Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Беседа — это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации




Он при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.

Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью.

Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым).

По форме оно бывает следующим:

свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная);

стандартизованное (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкая стратегия и тактика);

частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная).

В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностическое и клиническое.

Диагностическое интервью – метод получения информации общего содержания, который направлен на «зондирование» различных аспектов поведения, свойств личности, характера, жизни вообще.

Клиническое интервью – метод терапевтической беседы, помогающий человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения.

 

Метод беседы (вопросов или интервью) можно использовать только после 4- 5 лет, когда дети достаточно хорошо владеют речью, и в весьма ограниченных пределах. Дело в том, что дети дошкольного возраста еще не могут выразить словами свои мысли и переживания, поэтому их ответы обычно бывают краткими, формальными и воспроизводящими слова взрослого. Подбор вопросов для беседы с детьми — большоеискусство. Они должны быть понятны и интересны для ребенка и ни в коем случае не содержать подсказки. Беседа с ребенком также может быть использована только как вспомогательный, второстепенный метод.

В беседе с детьми очень важную роль играет правильно сформулированный вопрос. Как уже говорилось выше, вопросы являются основными элементами в структуре беседы. Они чаще всего распределяются на три группы:

прямые («Ты боишься грозы?»);

косвенные («Что ты делаешь, когда бывает гроза?»);

проективные («Дети боятся грозы.Ну а как ты?»).

Косвенные и проективные вопросы помогают выявить такие особенности, которые трудно поддаются осознанию. Их можно использовать, чтобы исключить социально желательные ответы.

 

 

Тестирование (вспомогательный метод)

Тест — система заданий, позволяющая измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности. Тестирование — метод психологическойдиагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

Процедура тестирования обладает рядом достоинств. Она не требует больших временных затрат.

Исследование можно проводить в группе испытуемых (респондентов). Способ обработки результатов достаточно прост. К серьезным недостаткам тестирования относят неспособность теста предсказать дальнейший ход развития ребенка.

Имеются целые батареи тестовых испытаний, позволяющих получить информацию: обособенностях личности ребенка (самооценке, уровне притязаний); об особенностях его мотивационно-потребност-ной сферы; о специфике эмоционально-волевой сферы дошкольника; об индивидуально-типологических особенностях дошкольника; об уровне развития познавательных процессов.

 

 


 

Метод теста. Классификация тестов. Возможности различных видов тестовых методик в изучении психики ребенка.

Тесты (англ. test — испытание, проверка, проба) — это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.

По форме тесты могут быть индивидуальные и групповые, устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические).

Индивидуальные тесты — это такой вид методик, когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества:

♦ возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отношение к обследованию;

♦ отмечать функциональное состояние испытуемого и др.

Групповые тесты — это такой тип методик, который позволяет одновременно проводить испытания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек).

Устные и письменные тесты. Эти тесты различаются по форме ответа. Устными чаще всего бывают индивидуальные тесты, письменными — групповые.

Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты. Эти тесты различаются по материалу, который используется при тестировании.

Бланковые тесты (другим широко известным названием является — тесты «карандаш и бумага») представлены в виде отдельных бланков или тетрадей, брошюр, в которых содержатся инструкция по применению, примеры решения, сами задания и графы для ответов. Предусмотрены формы, когда ответы заносятся не в тестовые тетради, а на отдельные бланки. Это позволяет использовать одни и те же тестовые тетради многократно. Бланковые тесты могут применяться как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.

В предметных тестах материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и т. п. Наиболее известны кубики Кооса и тест сложения фигур из набора Векслера, тест Выготсвсого-Сахарова. Предметные тесты чаще проводятся индивидуально.

Аппаратурные тесты — это такой тип методик, который требует применения специальных технических средств или специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Широко известны приборы для исследования показателей времени реакции (реактометры, рефлексометры), устройства для изучения особенностей восприятия, памяти, мышления

Компьютерные тесты. Это автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого и ЭВМ. Тестовые задания предъявляются на экране дисплея, а ответы испытуемый вводит в память ЭВМ с клавиатуры; таким образом, протокол сразу создается как набор данных (файл) на магнитном носителе.

Вербальные и невербальные тесты. Эти тесты различаются по характеру стимульного материала.

В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей

Невербальные тесты — это такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т. п.).

По содержанию тесты обычно делятся на следующие классы, или направления:

тесты интеллекта;

тесты способностей;

тесты личности.

Особое место занимают тесты достижений, не предназначенные для решения собственно психологических проблем.

Тесты интеллекта;

Понятие «интеллект» как объект научного исследования было введено в психологию англ антропологом Ф. Гальтоном в к. 19 в.

На протяж 20 в. были подвергнуты проверке и анализу следующие подходы к пониманию сущности интеллекта:

1. способность обучаться (А. Бине, Колвин, Вундроу);

2. способность оперировать абстракциями (Торндайк, Петерсон);

3. способность адаптироваться к новым условиям (Штерн, Пиаже).

 

В настоящее время в психологической литературе отсутствует общепризнанная точка зрения на определение "интеллекта". Мало того, при попытке дать его определение необходимо принимать во внимание существование, по крайней мере, трех разновидностей интеллекта: биологического, социального и психометрического (Г.Ю.Айзенк).

В целом, если интегрировать основные положения, то можно утверждать, что интеллект - это общая способность рационально мыслить и адаптироваться к изменениям окружающей среды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.