Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Языковые особенности научного стиля




План практического занятия №3

1. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Какова сфера употребления научного стиля?

2. Охарактеризуйте лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические особенности научного стиля.

3. Назовите подстили и жанры данного стиля.

 

2. Выполните следующие задания

 

1. Выпишите из справочников, энциклопедий, учебников не менее 20 слов и выражений, являющихся научными терминами. Укажите значение каждого термина и область науки, где он употребляется.

2. Подберите из научных сочинений 10 грамматических форм и конструкций, имеющих окрашенность научного стиля. Укажите, из каких источников взяты примеры.

 

3. Укажите языковые средства, которые не входят в арсенал научного стиля.

Доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась – значило бы ломиться в открытую дверь. Это обнаруживается на приемных экзаменах в высшие учебные заведения и техникумы; на уровне грамотности машинисток и переписчиц, недавно окончивших школу; при обследовании школ и везде, где приходится наблюдать людей, обучавшихся письму в последнее время. Не надо, конечно, думать, что в прежнее время по этой части все выглядело благополучно; вопрос о поднятии грамотности всегда стоял на очереди. Но надо откровенно признать, что сейчас этот вопрос приобрел совершенно необычную остроту и что вопли о недопустимой безграмотности питомцев нашей школы отнюдь не преувеличены (Л.В.Щерба. Безграмотность и ее причины. Избранные работы по русскому языку).

 

4. Охарактеризуйте жанр аннотации, какую информацию она включает?

Составьте аннотацию статьи, учебника, монографии (по выбору) по вашей специальности.

Для справки: Аннотация – это сжатая характеристика первоисточника. В ней перечисляются главные вопросы тематики источника и в ряде случаев характеризуется его структура. Аннотация отвечает на вопрос «О чем говорится в источнике?». Как правило, аннотация состоит из простых предложений.

 

5. Напишите обзор статьи «О происхождении мышебоязни» по плану: 1) общая характеристика текста: выходные данные, формулировка темы, проблемы; 2) описание содержания; 3) заключение: оценки и выводы. Выразите свое мнение о публикации.

Используйте материал для справок.

Тема и проблема:

Данная (рассматриваемая) статья (работа) посвящена (чему?)

Работа представляет собой анализ (обзор, описание) (чего?)

В статье описывается (анализируется, излагается, обобщается) (что?)

Ставится вопрос (проблема) (чего?)

Автор затрагивает вопрос (о чем?)

Автор касается проблемы (чего?)

Цель:

Цель статьи – показать (что?)

Целью работы является описание (уточнение, выявление, определение, анализ) (чего?)

 

Описание содержания:

Автор рассматривает (считает, утверждает, доказывает, подчеркивает, выделяет, противопоставляет, разрабатывает, обобщает, объясняет, разбирает, предлагает) (что?);

останавливается (на чем?)

исходит (из чего?)

отмечает незначительность, особое значение, важность (чего?)

подтверждает (что?) (чем?)

сравнивает (что?) (с чем?)

иллюстрирует (что?) (чем?)

 

Отношение к проблеме:

Позитивная оценка Негативная оценка
Исследованный материал полностью подтверждает (что?); Приводятся хорошо аргументированные доказательства (чего?); Дается целый ряд примеров, иллюстрирующих справедливость (чего?); Автор углубляет наше представление (о чем?); Автор подводит нас к заключению (о чем?); Убедительно доказано (что?); Ценность работы заключается (в чем?); Нельзя не согласиться (с чем?); (Что) представляет интерес не только (для кого / чего?)…, но и (для кого / чего?). (Что?) нуждается в проверке; (Что?) является неточным, неполным, неубедительным; (Что?) заставляет усомниться (в чем?); К недочетам работы следует отнести (что?); Существенным недостатком (чего?) является (что?); (Что?) противоречит (чему?); Автор упускает из виду (что?), необоснованно утверждает (что?); Желательно было бы (что?) Мы придерживаемся другой точки зрения, другого мнения.

О ПРОИСХОЖДЕНИИ МЫШЕБОЯЗНИ

Проблему доисторического прошлого мышей поставила лингвистика. Мышь по-японски нэдзуми. Несложный анализ этого слова привел к разложению его на части нэ и дзуми, вторая из которых, согласно словарю, означает завершение (сихарадзуми – оплачено, байякудзуми – продано и т.д.).

