Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Буддийский период культуры Индии




Второй период культуры Индии связан с возникновением и распространением первой мировой религии – буддизма (вторая половина 1 тыс. до н.э.)

Основателем буддизма является реальная историческая личность – Сиддхартха Гаутама из рода Шакьямуни. Большинство исследователей считают годами его жизни 564 – 483 до н.э. Сидхартха, наследный принц, жил с женой и сыном в полной роскоши, готовясь стать правителем. Так случилось, что царевич, дотоле не видевший невзгод, узнал о существовании на земле страданий (болезней, старости, нищеты). Он покинул дом и отправился странствовать в поисках путей освобождения человечества от страданий. В местности Гая на него снизошло просветление и отныне он для всех стал Будда, т.е. «просветленный», учитель, указавший человечеству путь избавления от страданий и путь к спасению. Начав проповедовать свое учение, Будда и его последователи основали первую монашескую общину – санкху, заповеди и правила в которой провозгласил сам Будда. Вместе с учениками Будда 40 лет бродил по Индии, проповедуя свое учение. Умер в возрасте 80-ти лет в местечке Кушинагара (тело его было сожжено, а прах поделили между собой ученики). Прах Будды был захоронен в разных местах, на местах погребения были построены ступы (постройки в виде сферического купола, являющие собой символ неба, нирваны и самого Будды, в верхней части которой располагается погребальная урна).

Истины вероучения буддизма изложены в буддийском каноне «Трипитака» (в переводе означает три корзины). «Виная питака» – собрание дисциплинарных правил (обязанности буддийских монахов), «Сутта-Питака» – сборник молитв и проповедей, «Абхидхамма-питака» – религиозно-этическое толкование основных положений буддизма.

Сущность религиозно-этических идей буддизма заключена в четырех истинах этого учения:

– существует страдание (винить за свои страдания некого, поэтому лучше принимать этот мир таким, как он есть, смиренно переносить все мучения и стараться избежать их в будущем);

– причины страдания – желания (именно поэтому не стоит стремиться к возрождению (перерождению) в другом существе, поскольку это влечет за собой новые страдания);

– можно прекратить страдание через полное искоренение и добрых и дурных желаний, понять преходящий характер всего земного, вырваться из круговорота жизни; конечная цель существования – нирвана (состояние освобождения от своего «я», полное уничтожение эмоциональной активности человека, отсутствие всех желаний, отрешенность от внешнего мира, внутреннее (духовное) просветление);

– путь достижения нирваны, ведущий к избавлению от страданий – «благородный восьмеричный путь» (требует правильного понимания, правильного намерения, правильной речи, правильного поведения, правильной жизни, правильного усилия, правильного отношения, правильного сосредоточения).

В целом, философско-этическая основа системы буддизма напрямую связана с основными идеями брахманизма. Здесь так же значима карма, сансара, однако появляется и принципиально новое понятие – «нирвана», приводящая, по мнению Будды, к выпадению из «колеса жизни», несущего человеку только страдание. Будда утверждал, что путь, предложенный им для достижения истины «серединный», он пролегает между добром и злом, между ведийской религией и аскетами-отшельниками Древней Индии.

Во время правления царя Ашоки (273 – 232 г. до н.э.) буддизм становится государственной религией Индии; активно он распространяется и за пределами государства (Шри-Ланка, Корея, Тибет, Монголия, позже – вся Азия). Этому способствовала мессианская деятельность проповедников буддизма (особенно во времена правления Ашоки), просветительская работа на местных языках и адаптация канонических текстов, немалую роль сыграла и культовая парадность буддизма. Распространению новой религии среди других народов благоприятствовала и изначальная веротерпимость буддизма (Будда в своем учении никогда не отвергал богов других религий и не запрещал им молиться; но он пояснял, что это дает лишь временное облегчение, не приближая человека к конечной цели – освобождению от страданий). Кроме того, вместе с буддизмом окружающие народы заимствовали достижения индийской цивилизации (тибетцы заимствовали грамматику, медицинские знания*, астрономию; азиатские народы - литературу, живопись).

Распространение буддизма связано с его разделением на две школы – махаяна и хинаяна (большая колесница и малая колесница). Махаяна делает акцент на культовой стороне буддизма, значительно упрощая его этико-философские идеи; для нее характерен культ бодхисатв - святых подвижников, отказывающихся вступить в нирвану, чтобы помочь людям найти правильный путь и тем облегчить им земные страдания. Хинаяна, напротив, сохраняет собственно философские и мистические основы нового вероучения, центр ее впоследствии перемещается в Шри-Ланку.

Кроме того, распространение буддизма связано и с формированием его ответвлений, основанных на сочетании буддистского вероучения с местными культами и ценностями. Так формируется китайский буддизм – чань-буддизм (он проповедует идеи о том, что не следует стремится к туманной нирване, а обратить свои взоры к жизни и научиться праведно жить, уметь радоваться жизни и красоте.), японский буддизм – дзен-буддизм (проповедующий строгие принципы, суровую школу, самоконтроль, стремление к цели и умение добиваться ее, а так же кодекс самурайской чести, идею возвышенной жертвенной любви).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 984; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.