Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры




Особенности формирования культуры белорусов определяет её пограничный характер, постоянный тесный контакт с другими цивилизациями, особое положение белорусских земель, находящихся на перекрестке торговых путей, водоразделов Черного и Балтийского морей, наличие воинственных соседей и мощных военных государств, размещавшихся по всему периметру белорусских границ. Это пограничье выполняло двойную функцию. С одной стороны, белорусская культура восприняла лучшие достижения восточной и западной культур, создав оригинальную и самобытную культуру. С другой стороны, именно пограничье и постоянное нахождение в сфере различных культурно-цивилизационных влияний не дали белорусской культуре возможности до конца самоопределиться, выбрать свой «путь». Белорусы не могут, в отличие от своих соседей, идентифицироваться только с одной государственной и культурной традицией. Зато они могут считать себя потомками всех этих традиций наравне с другими нациями.

Вопрос о том, чем является белорусская культура — целостным самостоятельным образованием или частью иной (западной или восточной) культуры требует обращения к историческим основаниям культурной самоидентификации. Правомерность такого вопроса обусловлена пограничным состоянием Беларуси. Она расположена между двумя макрорегионами: православно-византийским и римско-католическим. Это проявилось в разделенности населения Беларуси по религиозной принадлежности на две части: западную — католическую и восточную — православную. Религия в этом случае выступает не просто как разновидность вероисповедания, но как носитель чего-то большего, своеобразным знаком, символом. Это значит, что личность, которая стоит перед выбором религии, выбирает одновременно и определенный тип цивилизации, культурную традицию, мировоззрение, общественный строй. Причиной постановки такого вопроса является и своеобразное качество границ Беларуси. Развитие культуры на землях бывшей Речи Посполитой, частью которой были белорусские земли, определялось постоянным перемещением, прозрачностью и непрочностью границ внутренних этнических территорий. Еще одна причина — нахождение Беларуси в составе Речи Посполитой, России, СССР, что сказалось на менталитете белорусов, их системе ценностей. Территория Беларуси большую часть исторического времени подвергалась постоянному переделу. Возможно, этим объясняется то, что самоидентификация белорусов носила в основном локальный характер и основывалась больше на принадлежности к определенной территории, местности, региону («тутэйшыя»), социальной группе (православные, католики и т.д.), клану, роду, семье, редко возвышаясь до уровня нации и государства.

 

Социокультурные истоки духовной жизни белорусского народа начали формироваться издавна, в рамках восточнославянской системы языческих верований и обычаев.

На белорусских землях язычество за многие тысячелетия своего существования прошло путь от культа великой Матери-Богини периода матриархата, культа предков, культа животных до сложного и развернутого пантеона богов. Дохристианская религия – это и поэтично-фольклорное осмысление Природы и Вселенной. Неслучайно некоторые исследователи придерживаются убеждения, что основы славянской культуры сформировались в языческий период. В представлении предков природа способна думать, размышлять, говорить, ощущать. В ней таятся великие созидательные и творческие силы. Язычество содействовало осмыслению и оценке отношений людей к реальности, социальных проблем и природе. Древняя религия восточных славян соответствовала общественным условиям кооперативного или коллективного производства. Понятия личности, ее самоценности не существовало. Каждый человек рассматривался как член сообщества.

В первобытном обществе социальные связи были весьма простыми и устойчивыми. Это также способствовало укреплению отношений индивида и природы. Человек относился к природе не как к определенному объекту, а как к интегральной части себя, и сам одновременно являлся одним целым природной среды. Природа использовалась для регулирования общественных отношений. С помощью сверхъестественных сил, закрепленных в мифологических образах, которыми был заселен каждый природный уголок, создавался настоящий моральный кодекс. Характерно, что в белорусских сказках, преданиях, легендах человек побеждает злые силы, в первую очередь, нравственной чистотой.

Существовавшие особенности языческих религий на территории Беларуси во многом были обусловлены тем, что системы верований формировались в стороне от первых центров цивилизаций. В связи с тем, что дохристианская культура была бесписьменной, ее реконструкция вызывает существенные сложности. Однако, очевидно, что существовавшая в язычестве система нравственности в дальнейшем заложила основу народной духовности феодального периода.

