Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мифология и религиозные верования древнего Рима




Религиозные верования Древнего Рима обнаруживают значительное сходство с культами, сложившимися ранее у других народов. Здесь распространены антропоморфные божества - такие, как Юпитер, Венера, Марс, Минерва, Вулкан и т.д. Фактически эти римские божества ничто иное, как греческие заимствования, поменявшие свою «прописку» и имя (греческий Зевс стал Юпитером, Афродита – Венерой, Арес – Марсом, Афина - Минервой* и т.д.). Значительным влиянием пользуются в Риме и восточные мистические культы, приводившие к почитанию таких богов как Исида, Кибела, Митра и т.д. У римлян, вероятно, чувство практицизма, зачастую оказывалось сильнее религиозности, только этим можно объяснить тот факт, что, завоевывая чужие земли и культуры, римляне «переселяли» к себе и чужих богов, строили им храмы и святилища («на всякий случай», чтобы получить мистическое покровительство).

Совершение культов у римлян в целом так же отличается некоторым формализмом и утилитаризмом. Так, все культовые функции в Риме были разделены между жрецами, объединенными в коллегии (например, коллегии жрецов-предсказателей или жрецов-понтификов, осуществлявших надзор за другими жрецами), что скорее способствовало упорядочиванию и систематизации религиозных действий, нежели развитию истинного чувства святости и преклонения перед высшими силами.

В период империи происходит некоторое «сращение» религиозной и политической жизни. Так, при императоре Августе проведены религиозные преобразования, связанные в частности с формированием культа императора*. В имперский период Рима распространяется так же культ богини Ромы (покровительницы великой Римской империи).

Впрочем, нельзя утверждать, что все римские божества имеют исключительно заимствованный характер. Целый ряд богов и духов, кстати, особо почитаемых в древнем Риме достались им в наследство от предков. Так, в Риме было распространено поклонение манам (душам умерших), гениям (духам-покровителям мужчин), пенатам (покровителям дома и всего народа); известны так же злые духи - ларвы (души непогребённых покойников), лемуры (призраки мертвецов, преследующих людей) и т.д. Среди божеств, имевших, вероятно латино-этрусское происхождение так же двуликий Янус и знаменитая Веста (богиня покровительница домашнего очага).

Утверждая практицизм римлян в вопросах религии, нельзя забывать о том, что мы обращаемся к древней культуре, поэтому роль религии в жизни общества, тем не менее, очень значительна. Так, в эпоху Республики народное собрание могло состояться только при благоприятной погоде и при совершении гаданий; большинство сделок и серьезных политических начинаний начинались так же с гаданий и молебнов. Доклады по религиозным вопросам зачитывались в Сенате первыми. Весталки (жрицы богини Весты - девочки, выбиравшиеся из лучших семей Рима и служившие в течение 30 лет богине Весте) пользовались необыкновенным почетом и уважением в обществе, их присутствие в доме считалось залогом покровительства великой богини**.

Вероятно, рассматривая древнеримскую религиозность, правильнее применять к этому феномену понятие мистицизм, выражавшийся в поклонении духам и древнейшим божествам-покровителям, в огромной роли гаданий и предсказаний в обществе, в стремлении «позаимствовать» божеств завоеванных территорий. С другой стороны обязательно надо учитывать характерный во всем для римлян практицизм и утилитаризм, проявлявшийся даже в свершении религиозного культа. Последний выражается в специфических отношениях с богами (носивших зачастую характер юридических сделок), в фактическом обожествлении (решением Сената!) императоров, отношении к заимствованным из других культур богам.

В ситуации фактической безрелигиозности и расцветавшего мистицизма наилучшим выходом для Римской культуры стал путь индивидуального спасения и идея единобожия, предложенные христианством. Изначально монотеизм, идея мессии – спасителя мира, нравственные установки новой религии послужили причиной гонений на ранних христиан в Риме. Однако уже в 313 г., согласно декрету императора Константина, христианство получило статус официальной религии Рима.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.