Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды искусства




 

Искусство – важнейшая часть культуры, это специфический вид духовного отражения и освоения действительности, «имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты»; - это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности; - это форма чувственного познания мира; - в искусстве проявляются творческие способности человека; - это процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющих ему наслаждение, удовольствие.

Искусство проявляет себя в форме законченных художественных произведений коллективного и индивидуального творчества. Произведения искусства открыты для субъективного творческого восприятия, которое зависит от его социального и личного опыта. Искусство «демократично», т.к. действует на людей независимо от их развития и образования. Закон искусства – мировая классика не может быть неповторимо национальной. Искусство проявляет себя в многообразии видов художественного творчества (от наскальных рисунков до грандиозных «шоу»).

Классификаций видов искусства создано очень много, но все они не способны полностью избежать формальных моментов.

Положив в основу системы видов искусств природу художественной деятельности, мы получаем следующую схему:

Прикладные (трудовые) искусства     Изобразительные искусства   литература   музыка Зрелищные (игровые) искусства  

 

 

Трудовые, изобразительные и зрелищные виды искусств объединяют несколько видов. Учитывая это, получаем следующую схему.

 

  Прикладные (трудовые) искусства       архитектура       пространственные искусства    
Декоративно-прикладное искусство  
    Изобразительные искусства     Скульптура
Живопись    
  Графика
  Художественная фотография  
  Искусство слова     литература       Временные искусства  
  Искусство звука     Музыка  
    Зрелищные (игровые) искусства     Хореография   Пространственно- временные искусства    
Театр
Кино  
Телевидение  
Эстрада  
Цирк

 

 

Наиболее распространенная классификация видов:

- изобразительное искусство воздействует на человека визуально, т.е. через зрительское восприятие. Произведения изобразительного искусства имеют материально - предметную форму и не меняются во времени и пространстве: живопись, графика, монументальное искусство, декоративно-прикладное и др.

- музыка – вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие и отличающийся прямым и особо активным воздействием на чувства людей. Выразительные средства: звук, мелодия, полифония, ритм, композиция, гармония. В отличие от всех видов словесного и изобразительного искусств, музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена смысловой конкретности, поэтому ее считают универсальным, «общечеловеческим» языком. По сравнению с произведениями всех видов искусства ее творения практически не уничтожаемы.

- синтетические искусства – это такие виды художественного творчества, которые представляют органическое слияние или свободную комбинацию разных видов искусств:

ТЕАТР (драматический, оперный) – объединяет литературу, актерское мастерство, живопись, музыку, вокал, декоративно-прикладное искусство и др.

БАЛЕТ – сочетает естественную пластику человеческого тела, танец, скульптуру, музыку, живопись и т.д.

ЭСТРАДА – включает конферанс, декламацию, пение, танец, иллюзионизм, акробатику и т.д

ЦИРК – специфика вида: наличие спортивного и смехового элементов; включает дрессуру животных, вольтижировку, акробатику, эквилибристику, пантомиму, клоунады, фокусы и пр. Создает образ человека, демонстрирующего свои высшие возможности, по законам эксцентрики.

Синтетические искусство не путать с синтезом искусств: архитектурное сооружение украшено скульптурой, живописью и т.п.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ искусства – в развитых формах возникли в 15 в. (создание клише):

Фонограммы, фотографии, кино, мультипликация, телевидение, компьютерные проекты и пр.

 

  1. Стили искусства.

 

В истории культуры традиционно сложился ряд обозначений стилей, направлений, течений, которые часто проявляются во всех видах художественного творчества. Терминологию удобнее располагать по хронологическому принципу:

Романский стиль (лат. Romanus - римский) - стилевое направление в западноевропейском искусстве Х-ХШ веках, проявившееся в архитектуре, скульптуре, в росписях соборов. Характерные черты: признаки римской архитектуры, монументальность и рациональность конструкций (полукруглые арки сводов, опирающихся на колонны), мощные крепостные стены, башни, многофигурные скульптурные композиции являлась «служанкой» архитектуры.

Монастыри, соборы, замки - крепостной характер.

Главная тема скульптуры и живописи - прославление могущества Бога. Развитие миниатюры.

Готический стиль (итал.Gotico - готский, варварский) – стиль ХШ-Х1У вв. Связан с религиозной архитектурой, скульптурой, декоративно-прикладным искусством. Признаки: вертикальность композиций, устремленность вверх, виртуозная деталировка, стрельчатые арки, грандиозные интерьеры с огромными прорезными окнами, витражи, пышный декор, резная раскрашенная религиозная скульптура.

