеческие действия не общепринятыми нормами, ориентированными, прежде всего, на разум, а нравственными основаниями самого человека, его совестью.

Актуальность кантовских рассуждений в том, что в современном нашем обществе наблюдается потеря цивилизованности в поведении, в общении людей, остро встаёт проблема культуры человека и общества. А ведь цивилизованность с необходимостью предполагает наличие некоего уровня культуры, которая, в свою очередь, включает в себя цивилизованность. Поэтому между культурой и цивилизацией много общего, они взаимно переплетаются, переходя друг в друга. Одними из первых, помимо французских, на это обратили внимание немецкие романтики, которые отмечали, что культура «прорастает» цивилизацией, а цивилизация переходит в культуру. Вот почему в повседневной жизни мы не слишком различаем их.

ХХ-XXI вв. называют техногенными. Технология развивается такими темпами и в такой степени, как никогда ранее. Благодаря технологизации и информатизации, наблюдается всеобщность и универсальность общества. Можно твердо утверждать, что на наших глазах на основе новейших технологий создаётся единая всемирная цивилизация. Что касается культуры, то в ней первостепенное значение имеют национальная самобытность и оригинальность, неповторимость и уникальность, изменчивость и новизна, критическое и творческое начало, самоценность, стремление к возвышенному идеалу.

В культурологии существует и такая точка зрения, которая резко противопоставляет культуру и цивилизацию. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге «Закат Европы», согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Именно в ней О. Шпенглер видит грядущую гибель Запада. «Цивилизация следует за культурой, – пишет Шпенглер, – как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и за душевным детством». В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствует техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа.

Цивилизацией он считал совокупность крайне внешних и искусственных состояний последних стадий развития социума. Цивилизацию критик определяет как неотвратимый конец всякой культуры. Противопоставление культуры и цивилизации у Шпенглера – это противопоставление духовно-идеалистической стороны существования общества его технологической и утилитарно-материалистической стороне. Несколько ранее аналогичную точку зрения на проблему высказывал и русский философ Н. А. Бердяев.

В культурологии существуют разные классификации цивилизаций. В эпоху рабовладельческого и феодального строя цивилизация была земледельческой, то есть аграрно-традиционной, в эпоху капитализма – индустриальной. В современности, в информационном обществе цивилизация постиндустриальная. Как мы видим, в данном случае цивилизации классифицируются в силу господствующего типа общественной деятельности.

Если в основе классификации лежит принцип историко-географической среды, то цивилизации делятся на континентальные, глобальные (например, европейская), национальные (например, французская, английская), региональные (например, североафриканская). В зависимости от того, выступают они во взаимодействии с другими цивилизациями или нет, делятся на «открытые» и «закрытые» или на «интравертные», т.е. те, чья творческая энергия обращена «вовнутрь», и «экстравертные», стремящиеся к расширению своих пределов.

Среди множества цивилизаций историки выделяют так называемые традиционные общества: Древняя Индия и Китай, государства мусульманского Востока, Вавилон и Древний Египет. Их самобытные культуры были направлены на поддержание сложившегося образа жизни. Предпочтение отдавалось традиционным образцам и нормам, вобравшим в себя опыт предков. Виды деятельности, их средства и цели менялись медленно. Некоторые учёные восточную цивилизацию называют психогенной. Особым типом цивилизации стала европейская, которая начала свой разбег в эпоху Возрождения. Она основывалась на других ценностях. Среди них – наука, постоянное стремление к прогрессу, к изменениям сложившихся форм деятельности. Иным было и понимание природы человека, его роли в общественной жизни. Оно основывалось на христианском учении о морали и отношении к человеческому разуму как созданному по образу и подобию божественного и поэтому способному к постижению смысла бытия. Западноевропейскую цивилизацию называют техногенной.

Таким образом, согласно культурологическому подходу цивилизация рассматривается как социально – культурное образование, основу которого составляет уникальная однородная культура. Наиболее важными признаками и чертами цивилизации считаются образование государства, возникновение письменности, отделение земледелия от ремёсел, расслоение общества на классы, появление городов. При этом наличие двух первых признаков практически всеми признаётся обязательным, а необходимость остальных нередко ставится под сомнение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.