Сегодня японцы называют так знак зодиака, с котрого начинается двенадцатилетний цикл восточного календаря. Конечно, ни одному жителю древнего Востока не пришло бы в голову открывать цикл летоисчисления названием какого-нибудь мелкого зверька. Для этого наверняка было бы избрано более представительное животное, каким, конечно, и был нэ – предок современной мыши. Таким образом, крохотный домашний грызун представляет собой итог длительной и сложной эволюции какого-то существа, известного среди древних японцев под именем нэ. Как же он выглядел?

Судя по тому, как современная женщина зажмуривает глаза при виде маленькой мышки, облик доисторической мыши был ужасен, хотя мы и не знаем его во всех подробностях. Современные женщины при виде мыши визжат и инстинктивно забираются на стол. Видимо, таким же образом от коварного нэ спасались и их прародительницы. Доисторические мыши, как и их современные потомки, по всей вероятности, хорошей прыгучестью не обладали. Следовательно, их длина при вставании на задние лапы составляла около 80 см (высота современного стола). Будь их длина меньше или больше указанной величины, современные женщины забирались бы на соответственно иную высоту – табуретку или шкаф.

Почему же доисторические мыши столь деградировали с течением веков и тысячелетий? Тут мы отчасти согласны с Дарвином: изменились условия – изменилась и внешность. Паразитируя на добыче человека, мыши поначалу питались мамонтятиной. Когда же мамонты были выбиты, человек начал охотиться на более мелких животных, вплоть до зайцев, а в голодные годы – и на сусликов. Постепенное сокращение рациона мышей вело к уменьшению их размеров. Затем наступила еще более драматичная для мышей перемена: человек покинул пещеры, стал жить в хижинах, занялся земледелием. Вместе с человеком в новые жилища и переселились и перешли на растительную пищу домашние мыши. Маленькие зерна – маленькие мыши. Если бы пшеничное зерно было величиной с яблоко, размер мышей не уменьшился бы так катастрофически.

На судьбу мышей влиял и естественный отбор.

Одним из факторов отбора были действия мужчин. Всякий раз, возвращаясь с охоты в родную пещеру и заставая женщин перепуганными, а обед неприготовленным, голодные и разъяренные мужчины бросались на виновников неприятностей – на мышей. Шансов уклониться от удара копьем или дубиной и укрыться было тем больше, чем меньше был размер тела. Так происходил отбор, в ходе которого выживали более щуплые и менее окрашенные особи. Мыши мельчали и серели.

У мышей был еще один опасный враг – саблезубый тигр, также обитавший в пещерах. Преследования со стороны столь грозного зверя опять таки могли выдержать лишь мелкие особи, способные проскользнуть между саблевидными зубами тигра. (Нельзя не поставить попутно вопрос о судьбе этого зверя. Очевидно, что он, как мышь, переселился вслед за человеком из пещер в дома и превратился в домашнюю кошку, а не вымер, как ошибочно полагают. Косвенным доказательством этого служит тот факт, что женщины, страдающие мышебоязнью, обожают кошек, вероятно, храня в подсознании благодарность им за былую поддержку в борьбе против доисторических мышей).

Страх перед преследователями заставлял предков мышей инстинктивно сжиматься; постоянное нервное перенапряжение вызывало угнетенное состояние центральной нервной системы и нарушения функции эндокринных желез, что, в свою очередь, вело к карликовости.

Но наиболее пагубно на несчастных животных действовал женский высокочастотный визг, обогащенный вредными для здоровья ультразвуками. У мышей этот звук вызывал тяжелые сердечные заболевания. Тем более что в пещерных условиях первобытнообщинного строя мышам зачастую приходилось выслушивать не одиночный, а коллективный визг всей женской половины племени. Отмеченный психо-физиологический фактор, неизвестный Дарвину и впервые обнаруженный на стыке генетики и сердцеведения, действовал в том же направлении, что и прочие.

Из поколения в поколение прежде грозные звери мельчали все более, пока наконец не стали такими, что гоняться за ними с копьем и дубинкой стало просто смешно. Именно тогда мужчины стали лишь пожимать плечами, слыша визг женщин, увидевших мышь.

(По материалам публикаций в журнале «Наука и жизнь»).

 

Литература для подготовки к занятию

1. Русский язык и культура речи. Под ред. В. Д. Черняк. – М., 2003. – Стр. 375-380, 381- 386.

2. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002. –Стр. 18-25, 26-52, 58-64, 68-74.

3. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1979. – Стр. 19-60.

4. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. М., 2002. Стр.6 – 9, 12-13, 21-22, 50-51.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.