Как известно, с конца X века на восточнославянских землях начала распространяться христианская религия восточного образца. В дальнейшем развитие духовной культуры на Беларуси проходило под непосредственным влиянием христианских идей.

Процесс принятия христианства на Беларуси во многом отличался от аналогичных процессов, проходивших в Киевской Руси. Главным его отличием являлось постепенность, ненасильственность по отношению к проживающему здесь населению. Некоторые исследователи объясняют это кропотливой миссионерской работой. Пример тому – деятельность Евфросинии Полоцкой.

На территории Беларуси уже в 992 г. возникла Полоцкая епархия, третья по счету (после Киевской и Новгородской). Постепенно христианская вера распространяется по остальным нашим землям, естественно замещая бытовавшие языческие верования.

Особенностью распространения христианства на белорусских землях было и то, что культура древней Беларуси периода XI‑XIII в., в целом сориентированная на Византию, с характерным для нее консерватизмом и традиционализмом, была открыта для восприятия новаций из других регионов, особенно из Центральной и Западной Европы. Именно это привело к формированию многоконфессиональности, которая сыграла существенную роль в духовной жизни белорусского общества и определила ряд оригинальных идей в общественно-философской мысли. Успех распространения христианских идей на белорусских землях был настолько значительным, что уже в XII в. тут появляются такие мощные духовные личности, как Евфросиния Полоцкая, Кирилл Туровский, Климент Смолятич и др. Их влияние на развитие отечественных идей духовно-нравственного совершенствования был исключительный.

Итак, мы можем утверждать, что православное христианство определило основу средневековой культуры Беларуси, связав ее с культурным миром всего славянства и других христианских народов Востока и Запада. Нет ни одного вида искусства или направления культуры, которые бы не были одухотворены православием. Школа, книга и просвещение на протяжении многих столетий оставались исключительно церковными. Архитектура, живопись, хоровая музыка, литература, политическая мысль и богословие Древней Беларуси соответствовали лучшим духовным ценностям христианской культуры начала второго тысячелетия после рождества Христова.

XI – XII века стали временем расцвета Полоцкого и Турово-Пинского княжеств. Это проявилось в появлении многочисленных видов искусств, тиражировании знаний, просветительстве и огромном уважении к личности мастера, творца художественных произведений искусства. Культура этого времени представляет собой тип «раннехристианского Возрождения», рожденного столкновением и синтезом творческих порывов молодого этноса, христианского духовного подвижничества и принесенной с Византии эллинистической культуры.

Важно отметить, что христианская религия, из которой вырастала новая духовная культура, таила в себе разные возможности дальнейшего развития. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, с кровавой борьбой между полоцкими и киевскими князьями, стремившимися захватить полоцкие земли и распространить восточный тип православия и организации жизни. Во-вторых, с достаточно еще крепкими традициями язычества, которые препятствовали усвоению новой религии и образа жизни. В итоге, в условиях сильного военного, политического и культурного воздействия, как с Востока, так и с Запада, влияния идей и традиций язычества, не способствовавших быстрому принятию иной культуры, в 1230-е годы происходит объединение белорусских и литовских земель, образуется Великое княжество Литовское (ВКЛ).

К XIV столетию белорусский этнос в основном уже сложился в народность, хотя полностью этот процесс не завершился, продолжался и далее. ВКЛ было белорусско-литовским государством. В период вхождения белорусских земель в ВКЛ шел процесс дальнейшего развития этнического сознания белорусов, развивались письменность, философская мысль, создавались документы, характеризующие уровень их политической и правовой ментальности.

Значительные памятники права XVI в. – Литовские статуты (1529, 1566, 1588 годов), в которых отразилось влияние римского права и юридические идеи эпохи Возрождения, оказали существенное влияние и на развитие права у всех восточнославянских народов.

Нужно заметить, что в отличие от самодержавного сознания Московской Руси, в основе менталитета белорусов лежали либеральные идеи, в том числе в вопросах государственного устройства, политической и религиозной жизни. Идеи конституционной монархии, верховенство закона, политической веротерпимости, закрепленные правовыми актами, в определенный период владели общественным сознанием Великого княжества Литовского.

