Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политико-территориальное устройство, территориальное самоуправление. 1 страница




Территориальная организация Испании состоит из муниципалитетов, провинций и региональных автономных объединений. Все элементы территориальной организации пользуются автономией при ведении своих дел.

Начальная территориальная единица – муниципалитет обладает правами юридического лица и управляется выборными муниципальными советами, которые избираются путем всеобщего, прямого, равного, свободного и тайного голосования. Советом или непосредственно жителями избирается алькальд – руководитель исполнительного органа муниципалитета.

Несколько муниципалитетов объединяются в провинции. Представительным органом провинции является собрание представителей, избираемое населением путем прямых выборов.

Широкими правами наделяются специальные региональные автономные объединения, создаваемые путем объединения провинций, имеющих общие черты исторического, культурного и экономического развития.

В Испании существует два типа автономий: административная и национально-территориальная. По степенисамостоятельности составных частей Испания приближается к положению федеративного государства, пока таковым не являясь. При формировании автономии разрабатывается проект статута автономной области, который после одобрения обеими палатами парламента оформляется в виде органического закона.

К компетенции региональных автономий Конституция относит: создание своих органов самоуправления; благоустройство территорий муниципалитетов; общественные работы, дороги, земледелие, животноводство; использование гор и лесных богатств; охрана окружающей среды; экономическое и культурное развитие; социальное обеспечение, здравоохранение и др.

Через пять лет после своего образования автономия может увеличить круг полномочий за счет компетенции государства при условии соблюдения установленных законом принципов (передача соответствующих финансовых средств и установление контроля со стороны государства). Это может быть оформлено изменениями в статуте автономии.

Контроль за деятельностью автономных объединений осуществляется Конституционным судом Испании; Правительством Испании (в отношении делегированных полномочий); органами административной юстиции; счетной палатой Кортесов (за экономикой и бюджетом автономного образования).

Автономии имеют собственные средства, которые складываются из собственных налогов, пошлин и специальных взносов, ассигнований из государственного бюджета, прибыли от собственного имущества и доходов из различных источников.

Представительным органом автономии является однопалатный парламент, избираемый на 4 года путем всеобщих выборов. При этом избирательным округом является провинция. Парламент обладает законодательной властью в пределах своей компетенции. Он также обладает правом законодательной инициативы в Генеральных кортесах.

К функциям парламента автономии относится: принятие законов в пределах своей компетенции; принятие бюджета области, вносимого на обсуждение правительством области, контроль за исполнением бюджета; установление областных налогов, сборов; эмиссия ценных бумаг; контроль за деятельностью правительства области.

Парламент автономной области назначает сенаторов в состав Сената Генеральных кортесов; назначает или избирает главу правительства автономной области.

Исполнительные органы автономии – правительство или правительственный совет играет важную роль в системе органов власти автономии. Структура правительства, его компетенция и формы деятельности определяются текущим законодательством автономии. Оно состоит из советников (от 10 до 15).

Председатель правительства – ключевая фигура в системе органов области. Он избирается депутатами парламента из состава членов парламента, назначается декретом Короля Испании и осуществляет свои полномочия в течение срока работы парламента (4года). Он несет персональную ответственность перед парламентом, который может вынести ему вотум недоверия, за которым следует отставка всего правительства области. Председатель правительства без согласования с парламентом назначает и смещает всех членов правительства, разрабатывает и осуществляет основные направления деятельности правительства, председательствует на его заседаниях, направляет деятельность всех членов правительства. От имени правительства он осуществляет законодательную инициативу в парламенте автономии. Правительство несет солидарную ответственность перед парламентом за свою деятельность; разрабатывает бюджет и обеспечивает его исполнение. Оно может создавать специальные полицейские части.

Внешнеполитических полномочий автономия не имеет.

 

 

Тема 18 ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА КИТАЯ

 

Китай (Китайская Народная Республика) — государство тоталитар­ного социализма, находящееся на стадии длительной модернизации. Китай занимает первое место в мире по численности населения (около 1,3 млрд. человек), третье — по размерам территории (после России и Канады), второе — по объему ВВП (после США), но 91-е место — по доле ВВП на душу населения (после Кубы, Кот д'Ивуара, Азербайджана, Узбекистана). Неотъемлемой частью Китая является остров Тайвань, где существует другой общественный строй. Общенациональной проблемой является вопрос о путях воссоединения Тайваня с материковой частью Китая.

