Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическое значение транспорта в развитии сельского хозяйства. Объемы и виды грузоперевозок




В сельскохозяйственном предприятии выполняется большое количество транспортных работ. Вся продукция перевозится с места ее производства до пунктов первичной и окончательной переработки, хранения и потребления. Беспрерывно транспортируются органические и минеральные удобрения, машины и оборудование, запасные части нефтепродукты, строительные материалы и др.Многочисленные перемещения грузов происходят не только внутри сельскохозяйственного предприятия, но и за его пределами. Транспорт изменяет местоположение людей и грузов, результатом чего служит их новое пространственное размещение. Как средство перемещения людей и предметов он является частью производственного процесса и, таким образом,— сферы материального производства. Задача транспорта состоит в подготовке, проведении и завершении производственных процессов. В некоторых из них (например, при уборке зеленой массы или зерновых, уборке картофеля и др.) имеет место тесная связь транспорта с работой других машин. В этих случаях транспортные средства непо­средственно участвуют в производственных процессах.Под транспортным процессом понимается комплекс операций, связанных с выполнением перевозок, включающих погрузочно-разгрузочные операции и перемещение груза из пункта отправления в пункт назначения. Принципиальная схема транспортного процесса, состоящего из нескольких поездок, показана на рис. Таким образом, в процессе перемещения груза транспортное средство совершает нулевой пробег (от машинного двора или гаража к пункту отправления груза, месту его нахождения, а после окончания рабочего времени — от места последней раз­грузки на машинный двор или гараж), пробег с грузом и холостой пробег без груза.Содержание транспортного процесса зависит от классификации перевозок, целей и технологии перемещения сельскохозяйственных грузов. Внутрихозяйственные перевозки включают транспортировку грузов в период полевых работ, в том числе: с поля на поле (копнение и скирдование сена и соломы, корнеклубнеплодов к буртам, органических удобрений и др.), с поля в производственно-хозяйственный центр (зерно, картофель, овощи, корма и прочие грузы), из производственного центра на поля (семена и посадочный материал, органические и минеральные удобрения, нефтепродукты и др.). К внутрихозяйственным перевозкам относят также перемещение грузов от одного производственного подразделения к другой структурной единице. На долю внутрихозяйственных перевозок приходится около 75% всех перевозимых грузов. Эти перевозки осуществляются на относительно небольшие расстояния — от 1 до 10 15 км. Внутрихозяйственные перевозки в большинстве осуществляются по полевым дорогам, зачастую по стерне и вспахан­ному полю, в осеннюю и весеннюю распутицу.Из многообразных внутрихозяйственных в особую группу следует выделить перевозки, связанные с обслуживанием машинно-тракторных агрегатов (посевных и посадочных, по внесению удобрений), комбайнов и других сельскохозяйственных машин, которые выполняют технологические процессы. Составной частью этих технологических процессов являются транспортные операции. Такие внутрихозяйственные перевозки называют технологическими.Внехозяйственные перевозки связаны с транспортированием грузов за пределы сельскохозяйственного предприятия. Они осуществляются, как правило, на большие расстояния и связывают сельскохозяйственное предприятие с железнодорожными станциями, пунктами сбыта сельскохозяйственной продукции и местами приобретения строительных материалов, минеральных удобрений, машин и оборудования, нефтепродуктов и других товарно-материальных ценностей. По направлению они подразделяются на ввоз и вывоз.На транспортных работах могут использоваться различные виды собственных и наемных транспортных средств.Такая группировка сельскохозяйственных перевозок позволяет, прежде всего, наиболее полно определить их объем, спланировать использование различных транспортных средств, имеющих опре­деленные технико-экономические показатели, и тем самым свести к минимуму транспортные издержки предприятия.Грузами называют все предметы с момента приема их к перевозке до момента сдачи грузополучателю. В общей массе груза {брутто) принято выделять товар и тару. Масса груза (товара) без тары называется нетто. В сельском хозяйстве многие грузы перевозятся без тары и потому называются бестарными. При перевозке учитывают массу груза брутто в тоннах. Если груз задан в литрах, штуках, кубометрах и других единицах, их переводят в тонны.Особенностью многих сельскохозяйственных грузов как объекта перевозки является то, что при неудовлетворительных условиях погрузки, транспортировки и разгрузки они повреждаются и при дальнейшем хранении портятся, загнивают и теряют питательные свойства. Поэтому основная задача организации транспортных перевозок — предупреждение разного рода повреждений при погрузочно-разгрузочных и транспортных операциях.Объем перевозок — это количество тонн груза, который уже перевезен, перевозится или подлежит перевозке за определенный промежуток времени. Суммарный (или общий объем перевозок) складывается из объемов перевозок грузов по каждой грузовой точке.В зависимости от длительности периода транспортировки грузов различают месячный, квартальный и годовой объем перевозок. Объем перевозок может меняться и в течение месяца. Например, прибывшие на адрес сельхозпредприятия два вагона минеральных удобрений по условиям железнодорожных перевозок должны быть освобождены в течение двух-трех дней.Особая напряженность свойственна транспортным потокам в периоды весенней посевной и летне-осенней уборочной кампании. В периоды пиковых нагрузок, особенно в летне-осенний, для вывозки урожая зерна, сахарной свеклы и овощей необходимо использовать все транспортные средства, включая наемные.