 

14.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)

В период с конца XIII по XV вв. происходит сложный культурный синтез, к славяно-византийской традиции присоединяются западноевропейские творческие импульсы. Западные влияния усиливаются в XVI в. В этот период происходит складывание собственно белорусского типа культуры: становление языка, развитие художественной культуры на осн
ове собственных культурных особенностей в сочетании с византийскими и западноевропейскими образцами. Именно в это время формируются основные ценности и характеристики культуры, которые на столетия определяют ее существование. «Христианский» гуманизм белорусского Возрождения, этическая направленность произведений белорусской литературы, ценности либерализма, религиозная толерантность – все это определило особое значение этого периода и было положено в основание белорусской культуры.

Идеи Возрождения и гуманизма на белорусской земле были сходны с общеевропейскими, но имели и свою специфику. В духовной жизни здесь сохранялась преемственная связь с древнерусскими культурными традициями, ощущалось значительное влияние православия, греко-византийской культуры и в то же время — довольно интенсивное воздействие западноевропейских идей. Новые явления европейской культуры и общественно-политической мысли не копировались слепо, а проходили своеобразную адаптацию с учетом местных условий. При этом культурные и цивилизационные достижения во второй половине XV - - первой половине XVI в. оказались столь значительны, что ученые называют этот период «золотым веком» в истории Беларуси.

Действительно, в период расцвета Великого княжества Литовского, вступившего в стадию раннего торгово-цехового капитализма и еще более полувека после Люблинской унии сохранявшего реальную автономию, ширилась белорусская общественно-политическая мысль, развивались художественные ремесла, возник и распространился местный художественный стиль — виленское барокко. Благодаря переплетению общеевропейских и национальных достижений появились самобытные виды искусства — белорусская резьба по дереву, слуцкие пояса, кореличские гобелены, уречско-налибокское стекло и др. Появились первые газеты, образованное общество наслаждалось театральными постановками, укреплялось национальное самосознание, динамично развивался белорусский язык.

По мнению ряда исследователей в области философии, филологии и живописи, белорусская культура XVI – первой половины XVII вв. имела целый ряд признаков, позволяющих характеризовать ее как период гуманистического Возрождения. Об этом свидетельствует становление различных искусств, гуманитарных наук, литературы, развитие книгопечатания, гуманистической философии. Специфическое славяно-белорусское направление этому течению придал Ф. Скорина. Появление личности такого масштаба и значения, вне всякого сомнения, могло произойти лишь в тех специфических условиях, которые сложились на Беларуси к началу XVI в. В его творчестве мы наблюдаем органический синтез классической античной традиции и христианства. Иллюстрацией последнего являются тексты «Прадмоваў і пасляслоўяў» к Библии Ф. Скорины. Как выдающийся духовный представитель своего народа Ф. Скорина выразил типические черты и особенности народного духа и строя мышления, которые позже найдут рельефно развернутое отражение в разных сферах национальной культуры – общественно-политической и философской мысли, литературе, искусстве.

Взгляды Скорины базировались на новом понимании человеческого достоинства и его предназначения, которое определялось не знатным происхождением, не суммой накопленных богатств, а высокой человеческой духовностью, интеллектуально-моральными достоинствами, профессионализмом, гражданской ответственностью. Характерной чертой мировоззрения Ф. Скорины, которая окажет влияние на многие умы эпохи, была попытка синтеза натурального, человеческого и божественного идеала, выразившаяся в его стремлении соединить и реализовать в жизни благотворительность, истину и красоту.

В 1517 – 1519 годах Франциск Скорина напечатал 42 книги на церковнославянском языке белорусской редакции в Праге (Библия), а в 1522 – 1525 годах – в Вильно («Малая подорожная книжка», «Апостол»). Книги получили широкое распространение у всех восточных и даже южных славян. Скорина в сущности создал белорусский литературный язык.