Конституционное право Китая характеризуется значительными осо­бенностями. Во-первых, на его содержание и пути развития до сих пор большое влияние оказывает традиция. Многие общественные отноше­ния, которые в других странах регулируются нормами права (в том числе конституционного), в Китае регулируются обычаями, традицией. Законы нередко принимаются только тогда, когда традиция непригодна для уре­гулирования новых общественных отношений, или в дополнение к ней. Правда, в последние годы в связи с проводимой экономической реформой законодательная деятельность существенно оживилась.

Во-вторых, в условиях тоталитарного социализма, несмотря на его модернизацию, многие принципиальные общественные отношения регу­лируются актами правящей Коммунистической партии Китая (КПК). Такой порядок был установлен еще во время гражданских войн в освобожденных от гоминьдановской власти районах Китая, когда именно КПК и руководимая ею Народно-освободительная армия принимали ди­рективы об организации общественной жизни в этих районах. В настоя­щее время также во многих случаях нет четкого различия между право­вым актом и партийной директивой. Установки Компартии определяют некоторые принципы права, в том числе конституционного, которые в партийных директивах формулируются следующим образом: коллекти­визм вместо «западного» индивидуализма, дисциплина взамен вседозволенности, гармония вместо плюрализма.

В-третьих, конституционное право Китая имеет отчетливо выражен­ный идеологический характер. В его основе лежат постулаты марксистско-ленинской идеологии (классовая борьба, диктатура пролетариата, руководящая роль Компартии, различие прав трудящихся и «эксплуата­торов», единство государственной власти), учение Мао Цзедуна.

В-четвертых, конституционное право отчетливо отражает современ­ное противоречие между экономической и политический системами китайского общества: с одной стороны, сравнительно либеральная эко­номика с элементами рыночного хозяйства при государственном плани­ровании, с другой — тоталитарная политическая система с обязательной государственной идеологией и руководящей ролью одной партии. Вряд ли можно бесконечно базировать развитие общества на двух диаметраль­но противоположных системах.

В-пятых, для конституционного права Китая, как и вообще для соци­алистического конституционного права, характерно обилие норм-про­возглашений, норм-назиданий и т.п., которые призваны скорее отражать определенные взгляды, идеологические принципы, чем служить норма­ми-правилами для регулирования конкретных отношений. Например, закон об организации Всекитайского собрания народных представителей (высшего представительного органа страны) требует, чтобы депутаты отдавали все силы служению народу, что практически невозможно;

закон о прокуратуре устанавливает, что ее работники всем сердцем, всеми помыслами должны служить народу, что также неосуществимо: у сердца и помыслов есть и другие аспекты, связанные с реальной жизнью;

временное положение об адвокатуре требует от адвокатов горячо любить КНР, и т.д.

Многие акты конституционного права носят экспериментальный, временный характер, а их иерархия не всегда соблюдается. В частности, наиболее важные вопросы часто регулируются не законами, а совмест­ными постановлениями Центрального комитета КПК и Государственного совета (правительства).

 

18. 1. Конституция КНР

Подготовка и принятие конституции. Проект действующей с 1982 г. конституции Китая был разработан под руководством и по указа­нию ЦК КПК, одобрен им и после краткого обсуждения в печати принят китайским парламентом — Всекитайским собранием народных предста­вителей. Эта конституция заменила первую конституцию КНР 1956 г., а также конституционные акты, принятые в период «культурной револю­ции», когда была предпринята попытка в 60—70-х годах «прыгнуть» к коммунизму на базе создания народных коммун, использования прими­тивной техники, всеобщей уравниловки и борьбы с инакомыслием.

Основные положения конституции. Современный период опреде­ляется в конституции Китая как «начальная стадия строительства соци­ализма» (преамбула), а китайское общество — как социалистический строй. Одновременно в ней говорится о «социализме с китайской специ­фикой», о «социализме в модернизированном виде» (поправки к консти­туции, принятые в 1993 г.), ставятся задачи социалистической модерни­зации общества, которая должна привести к созданию зрелого социалис­тического общества примерно в течение 100 лет. XIV съезд КПК (1992 г.) поставил цель: создать «социалистическую рыночную экономику». В связи с его решениями в конституцию в 1993 г. были внесены измене­ния, касающиеся, по существу, лишь социально-экономических вопро­сов (кроме того, были изменены сроки полномочий некоторых местных представительных органов).

