Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические вопросы для обсуждения. Функциональные стили современного русского языка




Научный стиль

Функциональные стили современного русского языка.

Семинарское занятие 6

Основные понятия: функциональная разновидность языка, функциональный стиль, подстиль, жанр, стилевая черта, реферат, конспект, аннотация, тезис.

 

1. Функциональные разновидности языка. Место функционального стиля в функциональных разновидностях языка.

2. Система функциональных стилей. Понятие функциональный стиль. Соотношение понятий стиль, подстиль и жанр.

3. Стили кодифицированные (книжные) и некодифицированные (разговорный). Взаимодействие стилей.

4. Научный стиль. Определение понятия. Основные задачи и сфера использования научного стиля.

5. Функции научного стиля и его характерные особенности.

6. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи.

7. Подстили научного стиля и сферы их применения. Жанры (реферат, конспект, аннотация, тезисы; лекция, доклад).

 

Практические задания

1. Сравните следующие определения стиля. Какие особенности стиля выделяются в каждом из них? [8]

1. Стиль – это общественно осознанная, функциональ­но обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой обще­ственной практике данного народа (В.Б. Виноградов).

2. Таким образом, функциональный стиль – это своеобразный характер речи той или иной социальной ее разновидности, соответствующей определенной сфере общественной деятельности и соотносительной с ней форме сознания, создаваемый особенностями функцио­нирования в этой сфере языковых средств и специфической речевой организацией, создающей определенную общую ее стилистическую окраску (М.Н. Кожина).

3. Стили языка – это типы его функционирования, его структурно-функциональные варианты, соотнесенные с типами социальной деятельности и отличающиеся друг от друга совокупностями и системами различий в степе­ни активности средств языка, достаточными для их интуитивного опознавания в процессе общения (Б. Н. Го­ловин).

4. Функциональные стили языка (подъязыки, как их иногда называют) – это разновидности общеязыковой сис­темы, различающиеся организацией элементов, а иногда и самими элементами системы (О.Б. Сиротинина).

 

2. Отметьте в приведенных текстах лексические, морфологические и синтаксические особенности научного стиля. Подсчитайте, какой процент в этих текстах составляют термины (лингвистические, общенаучные); определите соотношение глаголов и существительных, частотность прилагательных и причастий; укажите наиболее характерные словообразовательные аффиксы; обратите внимание на количество сложных и осложненных предложений. Проследите, как соединены между собой предложения в составе абзацев, абзацы в составе текста.

I. Валентность (от лат. valentia ¾ сила) ¾ способность слова вступать в синтаксические связи с другими эле­ментами. В лингвистику впервые ввел это понятие С.Д. Кацнельсон (1948). Л. Теньер, введший термин «валентность» в западноевропейское языкознание для обозначения сочетаемости, относил его только к глаголу и определял валентность как число актантов, которые может присоединять глагол. Он различал глаголы авалент-ные (безличные: «Светает»), одновалентные (непереходные: «Петр спит»), двухвалентные (перех.: «Петр читает книгу»), трехвалентные («Он дает книгу брату»)...

В современном языкознании развивается более широкое понимание валентности как общей сочетательной способности слов и единиц иных уровней (Лингвисти­ческий энциклопедический словарь, М., 1990, С. 79¾80).

П. Общение – сложный, многоплановый процесс ус­тановления и развития контактов между людьми, поро­ждаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и пони­мание другого человека...

Специфика общения определяется тем, что в его про­цессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. Общение полифункционально, что отражается в множестве существующих классификаций об­щения. В наиболее обобщенных классификациях выделяется три стороны общения: коммуникативная, инте­рактивная и перцептивная (Г.М. Андреева). Близкая классификация предлагается в работах Б.Ф. Ломова: информационно-коммуникативная, охватывающая про­цессы приема-передачи информации; регуляционно-коммуникативная, связанная со взаимной корректиров­кой действий при осуществлении совместной деятельно­сти; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмо­циональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния (Психология, М., 1990, С. 244).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.