Барокко (итал. Barocco - странный, причудливый) - стиль в архитектуре, музыке, живописи, литературе, декоративном искусстве конца ХУ1- середины ХУШ вв. Характерна эстетическая аффектация, помпезность, стремление к величию и пышности, богатство декоративных элементов, криволинейных форм; повышенное внимание к деталировке, подчиненной единому ансамблю.

Классицизм (лат. Classicus - образцовый) – стиль и направление в искусстве и литературе ХУП - Х1Х вв. Знаменует возвращение к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Черты: рационализм, нормативность, гармония, ясность и простота выражения, уравновешенность композиции, схематизация и идеализация в художественных произведениях, иерархия стилей в литературе («высокие» и «низкие»), в драматургии – требование «трех единств» (времени, места, действия). Эстетический принцип: верность природе, закономерность разумности мироустройства, объективность красоты, выраженной в гармонии, пропорции и мере, которые должны создаваться в искусстве в идеальном виде.

Рококо (франц. Rocaille – раковина) - стиль возник во Франции, ХУШ век. Главная черта – стремление к изяществу. Признаки: мелкая деталировка формы, прихотливость и уравновешенность декора в интерьерах, яркие, чистые краски, много белого и золота, контраст между внешней строгостью зданий и пышностью и изысканностью внутреннего убранства. Скульптура и живопись наполнены утонченностью, изысканностью, фантазией, пасторальными и мифологическими сценами.

 

  1. Художественные течения.

 

Сентиментализм (фр. Sentiment – чувство) – художественное течение в искусстве и литературе Европы и Америки во второй половине ХУШ века, как оппозиция идеалам века Просвещения («царства разума», «цивилизации»). Признаки: особое умонастроение, меланхолическая мечтательность, уединенность размышлений, чувствительность; изображение идиллических картин природы, «естественной» жизни поселян, «маленького» человека.

Романтизм – идейно-художественное направление во всех видах искусства и гуманитарной науке в конце ХУШ – начале Х1Х вв. Направлено против формализации, прямолинейности и рассудочности классицизма. Признаки: интерес к фольклору, народным явлениям культуры Средневековья и Ренессанса, идеализация их сказочного элемента, духа карнавальной вольности, склонность к гротеску.

Реализм (лат.Realis – вещественный, действительный) – термин эстетики, относящийся к литературе и изобразительному искусству. Проявляется в связанных с ними синтетическими и техническими видами искусств (театр, опера, балет, кино, фото и др.) Принципы творческого метода:

  1. типизация фактов действительности;
  2. показ жизни в развитие и противоречиях социальных явлений;
  3. раскрытие сущности жизненных явлений без ограничения тем и сюжетов (см. классицизм);
  4. устремленность к нравственному поиску;
  5. воспитательное воздействие.

 

Натурализм (лат. Natura - природа) - появилось в последней трети Х1Х века под влиянием философских идей позитивизма. Художник должен отражать жизнь без всяких прикрас и табу, подчиняясь правде экспериментальной науки. Признаки: «фотографичность», деэстетизация художественной формы. В результате «сексуальной революции» появляется порнопродукция, изображение «грязных» сторон жизни и сцен насилия (народное - «чернуха»), как крайнее проявление натурализма.

Модернизм (фр. Moderne –новый, современный) – совокупность эстетических школ и течений конца Х1Х – начало ХХ века. Главный признак – разрыв с предшествующими традициями. Авангардизм близок по смыслу.

Характерные черты:

Дисгармония мира, абстрактное мышление, бунт против рационализма в искусстве, трансцендентальность, стремление отобразить «неуловимое».

Наиболее яркие школы:

Символизм – в основе художественного языка символы, намеки, поиск «скрытых реальностей», которые находятся за пределами чувственного восприятия, ассоциативность, иносказательность. Идея самоценности искусства.

Импрессионизм – течение во французской живописи. Задача: передать средствами живописи мимолетность впечатлений. Признаки: пленэр, богатство красок, подвижность и изменчивость атмосферы окружающего мира, психологические нюансы.

Экспрессионизм – начало ХХ века. Особенно популярен в Германии и Австрии. Цель – изображение трагической, хаотической, враждебной человеку сути действительности. Признаки: отказ от ясности и гармонии формы, иррационализм, абстрактное обобщение и обостренная выразительность.

Сюрреализм – возник в 20-х годах ХХ века, затронул все виды искусства. Специфика: фрейдистский подход к творчеству, провозгласивший первоисточником творчества неконтролируемую разумом сферу подсознания. Метод: чистый психический автоматизм, разрыв логических связей, заменяемых субъективными ассоциациями, искусственным сближением удаленных реальностей; изображение абсурдного, несоединимого, как единственно «сверхреального».

