Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образуйте от названия города наименование горожанина и однокоренного прилагательного




Про-

С-

Об-

За-

Сверх-

Супер-

После-

Пост-

Про-

Раз-

Де-

(Приведите примеры)

Прилагательные образуются с помощью приставок.

(Приведите примеры)

Новые прилагательные образуются (реже) и с помощью суффиксов:

Бартер н ая (сделка), компьютер н ый, щит ов ая (реклама), рейтинг ов ый, омонов ск ий и др.

Глаголы образуются преимущественно с помощью приставок. Новообразования служат и названием действия, и как средство выразительности, и как способ стилистической окраски текста.

Наиболее употребительные приставки:

(Приведите примеры)

 

Безаффиксный способ словообразования.

1. В существительных со значением признака, образованных от основ прилагательных: новый – новь, зеленый – зелень, синий – синь, гладкий – гладь, тихий – тишь, дрожать – дрожь, широк-ий – ширь

2. В отглагольных существительных: бега-ть – бег, отрыва-ть - отрыв, заменя-ть – замен-а, дрожать – дрожь, моросить – морось, оторопеть – оторопь.

Этот способ словообразования называют «нулевой суффиксацией», или бессуффиксальный способ словообразования.

Новые слова образуются с помощью сложения (слов, слогов, начальных букв слов, словосочетаний), переходом слов из одной части речи в другую.


Словообразование обогатило терминологию различных наук, техники, экономики и т. д. Многие научные термины получили широкое распространение в литературной речи.

 

Это интересно. Слово без корня. Оказывается, есть слово без корня. Это глагол вынуть. Попробуем выделить в нем морфемы: вы- -приставка, -ну- -суффикс глагола (сравните: тянуть, двинуть), -ть –показатель инфинитива. Где корень? Его нет. А слово существует, все его понимают. Получается, что и без корня оно имеет значение. Куда же девался корень? Он исчез в результате звуковых изменений, которые претерпело слово. Глагол вынуть (несовершенный вид: вынимать) – родственник глаголов отнять – отнимать, занять – занимать, снять – снимать и т. п. Глаголы отнять, занять, поднять, снять имеют древний корень -я- со значением «брать». Состав этих слов с исторической точки зрения можно изобразить так: от-н-я-ть, за-н-я-ть, под-н-я-ть, с-н-я-ть, об-н-я-ть, вз-я-ть. А что такое звук [н] в составе этих слов? Звук [н] – часть приставки. Он появлялся после некоторых приставок в тех случаях, когда корень слова начинался с гласного звука. Такого же происхождения начальное нв местоимениях, употребляемых с предлогами: к нему(пишу ему), с ним (доволен им), к ней (говорю ей). Но почему корень -я-превратился в корень -у-в слове вынуть? Корень -я- - очень коротенький, невыразительный, самостоятельно в словах без приставок перестал употребляться. Значение его забылось. Зато во многих глаголах встречался деятельный, активный суффикс –ну- Какой корень в словах обуть и разуть? А в слове обувь?  

 


ЗАДАНИЯ

1. Какие значения могут выражать окончания - а, - у, - ие?

2. Кто больше назовет слов с корнем - лад -, - город- (- град-)? Определите способ образования этих слов.

3. Образуйте от глагола воротить новые глаголы приставочным способом.

4. Образуйте сложные прилагательные, в которых первой частью будет высоко-.

5. Найдите четвертое «лишнее»:

• Прыгнуть, видеть, бег, дышать.

• Белизна, белеть, синеть, чернеть.

• Горечь, стеречь, рассечь, повлечь.

• Песенный, доверенный, осенний, каменный.

 

• Саратов – саратов ец – саратов ск ий

• Лондон –

• Ялта –

• Орел –

• Дели –

 

7. Какими способами образованы слова: переписчик, залесье, дописать, заработаться, глубь, душевая (сущ.), огнеупорный, прессформа, землепроходец, верхолаз, густонаселенный?

8. Вычленяют ли в словах завод (промышленное предприятие) и прекрасный приставки за- и пре-, в словах булавка и кощунство суффиксы –к(а), -ств(о)?

9. Какими способами образованы слова:

Кинолекторий, короткометражка, КВН, стыковка, спутник, видеотелефон, микрорайон, стеклопластик, программист, антимиры, ультразвук, цветомузыка?


Тема 9. Окказионализмы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы как средство выражения авторской оценки.

Огромное множество новых слов, постоянно возникающих в речи, не входит в общее употребление, так и остается словами, лишь однажды созданными в каком-нибудь контексте, «по случаю». Это окказиональные слова ( от латинского occasio – «случай»).

Мы сами даже не отдаем себе отчета в том, какое множество таких слов создается на каждом шагу в разговорной речи, сколько их употребляется в произведениях художественной литературы, в газетах.

ПРИМЕРЫ:

• Неуклюжий переименователь сообразил дать ему [городу] непроизносимое имя «Ивано-Франковск»

(К. Паустовский. Книга скитаний)

• Моя надежда – читатели книг. Хочется высказаться о них. Они меня больше радуют, чем, например, вниматели радио»

(Б. Слуцкий. Человек с книгой)

• В любой литературе любого времени… есть услужливые удовлетворители любых читательских потребностей… И в борьбе с этими более или менее опасными опошлителями литературы… - ценность многих статей книг.

(«Новый мир», 1967, № 7)

Говорильщиков много, вот делателей мало.

(Из к/ф «День счастья»)

Подобные слова и не претендуют на то, чтобы закрепиться в языке. Преднамеренная новизна делает их яркими словами-характеристиками людей. Для этого они обычно и создаются.

Окказиональные образования охотно используются писателями. Под пером хорошего писателя окказиональное слово – это средство для создания свежего, нешаблонного, оригинального словесного образа. Созданы они по законам русского языка, по существующим в нем словообразовательным моделям, образцам.

НАПРИМЕР, слово пролетариатоводец образовано так же, как флотоводец, полководец; многопутье – как многословие, многоточие, многолюдье.


Но бывает и так, что художники слова раздвигают присущие языку словообразовательные рамки. Каждый словообразовательный тип имеет в языке свои границы употребления. Однако писатели – чаще поэты – иногда позволяют себе не считаться с этими границами, расширяют возможности образования слов. С точки зрения общепринятого литературного языка такое слово – нарушение нормы. А поэт с его помощью создает яркий образ.

Сергей Есенин производил существительные третьего склонения от основ существительных безаффиксным способом:

• Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь.

• Только видели [журавли] березь да цветь, да ракитник, кривой и безлистый.

• И теперь уж я болеть не стану. Прояснилась омуть в сердце мглистом.

• В эту серую морозь и слизь // Мне приснилось рязанское

небо // И моя непутевая жизнь.

• Они, как отрубь в решете, // Средь непонятных им событий.

• Светит месяц. Синь и сонь. Хорошо копытит конь.

В литературе нередко образуются окказиональные прилагательные от неодушевленных существительных. Это один из грамматических приемов персонификации (олицетворения): неживые предметы, от названий которых произведены притяжательные прилагательные, тем самым наделяются свойствами людей.

У Маяковского:

• Не дослушал с крипкиной речи…

• Поэт вылизывл чахоткины плевки…

Тучкины штучки…

У Евтушенко:

• Я, Магниткина дочка, - Братская ГЭС!

• Не умел он еще понимать,

Что он сделался стройкиным сыном,

Как деревниной дочкою – мать …

 

Словообразовательные возможности русского языка неисчерпаемы. Они позволяют не только создавать новые слова, но и пользоваться окказиональными новообразованиями как своеобразным художественным средством.


ЗАДАНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.