Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушения морфологической системы




Ошибки в синтаксических конструкциях

Наиболее частые ошибки (по Н. Н. Алгазиной):

а) нарушения согласования, главным образом в числе: Све­
жий воздух и спорт полезен для здоровья
(нужно — полезны);

б) нарушения глагольного управления, предложного и беспред­
ложного: «любоваться на закат» (надо: любоваться закатом), «бес­
покоиться за отца» (надо: об отце) и др.;

в) нарушения связи местоимений с теми словами, на которые
они указывают: Недалеко от пруда стоял шалаш, мы купались в
нем.

г) местоименное удвоение подлежащего: Коля — он был высо­
кий, широкоплечий
(влияние разговорного стиля, на грани просто­
речия);

д) неправильное употребление личных местоимений в косвен­
ной речи: Лесник рассказал, как я (т. е. он) только что встретил
огромного лося;

е) неоправданный пропуск членов предложения: Решили пере­
сечь речку вброд, кучер вел лошадь, держа под уздцы; Выбрались на
противоположный берег сухие
только кучер промок;

ж) нарушение видовременной соотнесенности глаголов в пред­
ложении или компоненте текста: Мальчики лежали вокруг костра,
тихо переговариваясь... Павлуша начинает свой рассказ
(лучше было
бы начал);

з) нарушения единства формы в ряду однородных членов пред­
ложения: Герасим был крепостным крестьянином, трудолюбивый;

и) синтаксический монотон (Н. И. Жинкин), т.е. однообразие предложений, структурные повторы обычно не усложненных пред­ложений;

к) неудачный порядок слов, затемняющий понимание смысла предложения: Узкая полоска только с берегом связывает этот ост­ров, превращая его в полуостров;

л) причастный оборот отделяется какими-то словами от опре­деляемого слова: Эта пятерка меня страшно обрадовала, получен­ная впервые в жизни;


м) включение определяемого слова внутрь причастного оборо­та: Солнечный луч освещал падающие листья с ветвей липы;

н) неоправданное нарушение прямого порядка слов в предло­жении, или неоправданная инверсия;

о) смешение подчинительных и сочинительных союзов в слож­ном предложении: Но так как Герасим не мог говорить, и он назвал любимую собаку Муму;

п) неудачное использование союзов и союзных слов в слож­ном предложении: не тот союз, лишние союзы, повторы союзов, их искажение;

р) смешение, неразграничение прямой и косвенной речи в тексте, а в письменной речи — ее неправильное или неполное оформление;

с) не выражена связь между предложениями, входящими в компонент текста, или нарушения связности текста и др.

Богатая типология ошибок этой группы объясняется высоким уровнем разработанности синтаксиса.

К их числу относятся:

а) смешение признаков одушевленных и неодушевленных имен
существительных: Я заметил под деревом красавца боровика;

б) колебания в роде: Однажды кот поймал мыша (встречается в
говорах);

в) применение мужского рода к женщине: Анна мечтала стать
летчиком
(мужской род применяется в особых случаях: Анна Ах­
матова — великий поэт);

г) неуместное употребление устаревших форм: в темном лесе
(современная форма в лесу, но в народной песне — в темном
лесе);
в сущности, это стилистическая ошибка; к этому же типу
относится употребление и других устаревших слов в нейтральном
тексте: Отче — форма звательного падежа, смеючись — формы
деепричастия и пр.;

д) многочисленные, массовые ошибки в склонении имен чис­
лительных, особенно собирательных типа четверо, сложных типа
семьсот, составных типа восемьсот девяносто семь и дробных типа
двадцать один и семьдесят пять сотых;

е) полная форма имен прилагательных в роли именной части
составного именного сказуемого: Лес красив(ый) в любое время года;

ж) неуместное употребление краткой формы прилагательного
в роли определения: Мой сын очень способен, у него большие способ­
ности;

з) неправильное образование форм степеней сравнения имен
прилагательных: Он богатее всех (надо: он богаче); Он был веселей­
ший
и т.п.;


и) неправильные модели притяжательных прилагательных: Я отдыхал в сестриновом саду (надо: в сестрином) и пр.;

к) неправильное образование некоторых форм склонения ме­стоимений: Я был в гостях у ее (надо: у нее); ошибки в склонении местоимений сам, самый, чей, какой-либо и некоторых других;

л) смешение видов глагола, главным образом при соотнесении инфинитива и форм настоящего/будущего времени: бежать — он бегает (надо: он бежит); бегатьон бежит (надо: он бегает);

м) смешение классов глагола, вследствие этого — ошибки в образовании форм спряжения: #«искаю», ты «искаешь»...; Я«со- знаваю»...; для этой работы «потребовается» много дней;

н) ошибки в чередовании согласных при образовании форм спряжения некоторых глаголов: берегу — «берегешь» (надо: бере­жешь), увлечься — «увлекаешься» (надо: увлечешься);

о) образование причастий от основы инфинитива: «вытерев-ший» — надо вытерший; с суффиксом -т: «убратый» — вместо убранный и т. п.;

п) неправильный выбор суффикса при образовании дееприча­стий: «увидя» — нужно увидев или увидевши и др.