Манифест сюрреалистов призывает к освобождению художников от «оков» интеллекта, морали и традиционной эстетики, как уродливым порождениям цивилизации, убивающих творческие возможности человека.

Абстракционизм – направление беспредметного, нефигуративного искусства. Признаки: отказ от изображения форм реальной действительности, гармонизация цветовых сочетаний, геометрических форм, плоскостей, линий, призванных вызывать многообразные ассоциации.

Кубизм – близок абстракционизму. Появился раньше.

Футуризм – 10 – 20 года ХХ, наиболее ярко проявилось в Италии и США. Цель – создать искусство будущего под лозунгом полного отрицания предшествующего художественного опыта; стремление отразить динамизм современной техногенной (машинной) цивилизации; воспевали НТР, войну, насилие, жизнь больших городов.

Признаки: хаотические комбинации плоскостей и линий, дисгармония цвета, формы; в поэзии – «заумность», жесткая «игра» с лексикой и синтаксисом.

Перечисленные стили и течения, направления не охватывают все разнообразие мирового художественного творчества и не претендуют на абсолютность трактовки в определении и характеристиками, но отражают наиболее общепринятые в искусствоведческих науках черты и суждения.

 

  1. Элитарная и массовая культура.

 

В зависимости от того, для кого и кто создает культуру и каков ее уровень, различают три формы – элитарную, народную, массовую культуру.

Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Фольклор – одно из проявлений народной культуры. Он всегда локализирован, так как связан с традициями данной местности, демократичен.

Массовая (общедоступная) культура не выражает духовных поисков народа. Массовая культура может быть национальной и интернациональной. Она обладает как правило меньшей художественной ценностью по сравнению с элитарной или народной, обладает большой аудиторией, всегда авторская. Образцы массовой культуры недолговечны, быстро теряют свою актуальность, «выходят из моды».

Негативные признаки массовой культуры:

  1. примитивизация отношений между людьми;
  2. развлекательность, забавность, сентиментальность без нравственных обоснований и эстетических норм;
  3. натуралистическое смакование сцен насилия и секса;
  4. культ сильной личности, успеха, успешности, жажда обладания вещами;
  5. культ посредственности;
  6. условность примитивной символики.

 

Если считать, что главной задачей культуры все же является создание духовно-развитой, одаренной, нравственно сильной личности, то критерии оценки различных типов культур становятся очевидными. В традиционном понимании культуры люди – это цвет человечества, созидающие общечеловеческие ценности и являющие образец человеческого проявления. Основные признаки культурного человека: сочетание высоких моральных качеств, образованности, любви и уважения к ближним и т.п., и высокого творческого потенциала.

 

  1. Генезис культуры.

Генезис - (генез) - происхождение, возникновение; в широком смысле – момент зарождения и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению.

В современной науке существует несколько концепций.

- Орудийно-трудовая (Энгельс, С. Чернышев) … человек выступает как «общественное животное, то есть такое животное, стереотипы поведения которого заложены не в нем, а вне его, в социальной форме общения. Сущность человека – не в его генотипе, а в совокупности всех его общественных отношений. Поэтому животными рождаются, а человеком лишь становятся».

Трудовая концепция антропо и культурогенеза: обезьяны создав орудия труда стали трудиться сообща, в результате появились речь, язык, сознание, мышление, культура.

- Игровая теория (Гадамер, Финк, Хейзинг): источник культуры в природной способности к игровой деятельности. Игра старше культуры. Игра человека содержательного характера, воображение ситуации. Миф и культ начала культуры.

- Символическая теория (Кассинер): человек биологически слабее животного, поэтому подражает ему. Создается система символов, которая не является инстинктивной. Происхождение культуры в формировании человека как символического животного.

- Психоаналитическая (Фрейд): появление табу (запретов), которые не являются врожденными (см. запреты у животных). Появление совести как случайного, но заложенного феномена, которая выделила человека из царства животных. Следствие – культура. Но она имеет две стороны: охватывает все приобретенные знания и умения, чтобы овладеть силами природы и получать материальные блага;

объединяет все институты, необходимые для упорядочивания взаимоотношений между людьми.

Вывод. Культура создается принуждением и подавлением природных инстинктов, чтобы защититься от природы. Следствием является агрессивность и развитие разрушительных способностей человека (Фромм).

Глава 3. Становление культуры и возникновение цивилизаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.