В конституции сказано, что эксплуататоры как класс ликвидированы, но вместе с тем упоминается о внешних и внутренних вражеских силах и элементах. В ней содержится много демократических положений, гово­рится о правах граждан, но различаются, с одной стороны, права трудя­щихся, а с другой — права остальных индивидов. Система органов госу­дарства исходит из марксистско-ленинских положений, отрицающих разделение властей, предусматривающих сосредоточение государствен­ной власти в руках представительных органов типа советов снизу довер­ху, из принципа демократического централизма. Определяя политику в области международных отношений, конституция закрепляет пять прин­ципов: взаимное уважение суверенитета и территориальной целостнос­ти, ненападение, невмешательство во внутренние дела, равенство и вза­имная выгода. Вместе с тем говорится, что Китай выступает против им­периализма, гегемонизма и колониализма. В конституции упоминается о роли личности в истории, об идеях Мао Цзедуна.

В соответствии с концепцией социалистического конституционализ­ма главное значение в конституции придается закреплению основ обще­ственного строя и характеру государства, все остальные вопросы счита­ются производными от этого. В Китае считается, что социалистический характер экономической системы — основы социалистического строя — проявляется в исключении эксплуатации человека человеком, в ведущей роли государственного сектора экономики и в распределении по труду в соответствии с конституционным принципом «от каждого — по способностям, каждому — по труду».

Конституция запрещает любым организациям и лицам подрывать со­циалистический строй.

Согласно конституции, основой экономики является социалистичес­кая собственность, существующая в форме общенародной (государст­венной) собственности и коллективной собственности трудящихся масс (различные формы кооперативов), а единоличные хозяйства городских и сельских тружеников рассматриваются как дополнение к социалисти­ческому хозяйству. Государственный сектор переименован в сектор эко­номики, основанный на государственной собственности. По объяснени­ям китайских авторов, это означает самостоятельность хозяйственных организаций, их право распоряжения государственной собственностью.

В Китае допускается многообразие форм собственности, в том числе частная собственность, но они неравноправны. Хотя государство охраня­ет законные права и интересы частного капитала, частное хозяйство рассматривается как низшая форма организации труда, государство осу­ществляет контроль за ним. В настоящее время частный сектор занимает сравнительно небольшие позиции в экономике, но он развивается гораз­до более быстрыми темпами, чем государственный. Конституция разре­шает иностранцам вкладывать капиталы в экономику Китая, но доля смешанных и иностранных предприятий также невелика — несколько процентов.

Согласно поправкам 1993 г. к конституции, экономика Китая раз­вивается на основе сочетания рынка и государственного макроре­гулирования (этот термин введен вместо «всеобъемлющего планиро­вания»), положение о народнохозяйственных планах из конституции исключено (на деле же в 1996 г. действует девятый пятилетний план), но рынок играет вспомогательную роль. Статья 8 конституции по-преж­нему гласит, что социалистическая экономика является руководящей в народном хозяйстве, государство поощряет социалистическое труде вое соревнование.

Конституция содержит положения о социальной структуре общества, выстраивая по определенным рангам различные классы и слои населения. Она употребляет понятия «рабочий класс», «крестьянство», «интеллигенция», «народ» и «враги народа». Рабочий класс характеризуете;

как руководящий, говорится о союзе рабочих и крестьян. Однако в Кита! принимаются меры по ограничению наплыва крестьянского населения i города, крестьяне не имеют паспортов. Регулированию подвергается народонаселение, применяются меры по ограничению деторождения, особенно в сельских районах.

Закрепляя основы политической системы Китая, конституция устанавливает: 1) руководящую роль Коммунистической партии в обществ» и государстве; 2) характер государственной власти как демократически диктатуры народа, руководимой рабочим классом; она рассматриваете) как одна из форм диктатуры пролетариата в специфических условия; Китая; 3) создание широкого патриотического Единого фронта, объеди­няющего различные партии и народные организации под руководством Коммунистической партии; 4) вся полнота государственной власти при­надлежит собраниям народных представителей — органам типа сове­тов — снизу доверху. Упоминания о народных коммунах в 1993 г. из конституции исключены.