Широкий масштаб имела деятельность Сымона Будного, направленная на распространение арианства в белорусской среде. В Несвиже в 1562 году писатель и реформационный деятель С. Будный издал белорусский «Катехизис», призывая белорусов пользоваться в письменности родным языком. Как и Ф. Скорина, С. Будный был гуманистом, но отличался более радикальными взглядами, выступал за гражданский мир, против несправедливых войн, ратовал за духовную свободу человека. С. Будный одним из первых осознал опасность анархизма для общества и в книге «В защиту правительства» доказывал необходимость демократического управления обществом. Представляет интерес предложенная им модель доверительных взаимоотношений между гражданами и властью. В то же время в работе «О светской власти» он активно отстаивал право граждан на свободу слова (в том числе в вопросах религии), осуждал тиранию как форму государственного правления и выступал за утверждение политической демократии.

Вполне вероятно, что с протестантами был связан и белорусский просветитель Василь Тяпинский, издавший Евангелие с параллельным текстом на церковнославянском и белорусском языках, где были, остро поставлены проблемы спасения национальной культуры и лингвокультурной интеграции славян.

Выдающимся деятелем белорусской культуры эпохи Ренессанса был поэт-гуманист, просветитель, основоположник латиноязычной белорусской поэзии Николай Гусовский (ок. 1480 - после 1533). Одним из первых он заговорил о связи нравственных ценностей человека с природной средой. Горячий защитник мира, человек прогрессивных устремлений, он настаивал на необходимости экологического воспитания человека.

Н. Гусовский — создатель первой, адресованной европейскому читателю, реалистической лирико-эпической поэмы о Беларуси. Его имя обессмертила написанная в 1522 г. в Риме «Песня о зубре» (издана в 1523 г. в Кракове). Эта поэма принесла ему славу выдающегося культурного деятеля славянского мира. С большой любовью и пафосом в ней описана белорусская природа, а зубр предстает как явление национальной картины мира и в то же время как символ родины. Менее известны другие поэмы Н. Гусовского: «Новая и славная победа над турками в июле месяце» (1524), «Жизнь и подвиги святого Гиацинта» (1525), а также стихотворения.

Успешное развитие старобелорусского языка в условиях формирования белорусской народности содействовало появлению в эпоху Возрождения и Просвещения новых литературных произведений. Это происходило на волне обогащения и распространения фольклора, в котором приумножались элементы традиционной устной поэзии, в том числе обрядовые песни, древние сказки и предания. В литературных произведениях того времени рассказывалось о глав­ных исторических событиях — войне со шведами, казацких походах и др. В этих произведениях были сильны антикрепостнические и антиклерикальные мотивы.

В количественном отношении собственно белорусская книжность в те времена заметно превосходила рукописную и печатную литературу соседних народов. Так, в XVI в. в Великом княжестве Литовском на кириллице было издано более 80 изданий, а на латинице — только 3. В первой половине XVII в. белорусы имели несколько сотен тысяч рукописных и печатных книг, причем объем последних составлял около 200 тыс. экземпляров. Качество художественного оформления белорусских книг, изданных на родине и за рубежом, было очень высоким. Примечательно, что первая в мире типография, выпускавшая книги на кириллице, появилась еще в 1483 г. в Кракове. Типография же с использованием польского языка открылась только в 1505 г.

Произведениями, созданными в XVI в. на старобелорусском языке, интересовались и представители соседних народов, причем даже в XIX — начале XX в. Об этом свидетельствуют пометки на полях старинных белорусских книг. Знаменитая книга «Грамматики словенския» Мелетия Смотрицкого (ок. 1572—1633), впервые изданная на территории Великого княжества Литовского (1618—19), в 1648 г. была переиздана в Москве и в течение долгого времени использовалась в России для обучения русскому языку.

Библиотека Супраслъского монастыря по количеству и качеству собранных книг превосходила библиотеки великих московских князей и была почти вдвое больше знаменитой царской библиотеки Ивана Грозного. Причем монастырские книги не лежали мертвым грузом, а активно читались в кельях и за пределами монастыря, переписывались, выдавались для чтения различным церквям и светским лицам.

К сожалению, до наших дней дошла лишь незначительная часть литературных памятников, причем в основном религиозно-просветительского содержания, в том числе переводы с европейских языков различных книг Библии. Но в конце XV — первой половине XVI в. наряду с духовной литературой были распространены книги и сугубо светского содержания.