2. Планирование объемов транспортных работ

Грузовые автомобили в зависимости от устройства кузова и других конструктивных особенностей подразделяются на автомобили общего назначения, специализированные и специальные.Автомобили общего назначения оборудованы неопрокидывающейся бортовой грузовой платформой и предназначены для перевозки всех видов сельскохозяйственных грузов, кроме жидких без тары.К специализированным относятся автомобили, кузов которых приспособлен для перевозки отдельных видов грузов: самосвалы, цистерны, автомобили со специальными платформами.Специальные автомобили предназначены для выполнения различных, преимущественно нетранспортных и транспортно-технологических работ, проводимых с помощью установленных на них машин и оборудования. Это автокраны, противопожарные автомобили, автомастерские и т.д.Использование автотранспорта в сельском хозяйстве имеет ряд особенностей: во-первых, большое разнообразие перевозимых грузов; во-вторых, ярко выраженная сезонность перевозок и связанная с этим неравномерность грузопотоков в течение года; в-третьих, в большинстве своем плохие дорожные условия (дороги без твердого покрытия, полевые, распутица); в-четвертых, преимущественно од­носторонние перевозки (вывоз навоза, транспортировка зеленой массы от кормоуборочных комбайнов, картофеля и т.д.). Все это сказывается на эффективности использования автомобильного транспорта.

Автотранспорт во многих сельскохозяйственных предприятиях выделен в самостоятельное обслуживающее подразделение. Организация его работы предполагает:

• составление производственной программы (определение объемов автотранспортных работ);

• определение потребности в автотранспортных средствах;

• расчет эффективности использования внутрихозяйственного автотранспорта.

При составлении производственной программы транспортных работ определяют объем перевозок (грузообъем), т.е. количество грузов, которое перевезено, перевозится или подлежит перевозке на период (месяц, квартал, год) в одном направлении. Для учета транспортных работ, кроме грузообъема, используется грузооборот. Он рассчитывается умножением грузообъема (т) отдельных видов грузов на расстояние их перевозки (км) и измеряется в тонно-километрах (ткм).

Объем грузоперевозок (О) и грузооборот (Р)— взаимосвязанные показатели, зависимость между ними выражается следующим образом:

Р = Ol, или О=Р/ l

где l — расстояние перевозки грузов, км.

При планировании объемов транспортных работ используются различные методические приемы:

1) определяются возможные грузопотоки и физический объем перевозимых грузов. Для этого устанавливаются места погрузки и разгрузки, составляется схема перевозок, рассчитываются объемы грузов по видам (О1, О2, О3, …, Оn) и определяются средние расстояния перевозок (l1, l2, l3, …, ln);

2) рассчитываются общая масса грузов (по видам), коэффициент повторности перевозок и среднее расстояние перевозок. Так как в сельском хозяйстве много повторных перевозок (один и тот же груз перемещается несколько раз), фактический объем перевозок значительно превышает количество (массу) грузов, отправленных от первоначального пункта. Повторность перевозок связана с технологическими особенностями производства и поэтому, как правило, неизбежна. Например, коэффициент повторности перевозок зерна составляет 2,8, картофеля, комбикормов, сенажа и других кормов — 2,0, органических удобрений — 1,4;

3) определяется возможный объем транспортной работы с учетом численности и состава автопарка (марок автомобилей), его технической готовности и производительности. Для этого рассчитывают:

• среднегодовое число автомобилей по маркам (Асг);

• число автомобиле-дней в работе (АДР);

• коэффициент технической готовности (Ктг);

• грузоподъемность автомобиля, т (Гп);

• общий пробег автомобиля (Lобш);

• среднесуточный пробег (lсут);

• коэффициент использования грузоподъемности (Кгр);

• коэффициент использования пробега (Кпр).

Определив эти показатели, рассчитывают годовой грузооборот (Рткм) по следующим формулам:

Рткм = Гп*Кгр*lгр

Рткм = АДр* lсут*Кпр*Гп*Кгр

Рткм = Lобщ*Кпр*Гп*Кгр

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.