В Китае неоднократно ставился и продолжает ставиться вопрос о реформе политической системы (вслед на экономической реформой). Ее составной частью является преодоление бюрократизма и беззакония, феодальных пережитков, традиций пожизненного пребывания на руко­водящих должностях, а также обеспечение политической стабильности в стране.

Изменение конституции. Конституция может быть изменена по предложению Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей или 1/5 депутатов ВСНП. Изменения и дополнения должны быть приняты большинством в 2/3 всего состава ВСНП. Каких-либо «укрепленных» статей, не подлежащих изменению или требующих более сложной процедуры для изменения, в конституции не содержится.

Поправки в конституцию 1982 г. вносились дважды: в 1988 г. в ст. 10 и 11 (они легализовали частное хозяйство и аренду земли, хотя фактичес­ки это было сделано раньше по указаниям ЦК КПК и актам правительст­ва) и в 1993 г. в связи с курсом на «социализм в модернизированном виде», «социалистическую рыночную экономику».

Конституционный контроль. В Китае не существует специальных органов конституционного контроля, поскольку считается, что наивыс­шее положение среди органов государства занимает парламент, хотя это слово по отношению к ВСНП в Китае не употребляется, а «буржуазный парламентаризм» осуждается. Никакой другой орган не может стоять над ВСНП, признавать принятые им законы неконституционными и тем самым лишать их юридической силы. Считается, что сами государствен­ные органы, издающие правовые акты, осуществляют контроль за соот­ветствием этих актов конституции. Контроль за законностью осущест­вляет специальная система органов — прокуратура, а соблюдение кон­ституционности законов — задача ВСНП и его Постоянного комитета.

 

18. 2. Основы правового статуса личности

 

В Китае принята социалистическая концепция прав человека, кото­рая отвергает понятие естественных прав и связывает правовой статус личности с природой общества и государства. Вместе с тем, с точки зрения китайских исследователей, имеет место расхождение между официальным статусом личности, закрепленным в конституционном праве, и обыденным пониманием. Для официального статуса особое значение имеют социально-экономические и политические права, а для традицион­ного сознания — некоторые права личности: право на жизнь и здоровье, право на имя и др.

Наиболее широкими правами в Китае, как и в других странах, облада­ют его граждане. Гражданами Китая считаются лица, хотя бы один из родителей которых является китайским гражданином и которые роди­лись на территории Китая или другой страны, но не приобрели граждан­ство последней. Иностранцы и лица без гражданства могут быть приняты в китайское гражданство, если они имеют близких родственников в Китае или у них есть иные основания для приобретения гражданства (вопрос о наличии оснований решается Министерством общественной безопасности, которое ведает вопросами приема в гражданство, его утра­ты и восстановления). Двойное гражданство в Китае не признается, но законные права и интересы иностранцев охраняются.

На первое место в иерархии прав в Китае выдвигаются социально-экономические права, которые считаются наиболее важными для трудя­щегося человека. В конституции говорится о праве на труд, отдых, пен­сионное обеспечение, образование, о праве собственности и ее наследо­вании. После «культурной революции» в интересах общества был выдви­нут лозунг: «Обогащайтесь!», чтобы повысить уровень жизни его членов. В конституции названы также социально-культурные права: свобода на­учной и исследовательской деятельности, литературно-художественно­го творчества, деятельности в других областях культуры.

В числе политических прав конституция называет: избирательные права, свободу слова, печати, собраний, союзов, демонстраций, право обращаться с критикой или предложениями в адрес любого государст­венного органа или государственного служащего.

В конституции перечислены личные права и свободы: свобода и не­прикосновенность личности, свобода совести (в Китае нет доминирую­щей религии, существует около десятка религиозных объединений обще­китайского значения, которых буддизм, ислам, христианство и др.), тайна переписки, неприкосновенность жилища, право на компен­сацию ущерба, причиненного незаконными действиями государственно­го органа или государственного служащего. Среди личных прав особо регулируются права, связанные с браком и семьей, причем в конститу­ции говорится, что меры по ограничению деторождения — это обязан­ность не только государства, но и супругов. Установлено, что в городской семье может быть не более одного ребенка, в сельской — не более двух. При соблюдении этого правила семья получает материальное поощрение от государства, при нарушении — штрафуется (штрафы составляют приблизительно 3—4 тыс. юаней, т.е. около 350—470 долл. США, при рож­дении второго ребенка в городской семье). Эти меры вызваны тем, что в Китае значительная часть валового продукта (до четверти) идет на обес­печение вновь родившегося населения.