К числу оригинальных произведений светской исторической литературы принадлежит «Диариуш» («Дневник») новогрудского шляхтича Самуэля Маскевича. Внем последовательно отражены ключевые события военно-политической истории Речи Посполитой с 1594 по 1621 г. Значительный историко-литературный интерес вызывает роман-воспоминание «Приключения моей жизни» (1760), автор которого — женщина, врач и путешественница, уроженка Новогрудчины Саломея Русецкая (в замужестве Пильштынова). Впервые роман был издан в 1957 г. в Польше, а в Беларуси — в 1993 г.

Белорусская мемуарная литература началась с «Баркулабовской хроники». Этот оригинальный памятник белорусского летописания назван так в честь деревни Баркулабово Быховского района, где он был создан в середине XVII в. Хроника отражает наиболее значительные события общественно-политической и религиозной жизни Беларуси и России конца XVI -начала XVII в. В ней содержится богатый материал о жизни крестьян, их привычках, обычаях, есть даже сведения о существовавших в то время ценах на сельскохозяйственную продукцию. Анонимный автор осуждает войны, сочувствует простому народу. Хроника проникнута мотивами социального гуманизма и патриотизма.

В конце XVI в. борьба с социально-экономическим и католическим гнетом нашла отражение в полемической религиозной и политической публицистике, в основном анонимной. Для нее характерны злободневность, нравствено-гуманистический пафос, антикатолическая направленность и достаточно высокое литературное мастерство. Почетное место в религиозной полемической литературе принадлежит произведениям Мелетия Смотрицкого, Афанасия Филипповича, Стефана Зизания, Леонтия Карповича.

Развитие поэзии как самостоятельного вида литературного творчества связывают с именем Симеона Полоцкого (С.Г. Петровский-Ситнянович, 1629—80). Этот знаменитый поэт, драматург, публицист и педагог — общее достояние культур Беларуси и России. Он родился в Полоцке, здесь же начинал учиться, а продолжил образование в Вильно и Киеве (Киево-Могилянский коллегиум). С 1664 г. жил в Москве, стихи писал на церковнославянском, белорусском, латинском и польском языках. Рифмы словно сами шли к нему. Поэтическое наследие С. Полоцкого составляет около 50 тыс. строк. Первым в России он превратил поэзию из ремесла в искусство. Проторенной им дорогой воспользовались В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Г.Р. Державин. Обширные научные интересы и глубочайшие познания вызывали уважение современников, в том числе и самых высокопоставленных особ: Полоцкого пригласили наставником к детям царя Алексея Михайловича. Кроме того, в училище для подьячих Приказа Тайных дел он преподавал латинский и польский языки, риторику, поэтику, философию, астрономию и другие дисциплины. Благодаря С. Полоцкому в Москве открылись типография и первый русский школьный театр. По существу, он одновременно исполнял обязанности «министра культуры» и «министра образования». На склоне жизни ученый предложил проект первой в Москве высшей школы — Славяно-греко-латинской академии. Позже царевна Софья сумела его осуществить. С. Полоцкий — глубокий философ, основатель русской силлабической поэзии и драматургии, родоначальник восточнославянского литературного барокко, создатель высоконравственной поэтической дидактики, утверждавшей приоритет духовных ценностей над утилитарно-материальными.

С 80-х годов XVI в. важнейшими центрами белорусской культуры становятся братства. Это были общественно-политические организации православных горожан, боровшихся и против экспансии католицизма, и против засилья в культурной жизни верхушки православного духовенства. При братствах возникали школы. Младшие ученики изучали грамоту и основы пения по нотам, старшие – грамматику древнеславянского и греческого языков, риторику, поэтику, элементы философии. Под влиянием нескольких крупных братских школ возникают многочисленные школы грамоты при братствах и церковных приходах в большинстве городов, а позже и во многих селах Беларуси.

С деятельностью братств и братских школ связано и дальнейшее распространение книгопечатания. Крупнейшим центром книгопечатания стал Вильно. Книги кирилловского шрифта на древнеславянском и белорусском языках издавали здесь типографии купеческого дома Мамоничей, Виленского братства. Белорусский книгопечатник Спиридон Соболь, начавший свою издательскую деятельность в Киеве, позже издал несколько книг в Восточной Беларуси – в Кутейне, Буйничах, Могилеве.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.