Изучение ошибок — дело полезное для их предупреждения; но основой хорошей речи ошибки быть не могут: эту функцию вы­полняют образцовые тексты: правильная, высококультурная язы­ковая среда, устная и письменная.

97. Подберите текст для правки: рекламный листок, биографию кан­дидата, инструкцию, которая приложена к товару, газету, студенческую курсовую работу и пр. Выявите не менее пяти недочетов, ошибок, выпи­шите их из текста, чтобы было понятнее. Каждый недочет поясните. (При­водится пример из авторитетной газеты.)

Например: За последние десять лет состав правительства в России изменялся 98 раз. В Белом доме перестали даже делать ре­монт к приходу очередного министра...

1. Изменения в правительстве бывали, как правило, не во всем
его составе, слово же изменялся предполагает полную замену. Ошиб­
ка лексическая, неточный выбор слова.

2. Не слишком ли разухабистый тон текста, сообщающего о
важных событиях. Недочет стилистический: неадекватный выбор
языковых средств. Ирония должна быть строже.

Подобранные вами примеры должны быть обсуждены на семинаре.

91. Редактирование текста

Редактор — профессионал, его место в издательствах, редак­циях газет, государственных департаментах. Но и каждый человек нуждается в элементарных умениях в области редактирования.


Сначала — о принципах редактирования:

а) оно всегда предполагает жесткий критический анализ свое­
го или чужого труда, текста; собственный должен «отлежаться»,
чтобы воспринимался как бы заново;

б) редактирование имеет несколько этапов, уровней; это нуж­
но и для неоднократного перечитывания с интервалами, и для
смены задач: во-первых, понять автора и усвоить содержание ре­
дактируемого текста, целой книги; во-вторых, достичь ясности,
точности, доступности изложения глазами придирчивого читате­
ля; в-третьих, выверить логику: выделение главного, выверка обо­
снованности, аргументов, доказательств; в-четвертых, и это са­
мое главное, — язык: выбор слов, сочетаний, правильность и раз­
нообразие конструкций, ясность образов, точность цитирования,
грамматика, даже орфография;

в) третий принцип — редактирование нацелено на адресата,
его восприятие. Кто будет читателем? Человек с высшим образо­
ванием или школьник, специалист, прекрасно владеющий язы­
ковыми средствами своей профессии, или новичок в данном деле?
Фактор адресата руководит не только автором, но и редактором.

г) редактирование подчинено определенным стандартам: юри­
дическим и коммерческим, политическим и издательским, школь­
но-учебным и книжно-журнальным. Эти стандарты определяют,
например, стиль — научный, официально-деловой и пр.; средства
этикета; наличие иллюстраций, чертежей, карт, приложений,
вплоть до расположения всего этого на страницах. В учебнике текст
разделяется на части, которые определяют «дозу» материала, на­
сыщенность его новыми понятиями и терминами, важнейшие пра­
вила выделяются шрифтом или помещаются в рамочку и пр.

Работа редактора в издательстве имеет этапы: без автора, без его влияния; редактор постепенно осваивает рукопись, он дол­жен знать ее лучше, чем автор. Затем — совместная работа с авто­ром, выяснение трудных мест. Наконец, снова без автора: редак­тор готовит текст к набору: например, размечает шрифты, распо­ложение материала на полосе и пр.

Опыт редактирования дает автору такие навыки, как перево­площение в читателя и слушателя своего произведения; навык чтения не текста вообще, а каждой буквы, прочитывание и взве­шивание каждого слова.

98. Систематически, не менее одного часа в неделю, тренируйтесь в редактировании собственного текста. После написания пропустите 2— 4 недели. Такая тренировка не должна быть разовой, эпизодической. Ваши поправки, дополнения тоже должны полежать, чтобы через пару недель вы их воспринимали, будто чужие.

Не ограничивайтесь письменными текстами; записывайте устную импровизацию на пленку, прослушивайте ее и научитесь редактировать не только письменный, но и устный текст.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.