Как видно из изложенного, конституция Китая закрепляет в основ­ном права и свободы, присущие конституциям большинства стран мира. Однако регулирование правового статуса личности имеет в Китае ряд принципиальных особенностей:

1) Права и свободы предоставляются гражданам в соответствии с целями социализма, имеют целевое назначение. В конституции сказано, что права в области культуры служат делу социалистической духовной культуры, говорится о социалистическом просвещении, о воспитании в духе коммунизма, на основе диалектического и исторического материа­лизма и т.д. Диссиденты, занимающие иные идеологические позиции, могут рассматриваться как «враги» социализма и подлежать суду В 1996 г. некоторые из них были приговорены к 11 годам тюремного заключения.

2) Осуществление прав и свобод связывается с регулирующей ролью государства, которое направляет деятельность граждан при использовании ими своих прав и свобод. В конституции говорится о том, что государство вырабатывает разного рода правила и памятки для жителей города и деревни, воспитывает коллективизм, патриотизм, интернациона­лизм, ведет борьбу с буржуазной, феодальной и прочей «тлетворной идеологией». Государство указывает, что надлежит делать (например, присутствовать на собраниях), но вместе с тем, преодолевая порочное влияние «культурной революции», конституция устанавливает, что за­прещается подвергать граждан клевете, оскорблениям, травле.

3) Конституция различает права граждан и права трудящихся. Право на труд, например, принадлежит всем гражданам, а право на отдых, образование, пенсионное обеспечение — только трудящимся.

4) Конституция предусматривает материальные гарантии социально-экономических прав, прежде всего это социалистическая система хозяй­ства. В сфере политических прав материальные гарантии практически не упоминаются, юридические же сформулированы в общем виде, а в ряде случаев вообще не названы.

5) Значительное внимание в конституции уделяется охране прав и интересов китайцев, проживающих за границей, и членов их семей. Таких лиц более 30 млн., и они контролируют капиталы, достигающие в общей сумме 400 млрд. долл. США.

Конституция КНР содержит довольно подробный перечень конститу­ционных обязанностей граждан. Для конституционного регулирования обязанностей китайских граждан характерны две особенности. Первая состоит в том, что большинство обязанностей имеют не юридический, а преимущественно моральный характер и выполнение лишь некоторых из них может быть обеспечено правовыми средствами (например, обязан­ность соблюдать конституцию и законы, платить налоги, хранить госу­дарственную тайну). Но есть и другая группа обязанностей, выполнение которых лишь в какой-то мере может быть связано с правовым принуждением (например, обязанность трудиться, соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок, обязанность учиться). Некоторые обязанности имеют целиком моральный характер (обязанность защищать сплоченность национальностей, беречь общественную собственность, охранять честь и интересы родины и др.). Особенность этой группы обязанностей состоит в том, что формулирование обязанностей, равно как \ прав, отражает социалистический подход к ним (это видно из приведенных выше формулировок).

 

18. 3. Правовое регулирование общественных объединений

 

В Китае существуют в основном те же виды общественных объедине­ний, что и во многих других странах, но их правовое положение имеет существенные особенности. Различно прежде всего их положение в по­литической системе: есть руководящая организация и руководимые орга­низации. Согласно конституции, руководящей силой в обществе и госу­дарстве является Коммунистическая партия Китая, которая, по сущест­ву, выполняет властные функции. Все важнейшие мероприятия осущест­вляются по директивам, указаниям партии. Это относится как к карди­нальным событиям, преобразующим лицо страны (создание в свое время народных коммун, а затем отказ от них и переход к допущению частной собственности и рыночных отношений), так и к решению частных вопро­сов в масштабах административно-территориальных единиц или, напри­мер, предприятий (назначение на должности определенных лиц, кадро­вая политика). В результате в Китае тесно переплетаются партийные и государственные функции, деятельность органов правящей партии и го­сударства. Задача разграничить партийные и государственные функции в Китае ставилась неоднократно, но решить ее пока не удается и при сохранении существующих особенностей политической системы вряд ли удастся.

КПК строится по территориально-производственному признаку. Ее органы создаются в общегосударственном масштабе, в административ­но-территориальных единицах, а также на предприятиях, в учреждени­ях, вооруженных силах и т.д. Раньше партийные комитеты непосредст­венно руководили производством и управлением (в том числе партийные комитеты министерств). В настоящее время происходит отказ от такого порядка, в министерствах партийные комитеты упразднены, но на пред­приятиях, в учреждениях за ними сохраняется решение принципиаль­ных вопросов.

То, что конституция закрепляет руководящую роль КПК, означает, что она не может быть отстранена от власти, например путем выборов или иных демократических процедур, без изменения конституции и при сохранении существующей политической системы.

На основе конституционного права на объединение в Китае сущест­вуют восемь других политических партий, объединяющих представи­телей различных слоев общества, а иногда лиц определенных профессий (например, так называемая Рабоче-крестьянская демократическая пар­тия традиционно объединяет главным образом работников в области медицины). Кроме нее к числу партий, которые в Китае обычно называ­ются демократическими, относятся: Революционный комитет гоминьдана (это крыло, отколовшееся от правящей партии гоминьдана еще во время гражданских войн и пошедшее на известное сотрудничество с Компартией), Ассоциация содействия развитию демократии. Демократи­ческая лига, Партия стремления к справедливости (Чжигундан), Обще­ство Цзюсань (Общество третьего сентября), Лига демократической автономии Тайваня, Всекитайская ассоциация промышленников и тор­говцев (в Китае эта организация считается партией). Иногда распростра­няет заявления нелегальная организация, называющая себя Демократи­ческой партией.

Поправки к конституции, принятые в 1993 г., предусматривают «многопартийное сотрудничество» и «демократические консультации» между партиями и общественными организациями. Однако, даже взятые вместе, если исключить объединение промышленников и торговцев, эти партии насчитывают не более нескольких десятков тысяч членов; они несопоставимы по численности с КПК (более 57 млн. членов) и по роли их в обществе. По существу, действуют только центральные органы этих партий; они, как правило, не создают своих отделений в административ­но-территориальных единицах, не имеют организаций в учреждениях и на предприятиях. Демократические партии признают руководящую роль КПК в обществе и государстве (но не по отношению к ним самим, так как они считаются самостоятельными). Поэтому, хотя в Китае существует несколько партий, нельзя говорить о подлинной многопартийности. Самостоятельность демократических партий введена в определенные рамки и в результате существования Единого фронта различных партий и народных организаций.

В Китае принята и осуществляется концепция единства обществен­ных организаций и движений. Это означает прежде всего, что путем применения государственных мер и мероприятии правящей партией, «сверху», созданы единые профсоюзные, женские, молодежные и иные общественные объединения. В Китае нет нескольких различных профсо­юзных центров или, например, различных женских организаций; в мас­штабах страны существует только одна такая организация. Создание единства, преодоление раскола в том или ином движении считается важ­ным достижением политической системы Китая, укрепляющим единство действий трудящихся. На деле же это свидетельствует о тоталитарных чертах политической системы страны. Попытки создать другие объеди­нения, выступления с иными идеологическими взглядами считаются контрреволюционными, идеологической диверсией и могут влечь за собой суровые расправы (внесудебные, с применением вооруженных сил, как это было в отношении демонстрации студентов в столице, а также судебные процессы над диссидентами). Общественные организа­ции и движения считаются «приводными ремнями» от Коммунистичес­кой партии к массам, они должны проводить линию партии среди широ­ких слоев населения.

В Китае создана и действует особая общественно-политическая организация типа народного фронта — Единый фронт различных партий и общественных организаций. В конституции говорится, что он сформировался в ходе длительной революции и социалистического стро­ительства, руководит Фронтом КПК, а по своему характеру является патриотической организацией. Единый фронт — наиболее широкое об­щественное объединение в Китае. В его состав входят все существующие в стране партии и более или менее массовые общественные объединения. В рамках Фронта, в его центральном органе — Народном политическом консультативном совете — осуществляется согласование различных мнений, вырабатывается общая позиция по принципиальным вопросам развития страны, но поскольку руководство Фронтом осуществляется КПК, то она через Фронт направляет деятельность всех организаций, входящих в его состав. В данном случае это делается не прямо, а опосре­дованно — через другую, более широкую организацию (движение).

 

18. 4. Правовое регулирование институтов непосредственной демократии

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.